Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс. Предлагаю рассмотреть основные проблемы экологии с активным участием обучающихся, с выдвижением ими путей решения проблем современности.Экологическое сознание не приходит сразу, его надо воспитывать в себе и окружающих., передавая последующим поколениям.
Иконка файла материала основные экологические проблемы современности.docx
Форма: урок « погружение» в проблему Разработала и провела в 11 классе учитель биологии     МБОУ СОШ п Джонка  Иванько Л.А Цель: познакомить учащихся с экологическими проблемами современности Задачи: Образовательная: сформировать представление об основных экологических  проблемах  современности;  продолжить формирование  понятия об экосистемах, влияние  на них антропогенного фактора.         Развивающая:  продолжить формировать умение использовать имеющиеся  знания  для объяснения понятий, биологических закономерностей, явлений.  Воспитательная:  формирование интереса к предмету, формирование здорового  образа жизни, экологическое воспитание. Оборудование: презентация   к   учебному   занятию,   конспект   учебного   занятия   (тексты «Загрязнение атмосферы», «Загрязнение  гидросферы», «Загрязнение почвы», презентация «Заповедники Хабаровского края»,  компьютерные программы – Microsoft Power Point, Microsoft Word, Учебные пособия: ­ Константинов В.М., Челедзе Ю.Б. ЭОПП: Учебное пособие для студентов учреждения среднего   профессионального   образования.   М.:   Издательский   центр   «Академия»,   НМЦ СПО. 2006­208 с. (электронный учебник),  ­  Сивоглазов В. И, Агафонова И.Б, Захарова Е.Т.  Общая биология. 10­11класс. Базовый уровень ­ М.: Дрофа, 2014. Ход урока 1.Орг. момент (1 минута) Открыли тетради, записали число. 2.   Целеполагание,  мотивация.  На   сегодняшнем   уроке   мы   продолжаем   изучать   тему "Экосистема". У: актуальность. Вы знаете, что самой крупной экосистемой является биосфера. Человек ­ элемент биосферы. Все жизненные ресурсы ­ воздух, воду, пищу, значительную часть энергетических   и   строительных   ресурсов   человек   берет   из   биосферы.   В   биосферу   же сбрасывает отходы  ­ промышленные  и бытовые. Долгое время  такой тип деятельности человека не нарушал экологического равновесия в биосфере.  Но   в   последнее   столетие,   расширяя   промышленную   деятельность,   человечество   все активнее  вторгалось в  живой  мир Земли.  В настоящее время  на Земле  не осталось  ни одного   участка   суши   или   моря,   где   не   обнаружены   следы   деятельности   человека. Деятельность человека оказывает такое заметное действие на биосферу, что это приводит к серьезным экологическим проблемам.  Как   вы   думаете,   что   вы   можете   нового   узнать   на   сегодняшнем   занятии?   Чему можете научиться в рамках обсуждения данной темы?    Какую цель вашей учебной деятельности на занятии вы можете себе определить? (цели для учащихся на выбор сформулировать и показать наглядно) Сегодня все вместе мы постараемся обозначить экологические проблемы современности, выявить причины их возникновения, предложить пути решения этих проблем.Привести высказывание В. Астафьев: «Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого». Вступительное слово учителя: 1. Роль природы в жизни человеческого общества Для  человека,   как  для  любого   другого   биологического   вида,   природа   –  среда жизни   и   источник   существования.     Как   биологический   вид,   человек   нуждается   в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными   в   ней   солями,   растениях   и   животных,   земной   температуре. Оптимальная для человека окружающая среда – это естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потока энергии. Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые  организмы. Однако это влияние  несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему   труду.   Преобразующее   влияние   человечества   на   природу   неизбежно,   оно усиливается   по   мере   развития   общества,   увеличения   числа   и   массы   веществ, вовлекаемых   в   хозяйственный   оборот.   Вносимые   человеком   изменения   сейчас приобрели   настолько   крупные   масштабы,   что   превратились   в   угрозу   нарушения существующего   в   природе   равновесия   и   препятствие   для   дальнейшего   развития производительных   сил.   Долгое   время   люди   смотрели   на   природу   как   на неисчерпаемый   источник   необходимых   для   них   материальных   благ.   Однако, сталкиваясь   с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны.  Какие же экологические проблемы стоят перед современным человеком? (записи в тетради) 1. Загрязнение атмосферы. Кислотные дожди. 2. Истощение озонового слоя 3. "Парниковый эффект" 4. Загрязнение гидросферы 5. Загрязнение и разрушение почв 6. Опустынивание 7. Радиационное загрязнение 8. Сокращение видового разнообразия живых организмов 9. Рост численности народонаселения Если не решать эти проблемы, то они могут привести к глобальному экологическому кризису или  экологической катастрофе. Возникает закономерные вопросы "Что же необходимо сделать уже сейчас?  Есть ли пути выхода из сложившейся ситуации?" Как вы думаете? Ваши предложения? Диалог с учащимися. Предполагаемые ответы. Записи в тетради Проблемы атмосферы:­Парниковый эффект ­ Кислотные дожди ­ «Озоновые дыры» ­. Пониженная видимость  ­Смог Вопрос для обсуждения классу: ­Какую роль в загрязнении воздуха в нашем поселке играет автотранспорт? ­Что еще является в нашем поселке загрязнителями атмосферы? ­   В   чем   преимущества   и   недостатки   тепловых   электростанций   и гидроэлектростанций?          Вмешательство человека в атмосферные процессы нарушая баланс газов в атмосфере…  Ежегодно в  мире сжигается  около 9 миллиардов тонн  условного топлива,   что   приводит   к   выбросу   в   окружающую   среду   более   20   млрд   тонн углекислого газа и более 700 млн тонн других соединений. Если человечество будет жить, ничего не меняя, к середине 21 века концентрация СО2  удвоится, средние годовые температуры. В результате уровень Мирового океана увеличитсяот 35 до 60 см за счет таяния льдов и за счет расширения воды при повышении температуры…      Воздушные потоки переносят загрязняющие вещества на большие расстояния: уже   обрел   признание   термин   «трансграничный   перенос».   Например, Великобритания пользуется репутацией крупнейшего производителя сернистого газа   в   Европе.   Почти   треть   его   переносится   в   другие   страны,   особенно скандинавские. Вызванные этим загрязнением кислотные дожди уже уничтожили 15% строевого леса в Швеции и Норвегии.  Проблемы гидросферы 1 Загрязнение нефтепродуктами  2 Загрязнение сточных вод  3 Количественное и качественное     истощение вод4 Эвтрофикация вод 5 Дефицит пресной воды     К   наиболее   распространенным   загрязнителям   относятся   нефть   и нефтепродукты. Они покрывают поверхность воды тонкой пленкой толщиной 10­ 4см2, препятствуют нормальному газо­и влагообмену между водой и воздухом. Это вызывает гибель водных и околоводных организмов. Если пятно небольшое, то оно исчезает   с   поверхности   воды   в   течение   24   часов,   образуя   эмульсии.   Тяжелые фракции   нефти   оседают   на   дно,   что   приводит   к   химической   и   бактериальной деградации на дне.      Сильно загрязняют водоемы поверхностно­активные вещества (ПАВ), в том числе   синтетически   моющие   средства   (СМС),   широко   применяемые   в   быту   и промышленности. Концентрация  в воде СМС вызывает гибель планктона, заморы рыбы.     Важное  ухудшение качества пресной воды играет эвтрофикация водоемов (от греч. «эутрофис» ­ хорошее питание) Быстрое накопление органических веществ (смывы удобрений с полей) приводит к обильному размножению плавающих сине­ зеленых водорослей. Вода мутнеет, в ней начинается  разложение органических веществ, ухудшается снабжение воды кислородом, гибнут ракообразные и рыбы, вода приобретает неприятный вкус. Вопрос для обсуждения классу:     ­   Для   ликвидации   нефтяных   разливов   в   океане   предлагают   поджигать нефть.   Предскажите   возможные   экологические   последствия   применения такого способа ликвидации нефтяного загрязнения?  Проблемы литосферы ­ Ухудшение качества земель Причины ухудшения качества земель: Открытая разработка полезных ископаемых Орошение и осушение Вторичное засоление Неправильная агротехника  Кислотные дождиЭрозия почв Использование пестицидов  Перевыпас Прогрессирование урбанизации Замусоривание  ­ Запасы и использования недр за один год  сжигается такое количество  ископаемого топлива , на производство которого   природа   затратила   миллионы   лет.   Запасов     каменного   угля   может хватить на 600 лет, а природного газа на 100 лет.     Увеличение   добычи   полезных   ископаемых   к   экономическим   проблемам добавляет экологические: 10% сырья из недр планеты превращается в готовую продукцию, 90% ­ в отходы, загрязняющие биосферу.  Вопрос для обсуждения классу: ­ Хорошо известны слова Д.И. Менделеева: « Нефть – это топливо; топить можно и ассигнациями». Что имел ввиду великий химик и какое отношение эти слова имеют к охране природы? ­ Можно ли добиться высоких и устойчивых урожаев при полном отсутствии химических удобрений? Проблемы биосферы 1 Сокращение лесов  2 Сокращение видов растений и животных  3 Демографический взрыв     Тревогу всего мира  вызывает интенсивная вырубка вечнозеленых тропических лесов. Двадцать лет назад тропические леса исчезали со скоростью 21 га в минуту, сейчас этот процесс ускорился до 26 га в минуту. Последствия сокращения лесов Сокращение поступления кислорода в атмосферу Повышение концентрации углекислого газа Уменьшение очищения воздуха, шумового эффекта Усиление эрозий пыльных бурь Изменение климата Уменьшение грунтовых вод Сокращение видов растений и животных  Ежегодно с лица Земли исчезает 1 животное   Ежедневно 1 растение. Вопрос для обсуждения классу: ­ Каково использование лесов нашего Нанайского  района? ­ Можно ли сохранить леса  не уменьшая получения древесины?  6. Вывод: Все экологические проблемы слишком масштабны и сложны, чтобы с ними смогла справиться  одна страна. Нужны усилия всего мирового сообщества. Таким образом, ребята обозначили проблемы и постарались объяснить их причины и последствия.1. Осуществлять строгий контроль за выбросами вредных веществ. Существуют ПДК и ПДВ  (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду) и если выбросы предприятия  превышают ПДВ, накладывать штрафные санкции. 2. Повторное использование отходов. Вторичная переработка. (это позволяет экономить энергию,  сырье, уменьшает загрязнение) 20 кг макулатуры сохраняет 1 крупное дерево, а 1 т ­ 0,5 га леса  среднего возраста,. 1 т металлолома в качестве сырья для выплавки стали ­ дает экономию 10  млрд. рублей. 3. Использовать фильтры, малоотходные технологии. Ученые ФГТ дали образное название этим  способам уменьшить загрязнение "удлини трубу" ­ рассеивание, разбавление; "заглуши трубу" ­  очистка, фильтры; "завяжи трубу узлом" ­ малоотходные технологии. Применение этой  технологии позволило восстановить экосистемы Рейна, Сены, Темзы. 4. Рациональное и полное использование ресурсов. Во время добычи нефти образуется попутный  газ, который сжигают в факелах, а можно использовать как сырье для химической  промышленности. Извлекать из руды все ценное (Норильск). 5. Восстановление лесов. В Швеции эта проблема решена. За последние 100 лет площадь лесов там увеличилась вдвое, так как они сажали 50 деревьев на одного жителя в год. 6. Захоронение радиоактивных отходов. 7. Использование нетрадиционных источников энергии (солнце, приливы и отливы, ветер). ПЭС ­ Кислогубская) Ли­Рос.  Солнечные ­ Кавказ, Япония; ветровые ­ Голландия, США, Россия (Астрахань геоТЭС ­  Камчатка, Курилы, Исландия. 8. Перевод автомобилей на газовое топливо и электротопливо. ИД(10) Москва ­ легкое метро. 9. Регулирование роста численности населения. Китай ­ "второй ребенок ­ налог". Европа ­  выделение средств на ребенка. 10. Создание сети заповедников и национальных парков.  В России ­ 89 заповедников; 29 национальных парков; 9 памятников природы. ­ А у нас в Хабаровском крае и в Нанайском районе есть охраняемые территории? (6  заповедников, национальный парк "Анюйский", в Нанайском районе 3 памятника природы) 11. Изменить свое отношение к природе от покорения к сотрудничеству, то есть выполнить один из  законов Барри Коммонера "Природа знает лучше" 12. Воспитывать в себе благоговение ко всему живому. Все наши предложения выполнимы сегодня? Как вы думаете? (Да) Первичный   контроль   усвоения   знаний   и   умений.   (Тест   по   содержанию   нового материала.) Взаимоконтроль Рефлексия  «Напутствие человечеству…»   старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно… не покупайте больше, чем может…     одежду, которую ты не носишь, можно…  если есть садовый участок, используй пищевые отходы для…  старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически…  почини и исправь вещь вместо того, чтобы… узнай, где поблизости есть пункт по приёму макулатуры, и…  не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут…   Заключительное слово учителя: Поэтому сегодня необходимо каждому экологическое образование и  сознание. Экологическое сознание означает чувство ответственности за природу перед обществом и  перед самой природой. Оно не приходит сразу, его надо воспитывать в себе и окружающих. А закончить наш урок мне хочется словами из "Экологического манифеста": "Природа была и всегда  будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна.  Человек для нее деталь. Она для него все. А потому: не вреди!". Домашнее задание: записи в тетради, параграф 5.11.   Выставление оценок