Волкова Татьяна Викторовна,
учитель биологии,
специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»
Поурочный план
Дата _____
Класс: 6 –ые
Предмет: биология
Тема урока Многообразие и характерные особенности растений семейства Розоцветные.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока стандартный
Цель урока: познакомить школьников с представителями семейства Розоцветные, их особенностями.
Задачи урока.
Образовательные: сформировать представление об отличительных чертах растений семейства Розоцветных; научить распознавать их и отличать от представителей других семейств;
Развивающие: продолжить развивать мышление, внимание, речь, умения работать самостоятельно в группах и в парах, сравнивать, делать выводы, работать с учебной литературой и гербарием;
Воспитательные: воспитывать бережное отношению к природе.
Оборудование: презентация, гербарии одно- и двудольных растений, учебники.
ХОД УРОКА
«На свете чудеса рассеяны повсюду
да не везде их всякий примечал…»
(И.А.Крылов)
Этап урока |
Содержание учебного материала |
МО |
ФОПД |
Задания на развитие функциональной грамотности |
Индивидуально-коррекционная работа |
||||||||||||||||||||
I. Орг. момент
|
Добрый
день, ребята. Пусть вам сопутствует доброе настроение во время всего урока и помогает успешно справляться с заданиями. Желаю Вам удачи и успехов на уроке. |
Р |
Индивид |
|
|
||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний |
А). Устно: 1. Назовите основные признаки покрытосеменных растений? 2. Что такое цветок? 3. Назовите главные части цветка? 4. Какие цветки называются обоеполыми, какие раздельнополыми? 5. Что называют соцветием? Каково биологическое значение соцветий? 6. Что называют опылением? 7. Какие способы опыления вы знаете? 8. Что такое плод? 9. Какую функцию выполняет плод? 10. Что образуется из оплодотворенной яйцеклетки? 11. Что образуется из центральной клетки? 12. Из чего образуется семя? Б). У доски (слайд 2): Расположите признаки соответственно классу, к которому они относятся.
В). Назови разновидности капусты (слайд 3).
Г). Прием «Мозговой штурм» (слайды 4 – 6): 1 вариант: Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства крестоцветных: 1. Плод – боб. 2. Соцветие – кисть. 3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков. 4. Венчик цветка состоит из 6 свободных лепестков. 5. Плод – семянка. 6. Венчик цветка состоит из 4 свободных лепестков. 7. Соцветие – корзинка. 8. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные. 9. Плод – стручок или стручочек. 10. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.
2 вариант: Из предложенного списка растений выберите те, которые относятся к семейству Крестоцветные: 1.Капуста белокочанная. 2. Фасоль обыкновенная. 3. Редька дикая. 4. Горох посевной. 5. Ромашка аптечная. 6. Горчица белая. 7. Клевер белый. 8. Вишня обыкновенная. 9. Ярутка полевая. 10. Сурепка обыкновенная.
Коды ответов: 1 вариант: 2, 3, 6, 8. 9. 2 вариант: 1, 3, 6, 9, 10.
Шкала оценивания: Нет ошибок – оценка «5» «1» - оценка «4» «2» - «3» - оценка «3» Более «3» ошибок - оценка «2». |
Р
Р МК
Р
Р |
Фронтал
Индивид
Индивид
Индивид |
+
+
+
+ |
|
||||||||||||||||||||
III. Мотивация |
У писательницы Анны Сакс есть сказка «Вишня». У Садовника была дочь Вишня. Однажды она сидела у ворот и стерегла родительский огород, на котором росли: редька, капуста, хрен, репа, горчица и т.д. Вдруг налетел Северный ветер. «Что делать, как спасти огород?» - разволновалась Вишенка и не придумала ничего другого, как взять камень и бросить Северному ветру в бороду. Разозлился Северный ветер и принялся ловить Вишенку. А та шмыгнула в мышиную нору. Северный ветер очень рассердился и уничтожил нору своим холодным дыханием. Садовник горько плакал о своей Вишенке. Слезы садовника капали на землю, и на ней выросло дерево. В память о дочери Садовник назвал его Вишней. 2) Беседа по вопросам: Ø Назовите героев сказки. Ø Как сказка связана с эпиграфом урока? Ø Что вам известно о растениях, которые упоминаются в сказке и эпиграфе? Откройте и запишите тему урока в тетради: Класс Двудольные. Семейство Розоцветные (слайд 7) . Цель урока: выявить признаки семейства Розоцветные, их особенности, представители, значении в природе и жизни человека. |
Р ЧПНО
|
Работа в парах
|
+ |
|
||||||||||||||||||||
IV. Изучение н/м: |
А). Происхождение названия семейства (слайды 8 -9): Название следующего семейства дало растение… Родовое название образовано от греческого слова rhodon – красный – из- за окраски плодов и цветков этого растения. Оно воспето поэтами всех времен и народов: «О ней поют поэты всех веков, Нет в мире ничего нежней и краше, Чем этот сверток нежных лепестков, Раскрывшийся благоуханной чашей». или Царицей цветов
я зовусь,
У древних римлян царила настоящая «мания» этого растения: гостей украшали этими цветами, из них делали гирлянды. Это был цветок радости и любви. На картине итальянского художника Сандро Боттичелли (15 век). Весна изображена в виде юной девушки, разбрасывающей цветы. Остров, имя которому дало это растение, имеет на своих монетах изображение этого цветка (остров Родос). О каком растении идет речь? Это - … А семейство называется …
Б). Характерные признаки семейства Розоцветные (слайды 10 – 11): Ø семейство насчитывает около 3000 видов и 120 родов; Ø жизненные формы: деревья, кустарники, травы; Ø распространены почти во всех областях земного шара, но основная их часть сконцентрирована в умеренной и субтропической зонах северного полушария. Внешне розоцветные отличаются между собой строением органов. Например, листья у шиповника перистые, а у яблони и многих других растений - цельные. Стебли у большинстве розоцветных прямостоячие, с длинными междоузлиями, а у земляники - вертикальные, очень короткие, имеют розетку листьев, из пазушных почек образуются ползучие побеги - усы. Проблемный вопрос: Почему же такие разнообразные по внешнему виду растения, принято относить к одному семейству? Объединяющим признаком для растений большинства семейств является строение цветка. В). Слайды 12 – 16: Для того, чтобы выяснить строение цветка и плода растений семейства Розоцветные проведем лабораторную работу № 23 «Строение цветка и плода растений семейства Розоцветных» в тетради для лабораторних работ под редакцией Курмангалиевой. Цель: изучить строение цветка и плода растений семейства Розоцветные. Оборудование: гербарные образцы представителей семейства Розоцветных класса Двудольные. Ход работы. 1. Найдите формулу цветка. 1-я группа. Определите формулы цветка семейства Розоцветные по диаграмме. 2-я группа. Определите формулу с помощью модели цветка вишни. 3-я группа. Определите формулу цветка с помощью гербария и рисунка цветка шиповника.
(Обратите внимание на строение цветка розы на слайде . Сколько у цветка розы лепестков? (примерный ответ: множество лепестков). Но почему мы не написали ещё одну формулу цветка для розоцветных? Дело в том, что у розы махрове цветки образуются из - за видоизменения тичинок в лепестки венчика. Настоящих лепестков у неё 5, а все остальные – видоизмененные тичинки (заслуга селекционеров). У цветков лапчатки прямостоячей или калгана не 5 лепестков и чашелистиков, а 4). 2. Работая с гербарием определите тип соцветия: 1-я группа. Вишня 2-я группа. Яблоня. 3-я группа. Черемуха. 3.«Определите типы плодов» у семейства Розоцветных Согласно старой легенде о шиповнике: полюбила девушка казачка пригожего, а атаман станичный сам на неё виды имел. Заслал сватов, но получил отказ. Решил атаман увести насильно девушку к себе. Но казачка вырвалась и убежала к реке, пронзила грудь кинжалом. Хлынула кровь на землю, и на этом месте вырос красный шиповник с шипами, защищающими от злых людей. 1-я группа. Вишня 2-я группа. Яблоня. 3-я группа. Малина. «Что-то в плоде «ложно», Но есть вполне возможно»!
4.Внесите полученные результаты в таблицу.
5. Вывод: Почему шиповник, яблоню и лапчатку объединяют в семейство Розоцветные? Г). Значение растений Розоцветные в природе и жизни человека (слайды 17 – 21): В виде кластера изобразите значение растений Розоцветные в природе и жизни человека. Ø лекарственные (шиповник, земляника); Ø плодовые (слива, груша, яблоня); Ø декоративные (роза, сирень, шиповник, сакура); Ø сорные (лапчатка гусиная, манжетка); Ø очень хорошие медоносы. |
Р ИП ЧП
Р ИП ЧП ПП
Р ПП ЧП НО МК
Р ЧП |
Коллект
Индивид
Работа в группах
Работа в парах |
+
+
+
+ |
|
||||||||||||||||||||
V. Физминутка. |
Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку. Мы немножко
отдохнем, |
Р |
Индивид |
|
|
||||||||||||||||||||
VI. Закрепление Подведение итогов
|
А). Вставьте пропущенные слова (слайд 22): У растений семейства Розоцветных цветок имеет … околоцветник, чашечка состоит из … свободных чашелистиков, венчик состоит из … свободных лепестков, тычинок … , пестиков … или … . Чашелистиков и лепестков по 4 у растения … . Настоящих лепестков у розы 5, а все остальные – видоизмененные … . (Ответ: двойной, 5, 5, много, один или много, лапчатки, тычинок). Шкала оценивания: Нет ошибок – оценка «5» «1» - «3» - оценка «4» «4» - «5» - оценка «3» Более «5» ошибок - оценка «2». Б). Выберите признаки, характерные для 1 вариант: яблони обыкновенной; 2 вариант: вишни садовой 1.Жизненная форма (трава, кустарник, дерево) 2.Характер стебля (прямостоячий, вьющийся, ползучий) 3.Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое) 4. Листья (сложные или простые; с черешком или без черешка; характер жилкования: перистое, дуговое, параллельное) 5.Формула цветка (Ч5 Л5 Т∞ П1, Ч5 Л5 Т∞ П∞) 6.Тип соцветия: зонтик (вишня), кисть, щиток (яблоня) 7.Тип плода: костянка (вишня), яблоко (яблоня), семянка. Давайте проверим, правильно ли вы описали яблоню обыкновенную и вишню садовую. Шкала оценивания: Нет ошибок – оценка «5» «1» - «3» - оценка «4» «3» - «5» - оценка «3» Более «5» ошибок - оценка «2». |
Р
Р ЧП |
Работа в парах
Индивид |
+
+
|
|
||||||||||||||||||||
VII. Подведение итогов: |
Характеристика семейства Розоцветные: Ø формула цветка: * Ч5Л5Т∞П1 ; * Ч5Л 5Т∞П∞ ; Ø соцветие или одиночные цветки; Ø плод – яблоко, ягода, орешек, многоорешек, костянка и многокостянка. Вывод: несмотря на подобное разнообразие в строении плодов, соцветий и многообразии жизненных форм, однотипность строения цветка очевидна. Именно по сходности строения цветков все многообразие растений и было объединено в общее семейство Розоцветные. Оценивание работы учащихся на уроке: сложите оценки за три работы на уроке, разделите на 3и получите оценку за урок. |
Р |
Индивид |
|
|
||||||||||||||||||||
VIII. Д/З: |
Выучить параграф 43 Творческое задание: составить продолжение сказки «Вишня». По желанию: подготовить сообщение о растениях семейств Бобовые, Пасленовые. |
Р |
Индивид |
|
|
||||||||||||||||||||
IX. Рефлексия |
Интерактивное упражнение «Микрофон» На уроке мы выучили… Мне больше всего понравилось… Эти знания мне понадобятся… |
Р |
Индивид |
|
|
Литература и Интернет – ресурсы:
1. Р.Алимкулова. Биология. 6 класс. Алматы «Атамұра», 2015, 224с.
2. В.А.Корчагина. Биология. 6-7 классы, М. «Просвещение», 1988, 256с.
3. Т.И.Серебрякова. Биология. М., «Просвещение», 1999, 224с.
4. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815с.
5. В.Рохлов. Занимательная ботаника, М, «АСТ-ПРЕСС», 1998, 432с.
6. А.А.Калинин. Поурочные разработки по биологии. 6(7)класс.»ВАКО» М. 2005, 352с.
7. yandex.kz/images› рисунки о растениях семейства Крестоцветные
8. Infourok.ru>…animacii…biologii…rasteniya_6_klass
9. nsportal.ru›shkola…razrabotka-uroka…rozotsvetnye
10. pandia.org›text/77/381/33237.php
11. ilovedomain.ru›uchebnyj-material…razrabotka-uroka…
12. maksimovaei.ru›lessons/17-2.htm
13. school4r.ucoz.ru›load…ikt…semejstvo_rozocvetnye…57
14. http://www.playroom.ru/content/view/1649/18
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.