Конспект урока "Основные причины и стадии развития техногенных происшествий" (8 класс, ОБЖ)
Оценка 4.7

Конспект урока "Основные причины и стадии развития техногенных происшествий" (8 класс, ОБЖ)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
ОБЗР
8 кл
18.09.2018
Конспект урока "Основные причины и стадии развития техногенных происшествий" (8 класс, ОБЖ)
Тема урока №3 по КТП. На данном уроке у детей актуализируются знания о техногенных происшествиях. Они научатся определять стадии развития техногенных происшествий. В процессе урока учитель развивает навыки по определению потенциально опасных ситуаций при разных типах техногенных происшествий. Так же будут выявлены основные причины возникновения ЧС.
3 урок.docx
Класс: 8              Предмет: ОБЖ              № урока по КТП: 3 урок Тема урока: Основные причины и стадии развития техногенных происшествий Цель урока:  ­ актуализировать знания о техногенных происшествиях;  ­ научить определять стадии развития техногенных происшествий;  ­ научить решать практические задания;  ­ проконтролировать знания о последствиях, факторах техногенных происшествий;  ­ развить навыки по определению потенциально опасных ситуаций при разных типах  техногенных происшествий;  ­ воспитать умение работать в команде для достижения цели.  Ход уроков I. Организация класса. Приветствие. Проверка списочного состава класса. II. III. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний. 1. Какие техногенные аварии и катастрофы возможны в вашем городе, районе,  регионе? 2. При каких условиях авария может перерасти в катастрофу или чрезвычайную  ситуацию? IV. Проверка домашнего задания. Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору  учителя). V. Изучение  нового  материала. Одними из наиболее крупных техногенных катастроф двадцать первого века являются:  остановка работы Саяно­Шушенской ГЭС, авария на «Фукусиме», утечка мазута в море у  берегов Испании, выброс опасных химических веществ во Франции. Казалось бы, ничего не предвещало таких катастроф, и они свалились, как снег на голову. Но, на самом  деле почти любая авария предсказуема. Дело в том, что авария проходит несколько  стадий развития, прежде чем превратится в катастрофу и создать ЧС. Первая стадия: накопление в работе машин и механизмов, а также в работе  используемых технологий отклонений от установленных требований. Выражаясь  более простым языком, происходит следующее: в работе того или иного оборудования  возникают неполадки, на которые закрывают глаза, потому что оборудование всё равно  выполняет свои основные функции.  Рано или поздно возникает ситуация, которая способствует происхождению  события, лежащего в основе аварии. Это и есть вторая стадия развития техногенного происшествия. То есть, скажем, неполадки в работе оборудования, возникают в  критический момент и, соответственно, сопровождаются критическими последствиями.  Третья стадия представляет собой непосредственно развивающуюся аварию и  возникновение ЧС (то есть, оборудование вышло из строя, и пошел сбой в работе всей  системы).  Ну и четвертая стадия развития – это локализация и ликвидация создавшейся ЧС. Для наглядности рассмотрим все четыре стадии развития техногенных происшествий на  бытовом примере. Например, изначально в доме есть абсолютно исправный электрический  чайник. Спустя какое­то время, чайник начинает как­то странно гудеть, а еще чуть позже ­  иногда искрить и тому подобное. Обычно люди не придают этому значения – ну работает и  ладно.Это первая стадия. Вторая стадия: чайник включили, оставили на кухне, а сами ушли в комнату. Тут уже давно неисправная проводка дает сбой и происходит возгорание. И  если рядом с розеткой оказались салфетки или полотенце – то и они могут  воспламениться. Это будет уже третьей стадией, то есть развитием возникшей ЧС. Хорошо, если люди вовремя почувствуют запах дыма с кухни (это локализация ЧС) и  побегут скорее, чтобы затушить огонь водой (это ликвидация ЧС). Подобным способом техногенные происшествия могут развиваться на крупных объектах и  приводить к самым настоящим катастрофам. Рассмотрим основные причины  возникновения подобных ситуаций в промышленности и на транспорте. В первую очередь,  конечно, это нарушение трудовой дисциплины и техники безопасности. Очень часто  людям кажется, что некоторые пункты в технике безопасности – это просто мелочи, на  которые можно не обращать внимания. Но это не так. Причиной аварии также могут послужить нарушения требований технологических  процессов – то есть, неправильная эксплуатация. Конечно, очень распространенной причиной является износ оборудования и различных конструкций – об этом мы уже  говорили. Также причинами возникновения аварий является недооценка систем предупреждения и  ликвидации, снижение ответственности на всех уровнях управления и снижение  производственной квалификации сотрудников. Дело в том, что в условиях кризиса,  стремясь сэкономить деньги, многие организации производят сокращение штатов. И  сокращают наиболее квалифицированных сотрудников, поскольку у них наиболее высокие  зарплаты, вместо того, чтоб подумать, во сколько им обойдется ликвидация аварии,  которая произойдет при отсутствии этих самых сотрудников. Примеров возникновения аварий по приведенным выше причинам, можно привести много.  Приведем примеры и попытаемся выяснить, по какой причине произошла авария. Скажем,  в результате прорыва трубопровода может затопить трассу. Это не только парализует  движение автомобилей по данной трассе, но и может буквально смыть несколько  автомобилей, угрожая здоровью или даже жизням людей в этих автомобилях. Здесь  причиной аварии является износ оборудования и конструкций: ясно, что если бы трубы  были в должном состоянии, ничего подобного бы не произошло. Или, например, не так давно в московском метро произошло крушение поезда. Все дело  было в том, что неверно эксплуатировали контактный рельс (то есть, здесь речь идет о  нарушении требований технологических процессов). Еще один пример, который можно привести – это использование  фейерверков. Нередко, фейерверки становятся причиной самой  настоящей аварии. Ну, здесь речь уже идет о несоблюдении  техники безопасности. И, конечно, все вы знаете о том, что может случиться, когда за какое­либо дело берутся  люди с низкой квалификацией (или того хуже, если квалификация и вовсе отсутствует). Вот тогда­то мы и видим удивительные  постройки и тому подобное. Конечно, такая организация работы  скоро приведет к аварии. Необходимо отметить, что иногда даже техногенные катастрофы случаются не по вине  человека, а из­за природных катастроф. Опять же, можно привести в пример «Фукусиму» ­ все началось с землетрясения, которое и повлекло за собой все последующие события.  Также, землетрясение может вызвать наводнение путем разрушения гидротехнических  сооружений. А разрушение такого сооружения, как электростанция, в  свою очередь, повлечет отключение электроэнергии. Кроме землетрясения, причиной техногенной катастрофы может  послужить извержение вулкана, смерч, цунами или даже падение метеорита. Все эти явления  способны разрушить дороги, электростанции,  различные хранилища и тому подобное, что  приведет не только к природной, но и к техногенной катастрофе. Попробуйте самостоятельно привести  подобные примеры. VI. Работа над изученным материалом. Вопросы и задания: 1. Каковы, по вашему мнению, наиболее часто встречающиеся причины аварий  (катастроф) в вашем районе? 2. Какие чрезвычайные ситуации техногенного, социального и экологического  характера могут возникнуть при: природном наводнении, урагане, цунами, обвале? 3. Предложите перечень мероприятий, которые необходимо проводить на  промышленном предприятии для снижения вероятности возникновения техногенных аварий и катастроф. 4. «У каждой аварии или катастрофы есть конкретные фамилия, имя и отчество». Как  вы понимаете это высказывание?             VII. Рефлексия              VIII. Итоги урока: Основные стадии развития техногенного происшествия: 1)    Накопление в работе машин и механизмов, а также в работе используемых технологий  отклонений от установленных требований. 2)    Ситуация, способствующая возникновению чрезвычайного события, лежащего в основе аварии. 3)    Непосредственно развивающийся процесс чрезвычайной ситуации. 4)    Локализация и ликвидация чрезвычайной ситуации. Основные причины возникновения аварий: 1)    Нарушения трудовой дисциплины и техники безопасности. 2)    Нарушения требований технологических процессов. 3)    Износ оборудования и конструкций. 4)    Недооценка систем предупреждения и ликвидации аварий. 5)    Снижение ответственности на всех уровнях управления. 6)    Снижение производственной квалификации сотрудников. IX. Домашнее задание: §1.3, таблицу в тетрадь: Основные причины возникновения ЧС. Внутренние причины  – Сложность технологий;  – воздействие   технологических   процессов промышленного производства на материалы – Стихийные Внешние причины        вызываемые катаклизмами   природы   (землетрясением, ураганами, обвалами, бедствия, горными лесными пожарами,   эпизоотии, наводнениями, снегозаносами и т. д.);  эпидемии,   эпифитотии   и массовое размножение вредителей лесного и сельского   хозяйства   (саранча,   сибирский шелкопряд, картофельный колорадский жук и т. п.);  неожиданное   электроэнергии, продуктов;  терроризм;  войны.  подачи   технологических прекращение   газа, – –   (нагрузки,   высокие действие   превышающие сооружений     температуры, допустимые, вибрации,   окислителей,   парогазовой   и   жидкой   агрессивных   сред, минеральных   масел,   эмульсий   и дисперсии);  недостаточная квалификация обслуживающего   персонала,   нарушения правил техники безопасности при ведении строительных и монтажных работ;  проектно­конструкторские   недоработки   в механизмах   и   оборудовании,   проектно­ производственные   дефекты   сооружений   и конструкций   при   изыскании   и проектировании, низкокачественное выполнение   строительных   работ,   плохое качество   строительных   материалов   и конструкций;    – – – – – – физический   и   моральный   износ оборудования и механизмов (старение или коррозия   материалов,   конструкций, сооружений   и   снижение   их   физико­ механических свойств);  низкая   трудовая   и   технологическая дисциплины   и   др.,   нарушения   правил эксплуатации и технологических   процессов   производства (вызывающие   взрывы   котлов,   химических веществ, угольной пыли и метана в шахтах и т. п.).  сооружений

Конспект урока "Основные причины и стадии развития техногенных происшествий" (8 класс, ОБЖ)

Конспект урока "Основные причины и стадии развития техногенных происшествий" (8 класс, ОБЖ)

Конспект урока "Основные причины и стадии развития техногенных происшествий" (8 класс, ОБЖ)

Конспект урока "Основные причины и стадии развития техногенных происшествий" (8 класс, ОБЖ)

Конспект урока "Основные причины и стадии развития техногенных происшествий" (8 класс, ОБЖ)

Конспект урока "Основные причины и стадии развития техногенных происшествий" (8 класс, ОБЖ)

Конспект урока "Основные причины и стадии развития техногенных происшествий" (8 класс, ОБЖ)

Конспект урока "Основные причины и стадии развития техногенных происшествий" (8 класс, ОБЖ)

Конспект урока "Основные причины и стадии развития техногенных происшествий" (8 класс, ОБЖ)

Конспект урока "Основные причины и стадии развития техногенных происшествий" (8 класс, ОБЖ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2018