Конспект урока по биологии "Хромосомное определение пола. Сцепленное с полом наследование."
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология +1
10 кл
19.03.2019
Конспект урока по биологии "Хромосомное определение пола. Сцепленное с полом наследование." для обучающихся десятых классов. В конспекте представлены цели, задачи, тип, оборудование урока, межпредметные связи, актуализация опорных знаний, изучение нового материала, обобщение и подведение итогов урока, рефлексия и домашнее задание.
10 сцепленное с полом наследование.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Крым
«Крымская гимназияинтернат для одаренных детей»
email: 014@
crimeaedu
. ru 295026, Республика Крым,
014_
ssbs
@ ukr
. net г. Симферополь, ул. Гагарина, д.18
тел./факс: 0652226265
0652220207
Открытый урок по биологии в 10Б классе
Тема: «Хромосомное определение пола.
Наследование, сцепленное с полом»
Подготовила:
Е. Н. Кубовская,
Учитель биологии
I категории Симферополь, 2019 март
Конспект урока № 24
Цель: рассмотреть особенности хромосомного определения пола, научиться решать
задачи по генетике на сцепленное с полом наследование.
Тип урока: комбинированный
Базовые понятия: сцепленное наследование, локус, кроссинговер
Методы: словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (демонстрация изобразительных пособий, инструктивные
рисунки);
практический (решение задач по генетике на сцепленное с полом
наследование)
Материалы: рисунки, таблицы, задачи
Структура урока
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация опорных знаний – 10 мин.
3. Изучение нового материала – 25 мин.
4. Обобщение и закрепление изученного материала – 5 мин.
5. Подведение итогов урока –3 мин.
6. Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
Организационный момент:
Взаимное приветствие, проверка отсутствующих и готовность учащихся
Актуализация опорных знаний:
Что изучает генетика, генеалогия?
Что такое ген, аллель, генотип, фенотип, генофонд, геном, кариотип?
Что собой представляет сцепленное с полом наследование?
Какие сцепленные с полом признаки вам известны?
Что такое кроссинговер?
Изучение нового материала:
Признаки, наследуемые через половые хромосомы, называются сцепленные с
полом.
Примером Хсцепленного рецессивного наследования является: гемофилия,
дальтонизм и т.д. При этом у женщин заболевание проявится лишь в том случае, если
рецессивный ген будет в гомозиготном состоянии.
Например:
Н – здоровый ген;
h–гемофилия. Какое потомство следует ожидать при скрещивании носительницы гена
гемофилии со здоровым мужчиной?
Задача 2
Гипертрихоз (А) определяется геном, локализованным в Y хромосоме. С какой
вероятностью он будет наблюдаться у ребенка, если он есть у отца?
Задача 3
Рецессивный ген дальтонизма находится в Ххромосоме.
1) Какова вероятность рождения больного ребенка, если отец девочки – дальтоник,
а мать здорова?
2) От кого из родителей сын унаследовал ген дальтонизма, если отец дальтоник, а
мать здорова?
Учащимся предлагается решить следующие задачи:
Задача 1
Известно, что «трехшерстные» кошки всегда самки. Это обусловлено тем, что гены черного и
рыжего цвета шерсти аллельны и находятся в Х – хромосоме. Ни один из них не доминирует, а при
сочетании рыжего и черного цвета формируются «трехшерстные» особи.
1. Какова вероятность получения в потомстве «трехшерстных» котят от скрещивания
«трехшерстной» кошки с черным котом?
2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания черного кота с рыжей кошкой?
Задача 2
Классическая гемофилия передается как рецессивный сцепленный с Х – хромосомой признак.
1. Мужчина, больной гемофилией, жениться на женщине, не имеющей этого заболевания. У них
рождаются нормальные дочери и сыновья, которые все вступают в брак с не страдающими
гемофилией лицами. Обнаружится ли у внуков вновь гемофилия, и какова вероятность появления
больных в семье дочери или сына?
2. Мужчина, больной гемофилией, вступает в брак с нормальной женщиной, отец которой страдал
гемофилией.
Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей.
Задача 3
У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с Х – хромосомой
рецессивный признак. Альбинизм (отсутствие пигментации) обусловлен аутосомным рецессивным
геном. У одной супружеской пары, родился сын с обеими аномалиями. Какова вероятность того, что
у второго сына в этой семье проявится также обе аномалии одновременно?
Задача 4
Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) передается через Y – хромосому, а
полидактилия (шестипалость) – как доминантный аутосомный ген. В семье, где отец имел
гипертрихоз, а мать – полидактилию, родилась нормальная в отношении обоих признаков дочь.
Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет также без обеих аномалий?
Задача 5
У человека отсутствие потовых желез проявляется как сцепленный с полом рецессивный признак.
Глухота, то есть отсутствие слуха, обусловлено аутосомным рецессивным геном. У супружеской
пары, нормальной по этим признакам, родился сын с обоими аномалиями. Определите возможные
генотип родителей и вероятность рождения ребенка с таким же генотипом как первый. Дать
цитологическое обоснование.
Задача 6
Селекционеры в некоторых случаях могут определить пол только что вылупившихся цыплят.
При каких генотипах родительских форм, возможно это сделать, если известно, что гены золотистого
(коричневого) и серебристого (белого) оперения расположены в Х – хромосоме и ген золотистого оперения рецессивен по отношению к серебристому? Не забудьте, что у кур гетерогенным полом
является женский!
Задача 7
Гипертрихоз наследуется как сцепленный с У – хромосомой признак, который проявляется
лишь к 17 годам жизни. Одна из форм ретинита (ночная слепота) наследуется как рецессивный,
сцепленный с Х – хромосомой признак. В семье, где женщина по обоим признакам здорова, а муж
является обладателем только гипертрихоза, родился мальчик с ретинитом. Определить вероятность
проявления у этого мальчика гипертрихоза. Определить вероятность рождения в этой семье детей
без обоих аномалий и какого, они будут пола.
Задача 8
У человека есть несколько форм стойкого рахита. Одна из его форм наследуется доминантно
сцеплено с полом, вторая рецессивно – аутосомная. Какова вероятность рождения больных детей,
если мать гетерозиготная по обоим формам рахита, а отец здоровый все его родственники здоровы?
Обобщение и закрепление изученного материала:
Самостоятельная работа с учебниками:
Учащиеся отвечают на вопросы в учебнике стр. 157.
Подведение итогов урока:
Ученики самостоятельно подводят итоги урока, делая выводы.
Домашнее задание:
Решить задачу в тетради, прочитать параграф 23, подготовить интересные факты по теме
урока (по желанию), составить кроссворд «Генетика человека», составить задачу на
сцепленное с полом наследование.
Конспект урока по биологии "Хромосомное определение пола. Сцепленное с полом наследование."
Конспект урока по биологии "Хромосомное определение пола. Сцепленное с полом наследование."
Конспект урока по биологии "Хромосомное определение пола. Сцепленное с полом наследование."
Конспект урока по биологии "Хромосомное определение пола. Сцепленное с полом наследование."
Конспект урока по биологии "Хромосомное определение пола. Сцепленное с полом наследование."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.