Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".
Оценка 5

Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
26.01.2018
Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".
Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)". составлен для учащихся 6 класса. Школьники повторяют материал об изученных семецствах и знакомятся с характерными особенностями растений семейства Бобовые в игровой форме. В ходе изучения бобовых выполняют лабораторную работу.Составлен в Word 2007, шрифтом Times New Roman
Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые). 6 класс..docx
Поурочный план                                                                                                                                                  Дата ______  Класс:      6 –ые Предмет:   биология Учитель: Волкова Т.В. Тема урока  № 46     Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые) (слайд 1).  Тип урока: комбинированный с игровыми моментами.  Цель урока: познакомить школьников с представителями семейства Бобовые, их особенностями. Задачи урока. Образовательные: сформировать представление об отличительных чертах растений семейства Бобовых; научить распознавать их и отличать от представителей  других семейств; Развивающие: продолжить развивать мышление, внимание, речь, умения работать самостоятельно в группах и в парах, сравнивать, делать выводы, работать с  учебной литературой и гербарием; Воспитательные: воспитывать  бережное отношению к природе.  Оборудование: презентация,  гербарии  растений, учебники. ХОД УРОКА                                                           Этап урока Содержание учебного материала МО ФОПД Индивид  Работа в  группах + I. Орг.  момент II.  Актуализаци я знаний Здравствуйте, ребята. Посмотрите на меня. Посмотрите вверх. Посмотрите вниз. Посмотрите  влево. Посмотрите вправо. Сделайте круговые движения глазами. Посмотрите вверх,  посмотрите вниз. Поморгайте. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Мысленно скажите: всё  будет хорошо, я твёрдо знаю. Улыбнитесь. Садитесь.  А). Игра «Угадай название  растения».   Слайд № 2:  В  плодах этого  дерева  содержится  много полезных веществ, необходимых  человеку. В них есть сахара, витамин С, кислоты, минеральные соли, богаты железом. Плоды   употребляют в свежем,     сушёном,     замороженном   виде.     Из   них   готовят   соки,   компот,   варенье,   повидло, мармелад.                  (Ответ: Яблоня). Р Р   й о н ь л а н о и ц к н у ф       е и т и в з а р а н я и н а д а З и т с о н т о м а р г ­ о н ь л а у д и в и д н И я а н н о и ц к е р р о к Слайд №3№  Вот и лето пролетело, А глядишь, в садах поспело: Груши, яблоки, калина, Черноплодка и … .  (Ответ: Малина).  Слайд № 4:   Считается   первым   овощем,   который   вырастает   на   грядках   у   дачников   и   содержит   набор витаминов   (PP,   В1,   В2  и   C)   и   различных   полезных   веществ   (сахара   и   клетчатка,   белки   и углеводы, калий и натрий, фосфор, кальций и железо), а также ряд ферменты. В переводе означает ­ «корень». Этот корнеплод имеет специфический, достаточно приторный с остротой вкус. Используется для приготовления многочисленных кулинарных блюд.  (Ответ: Редис).   Слайд № 5:  Родиной   данного   овоща   считается   Южная   Америка,   в   России   эта   культура   появилась   при Екатерине II и считалась не съедобной, даже ядовитой. А нем содержится   много полезных веществ ­ это: марганец, йод, натрий, железо, цинк, глюкоза и фруктоза, а также витамины А, В, К,   РР.     Он     содержит   гормон   серотонин   –   гормон   радости,   поэтому   способен   повышать настроение, что немало важно в наше время. Плоды  едят свежими, их маринуют, солят, сушат, готовят из них пасты, кетчупы, салаты, соки и др.   (Ответ: Томат).   Б). Работа с гербарием. Учащиеся работают в парах.   Рассмотрите предложенные растения, разделите их на семейства Крестоцветные,  Розоцветные,  Пасленовые. В). Распредели растения из семейства пасленовые по группам: лекарственные,  декоративные, овощные, ядовитые (слайды 6 ­7): 1. Дурман обыкновенный,                               2. Петуния,                            3. Перец сладкий,      4. Физалис декоративный,                               5. Картофель,                        6. Томат,             7. Паслен черный (недозревшие ягоды),       8. Белена черная,                   9. Баклажан,                     10. Табак душистый,                                      11. Красавка белладонна,      12. Паслен сладко –  горький. Лекарственные Декоративные Овощные Ядовитые  Работа в  парах       + Индивид + Р М К Р ЧП НО М К Коды ответов:  Лекарственные Декоративные 1 10 11 8 2 4 Овощные 5 6 3 9 1 7 Ядовитые 11 8 12 III.  Мотивация IV.  Изучение  н/м: Шкала оценивания:  Нет ошибок – оценка «5»  «1» «4»   ­      оценка «4»  «5» ­ «7»  ­      оценка «3» Более «7» ошибок  ­ оценка «2».  Слайд 8: Биологическая задача: Часто это растение называют «зелёной коровой», так как из его семян делают молоко,  простоквашу, творог и сыр, а также масло, заменители какао и шоколада.  Для того чтобы назвать данное растение, давайте познакомимся с семейством Бобовые  (Мотыльковые). Откройте и запишите тему урока в тетради: Многообразие и характерные особенности  растений семейства Бобовые (Мотыльковые) (слайд 9) . Цель урока: выявить признаки семейства Бобовые (Мотыльковые), их особенности,  представители, значении в природе и жизни человека.  А).  История происхождения  бобовых (слайд 10):      Бобовые – очень древние культуры. О некоторых из них упоминает Ветхий Завет. И  относились в древности к этим плодам с уважением и почитанием. Считается, что некоторые  бобы приравнивались к пище богов. Блюда из фасоли приносили в дар, потому что они ценились как особо сытные и вкусные. В Европу по преданию первые бобовые культуры завез Карл  Великий. Он отметил одно из таких растений, как очень привлекательное во внешнем плане –  приятные глазу цветы и вьющиеся стебли украсили королевский сад. А позже плоды  диковинного заморского растения появились на столах знати. Б).  Многообразие бобовых растений.        Посмотрите, пожалуйста, на слайд 11, знакомы ли вам эти растения?  Все эти растения относятся к одному семейству – Бобовые (Мотыльковые).     Бобы – это общее понятие. На самом деле это слово объединяет лишь самые популярные  употребляемые в пищу плоды. Кроме фасоли и гороха, известных нам с детства, существует  еще масса бобовых культур. К ним, как ни странно, относятся какао­бобы. Любимый многими  ингредиент для салатов и просто лакомство – зеленый горошек, люцерна, которая чаще  Р ЧП НО М К Р ИП ЧП Р ИП ПП Коллект + Коллект + Индивид + используется в качестве кормовой травы, и многие другие. Проблемный вопрос:          Как вы думаете, почему им дали такое название: Мотыльковые? (Ответ:  за сходство цветка бобовых с мотыльком). В). Характеристика семейства Бобовые  (слайд № 12:   семейство насчитывает  около 12 000 видов (650 произрастают в Казахстане);  жизненные формы: деревья, кустарники, полукустарники,  лианы, однолетние и многолетние  травы. Характерно, что большинство травянистых растений бобовых произрастают в умеренном и  холодном климате, а большинство деревьев и кустарников – в тропических и  субтропических областях;  распространены на всех континентах земного шара.  Проблемный вопрос:  Какой признак строения растений является важным при объединении  растений в одно  семейство?  (Ответ: строение цветка).  Г). Работа с гербарием  (растения семейства Бобовые: клевер, донник, фасоль и другие).  Рассмотрите строение данных  растений и допишите недостающие слова в тексте. 1. Корневая система ­    ………… (стержневая, у многолетников ­ мочковатая). 2. Стебель у растения ­  …………  (прямостоячий, вьющийся, цепляющийся, ползучий). 3. (слайд 13) Листья ­ ………        (преобладают сложные  с прилистниками, у некоторых с  усиками). 4. Листорасположение ­ ………    (чаще всего очередное). 5. Жилкование ­  …….. ……….    (перистое). Д).   Строение цветка, соцветий и плода растений семейства Бобовые (слайды 14 – 18): Для изучения строения цветка, соцветий, плода выполним лабораторную работу  № 25. Строение цветка и плода растений семейства Бобовые. Цель: познакомить школьников с особенностями сироения цветка и плода растений семейства  Бобовые. Оборудование: гербарий растений Бобовые. Ход работы: Используя  рисунок 106. материал на странице 151 параграфа 45 учебника под редакцией   Р.Алимкуловой , слайды 14 ­ 18  презентации найдите ответы на вопросы, обсудите их в  группах и заполните вторую колонку таблицы:  а). Строение цветка, соцветия растений семейства Бобовые (слайды 14 – 18). 1. Какой околоцветник: простой или двойной? 2. Подсчитайте количество чашелистиков. + + + Колллек т Работа в группах Работа в парах Р ПП ЧП НО М К Р ИП НО Р ЧП ИП НО М К 3. Рассмотрите венчик. Подсчитайте количество лепестков. 4. Подсчитайте число тычинок. Все ли они одинаковы по длине? 5. Подсчитайте число пестиков. 6. Какие соцветия у данного семейства? Подводим итоги и выводим формулу цветка по диаграмме.  б). Рассмотрите строение плода  (слайд 19).  в). Заполните таблицу (слайды 20 – 21): Признаки Цветок: чашелистики  лепестки тычинки пестик Околоцветник Опыление Семейство Бобовые Ч(5) Л1+2+(2)Т(9)+1 П1 5 сросшихся верхний ­ парус, боковые ­ весла, два сросшиеся нижние ­ лодочка. 10 (9 срастаются и 1 свободная) 1 двойной  насекомыми, реже птицами, иногда рукокрылыми (летучими  мышами);   ветром;  самоопыление (горох посевной, арахис, соя, фасоль, некоторые виды  люпина и др.) Соцветие Плоды г). Вывод: почему горох, клевер, донник относят к семейству Бобовые? кисть (донник, люпин), головка (клевер). боб Г). Симбиоз между корнями бобовых растений и азотфиксирующими бактериями (слайд  22): Для всех растений семейства Бобовые характерно наличие на их корнях клубеньки с  азотфиксирующими бактериями, которые усваивают свободный азот из воздуха и превращают  его в соединения, доступные для растений.  Скажите, как называется такое сожительство организмов? (симбиоз).  Все органы бобовых растений богаты веществами, содержащими азот. В семенах содержится  большое количество белка. По количеству белка в составе семян бобовые превосходят зерновые культуры более чем вдвое: в зернах пшеницы – до 12%, а у фасоли­ до 25% легкоусвояемого,  как в говядине, белка.  Соя содержит до 45% белка.   После уборки урожая бобовых в почве остаются корни этих растений, благодаря чему почвы  обогащаются азотом.  + + Коллект Работа в группах Р ИП ПП НО М К Р ЧП НО М Д). Значение растений семейства Бобовые (слайды 23 – 28): Составьте кластер на тему «Значение растений семейства Бобовые».  пищевые растения: горох, фасоль, соя, бобы, арахис, нут, чечевица;  кормовые растения: клевер,  донник,  эспарцет, чина, люцерна,  верблюжья колючка (в  К пустынях),  вика, люпин;  растения семейства  Бобовые,  как удобрения:  донник, аспаргал, вика;   лекарственные растения: солодка голая, клевер луговой, термопсис ланцетовидный, донник  декоративные растения: карагана желтая (акация),  белая робиния (акация),  гледичия,  лекарственный; люпин, V.  Физминутк а. VI.  Закрепление  VII.  Подведение  итогов: VIII. Д/З:      душистый горошек и другие;  растения – медоносы: донник, клевер, чина. Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку. Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, На опушке зайка ждет. Зайка прыгал под кустом, Приглашая нас в свой дом. Руки вниз, на пояс, вверх, Убегаем мы от всех. Побежим скорее в класс, Там продолжим наш рассказ. А). Игра «Третий лишний» (слайд 29). Б). Распределите по значению предложенные растения семейства Бобовые  (приложение  №1) (слайды 30 ­31): Шкала оценивания:  Нет ошибок – оценка «5» «1»   ­ «4» ­     оценка «4» «5» ­ «8»  ­      оценка «3» Более «8» ошибок  ­ оценка «2». Учащиеся, работая в группах,  самостоятельно делают выводы урока. Оценивание работы учащихся на уроке. Слайд 32: §  45 Р Индивид Р Коллект Р ЧП Работа в парах + + Р Р Индивид Индивид Творческое задание на выбор:    Объясните, какой биологический смысл в созревании плодов арахиса под землей?    Подготовить   сообщения   об   интересных   представителях   растений   семейства Сложноцветные.  IX.  Рефлексия Слайд 33:  Что нового сегодня я узнал на уроке?   Что было особенно интересным, увлекательным  и познавательным?   В чём я сегодня стал умнее по сравнению со вчерашним днём?    Р Индивид       Литература и Интернет – источники:  Р.Алимкулова. Биология.  6 класс. Алматы «Атамұра», 2015, 224с. 1. 2. В.А.Корчагина. Биология. 6­7 классы, М. «Просвещение», 1988, 256с. 3. Т.И.Серебрякова. Биология. М., «Просвещение», 1999, 224с. 4. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815с. 5. В.Рохлов. Занимательная ботаника, М, «АСТ­ПРЕСС», 1998, 432с. 6. А.А.Калинин. Поурочные разработки по биологии. 6(7)класс.»ВАКО» М. 2005, 352с. 7. yandex.kz/images› рисунки  о растениях семейства Пасленовые 8. Infourok.ru>…animacii…biologii…rasteniya_6_klass Приложение №1:

Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".

Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".

Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".

Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".

Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".

Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".

Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".

Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".

Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".

Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".

Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".

Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".

Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".

Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".

Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".

Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".

Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".

Конспект урока по биологии "Многообразие и характерные особенности растений семейства Бобовые (Мотыльковые)".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2018