Конспект урока "Основные виды химической связи. Ковалентная связь" 8 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока «Основные виды химической связи. Ковалентная связь» Цель: изучить механизм образования ковалентной химической связи. Задачи: Образовательные: • изучить механизм образования ковалентной химической связи; • научиться составлять электронные формулы молекул веществ; • ввести понятие электроотрицательности и на основе этого объяснить природу ковалентной полярной связи. Развивающие: • закрепить знания учащихся о распределении электронов в атоме; • формировать умения написания электронных формул веществ; • формировать умения определять вид ковалентной связи. Воспитательные: • воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь. Тип урока: комбинированный.
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока «Основные виды химической связи. Ковалентная связь» Цель: изучить механизм образования ковалентной химической связи. Задачи: Образовательные:  изучить механизм образования ковалентной химической связи;   научиться составлять электронные формулы молекул веществ;  ввести понятие электроотрицательности и на основе этого объяснить  природу ковалентной полярной связи. Развивающие: закрепить знания учащихся о распределении электронов в атоме;   формировать умения написания электронных формул веществ;  формировать умения определять вид ковалентной связи. Воспитательные:  воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать  взаимовыручку и взаимопомощь. Тип урока: комбинированный. Оборудование и реактивы:  периодическая система химический элементов Д.И.Менделеева;  учебник;  аппликация;  прибор для получения и собирания газов;  лабораторный штатив, пробирки;  цинк металлический, р­ры перманганата калия и соляной кислоты. Ход урока: 1. Организационный момент.  Добрый день! Сегодня мы начинаем изучение новой темы «Химическая связь.  Строение вещества». Для лучшего понимания нового материала необходимо  освежить изученный ранее материал.  12. Актуализация знаний. Задание учащимся у доски по карточкам. (индивидуальное задание) №1. Изобразить схему строения атомов и электронную формулу атомов  углерода и кремния. №2. Изобразить схему строения атомов и электронную формулу атомов азота  и аргона. №3. Изобразить схему строения атомов и электронную формулу атомов неона и хлора.  Остальные учащиеся выполняют самостоятельную работу ВАРИАНТ 1 1. Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме 2, 8, 4: а) Mg; б) Si; в) Cl; г) S. 2. Максимальное число электронов на третьем энергетическом уровне: а) 14; б) 18; в) 8; г) 24. 3. Орбитали, имеющие сферическую форму, называют: а) s­орбиталями; б) p­орбиталями; в) d­орбиталями; г) f­орбиталями. 4. Максимальное число электронов на р­орбиталях: а) 2; б) 6; в) 10; г) 14. 5. Укажите химический элемент, атомы которого имеют электронную  формулу а) Na; б) P; в) Al; г) Ar. 1s22s22p63s23p1: 26. Сколько орбиталей в атоме водорода, на которых находятся электроны? а) 1; б) 2; в) 3; г) 4. 7. Атом какого химического элемента содержит три протона? а) B; б) P; в) Al; г) Li. 8. Атом какого химического элемента имеет заряд ядра +22? а) Na; б) P; в) О; г) Ti. 9. Число нейтронов в атоме марганца равно: а) 25; б) 29; в) 30; г) 55. 10. Количество неспаренных электронов в атоме серы равно: а) 1; б) 2; в) 3; г) 4. ВАРИАНТ 2 1. Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме 2, 8, 8: а) Na; б) P; в) Al; г) Ar. 2. Максимальное число электронов на четвертом энергетическом уровне: а) 14; б) 32; в) 26; г) 18. 3. Орбитали, имеющие гантелеобразную форму, называют: а) s­орбиталями; б) p­орбиталями; в) d­орбиталями; г) f­орбиталями. 4. Максимальное число электронов на s­орбиталях: а) 2; б) 6; в) 10; г) 14. 5. Укажите химический элемент, атомы которого имеют электронную  3формулу а) Mg; б) P; в) Cl; г) Si. 1s22s22p63s23p5: 6. Сколько орбиталей в атоме гелия, на которых находятся электроны? а) 1; б) 2; в) 3; г) 4. 7. Атом какого химического элемента содержит десять электронов? а) S; б) H; в) Ne; г) Li. 8. Атом какого химического элемента имеет заряд ядра +35? а) Ni; б) Pt; в) Br; г) Te. 9. Число нейтронов в атоме цинка равно: а) 65; б) 22; в) 30; г) 35. 10. Количество неспаренных электронов в атоме хлора равно: а) 1; б) 2; в) 3; г) 4. Вариант 1  ОТВЕТЫ 1 – б, 2 – б, 3 – а, 4 – б, 5 – в, 6 – а, 7 – г, 8 – г, 9 – в, 10 – б. Вариант 2 1 – г, 2 – б, 3 – б, 4 – а, 5 – в, 6 – а, 7 – в, 8 – в, 9 – г, 10 – а. Ответы к заданию учащиеся сдают учителю. Проверка индивидуального задания у учащихся, работавших у доски. Дополнительные вопросы:   У каких элементов внешний электронный слой завершен? Незавершен?   Сколько электронов не хватает до завершения внешнего электронного  слоя? 4Вывод: Атомы химических элементов, кроме атомов инертных газов, имеют  недостаток электронов на внешнем электронном уровне. И этот недостаток  электронов обуславливает химическую активность атомов. Демонстрационный опыт: Атом водорода имеет один электрон на внешнем электронном уровне,  поэтому должен проявлять высокую химическую активность. А будет ли  такой же активностью обладать молекула водорода? Получение водорода в приборе  Zn + 2HCI  ZnCI2 + H2 ↑ Пропускание молекулярного водорода через раствор KMnO4. Пропускание атомарного (в момент получения) водорода через раствор  KMnO4. Вывод по результатам опыта: Атомы водорода обладают большей химической активностью, чем молекулы  водорода. Потому что атомы водорода имеют энергию неспаренных  электронов, а при образовании молекулы водорода эта энергия уменьшается,  так как образуется химическая связь между атомами.     3. Изучение нового материала. Химическая связь может образовываться различными путями, познакомимся с одним из них. Тема сегодняшнего урока «Ковалентная связь». Цель нашего урока: разобрать механизм образования химической ковалентной связи и научиться составлять электронные формулы молекул веществ. Каждый атом стремится завершить свой внешний электронный уровень, чтобы уменьшить потенциальную энергию. Поэтому ядро одного атома  притягивается к себе электронную плотность другого атома и наоборот,  происходит наложение электронных облаков двух соседних атомов. Демонстрация аппликации и схемы образования ковалентной неполярной  химической связи в молекуле водорода. (Учащиеся записывают и  5зарисовывают схемы). Вывод: Связь между атомами в молекуле водорода осуществляется за счет общей  электронной пары. Такая связь называется ковалентной.  Прочитать последний абзац на стр. 123 в учебнике и записать определение. Какую связь называют ковалентной неполярной? (Учебник стр. 125).   Составление электронных формул молекул простых веществ неметаллов:             ••      ••   •• CI •• CI ••               ­     электронная формула молекулы хлора,                              ••      ••       CI ­­ CI                  ­      структурная формула молекула хлора.                            ••         •• N •• N ••               ­     электронная формула молекулы азота,                                     ••               N   ≡ N                   ­     структурная формула молекулы азота. Но молекулы могут образовывать и разные атомы неметаллов и в этом случае  общая электронная пара будет смещаться к более электроотрицательному  химическому элементу. Изучить материал учебника на стр. 121 – 122 и ответить на вопросы:  Что такое «электроотрицательность»?  Как меняются значения электроотрицательности в периодической  системе по периоду и подгруппе?  Какой самый электроотрицательный химический элемент? Вывод: Металлы имеют более низкое значение электроотрицательности, чем  неметаллы. И между ними она сильно отличается. Демонстрация схемы образования полярной ковалентной связи в молекуле  хлороводорода. (Записываем в тетради). Общая электронная пара смещена к хлору, как более электроотрицательному. 6Значит это ковалентная связь. Она образована атомами,  электроотрицательности которых несильно отличаются, поэтому это  ковалентная полярная связь. Составление электронных формул молекул йодоводорода и воды:                ••      H ••  J ••               ­     электронная формула молекулы йодоводорода,                          ••       H   → J                  ­     структурная формула молекулы йодоводорода.               ••      H ••  O ••               ­     электронная формула молекулы воды,                                         ••               H    →     Н  О                   ­    структурная формула молекулы воды.             ↑             Н   4. Закрепление материала. Задание по группам:  1­3 группа: Cоставьте электронные и структурные формулы молекул веществ  и укажите тип связи      Br2    ;   NH3. 4­6 группы: Cоставьте электронные и структурные формулы молекул веществ и укажите тип связи   F2      ;      HBr. Два ученика работают у дополнительной доски с этим же заданием для  образца к самопроверке. Вывод по теме урока. 5. Рефлексия. 6. Оценки за урок. 7. Домашнее задание.  § 40, 41, стр. 123­125, до слов «ионная связь…», упр. 1, стр. 126. Список использованной литературы 71. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия 8», М: Просвещение, 2003г. 2.  Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Методическое пособие. Химия 8 класс. –  М.: Дрофа, 2003. – 156 с. 3. Учебное электронное издание «Химия (8­11 класс). Виртуальная  лаборатория» CD­ROM (2шт), лаборатория систем мультимедия,  МарГТУ, 2004.  ВАРИАНТ 1 1. Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме 2, 8, 4: а) Mg; б) Si; в) Cl; г) S. 2. Максимальное число электронов на третьем энергетическом уровне: а) 14; б) 18; в) 8; г) 24. 83. Орбитали, имеющие сферическую форму, называют: а) s­орбиталями; б) p­орбиталями; в) d­орбиталями; г) f­орбиталями. 4. Максимальное число электронов на р­орбиталях: а) 2; б) 6; в) 10; г) 14. 5. Укажите химический элемент, атомы которого имеют электронную  формулу а) Na; б) P; в) Al; г) Ar. 1s22s22p63s23p1: 6. Сколько орбиталей в атоме водорода, на которых находятся электроны? а) 1; б) 2; в) 3; г) 4. 7. Атом какого химического элемента содержит три протона? а) B; б) P; в) Al; г) Li. 8. Атом какого химического элемента имеет заряд ядра +22? а) Na; б) P; в) О; г) Ti. 9. Число нейтронов в атоме марганца равно: а) 25; б) 29; в) 30; г) 55. 10. Количество неспаренных электронов в атоме серы равно: а) 1; б) 2; в) 3; г) 4. ВАРИАНТ 2 1. Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме 2, 8, 8: 9а) Na; б) P; в) Al; г) Ar. 2. Максимальное число электронов на четвертом энергетическом уровне: а) 14; б) 32; в) 26; г) 18. 3. Орбитали, имеющие гантелеобразную форму, называют: а) s­орбиталями; б) p­орбиталями; в) d­орбиталями; г) f­орбиталями. 4. Максимальное число электронов на s­орбиталях: а) 2; б) 6; в) 10; г) 14. 5. Укажите химический элемент, атомы которого имеют электронную  формулу а) Mg; б) P; в) Cl; г) Si. 1s22s22p63s23p5: 6. Сколько орбиталей в атоме гелия, на которых находятся электроны? а) 1; б) 2; в) 3; г) 4. 7. Атом какого химического элемента содержит десять электронов? а) S; б) H; в) Ne; г) Li. 8. Атом какого химического элемента имеет заряд ядра +35? а) Ni; б) Pt; в) Br; г) Te. 9. Число нейтронов в атоме цинка равно: а) 65; б) 22; в) 30; г) 35. 10. Количество неспаренных электронов в атоме хлора равно: 10а) 1; б) 2; в) 3; г) 4. 11