Конспект-урока Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс
Оценка 4.9

Конспект-урока Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
08.06.2017
Конспект-урока Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс
На уроке литературного чтения дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом. Одним из таких произведений является произведение Паустовского "Кот-ворюга". На примере данного рассказа перед учащимися ставится нравственная проблема - добра и зла. В конспекте урока дан подробный анализ данного произведения.
Кот-ворюга.docx
Современный урок литературного чтения в начальной школе Самый главный вопрос для учителя на уроках литературного чтения – как организовать учебную деятельность, чтобы она была развивающей, в том числе и нравственно, образовательной и воспитывающей Человека и Гражданина? Каким должен быть сегодня урок «Литературного чтения, чтобы ученик действительно получил на этом уроке основы литературного образования и нравственного развития, чтобы с этого началось его личностное вхождение в Культуру? На уроке литературы дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети: - думали над прочитанным; - сопереживали героям; - оценивали их поступки; - осмысливали их проблемы; - соотносили их жизнь со своей жизнью; - старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами. Задача учителя на уроках литературного чтения – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых: - умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; - сопереживать героям и автору; - понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи. Содержанием урока, цель которого – образование и развитие, является самостоятельная и творческая деятельность учащихся. Учитель работает не репродуктивным, а продуктивными методами, используя интерактивные, т.е. внутренне активные методы обучения « на уровне искусства и по возможности его методами» ( рисунок, инсценирование, игра, и.т.п.), как советовала М.А.Рыбникова. Очень важно для полноценного восприятия художественного произведения, и для развития эстетических и нравственных представлений ребенка его литературное творчество на уроке и дома. Тема: К. Г. Паустовский «Кот-ворюга.» 3 класс Цель: 1) развивать представление о композиции рассказа, об идее художественного произведения; о слове как средстве создания художественного образа; 2) учить определять нравственную проблему, поставленную автором в рассказе (борьбы добра и зла); воспитывать гуманное отношение к животным; 3) формировать систему читательских умений ( анализ произведения, рисунок). Ход урока 1. Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем. 2. Проверка первичного восприятия. - Понравился рассказ? - Веселый это рассказ или серьезный? 3. Постановка учебной задачи. - Вы смеялись, слушая это произведение. Но верно отметили, что это не просто смешной рассказ. К. Г. Паустовский умеет весело, с юмором рассказать об очень серьезных вещах. - Давайте прочитаем рассказ еще раз и подумаем, какие проблемы ставит в нем автор. 4. Чтение и анализ текста. - Прочитайте начало рассказа до слов ( «Кот попался…) - Прочитайте первое предложение. От чьего имени ведется рассказ? ( от имени людей) - Узнаете ли вы что-нибудь о рассказчиках в начале произведения? (нет) - Давайте проследим действия, состояние людей и поведение кота. Окружающие люди ( рассказчики) действия и поведение кота « мы пришли в отчаяние…не знали, как «Он обворовывал каждую ночь. поймать этого рыжего кота» Так ловко прятался, что его толком никто не «Только через неделю удалось видел.» «кот, потерявший всякую совесть, установить, что у кота разорвано кот- бродяга и бандит. Звали его за глаза ухо и отрублен кусок грязного хвоста» Ворюгой». «…мы ходили и ругались…» «Он воровал все…» «Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота». «Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана: на нем было десять жирных окуней. Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки». - Сравните оттенки значения слов «вор», «воришка», «ворюга»? - Почему кота называли ворюгой? - Видел ли кто-нибудь этого кота? - Каким кот представляется вам? Нарисуйте словесный портрет. На доске появляется запись: рыжий кот бродяга бандит беспризорник ворюга вечно голодный - Каким он представлялся людям? («удалось установить», «разорванное ухо и отрублен кусок грязного хвоста», «потерявший всякую совесть бродяга и бандит».) - Возмущение и отчаяние людей дошло до предела, и они поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки. Прочитайте, как кот попался? -Как вы думаете, почему кот попадается на воровстве? -Зачем это нужно автору? (Воровство-это зло, а зло обязательно должно быть наказано.) - Справедливым ли было возмездие? - Каким кот предстает в этом эпизоде? (жалким, испуганным, загнанным в угол, с ужасом в глазах; «смотрел дикими глазами и грозно выл». Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок».) - В начале рассказа говорилось о том, что люди пришли в отчаяние от наглых проделок кота, в прочитанном отрывке вновь употреблено это слово. - Кто теперь испытывает чувство отчаяния и почему? - Итак, накал чувств с обеих сторон достиг высшей точки. Кот попался, наказание неминуемо. И почему-то именно в этот момент Паустовский начинает описывать дом, в котором жили люди. Прочитайте этот отрывок и подумайте, для чего нужно это описание? - Как вы думаете, что это за часть текста, в которой автор знакомит читателей с героями, местом действия? - Почему же вступление дано не в начале рассказа, а в середине? Что вы можете сказать о рассказчиках теперь, после прочтения вступления? Двигателем сюжета в данном рассказе является главный герой – рыжий кот. Именно из его поступков строится сюжетная линия рассказа, поэтому автор дает описание дома не в начале рассказа, а в середине, тогда, когда кот попался. Из описания дома, места, где жили люди, читатель узнает, об их увлечениях рыбной ловлей, о том, что они очень любят природу. - Прочитайте, как удалось выманить кота из-под дома. - Почему Паустовский использует такое сравнение: кот «выл, как подземный дух?» - Почему Леньке удалось вытащить кота? - И рассказчики впервые увидели кота. Каким он был? На доске появляется запись: «тощий» «огненно-рыжий кот беспризорник» «зажмурил глаза», «прижал уши» «хвост на всякий случай подобрал под себя» - Как вы считаете , на какой такой случай, кот подобрал хвост под себя? - Какое впечатление этот кот произвел на рассказчиков и на читателей? Люди поклялись поймать кота и вздуть его, месяц потратили на то, чтобы его выследить, уже несколько часов его ловят. Но вот кот пойман, и тут Рувим задумчиво спрашивает: «Что же нам с ним делать?» - Почему возник этот вопрос? ( До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нем по его проделкам, он был для них воплощением зла – недаром его вой сравнивают с воем подземного духа, но когда кот был пойман, они увидели, что он страшно голоден, жалок, впервые задумались о том, почему кот все время ворует.) - В ответ на вопрос Рувима звучат два предложения. Прочитайте их еще раз. - Итак, можно ответить на зло, злом: выпороть кота, а можно добром: накормить его. - Какой путь выбрали бы вы? - Какой путь выбирают люди? - Прочитайте как кормили кота. - Почему ему дали такой замечательный ужин? - Как повел себя кот? - Почему его поведение «очевидно» должно было выражать веселье? - Почему после столь замечательного ужина кот жует свой хвост? - Почему кот прижился в доме и перестал воровать? 5. Постановка учебной задачи. - Итак, кот прижился в доме, казалось бы, конфликт исчерпан. - Почему же рассказ не заканчивается на этом? - Прочитаем вторую часть и подумаем, какой новый оттенок смысла она приносит в рассказ? 6. Чтение и анализ второй части рассказа. - Нарисуйте словесный портрет кота в заключительной части. Каким он стал? На доске появляется запись: перестал воровать сытый хозяин сторож милиционер - Почему поступок кота назван благородным? - А почему – неожиданным? - Как вы думаете, почему воровство кур вызвало негодование кота? - Ведь в начале рассказа говорилось о том, что именно благодаря коту куры так наелись червей, что стонали от обжорства. - Понимал ли кот, что совершает что-то хорошее? Подтвердите свою точку зрения текстом. - Зачем в рассказе упоминается о том, что кота из Ворюги переименовали в Милиционера? (Новое имя подтверждает необратимость происшедших перемен.) 7. Обобщение. - Какой же новый оттенок смысла вносит вторая часть рассказа? - Какую нравственную проблему вносит К. Г. Паустовский в рассказе? В рассказе поставлена проблема – борьбы добра и зла. Зло можно остановить только добром – к такому выводу приводит первая часть рассказа. Во второй части мысль углубляется. Оказывается , что добро не только останавливает зло, но и рождает ответное добро. 8. Творческое задание. Как изменится жизнь кота, когда отдыхающие уедут? Напишите небольшие рассказы .

Конспект-урока Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс

Конспект-урока Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс

Конспект-урока Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс

Конспект-урока Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс

Конспект-урока Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс

Конспект-урока Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс

Конспект-урока Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс

Конспект-урока Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс

Конспект-урока Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс

Конспект-урока Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017