Конспект урока "Основание" (8 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: общее знакомство с классом неорганических соединений – основаниями. Задача образовательная: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями; рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований. Задача развивающая: развить у учащихся такие личностные качества как сосредоточенность, наблюдательность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицей растворимости. Задача воспитательная: воспитать у обучающихся умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её, умение слушать и уважать мнение товарищей. Тип урока: изложение нового материала. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Иконка файла материала Основания.doc
Основания, их классификация и свойства.          Цели:   Сформировать понятие об основаниях как классе электролитов.  Рассмотреть их классификацию по различным признакам  Охарактеризовать общие свойства оснований в свете ионных  представлений  Закрепить умения составлять ионные уравнения            Оборудование:                      презентация урока, таблица растворимости солей, электрохимический ряд                            напряжения металлов, микролаборатория. Регулятивные УУД 1. Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий Познавательные УУД 1. Формирование умения работать с учебником, алгоритмами составления ионных  уравнений и расстановки коэффициентов в окислительно­восстановительных реакциях. Коммуникативные УУД 1. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Повторение пройденного материала:Учащиеся отвечают на вопросы учителя: ­ Что такое кислоты с точки зрения ТЭД ? ­ По каким признакам классифицируют кислоты ? ­ Охарактеризуйте серную кислоту по всем признакам. ­ Каковы химические свойства кислот? ­ Как изменяют окраску индикаторы в растворах кислот? ­ С какими металлами реагируют кислоты? ­ В каком случае протекают реакции с солями? ­ Как называется реакция взаимодействия кислоты с основанием? 3. Изучение нового материала. 1) физические свойства:    Твёрдые вещества (кроме гидроксида аммония);                                              Имеют различную окраску (гидроксид кальция – белый;                                                                                               гидроксид меди – голубой;                                                                               гидроксид жлеза – красно­бурый и т.д.) 2) классификация оснований – таблица (слайд 3.) 3) растворимые основания являются электролитами, при диссоциации образуют  гидроксид­ионы, которые обусловливают ряд общих свойств (слайд 4):                                      мылкость на ощупь,                                      изменение окраски индикатора                                     взаимодействие с другими веществами Взаимодействие с индикаторами (слайд 5) Индикатор  Нейтральная  среда Щелочная  среда Лакмус Фиолетовый  Синий  Фенолфталеин Бесцветный  малиновый Метиловый оранжевый Оранжевый  жёлтый  Помни! Нерастворимые основания не меняют окраску индикаторов Типичные ревкции оснований1. Взаимодействие с кислотами(слайд 6) Основание + кислота      соль + вода        (реакция обмена, нейтрализации) →         Растворимые основания: NaOH  +  HCl (фенолфталеин)  Na+ + OH­  + H+ + Cl­  H+ + OH­   H→  2O  Na→ +  + Cl­  + H2O  → NaCl  + H2O Нерастворимые основания Cu(OH)2  Cu(OH)2              Cu(OH)2  2­    + 2H2O H2SO4  ↓ ↓  +   2↓    +     +   2H H+   → CuSO4    + 2H2O  Cu→ 2+  +  SO4 2­  +  + SO4  → Cu2+  + 2H2O 2. Взаимодействие с оксидами неметаллов (слайд 7) →  соль + вода  Щёлочь  + оксид неметалла   ( реакция обмена)          УСЛОВИЕ:         оксиду неметалла должна соответствовать определенная кислота +5O5 → H N+5O3 например:      N2                          S+6O3 → H2 S+6O4 →  2KNO3  + H2O          2KOH  +  N2O5  →  2K+   + 2NO3­  + H2O 2K+  + 2OH­ + N2O5  →  2NO3­  + H2O                   N2O5 +  2OH­            2LiOH  +   SO3  2Li+  + 2OH­ +   SO3                  SO3 + 2OH­   Li→ 2SO4 + H2O  2Li→  → SO4 +   +  SO4 2­  + H2O 2­  + H2O 3. Взаимодействие с солями (слайд 8) → Щелочь + соль   ( реакция обмена)  новое основание + новая соль                                                                     УСЛОВИЯ:                                                                          образуется осадок;                                                                         выделяется газ.3 + 3K↓ →                         6KOH+Fe2(SO4)3 2Fe(OH) → ↓ 3   2Fe(OH) 6K+  + 6OH­   + 2Fe3+  + 3SO4    +  6K                                Fe3+  +  3OH­ →Fe(OH)3   ↓   2SO4 +  + 3SO4 4. Разложение нерастворимых оснований при нагревании (слайд 9)    Нерастворимое основание  оксид металла + вода                             (разложение   при нагревании) → Mg(OH)2  2Fe(OH)3    ↓→ MgO  + H2O  ↓→ Fe2O3   +  3H2O • Ионных уравнений нет, так как все вещества являются неэлектролитами • Данный тип реакции нехарактерен для растворимых оснований Закрепление (слайд 10) Задания на закрепление знаний о химических свойствахоснований     С какими веществами будет реагировать гидроксид кальция:   оксид углерода ( IV)  азотная кислота   гидроксид натрия   сульфат калия   оксид меди   ортофосфорная кислота   силикат натрия  Домашнее задание (слайд 11)  §39, стр. 159­161  Упр. 2, стр. 161