Конспект урока по биологии "Экология как наука"
Оценка 4.8

Конспект урока по биологии "Экология как наука"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
21.01.2018
Конспект урока по биологии "Экология как наука"
Данный конспект урока знакомит учащихся с таким разделом биологии как экология. учащиеся узнают о предмете изучения этой науки, ее задачах. знакомятся с классификацией экологических факторов, учатся решать элементарные экологические задачи. закрепление материала проводиться в игровой форме, что позволяет удерживать внимание ребят весь урок
ekologiya_kak_nauka._ekologicheskie_faktory.docx
Урок по теме: «Экология как наука. Экологические факторы». Цель   урока:  расширение   и   углубление   биологических   знаний   и   умений;   повышение интереса   к   предмету;реализация   на   практике   основных   принципов   личностно­ ориентированного подхода к обучению;формированиеэкологической культуры. Задачи урока:  образовательная:  создать   условия   для   освоения   информации   о   предмете   изучения экологии, её задачах, влиянии на организмы абиотических факторов,  приспособленности организмов   к   их   воздействию;   содействовать   становлению   процесса   определения принадлежности     факторов   к   определённой   группе;   обеспечить   наличие   необходимых условий для формирования умений  работать с изображениями, текстами, таблицами, а также   для   осуществления   обратной   связи   с   обучающимися   в   нестандартных   игровых ситуациях;  воспитательная: формировать экологические представления;  развивающая:развиватьмыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация, анализ), формировать информационную и коммуникативную компетенции. Тип урока:изучения новых знаний. Методы: информационно­сообщающий, репродуктивный, частично­поисковый. Межпредметные связи:физика, география. Оборудование:мультимедийный   проектор,   компьютер,   презентация   (приложение   1), изображения для классификации экологических факторов (приложение 2), распечатанные задания   для   самостоятельной   работы   обучающихся   (приложения   3,   4),   анимация «Абиотические факторы» (прямая ссылка для скачивания). Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Решение   биологических(экологических)   задач   с   опорой   на   имеющиеся   ранее знания. 1.Известен реальный исторический факт, когда завезённый в Австралию клевер не давал   семена.   Как   вы   думаете,   с   чем   это   было   связано?   (Обучающиеся   выдвигают предположения). Ответ. Клевер   не давал семена, так как в Австралии не было шмелей, опыляющих это растение. Когда люди завезли насекомых, то проблема размножения клевера была решена. Объясните, какие связи устанавливаются между шмелями и клевером? Ответ.   Связи   взаимовыгодны:   шмели   опыляют   клевер,   и   он   размножается,   а   шмель получает нектар клевера для питания. 2.Вспомните и объясните, как кактусы приспосабливаются к перенесению засухи? Ответ.У кактусов длинные корни, позволяющие достать воду из  глубинных горизонтов почвы, листья – колючки имеют малую поверхность и   испаряют   небольшое количество воды, стебель содержит водозапасающую ткань. 3.После  вырубки леса исчезли произрастающие мхи и папоротники, хотя их никто не трогал. Объясните, почему? 2 Ответ.   Мхи   и   папоротники   растут   в   тенистых   влажных   местах   под   пологом   деревьев. Вырубка леса лишила их благоприятных условий обитания Все решённые нами задачи являются экологическими.  3. Изучение новых знаний. Эти и многие другие задачи решает наука экология.  Экология   –   наука   о   взаимоотношениях   организмов   с   окружающей   средой (Записывание     определения   обучающимися     в   тетрадях,   выделение   ключевого   слова –«взаимоотношения»). А ещё экологию называют «наукой о доме» (греч.«ойкос» – дом, жилище, «логос» – наука). Перед Вами портрет немецкого учёного Эрнста Геккеля. Именно он ввёл термин «экология» в 1866 году. (Демонстрируется портрет учёного ).  . Подумайте, чем важна такая   область знания, как экология, какие жизненные задачи она помогает решать людям? Для иллюстрации ответов приведите примеры. Задачи экологии:      изучение взаимоотношений организмов, популяций, видов между собой; изучение   закономерностей     действия   факторов   неживой   природы   на организмы; искусственная   регуляция   численности   видов     –   вредителей   сельского хозяйства; создание   эффективной   агротехники   выращивания   сельскохозяйственных культур; решение проблем охраны природы (Выслушивание и корректировка ответов). Экологические   факторы   –   компоненты   внешней   среды,   воздействующие   на организмы.  Демонстрация слайда  Экологические факторы подразделяют на три группы:   абиотические  1) (факторы   неживой   природы:   свет,   температура, влажность,атмосферное   давление,   ветер,   рельеф,   содержание   газов   и минеральных веществ, радиационный фон и др.);  2) организмов);  3) антропогенные (факторы, обусловленные деятельностью человека).  (факторы,   обусловленные   деятельностью   других  биотические  Запишите в тетрадях представленную классификацию экологических факторов в удобной для вас форме (схема, текст). Фронтальная   работа   с   изображениями.   Посмотрите   на   предложенные   Вам иллюстрации.   Определите,   к   какой   группе   экологических   факторов   относится   данное явление   (шмель   опыляет   клевер,   ель   растёт   рядом   с   берёзой,   пожар   в   лесу   (по   вине человека и после удара молнии), сильная  жара и растения, ящерица греется на камнях под солнечными лучами, роса на траве, строительство водохранилища, сбор опавших листьев в парке, белка собирает грибы и т.д.). 4. Закрепление материала в форме игры «Кот в мешке Игра носит групповой характер и проходит в быстром темпе. Для её организации обучающиеся объединяются  в 3 команды. Игроки различных команд по очереди отвечают  на вопросы, после ответа учитель демонстрирует правильный ответ на слайде   и   озвучивает   его   в   устной   форме.   Выбор   вопроса   предоставляется 3 участникам   команд.   Участникам   каждой   команды   предстоит   ответить   на   5 вопросов. Один вопрос – резервный, ответ на него даёт первый желающий. Каждый правильный ответ приносит в «копилку» команд по одному баллу. Вопрос   1.Какие   лучи   согревают   живые   организмы?   (Согревают   организмы инфракрасные лучи.) Вопрос   2.На   какие   группы   делят   экологические   факторы?   (Факторы   делят   на: абиотические, биотические, антропогенные.) Вопрос 3.К какой экологической группе по отношению  к свету следует отнести ель? (Ель – теневыносливое растение.) Вопрос   4.  Каково   значение   видимого   света?   (Он   необходим   для   фотосинтеза растений и ориентации на местности животных.) Вопрос 5.Чем холоднокровные животные отличаются от теплокровных? (Температура тела холоднокровных животных, в отличие от теплокровных, зависит от температуры окружающей среды.) Вопрос 6.Когда температура тела воробья выше: зимой или летом? (Температура тела   воробья   одинакова   по   сезонам   года,   поскольку   он   является   теплокровным животным). Вопрос 7.Какой экологический фактор вызывает образование в коже витамина  D? Дайте развёрнутый ответ. (ВитаминD образуется под действием длинноволновых ультрафиолетовых лучей Солнца.) Вопрос   8.Укажите   приспособление   верблюжьей   колючки   к   недостатку  влаги.   (У верблюжьей колючки очень длинные корни, распространяющиеся на глубину до 15 метров.) Вопрос   9.Как   грызуны   в   пустыне   приспосабливаются   к   недостатку   влаги? (Пустынные   грызуны   получают   влагу   вместе   с   пищей   и   в   засушливый   период впадают в спячку.) Вопрос   10.  Почему   верблюд   может   долгое   время   обходиться   без   воды?   (Жир, накапливающийся у верблюда в 1­2 горбах, служит источником воды.) Вопрос 11. Перечислите известные вам абиотические факторы.(Свет, температура, влажность, атмосферное давление, ветер, рельеф, содержание газов и минеральных веществ, радиационный фон). Вопрос 12. Почему данное изображение считают «экологическим?» (На фотографии два   организма:   шмель   и   клевер   вступают   во   взаимовыгодные   отношения,   а взаимоотношения – предмет изучения экологии.) Вопрос   13.Чем   тенелюбивые   растения   отличаются   от   теневыносливых? (Тенелюбивые растения, в отличие от теневыносливых, вообще не выносят сильного освещения.) Вопрос   14.  К   какой   экологической   группе   по   отношению   к   свету   относятся растения   открытых   пространств:   полей,   лугов?   (Растения   открытых   пространств относятся к группе светолюбивых растений.) Вопрос   15.Какой   экологический   фактор   возник   с   появлением   человечества?   (С появлением человечества возник антропогенный фактор). Вопрос 16.Что такое экология? (Экология – наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.) 5. Подведение итогов игры и урока в целом. Выставление отметок за работу на  уроке. Домашнее задание (в зависимости от используемого учителем учебника). 4

Конспект урока по биологии "Экология как наука"

Конспект урока по биологии "Экология как наука"

Конспект урока по биологии "Экология как наука"

Конспект урока по биологии "Экология как наука"

Конспект урока по биологии "Экология как наука"

Конспект урока по биологии "Экология как наука"

Конспект урока по биологии "Экология как наука"

Конспект урока по биологии "Экология как наука"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018