Конспект урока "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом". (9 класс, биология)
Оценка 5

Конспект урока "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом". (9 класс, биология)

Оценка 5
Работа в классе
docx
биология +1
9 кл
01.02.2017
Конспект урока "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом". (9 класс, биология)
Материал предназначен для изучения раздела биологии в 9 классе "Основы учения о наследственности и изменчивости", УМК И.Р. Пономаревой. Образовательными задачами урока являются: познакомить учащихся с основными способами определения пола у многоклеточных организмов; показать роль хромосом половых клеток в генетическом механизме определения пола; раскрыть сущность понятий «сцепление генов с полом», «сцепленное с полом»; проанализировать особенности наследования, сцепленного с полом. В ходе урока учащиеся знакомятся с новым видом решения задач по генетике.
наследование признаков, сцепленных с полом.docx
Урок биологии в 9 классе.                                «_____»________________ 20___ г. Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Цель. Сформировать знания о хромосомном механизме определения пола организма. Задачи. Образовательные: познакомить учащихся с основными способами определения пола у  многоклеточных организмов; показать роль хромосом половых клеток в генетическом  механизме определения пола; раскрыть сущность понятий «сцепление генов с полом»,  «сцепленное с полом»; проанализировать  особенности наследования, сцепленного с полом. Развивающие:продолжить формирование умений и навыков, необходимых для решения  генетических задач;выработка умений самостоятельного составления блок­ схемы;способствовать пониманию необходимости знания истории своей семьи;развивать  умение анализировать, сравнивать и обобщать, используя дополнительную литературу и  информационные технологии. Воспитательные: воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,  сознательного отношения к проблемам в здоровье людей, связанных с наследованием  признаков, гены которых лежат в половых хромосомах. Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Повторение изученного материала. Фронтальная беседа   Вопросы: 1. Назовите три закона Г. Менделя? 2. Каких правил придерживался Г. Мендель при проведении своих опытов? 3. Сформулируйте закон чистоты гамет. Кому принадлежит открытие этого закона? 4. Всегда ли признаки можно чётко разделить на доминантные и рецессивные? 5. Какое название получило это явление? 6. Всегда ли по фенотипу можно определить, какие гены содержит данная особь?  Приведите пример. 7. Можно ли установить генотип особей, которые не различаются по фенотипу?  Какой метод используют для этого? 8. Какими особенностями характеризуется дигибридное скрещивание? 9. Всегда ли справедлив закон независимого наследования, т.е. III закон Г. Менделя? 3. Изучение новой темы. При изучении цитологических основ клеток мушки дрозофилы, было обнаружено,  что из четырех пар хромосом – 3 пары одинаковы, а четвертую пару составляют  хромосомы, различающиеся между собой по внешнему виду.  Общее число, размер и форму хромосом, характерных для того или иного вида  организмов, называют кариотипом. Все одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых  организмов, называют аутосомами. (рис. 31 стр.80). 1 пара – половые ­ Х и У – хромосомы. Пол с одинаковыми половыми хромосомами, образующий один тип гамет –  гомогаметный. Пол с разными половыми хромосомами, образующий два типа гамет –  гетерогаметный. 1. Хромосомный набор млекопитающих, дрозофилы : ХХ – женский  (гомогаметный), ХУ – мужской (гетерогаметный). У человека 23 пары хромосом: 22 пары – аутосомы, 23­я половые :Х или У. 2. Хромосомный набор бабочек, птиц, рептилий, некоторых рыб: ХУ – женский,  ХХ – мужской. 3. Хромосомный набор клопа, кузнечика, пауков: ХХ – женский, ХО – мужской. 4. Хромосомный набор тли ХО – женский, ХХ – мужской. 5. У крокодилов половые хромосомы не обнаружены. Пол зародыша,  развивающегося в яйце, зависит от температуры окружающей среды: если жарко  – самки, если прохладнее  – самцы. Пример расщепления по признаку пола у человека. ХХ х ХУ 1. Сколько типов гамет образует женский организм? Мужской? 2. Каково соотношение полов при таком скрещивании? 3. Отчего будет зависеть пол будущего ребенка? Соотношение между полами у большинства организмов в случаях большого  количества особей 1: 1. Пол будущего потомства определяется при  оплодотворении. У человека пол зависит только от того, какая половая клетка  попала от отца.  Признаки, определяемые генами, расположенными в половых хромосомах,  называются сцепленными с полом. У­хромосома: пол, перепонка между пальцами, волосатые уши, аллергия (от отца к  сыну). Х – хромосома содержит не менее 200 генов. В соматических клетках женщины по  две Х – хромосомы, поэтому за каждый признак отвечают по два гена­ доминантные и рецессивные – обязательно проявляются фенотипически. Например, наследование гемофилии, дальтонизма  (разобрать  схему наследования  гемофилии). 4. Закрепление. 1. У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном, ген цветовой  слепоты локализован в Х – хромосоме. В браке женщины с нормальным зрением, родственники которой страдали цветовой слепотой, мужчина с нормальным  зрением, родились три дочери с нормальным зрением и два сына с полной  цветовой слепотой. Объясните полученные результаты. 2. У кур – плимутрок ген серой окраски оперения локализован в Х – хромосоме.  Его рецессивный аллель вызывает черную окраску оперения. а) Гомозиготный серый петух скрещивается с черной курицей. Определить  фенотип первого поколения. б) Серая курица скрещивалась с черным петухом. Определите фенотип  петушков и курочек в первом поколении. в) Серый петух, мать которого имела черное оперение, скрещивался с черной  курицей. Определите расщепление по цвету оперения у петушков и курочек в  первом поколении. а) ХАХА х ХаУ петух – ХАХа – серый, курица ­ ХАУ – серая б) ХАУ х ХаХа петух – ХАХа – серый, курица – ХаУ – черная в) ХАХа  х ХаУ петухи:  ХАХа – серый, ХаХа ­ черный;  курицы : ХАУ – серая, ХаУ – черная 5. Домашнее задание. § 23 У кур – плимутрок ген серой окраски оперения локализован в Х – хромосоме. Его рецессивный аллель вызывает черную окраску оперения. а) Гомозиготный серый петух скрещивается с черной курицей. Определить фенотип первого поколения. б) Серая курица скрещивалась с черным петухом. Определите фенотип петушков и курочек в первом поколении. В) Серый петух, мать которого имела черное оперение, скрещивался с черной курицей. Определите расщепление по цвету оперения у петушков и курочек в первом поколении. У кур – плимутрок ген серой окраски оперения локализован в Х – хромосоме. Его рецессивный аллель вызывает черную окраску оперения. а) Гомозиготный серый петух скрещивается с черной курицей. Определить фенотип первого поколения. б) Серая курица скрещивалась с черным петухом. Определите фенотип петушков и курочек в первом поколении. в) Серый петух, мать которого имела черное оперение, скрещивался с черной курицей. Определите расщепление по цвету оперения у петушков и курочек в первом поколении. У кур – плимутрок ген серой окраски оперения локализован в Х – хромосоме. Его рецессивный аллель вызывает черную окраску оперения. а) Гомозиготный серый петух скрещивается с черной курицей. Определить фенотип первого поколения. б) Серая курица скрещивалась с черным петухом. Определите фенотип петушков и курочек в первом поколении. В) Серый петух, мать которого имела черное оперение, скрещивался с черной курицей. Определите расщепление по цвету оперения у петушков и курочек в первом поколении. У кур – плимутрок ген серой окраски оперения локализован в Х – хромосоме. Его рецессивный аллель вызывает черную окраску оперения. а) Гомозиготный серый петух скрещивается с черной курицей. Определить фенотип первого поколения. б) Серая курица скрещивалась с черным петухом. Определите фенотип петушков и курочек в первом поколении. В) Серый петух, мать которого имела черное оперение, скрещивался с черной курицей. Определите расщепление по цвету оперения у петушков и курочек в первом поколении. У кур – плимутрок ген серой окраски оперения локализован в Х – хромосоме. Его рецессивный аллель вызывает черную окраску оперения. а) Гомозиготный серый петух скрещивается с черной курицей. Определить фенотип первого поколения. б) Серая курица скрещивалась с черным петухом. Определите фенотип петушков и курочек в первом поколении. В)Серый петух, мать которого имела черное оперение, скрещивался с черной курицей. Определите расщепление по цвету оперения у петушков и курочек в первом поколении. Задачи для домашнего решения Задача 1 (1­й уровень сложности) Кошки:  ХВ  ­ рыжий  цвет шерсти, Хв­ черный,   Y – не содержит гена окраски,  ХВ  Хв ­ черепаховая окраска. Гетерогаметны самцы (ХY) У черной кошки родился трехцветный котенок. Каков его пол? Какую окраску имел отец  этого котенка? Какие еще котята могли родиться у этой пары? Определите генотипы и  фенотипы родителей и потомства. Задача2 (2­й уровень сложности) У человека ген цветовой слепоты ­ дальтонизма ­  рецессивен и находится в Х­хромосоме  (Хd), доминантный аллель этого гена обусловливает нормальное цветовосприятие (ХD), Y­ хромосома этого гена не имеет. Какова вероятность рождения детей с нормальным цветовым зрением в семье, где мать  дальтоник, а отец нормально различает цвета? Если будут дети дальтониками, то кто –  сыновья или дочери? Приведите решение задачи. Задача 3 (3­й уровень сложности) У кур ген полосатости оперения находится в Х­хромосоме и доминантен (ХВ), рецессивный аллель обусловливает черную окраску (Хв), Y­хромосома такого гена не имеет. Какого  петуха и какую курицу надо скрестить, чтобы все курочки в потомстве были черными, а  петушки – полосатыми? У кур самки гетерогаметны (ХY) Задача 4 (4­й уровень сложности) У человека ген пигментации кожи находится в аутосоме и не сцеплен с полом, а ген  свертываемости крови находится в Х­хромосоме и сцеплен с полом : А – нормальная пигментация кожи а – отсутствие пигмента (альбинос) ХН – нормальная свертываемость крови Хh – гемофилия Y – не содержит гена У нормальных по обоим признакам супругов родился сын – альбинос, страдающий  гемофилией. Какова вероятность рождения в этой семье детей­альбиносов со скрытым  геном гемофилии? Каков их пол?

Конспект урока "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом". (9 класс, биология)

Конспект урока "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом". (9 класс, биология)

Конспект урока "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом". (9 класс, биология)

Конспект урока "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом". (9 класс, биология)

Конспект урока "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом". (9 класс, биология)

Конспект урока "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом". (9 класс, биология)

Конспект урока "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом". (9 класс, биология)

Конспект урока "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом". (9 класс, биология)

Конспект урока "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом". (9 класс, биология)

Конспект урока "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом". (9 класс, биология)

Конспект урока "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом". (9 класс, биология)

Конспект урока "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом". (9 класс, биология)
Скачать файл