Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс
Оценка 4.7

Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
11 кл
10.03.2018
Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс
Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс. Предлагаю рассмотреть основные проблемы экологии с активным участием обучающихся, с выдвижением ими путей решения проблем современности.Экологическое сознание не приходит сразу, его надо воспитывать в себе и окружающих., передавая последующим поколениям.
основные экологические проблемы современности.docx
Форма: урок « погружение» в проблему Разработала и провела в 11 классе учитель биологии     МБОУ СОШ п Джонка  Иванько Л.А Цель: познакомить учащихся с экологическими проблемами современности Задачи: Образовательная: сформировать представление об основных экологических  проблемах  современности;  продолжить формирование  понятия об экосистемах, влияние  на них антропогенного фактора.         Развивающая:  продолжить формировать умение использовать имеющиеся  знания  для объяснения понятий, биологических закономерностей, явлений.  Воспитательная:  формирование интереса к предмету, формирование здорового  образа жизни, экологическое воспитание. Оборудование: презентация   к   учебному   занятию,   конспект   учебного   занятия   (тексты «Загрязнение атмосферы», «Загрязнение  гидросферы», «Загрязнение почвы», презентация «Заповедники Хабаровского края»,  компьютерные программы – Microsoft Power Point, Microsoft Word, Учебные пособия: ­ Константинов В.М., Челедзе Ю.Б. ЭОПП: Учебное пособие для студентов учреждения среднего   профессионального   образования.   М.:   Издательский   центр   «Академия»,   НМЦ СПО. 2006­208 с. (электронный учебник),  ­  Сивоглазов В. И, Агафонова И.Б, Захарова Е.Т.  Общая биология. 10­11класс. Базовый уровень ­ М.: Дрофа, 2014. Ход урока 1.Орг. момент (1 минута) Открыли тетради, записали число. 2.   Целеполагание,  мотивация.  На   сегодняшнем   уроке   мы   продолжаем   изучать   тему "Экосистема". У: актуальность. Вы знаете, что самой крупной экосистемой является биосфера. Человек ­ элемент биосферы. Все жизненные ресурсы ­ воздух, воду, пищу, значительную часть энергетических   и   строительных   ресурсов   человек   берет   из   биосферы.   В   биосферу   же сбрасывает отходы  ­ промышленные  и бытовые. Долгое время  такой тип деятельности человека не нарушал экологического равновесия в биосфере.  Но   в   последнее   столетие,   расширяя   промышленную   деятельность,   человечество   все активнее  вторгалось в  живой  мир Земли.  В настоящее время  на Земле  не осталось  ни одного   участка   суши   или   моря,   где   не   обнаружены   следы   деятельности   человека. Деятельность человека оказывает такое заметное действие на биосферу, что это приводит к серьезным экологическим проблемам.  Как   вы   думаете,   что   вы   можете   нового   узнать   на   сегодняшнем   занятии?   Чему можете научиться в рамках обсуждения данной темы?    Какую цель вашей учебной деятельности на занятии вы можете себе определить? (цели для учащихся на выбор сформулировать и показать наглядно) Сегодня все вместе мы постараемся обозначить экологические проблемы современности, выявить причины их возникновения, предложить пути решения этих проблем. Привести высказывание В. Астафьев: «Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого». Вступительное слово учителя: 1. Роль природы в жизни человеческого общества Для  человека,   как  для  любого   другого   биологического   вида,   природа   –  среда жизни   и   источник   существования.     Как   биологический   вид,   человек   нуждается   в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными   в   ней   солями,   растениях   и   животных,   земной   температуре. Оптимальная для человека окружающая среда – это естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потока энергии. Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые  организмы. Однако это влияние  несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему   труду.   Преобразующее   влияние   человечества   на   природу   неизбежно,   оно усиливается   по   мере   развития   общества,   увеличения   числа   и   массы   веществ, вовлекаемых   в   хозяйственный   оборот.   Вносимые   человеком   изменения   сейчас приобрели   настолько   крупные   масштабы,   что   превратились   в   угрозу   нарушения существующего   в   природе   равновесия   и   препятствие   для   дальнейшего   развития производительных   сил.   Долгое   время   люди   смотрели   на   природу   как   на неисчерпаемый   источник   необходимых   для   них   материальных   благ.   Однако, сталкиваясь   с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны.  Какие же экологические проблемы стоят перед современным человеком? (записи в тетради) 1. Загрязнение атмосферы. Кислотные дожди. 2. Истощение озонового слоя 3. "Парниковый эффект" 4. Загрязнение гидросферы 5. Загрязнение и разрушение почв 6. Опустынивание 7. Радиационное загрязнение 8. Сокращение видового разнообразия живых организмов 9. Рост численности народонаселения Если не решать эти проблемы, то они могут привести к глобальному экологическому кризису или  экологической катастрофе. Возникает закономерные вопросы "Что же необходимо сделать уже сейчас?  Есть ли пути выхода из сложившейся ситуации?" Как вы думаете? Ваши предложения? Диалог с учащимися. Предполагаемые ответы. Записи в тетради Проблемы атмосферы: ­Парниковый эффект ­ Кислотные дожди ­ «Озоновые дыры» ­. Пониженная видимость  ­Смог Вопрос для обсуждения классу: ­Какую роль в загрязнении воздуха в нашем поселке играет автотранспорт? ­Что еще является в нашем поселке загрязнителями атмосферы? ­   В   чем   преимущества   и   недостатки   тепловых   электростанций   и гидроэлектростанций?          Вмешательство человека в атмосферные процессы нарушая баланс газов в атмосфере…  Ежегодно в  мире сжигается  около 9 миллиардов тонн  условного топлива,   что   приводит   к   выбросу   в   окружающую   среду   более   20   млрд   тонн углекислого газа и более 700 млн тонн других соединений. Если человечество будет жить, ничего не меняя, к середине 21 века концентрация СО2  удвоится, средние годовые температуры. В результате уровень Мирового океана увеличится от 35 до 60 см за счет таяния льдов и за счет расширения воды при повышении температуры…      Воздушные потоки переносят загрязняющие вещества на большие расстояния: уже   обрел   признание   термин   «трансграничный   перенос».   Например, Великобритания пользуется репутацией крупнейшего производителя сернистого газа   в   Европе.   Почти   треть   его   переносится   в   другие   страны,   особенно скандинавские. Вызванные этим загрязнением кислотные дожди уже уничтожили 15% строевого леса в Швеции и Норвегии.  Проблемы гидросферы 1 Загрязнение нефтепродуктами  2 Загрязнение сточных вод  3 Количественное и качественное     истощение вод 4 Эвтрофикация вод 5 Дефицит пресной воды     К   наиболее   распространенным   загрязнителям   относятся   нефть   и нефтепродукты. Они покрывают поверхность воды тонкой пленкой толщиной 10­ 4см2, препятствуют нормальному газо­и влагообмену между водой и воздухом. Это вызывает гибель водных и околоводных организмов. Если пятно небольшое, то оно исчезает   с   поверхности   воды   в   течение   24   часов,   образуя   эмульсии.   Тяжелые фракции   нефти   оседают   на   дно,   что   приводит   к   химической   и   бактериальной деградации на дне.      Сильно загрязняют водоемы поверхностно­активные вещества (ПАВ), в том числе   синтетически   моющие   средства   (СМС),   широко   применяемые   в   быту   и промышленности. Концентрация  в воде СМС вызывает гибель планктона, заморы рыбы.     Важное  ухудшение качества пресной воды играет эвтрофикация водоемов (от греч. «эутрофис» ­ хорошее питание) Быстрое накопление органических веществ (смывы удобрений с полей) приводит к обильному размножению плавающих сине­ зеленых водорослей. Вода мутнеет, в ней начинается  разложение органических веществ, ухудшается снабжение воды кислородом, гибнут ракообразные и рыбы, вода приобретает неприятный вкус. Вопрос для обсуждения классу:     ­   Для   ликвидации   нефтяных   разливов   в   океане   предлагают   поджигать нефть.   Предскажите   возможные   экологические   последствия   применения такого способа ликвидации нефтяного загрязнения?  Проблемы литосферы ­ Ухудшение качества земель Причины ухудшения качества земель: Открытая разработка полезных ископаемых Орошение и осушение Вторичное засоление Неправильная агротехника  Кислотные дожди Эрозия почв Использование пестицидов  Перевыпас Прогрессирование урбанизации Замусоривание  ­ Запасы и использования недр за один год  сжигается такое количество  ископаемого топлива , на производство которого   природа   затратила   миллионы   лет.   Запасов     каменного   угля   может хватить на 600 лет, а природного газа на 100 лет.     Увеличение   добычи   полезных   ископаемых   к   экономическим   проблемам добавляет экологические: 10% сырья из недр планеты превращается в готовую продукцию, 90% ­ в отходы, загрязняющие биосферу.  Вопрос для обсуждения классу: ­ Хорошо известны слова Д.И. Менделеева: « Нефть – это топливо; топить можно и ассигнациями». Что имел ввиду великий химик и какое отношение эти слова имеют к охране природы? ­ Можно ли добиться высоких и устойчивых урожаев при полном отсутствии химических удобрений? Проблемы биосферы 1 Сокращение лесов  2 Сокращение видов растений и животных  3 Демографический взрыв     Тревогу всего мира  вызывает интенсивная вырубка вечнозеленых тропических лесов. Двадцать лет назад тропические леса исчезали со скоростью 21 га в минуту, сейчас этот процесс ускорился до 26 га в минуту. Последствия сокращения лесов Сокращение поступления кислорода в атмосферу Повышение концентрации углекислого газа Уменьшение очищения воздуха, шумового эффекта Усиление эрозий пыльных бурь Изменение климата Уменьшение грунтовых вод Сокращение видов растений и животных  Ежегодно с лица Земли исчезает 1 животное   Ежедневно 1 растение. Вопрос для обсуждения классу: ­ Каково использование лесов нашего Нанайского  района? ­ Можно ли сохранить леса  не уменьшая получения древесины?  6. Вывод: Все экологические проблемы слишком масштабны и сложны, чтобы с ними смогла справиться  одна страна. Нужны усилия всего мирового сообщества. Таким образом, ребята обозначили проблемы и постарались объяснить их причины и последствия. 1. Осуществлять строгий контроль за выбросами вредных веществ. Существуют ПДК и ПДВ  (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду) и если выбросы предприятия  превышают ПДВ, накладывать штрафные санкции. 2. Повторное использование отходов. Вторичная переработка. (это позволяет экономить энергию,  сырье, уменьшает загрязнение) 20 кг макулатуры сохраняет 1 крупное дерево, а 1 т ­ 0,5 га леса  среднего возраста,. 1 т металлолома в качестве сырья для выплавки стали ­ дает экономию 10  млрд. рублей. 3. Использовать фильтры, малоотходные технологии. Ученые ФГТ дали образное название этим  способам уменьшить загрязнение "удлини трубу" ­ рассеивание, разбавление; "заглуши трубу" ­  очистка, фильтры; "завяжи трубу узлом" ­ малоотходные технологии. Применение этой  технологии позволило восстановить экосистемы Рейна, Сены, Темзы. 4. Рациональное и полное использование ресурсов. Во время добычи нефти образуется попутный  газ, который сжигают в факелах, а можно использовать как сырье для химической  промышленности. Извлекать из руды все ценное (Норильск). 5. Восстановление лесов. В Швеции эта проблема решена. За последние 100 лет площадь лесов там увеличилась вдвое, так как они сажали 50 деревьев на одного жителя в год. 6. Захоронение радиоактивных отходов. 7. Использование нетрадиционных источников энергии (солнце, приливы и отливы, ветер). ПЭС ­ Кислогубская) Ли­Рос.  Солнечные ­ Кавказ, Япония; ветровые ­ Голландия, США, Россия (Астрахань геоТЭС ­  Камчатка, Курилы, Исландия. 8. Перевод автомобилей на газовое топливо и электротопливо. ИД(10) Москва ­ легкое метро. 9. Регулирование роста численности населения. Китай ­ "второй ребенок ­ налог". Европа ­  выделение средств на ребенка. 10. Создание сети заповедников и национальных парков.  В России ­ 89 заповедников; 29 национальных парков; 9 памятников природы. ­ А у нас в Хабаровском крае и в Нанайском районе есть охраняемые территории? (6  заповедников, национальный парк "Анюйский", в Нанайском районе 3 памятника природы) 11. Изменить свое отношение к природе от покорения к сотрудничеству, то есть выполнить один из  законов Барри Коммонера "Природа знает лучше" 12. Воспитывать в себе благоговение ко всему живому. Все наши предложения выполнимы сегодня? Как вы думаете? (Да) Первичный   контроль   усвоения   знаний   и   умений.   (Тест   по   содержанию   нового материала.) Взаимоконтроль Рефлексия  «Напутствие человечеству…»   старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно… не покупайте больше, чем может…      одежду, которую ты не носишь, можно…  если есть садовый участок, используй пищевые отходы для…  старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически…  почини и исправь вещь вместо того, чтобы… узнай, где поблизости есть пункт по приёму макулатуры, и…  не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут…   Заключительное слово учителя: Поэтому сегодня необходимо каждому экологическое образование и  сознание. Экологическое сознание означает чувство ответственности за природу перед обществом и  перед самой природой. Оно не приходит сразу, его надо воспитывать в себе и окружающих. А закончить наш урок мне хочется словами из "Экологического манифеста": "Природа была и всегда  будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна.  Человек для нее деталь. Она для него все. А потому: не вреди!". Домашнее задание: записи в тетради, параграф 5.11.   Выставление оценок

Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс

Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс

Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс

Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс

Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс

Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс

Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс

Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс

Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс

Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс

Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс

Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс

Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс

Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс

Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс

Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические проблемы современности" 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018