Конспект урока "Периоды в истории развития русского языка" (1 курс)
Оценка 4.8

Конспект урока "Периоды в истории развития русского языка" (1 курс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
23.10.2017
Конспект урока "Периоды в истории развития русского языка" (1 курс)
В истории развития русского языка выделяют три периода. Первый период - VI - XIV вв., когда состоялось формирование общего для всех восточных славян древнерусского языка. В это время образовалось первое восточнославянское государство – Киевская Русь. В тот же период появился церковнославянский язык, который стал основой древнерусского книжного языка. На нем создавались летописи и художественные произведения – например, «Слово о полку Игореве». Второй период (XV - XVII вв.) – время распада единого древнерусского языка и формирование на его основе восточнославянских языков – русского (великорусского), украинского и белорусского. В это время продолжалось развитие великорусской народности вокруг таких центров, как Владимир, Тверь, Ростов, Суздаль и создавалось самостоятельное великорусское государство с центром в Москве. В XVIII - XIX вв. – третий период – произошло превращение языка великорусской народности в русский национальный язык. Введение Петром I в 1708 г. гражданского шрифта для печатания светской литературы создало предпосылки для появления русского литературного языка, окончательно превратив церковнославянский язык в собственно церковный. Просветительская деятельность Петра I нашла свое отражение и в обогащении русского языка множеством иностранных слов и формировании, в том числе на их основе, русской научной терминологии. Огромную роль в формировании норм русского литературного языка сыграло творчество М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина и А.С. Пушкина. Большой вклад в развитие русского литературного языка внесли писатели-классики второй половины XIX – начала XX вв.: Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, И.А. Бунин и другие.
3.docx
Орг. момент. Проверка домашнего задания Урок 3 Тема.  Периоды в истории развития русского языка Цели урока: Расширить знания о трех периодах развития языка, уметь соотносить понятия «период» и «возникновение языка», отработать орфографические и пунктуационные навыки. Ход урока I. II. Орфографическая разминка. ­  Составьте словарный диктант «Орфограмма ­ гласная в чередующихся корнях». Например: Растительность, росток, водоросли, подрастать, отрасль, выращенный, полагается, предположить, излагать,   сложить,   коснуться,   прикасаешься,   касательная,   загар,   пригореть,   огарок,   поклонишься, кчаняться,   подровнять   (клумбы),   равнение   (на   середину),   обмакнуть,   промочить,   заря,   зоренька, прибирать, подпереть, заберу. —  Подчеркните чередующиеся гласные в корнях слов. III. Работа по теме урока 1. Слово преподавателя. развития истории             языка   основе, три   русского выделяют В периода.      Первый период ­ VI ­ XIV вв., когда состоялось формирование общего для всех восточных славян древнерусского   языка.   В  это  время   образовалось   первое  восточнославянское   государство   –  Киевская Русь.   В   тот   же   период   появился   церковнославянский   язык,   который   стал   основой   древнерусского книжного языка. На нем создавались летописи и художественные произведения – например, «Слово о полку Игореве».     Второй период (XV ­ XVII вв.) – время распада единого древнерусского языка и формирование на его основе восточнославянских языков – русского (великорусского), украинского и белорусского. В это время продолжалось развитие великорусской народности вокруг таких центров, как Владимир, Тверь, Ростов, Суздаль   и   создавалось   самостоятельное   великорусское   государство   с   центром   в   Москве.      В  XVIII  ­  XIX   вв.   –  третий  период  –  произошло  превращение  языка  великорусской   народности   в русский национальный язык. Введение Петром I в 1708 г. гражданского шрифта для печатания светской литературы создало предпосылки для появления русского литературного языка, окончательно превратив церковнославянский язык в собственно церковный. Просветительская деятельность Петра I нашла свое отражение и в обогащении русского языка множеством иностранных слов и формировании, в том числе на их терминологии.      Огромную   роль   в   формировании   норм   русского   литературного   языка   сыграло   творчество   М.В. Ломоносова, Пушкина.      Большой вклад в развитие русского литературного языка внесли писатели­классики второй половины XIX – начала XX вв.: Л.Н. Толстой,  И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, И.А. Бунин и другие.  Фронтальный опрос. ­  Назовите три периода истории развития русского языка. ­  Какие события предшествовали началу второго периода в истории русского языка? ­  В каком веке возникает письменность? ­   Какие произведения, знакомые вам по урокам литературы, относятся к первому периоду в истории развития русского языка? Приведите примеры. (XII век: «Слово о полку Игореве», XI век: «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона, «Повесть временных лет».) 2. Работа над текстом (анализ текста). Учащиеся записывают под диктовку отрывок текста  В наши дни русский язык, несомненно, активизирует свои динамические тенденции и вступает в новый период своего исторического развития. Сейчас, конечно, еще рано делать какие­либо прогнозы о путях, по которым пойдет русский язык, служа развитию   новых   форм   сознания   и   жизнедеятельности.   Ведь   язык   развивается   по   своим   объективным внутренним законам, хотя и живо реагирует на разного рода «внешние воздействия». Карамзина научной русской     А.С.     Н.М. и Именно   поэтому   наш   язык   требует   к   себе   постоянного   пристального   внимания,   бережной   заботы   ­ особенно  на  том  переломном  этапе  общественного  развития,   который  он  переживает.   Мы  всем   миром должны   помочь   языку   обнаружить   его   первоначальную   суть   конкретности,   определенности формулирования и передачи мысли. Ведь хорошо известно, что любой язык ­ это не только орудие общения и мышления, но также еще и практическое сознание. Трудно сказать, предстоят ли русскому языку синтаксические, а тем более морфологические сдвиги. Ведь такого рода изменения требуют значительного времени и к тому же не напрямую связываются с внешними воздействиями. (142 слова.) ­ Определите основную мысль текста. (На каждом этапе развития общества язык вступает в новый период   своего   исторического   развития.   Язык   требует   к   себе   пристального   внимания,   бережной заботы.) ­   Почему нельзя делать прогнозы о путях развития зыка? (Язык развивается по своим объективным внутренним законам, хотя и реагирует на разного рода «внешние воздействия».) ­  Докажите, что текст написан по современным языковым нормам. 3.  Пример из истории. Русский язык эпохи Московской Руси (XIV­XVII века) имел сложную историю. Продолжали   развиваться   диалектные   особенности.   Оформились   две   основные   диалектные   зоны   ­ северновеликорусская   и   южновеликорусская.   Возникли   промежуточные   средневеликорусские   говоры, среди   которых   ведущую   роль   стал   играть   говор   Москвы.   Первоначально   он   был   смешанным,   затем сложился в стройную систему. Для него считали характерным: аканье; ярко выраженная редукция гласных безударных слогов; взрывной согласный г; окончание ­ово, ­ево в родительном падеже единственного числа мужского   и   среднего   родов.   В   это   время   большие   изменения   происходят   и   в   категории   времени,   и   в склонении имен существительных. То есть, язык всегда один и тот же, но он меняется и в связи с этим бывает трудноузнаваемым. ­ Почему и в связи с чем автор текста упоминает 1750 год? Из истории: в Московской Руси в этот период происходит устроение церковное и исправление книжное (взаимодействие   старославянской   письменности   с   живой   народной   речью   возведено   в   ранг   первейшей государственной   задачи).   В  XVIII  веке   получила   распространение   светская   письменность,   церковная литература постепенно отодвигалась на задний план и становилась уделом религиозной обрядности. Бурно развивалась научно­техническая, военная, мореходная и другие терминологии, что вызвало большой приток в русский язык слов и выражений из западноевропейских языков. Столкновение разнородных языковых стихий и потребность в общем литературном языке поставили проблему создания единых национальных языковых норм. ­   Почему развитие (возникновение) языка связывается только с третьим периодом в истории русского языка? (В  этом  закономерность  развития  любого   живого  организма:   прежде   чем  дерево   станет  деревом,  оно должно пройти ступени развития от семечка до ростка, от ростка до дерева и т. д. Так, большую роль сыграла в развитии языка языковая теория и практика М. В. Ломоносова, автора первой обстоятельной грамматики русского языка, предложившего распределить различные речевые средства в зависимости от назначений на высокий, средний и низкий «штили». А творческий гений Пушкина привел в единую систему разнообразные речевые стихии: русскую народную, церковно­славянскую и западноевропейскую, причем цементирующей   основой   стал   русский   народный   язык.   Поэтому   с   Пушкина   начинается   современный литературный язык, складываются богатые и разнообразные языковые стили, определяются общерусские фонетические, грамматические, лексические нормы.) ­ Докажите, что текст написан по современным языковым нормам. ­  Произведите пунктуационный анализ третьего абзаца текста (от слов «Именно поэтому наш язык»... до слов «практическое сознание»). ­  Объясните написание орфограмм в словах в последнем абзаце текста (со слов «Трудно сказать...»).   Объясните значения слов: динамический, тенденция. Динамический:  1) ход развития, изменения какого­нибудь явления; 2) движение, действие, развитие; 3) богатый движением, действием. Тенденция [тэ], [дэ]:  1) направление развития, склонность, стремление; 2) замысел, идея какого­нибудь изложения, изображения (устар.); 3) предвзятая, односторонняя мысль, навязываемая читателю, зрителю, слушателю (книжн.) III. Итоги урока ­  Что нового вы узнали о периодах в истории развития русского языка? ­  Кто из великих классиков оказал большое влияние на развитие и формирование русского литературного языка? Домашнее задание 1. Подготовьте связный рассказ о возникновении языка.

Конспект урока "Периоды в истории развития русского языка" (1 курс)

Конспект урока "Периоды в истории развития русского языка" (1 курс)

Конспект урока "Периоды в истории развития русского языка" (1 курс)

Конспект урока "Периоды в истории развития русского языка" (1 курс)

Конспект урока "Периоды в истории развития русского языка" (1 курс)

Конспект урока "Периоды в истории развития русского языка" (1 курс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2017