КОНСПЕКТ
УРОКА
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
по теме
«Почему идёт дождь
и дует ветер?»
(1 класс, изучение нового материала)
Учитель: Белая Наталья Ласловна
1 ГОУ РК «Школаинтернат №1»
г. Воркута
Цель: создать условия для формирования у обучающихся знаний о
причинах возникновения дождя и ветра и расширения знаний о значении этих
явлений для жизни растений и животных.
Задачи:
способствовать формированию умения объяснять причины возникновения
дождя и ветра;
создать условия для усвоения учащимися видов дождя и ветра, их различий;
содействовать развитию нравственных качеств (взаимопомощь в трудной
ситуации);
способствовать закреплению знаний о произведениях А.С.Пушкина,
развитию интереса к творчеству поэта.
Планируемые предметные результаты: учащиеся научатся объяснять
причины возникновения дождя и ветра, различать виды дождя.
Планируемые УУД:
1) Познавательные:
общеучебные (постановка и формулирование проблемы; выделение и
формулирование цели; поиск и выделение необходимой информации;
структурирование учебного материала; моделирование; осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение,
извлечение необходимой информации);
логические (анализ объектов с целью выделения признаков существенных,
несущественных; сравнение, классификация; установление причинно
следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство; подведение под понятие);
2 коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками; согласованные действия с партнёром; умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли).
2) Регулятивные:
целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно);
планирование; прогнозирование; контроль; оценка; саморегуляция).
3) Личностные (умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения).
Класс: 1 класс
Тип урока: изучение нового материала
Продолжительность: 40 мин
Материальнотехническое обеспечение:
классная доска;
проектор, экран, ноутбук;
Методическое и дидактическое обеспечение урока:
учебник «Окружающий мир. 1 класс. Часть 2» (авт. Плешаков А.А.)
сигнальные карточки (красного и зелёного цветов)
рисунок Муравьишки с зонтом;
картинкисимволы на магнитах («облака», «туча», «солнышко», «капельки»);
портрет А.С.Пушкина
Ход урока сопровождается показом презентации (содержимое слайдов
появляется по щелчку).
3 ХОД УРОКА
1) Организационный момент, активизация внимания учащихся
(слайд №1)
Учитель:
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать!
Повторим, как нужно вести себя на уроке, чтобы всё хорошо понять и
запомнить? (внимательно слушать, не выкрикивать, поднимать руку, не
перебивать товарища)
Как вы думаете, почему важно выполнять эти правила? (чтобы всё понять,
правильно отвечать на вопросы)
Вы определили, как нужно себя вести на уроке, и я надеюсь, будете
стараться это выполнять.
2) Актуализация знаний через межпредметные связи с предметом
«Литературное чтение»
4 Вы узнали, чей портрет держит наш Муравьишка? (да, это портрет
великого русского поэта А.С.Пушкина)
Какой жанр мы изучали в творчестве А.С.Пушкина на уроках литературного
чтения? (волшебные сказки)
Как звали героя, который отправился на поиски своей пропавшей царевны
невесты? (королевич Елисей)
(слайд № 2)
Вместе с королевичем Елисеем мы отправимся в путь и поможем ему. Вы
согласны помочь комуто в трудной ситуации? У кого была такая ситуация?
Как вы поступили? (ответы учащихся). Это называется «придти на
выручку». Мы отправляемся в путь!
Вспомните, какими словами Елисей обратился к Солнцу?
(«Свет наш, Солнышко!..»)
5 (слайд № 3)
3) Самоопределение к деятельности
формирование общеучебных УУД (структурирование знаний;
использование знаковосимволических средств)
Чтобы Солнце помогло королевичу Елисею, вы должны вспомнить всё, что о
нём изучили, и ответить на вопросы с помощью сигнальных карточек.
(после показа карточек на слайде № 4 появляется правильный ответ)
(слайд № 4)
6
Солнце – это огромный пылающий шар… (правильный ответ: да)
Солнце – это самая дальняя от Земли звезда... (правильный ответ: нет)
Солнце создаёт нам ночь…. (правильный ответ: нет)
Земля вращается вокруг Солнца… (правильный ответ: да)
По размерам Солнце меньше Земли… (правильный ответ: нет)
Звёзды – это огромный пылающие шары… (правильный ответ: да)
Звёзды кажутся нам маленькими точками, потому что находятся очень
далеко от нас… (правильный ответ: да)
Луна – это звезда и сама испускает свет… (правильный ответ: нет)
Луна движется вокруг Земли… (правильный ответ: да)
На Луне могут жить люди… (правильный ответ: нет)
Ребята, можно сказать, что вы достигли поставленной цели – вспомнили всё,
что знаете о ближайшей к нам звезде? (да) Да, вы уже многое знаете о
Солнце.
4) Физкультминутка №1:
Вы знаете, что Солнце – огромный раскалённый шар. Изобразите руками
большой шар над головой, прогните спинки и повторяйте вместе со мной:
«Я возьму шар большой,
Подниму над головой,
Прогну спину…и шар кину!»
(учащиеся делают движение руками и корпусом вперёд, как бы бросая
«шар» учителю; повторить 23 раза)
Работа по теме урока:
5)
7
формирование познавательных УУД (формулирование проблемы
с показом рисунка зонта)
Посмотрите: Муравьишка собрался на Луну и взял с собой зонт. Правильно
ли он сделал? (нет, там нет дождей)
А на Земле нам зонт нужен? Почему? (да, на Земле идут дожди)
Мы с вами знаем, что на Земле идут дожди, но чего мы пока не знаем?
(мы не знаем, почему на Земле идут дожди)
Сможем сегодня узнать на уроке? (да)
формирование регулятивных УУД (определение темы и задач
урока, прогнозирование, целеполагание, контроль)
Предположите, что мы будем изучать на уроке? (почему на Земле идут
дожди)
Отгадайте загадку:
«Без рук, без ног,
Поёт да свищет,
По полю рыщет,
Деревья ломает,
К земле пригибает» (это ветер)
Сделайте вывод о том, что ещё будем изучать? (ветер)
8 Прочитаем тему: «Почему идёт дождь и дует ветер?»
(слайд № 5)
Правильно ли мы предположили тему? (да)
Чему будем сегодня учиться? (учиться объяснять, почему идёт дождь и
дует ветер, какими они бывают)
Прочитаем задачи урока:
1) Научимся объяснять причины возникновения дождя и ветра.
2) Научимся различать виды дождя и ветра: Какой бывает дождь? Какой
бывает ветер?
(слайд № 6)
Правильно ли мы определили задачи, которые будем решать? (да)
9 Откройте стр.36 в учебнике, прочитайте тему и задачи урока, сравните с
тем, что определили вы сами (вывод: да, мы предположили правильно,
верно определили тему и цели)
формирование логических УУД (анализ объектов, классификация,
подведение под понятие, установление причинноследственных связей),
общеучебных УУД (осознанное построение речевого высказывания)
Кто сам наблюдал дождь? (выяснение имеющихся у обучающихся
жизненных представлений по теме урока)
В каких ситуациях это было? Какие у вас впечатления? (ответы учащихся)
Выполним задание №1 учебника: читаем название дождя и подбираем к нему
картинку («ливень», «ситничек», «косохлёст»)
Почему люди так назвали дожди? (предположения учащихся)
Посмотрим слайды № 7, 8, 9…(просмотр, обсуждение)
10 Сравним и сделаем вывод о том, правильно ли мы рассуждали, когда
подбирали названия? (да)
6) Физкультминутка №2 (связь с темой урока)
«Приплыли тучи дождевые: «Лей, дождь, лей!»
Дождинки пляшут, как живые: «Пей, рожь, пей!»
И рожь, склоняясь к траве зелёной, пьёт, пьёт, пьёт…
А дождик летний, дождик звонкий льёт, льёт, льёт!»
(под ритм стихотворения учащиеся выполняют движения руками,
подскоки, наклоны, хлопки ладошками над головой; можно повторить 2
раза)
формирование регулятивных УУД (целеполагание, контроль),
логических УУД (выдвижение гипотез, анализ и синтез, установление
причинноследственных связей)
Какие бывают дожди, вы уже узнали. Теперь выясним, почему идёт дождь,
как он возникает? (предположения учащихся)
Учитель объясняет на доске процесс возникновение дождя («круговорот
воды в природе») с помощью схемы на магнитах («солнце», «поднимающийся
пар», «облака», «тучи»); учащиеся самостоятельно делают вывод, затем
каждый ученик выходит к доске и прикрепляет «капли» на магнитах,
падающие из «тучи» (т.е. «идёт дождь»)
11 Прочитаем вывод на стр. 87 в учебнике… (учащиеся читают
самостоятельно, затем один ученик читает вслух)
Сравните с тем выводом, который сделали вы сами…(наши рассуждения
совпали, мы рассуждали правильно)
формирование логических УУД (анализ объекта через словарную
работу и развитие речи, межпредметная связь с русским языком)
Вспомните, как обращался Елисей к ветру?
(«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»)
(слайд № 10)
12 Подумайте, какие слова подойдут для описания ветра…
(работа со слайдом № 11; учащиеся читают слово и делают вывод,
может ли оно характеризовать ветер; правильное слово остаётся, а
лишнее исчезает: «сильный», «зелёный», «холодный», «свежий», «сырой»,
«сладкий», «тёплый», «пёстрый», «порывистый», «слабый», «широкий»,
«тихий»)
формирование
рассуждения, доказательство)
логических УУД (построение логической цепи
13 Рассмотрите стр. 37 в учебнике, объясните, на какой иллюстрации правильно
показан ветер? Почему? (высказывания учащихся, обобщение)
7) Работа в парах:
формирование познавательных УУД (постановка и решение
проблемного вопроса), коммуникативных УУД (согласованные
действия с партнёром)
Подумайте и ответьте на вопросы: «Мы сами можем получить ветер? Если
да, то как?» Обсудите в парах (да, можем подуть, помахать тетрадкой,
веером, использовать вентилятор. Учитель выясняет, знают ли учащиеся
о том, что такое вентилятор, показывает картинку с его изображением)
Учитель рассказывает об урагане, шторме, торнадо, пурге (слайды № 12,
13, 14, 15, в т.ч. национальнорегиональный компонент, связь с
жизненным опытом учащихся)
14 15 Море во время шторма очень любили изображать художники. Известна
картина И.К.Айвазовского «Девятый вал» (слайд № 16, связь с предметом
«Изобразительное искусство»)
Конечно, и ветер и дождь очень нужны людям, но не такие разрушительные,
о которых я вам рассказала.
Посмотрите на стр. 37 в учебнике: всё живое радуется дождю: и человек, и
животные, большие и маленькие… Всем животным нужна вода, как и людям, в
этом мы с ними очень похожи… (работа по формированию нравственно –
16 этических УУД – выделение моральноэтического содержания по
иллюстрации)
8) Объяснение домашнего задания
Послушайте домашнее задание: прочитайте текст по теме в учебнике;
сочините сказку по этой иллюстрации; выполните задание в Рабочей тетради.
В этом вам помогут знания, которые вы сегодня получили …(объяснение с
показом по учебнику и Рабочей тетради)
9) Контрольнооценочная деятельность (осознание того, что усвоено,
качества усвоения, оценка результатов)
Ребята, мы помогли Елисею найти царевну? (да)
(слайд № 17)
Вспомните, какие задачи мы должны были решить на уроке? (учащиеся
повторяют, с опорой на слайд № 18)
слайд № 18
17 Ответили мы на поставленные вопросы? (да)
А что нового узнали вы на уроке о дожде и ветре? Прочитаем вывод
(ученики читают вывод в учебнике)
Повторите, как вы поняли вывод…(ответы нескольких учащихся;
формирование общеучебных УУД – построение осознанного устного
речевого высказывания)
Расскажите, почему идёт дождь, с опорой на слайд № 19:
18 Кто оценивает себя, что он справился с поставленными на уроке задачами?
Самостоятельно или нет? Если не самостоятельно, то с помощью кого? Что
вам помогло? Кому на уроке было трудно? (самооценка учащихся)
10) Рефлексия:
Кто может сегодня себя похвалить за работу на уроке? За что именно?
Кто своей работой сегодня доволен?
Поднимите руки, чьё настроение соответствует первому смайлику?
Почему? (слайд № 20, «грустный смайлик»; «весёлый смайлик»)
Поднимите руки, чьё настроение соответствует второму смайлику? Почему?
Спасибо, вы все молодцы! Урок закончен.
19
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.