Конспект урока по биологии на тему "Отдел папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение и многообразие " (6 класс).
Оценка 5

Конспект урока по биологии на тему "Отдел папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение и многообразие " (6 класс).

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
22.01.2018
Конспект урока по биологии на тему "Отдел папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности,  происхождение и многообразие " (6 класс).
Конспект урока по биологии составлен к презентации на тему "Отдел папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение и многообразие " для учащихся 6 класса. В ходе урока на разных его этапах используются игровые моменты, что помогает заинтересовать школьников изучением данной темы.Конспект урока составлен в Word 2007, шрифтом Times New Roman, 11
Отдел папоротники.docx
Поурочный план                                 Дата  ____________             Урок  35            биологии Учитель      __________________     Тема урока  Отдел папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности,  происхождение и многообразие (слайд  1).  Тип урока: комбинированный с игровыми моментами  Вид урока: стандартный       Цель:  расширить знания о папоротниках, хвощах, плаунах как высших споровых растениях. Задачи: Образовательные:  углубить знания учащихся о высших споровых растениях, их многообразии и происхождении, раскрыть особенности строения и  жизнедеятельности папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными; Развивающие: продолжить формирование умений анализировать и обобщать изученный материал, наблюдать, устанавливать черты сходства и сравнивать,  систематизировать полученные знания и формулировать самостоятельно выводы,  развивать навыки самостоятельной работы,  оценивать работу  товарищей; Воспитательные:  развивать интерес к изучению биологии.      Оборудование:  презентация, гербарий  папоротника щитовника мужского, видеофрагменты «Древние вымершие папоротники, хвощи и плауны»,       «Размножение папоротника»,  флеш – анимация «Размножение папоротника».   Ход урока Этап урока Содержание учебного материала М О I. Орг. момент II.  Актуализаци я знаний Добрый  день, ребята! Садитесь!    Время от времени необходимо вспоминать свои победы, пусть даже совсем  незначительные. Да и как же это приятно — радоваться им.  Главное, чтобы оно было  важным для вас самих.  И я думаю, что Вы сможете сегодня добиться успехов при  изучении новой темы. А). Устно: 1. Чем отличаются высшие растения от низших?  2. Сколько насчитывается видов моховидных растений в мире? 3. Где встречаются  мхи?  4. Почему мхи относятся к высшим растениям? Лишь раз один, как папоротник, я Цвету огнем весенней, пьяной ночью... Приди за мной к лесному средоточью, В заклятый круг... Черубина Де Габриак Индивидуально ФОПД   ­ коррекционная работа   а н я и н а д а З о н ь л а н о и ц к н у ф   е и т и в з а р и т с о н т о м а р г   й Р Коллек т Р Фронта + л 5. Почему кукушкин лен относят к двудомным растениям? 6. 7. Какое поколение преобладает у мхов? 8. Как называется наука о мхах? Б). Биологическая эстафета (слайд 2):   Листостебельные растения     Ризоиды       Спора   Архегонии    Антеридии   Гаметы    Яйцеклетка    Сперматозоиды     Зигота   Хлорофилоносные клетки    Водоносные клетки  Бриология             В). Расшифруйте головоломку «Строение зеленого мха» (слайд 3). Найдите начало головоломки и по непрерывной линии прочитайте и найдите ответ на  вопрос: Чем отличаются белые мхи от кукушкиного льна? Ы Д И О Р И З Т Ю Е Е И М Н И Х Ы Е М Ответ: Белые мхи  не имеют ризоиды. В). Проверочная работа по вариантам (слайды 4 – 6): 1 вариант: Заполните таблицу «Черты различия зеленых (кукушкиного льна) и белых  (сфагнума) мхов (слайды 4 ­5): № Признаки для  Белый мох  (сфагнум)  сравнения 1. Наличие ризоидов 2. Расположение  мужских  Зеленый мох (кукушкин  лен) + + + Р Работа в парах Р НО МК Индиви д Р Индиви д 2 вариант:  Запишите черты сходства зеленых (кукушкиного льна) и белых (сфагнума) мхов. Белый мох  (сфагнум)  № Признаки для  Зеленый мох (кукушкин  лен) и женских органов Строение листа Строение стебля Строение спорогона 3. 4. 5. сравнения 1. Имеют органы 2. Наличие корней  3. Размножаются при  помощи 4. Они образуются в  5. Обязательное условие  при оплодотворении Ответы: 1 вариант: № Признаки для  сравнения 1. Наличие ризоидов 2. Расположение  мужских  и женских органов Строение листа Зеленый мох (кукушкин  лен) Имеются Двудомное растение Белый мох  (сфагнум)  Нет Однодомное растение Лист многослойный,  относительно сложный по  строению Стебель прямой,  неветвящийся Коробочка на длинной ножке Круглая коробочка на короткой  Лист однослойный, имеет два  вида клеток: хлорофилоносные  и водоносные Стебель ветвится ножке 3. 4. 5. Строение стебля Строение спорогона 2 вариант: № Признаки для  сравнения 1. Имеют органы 2. Наличие корней  Зеленый мох (кукушкин  лен) Стебель и листья Нет Белый мох  (сфагнум)  Стебель и листья Нет III.  Мотивация  IV. Изучение  н/м: 3. Размножаются при  помощи 4. Они образуются в  5. Обязательное условие  при оплодотворении Спор  Коробочке  Наличие воды Спор  Коробочке  Наличие воды  Шкала оценивания (слайд 6): Нет ошибок – оценка «5»;  «1»­ «3» – оценка «4»;  «4» – «5» – оценка «3»;  «6» – «8» – оценка «2».  (Взаимопроверка).   В повести "Вечера накануне Ивана Купала" Н. В. Гоголь рассказывал о старинном  народном предании, по которому раз в год – в ночь на 7 июля, накануне древнего  языческого праздника Ивана Купалы, ­ зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его,  тот добудет клад и разбогатеет.  Проблемный вопрос: Как Вы считаете, правда ли, что в ночь на Ивана Купалу  можно найти с помощью цветка папоротника клад? (слайд 7). После изучения новой темы Вы сможете ответить на проблемный вопрос.  Откройте тетради и запишите число и тему урока: Отдел папоротники. Особенности  строения и  жизнедеятельности, происхождение и многообразие (слайд 8).  Цель урока: выявить особенности строения и жизнедеятельности папоротников как  наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными. А). Происхождение папоротников (слайды 9 ­10).  Папоротников дные растений, в который входят как современные папоротники, так и одни из древнейших  высших растений. Папоротники произошли от псилофитов 400 млн. лет назад в девонском  периоде палеозойской эры. Гигантские растения из группы древовидных папоротников во  многом определяли облик планеты в конце палеозойской — начале мезозойской эры.  Используя слайд 10 «Древние вымершие папоротники, хвощи и плауны», ответьте на  вопрос: Как образовывался каменный уголь? (300 млн. лет назад ­ время расцвета папоротникообразных. Они господствовали на всей  планете. Климат был влажным и теплым. Туманная мгла водяных паров часто закрывала  Солнце. Каждый день шли теплые проливные дожди. Это приводило к разливам рек,  образованию озер и заболачиванию почвы. Все это вызывало пышный рост древовидных  папоротников. Высота деревьев достигала почти 40м. Отмершие растения падали на  залитую водой почву. Во время разлива реки сносили деревья и заносили их песком и  , (лат. Polypodióphyta) — отдел сосудистых  ии , или п поротники аи Коллек т + Р ПП ЧП + Работа  в  группах Р ИП ЧП НО МК илом. Под действием слоев грунта и воды деревья спрессовывались, за миллионы лет без  доступа кислорода они превратились в каменный уголь. Значительная часть запаса угля  находится в Казахстане). Б). Отделы  группы Папоротникообразных (слайд 11):  Папоротниковидные   Плауновидные  Хвощевидные.  В). Характерные признаки Папоротникообразных (слайды 12­ 13):  насчитывают  свыше 10 000 видов;  в состав этой группы входят плауны, хвощи и папоротники;  имеются покровные, механические и проводящие ткани;  высшие споровые растения: имеют корень и побег (стебель, листья);  в большинстве своем они травянистые растения, обитающие в тенистых, влажных  местах;  В тропических лесах Азии, Америки, Австралии произрастают древовидные  папоротники 15­25 м в высоту. Г).  Строение папоротника (слайд 14­15): Работа в группах по заданиям: Используя материал на страницах 125 – 126 параграфа 38 учебника под редакцией  Алимкуловой, найдите ответы на вопросы, обсудите в группах и запишите ответы в  тетрадь: 1).  Наиболее распространенный представитель папоротниковидных …  .  2).  Где он встречается? 3).  Каково строение щитовника? 4).  Выпишите особенности травянистых папоротников, растущих в Казахстане? 5).  Как называются листья у папоротника? Какова их форма? 6).  Какие функции выполняют листья папоротника? Дополнительно: Листья папоротников отличаются большим разнообразием. Их размеры колеблются от нескольких мм до 30 м.  Очень разнообразны листья по внешней форме и внутреннему строению. Они совмещают обе функции ­ фотосинтез и спороношение.  Как и побег, листья растут своей верхушкой. Д). Способы размножения папоротниковидных:  вегетативное (корневищами,  некоторые ­ почками), бесполым (спорами) и половым  (слайды 16 ­ 18) с просмотром  видеофрагмента «Размножение папоротника»: На нижней стороне листа папоротника расположены сорусы со спорами. Количество спор  может достигать 15.000. По мере созревания спорангии раскрываются, и споры  Р НО Р ИП        Р ИП НО МК Р ИП НО МК ПП Индиви д Индиви д  Работа  в  группах Индиви д + + + + высыпаются наружу. В благоприятных условиях из споры вырастает заросток (зеленая  пластинка сердцевидной формы диаметром 1 – 4 мм) прикрепляется к земле ризоидами.  Половое размножение: На нижней стороне заростка образуются женские и мужские  половые органы:  архегонии содержат женские гаметы – яйцеклетки;   антеридии содержат мужские гаметы ­  сперматозоиды. Для оплодотворения  необходима вода, которой достаточно во влажной почве под заростком, особенно после дождя. Гаметы сливаются,  образуя зиготу.  Из зиготы развивается зародыш, из которого постепенно вырастает молодое растение  папоротника с мелкими листьями. Развитие идет медленно, и проходит много лет, пока  папоротник будет в состоянии дать крупные листья и первые спорангии со спорами.   Какое поколение преобладает у папоротника? Особенности  размножения папоротника (слайд 19): 1. Для оплодотворения папоротникам вода. 2.В цикле развития папоротников преобладает спорофит.  Е). Значение папоротниковидных в природе и жизни человека.  Используя материал на странице 127 параграфа 38 учебника под редакцией  Алимкуловой, работая в парах, составьте кластер на тему «Значение  папоротниковидных в природе и жизни человека».  Ж). Охрана растений и мест их произрастания. В настоящее время папоротники – вымирающая группа растений. Многие виды занесены в Красную книгу. В Красную книгу Казахстана занесен исчезающий вид папоротников –  щитовник  мынжилкенский.  Исчезновение какого­либо растений или животных приведет к нарушению экологического  равновесия в природе, чтобы этого не произошло, папоротники необходимо беречь и  охранять, как и другие виды растений.  З). Выполнение  л/р. № 19. Внешнее строение папоротникообразных в тетрадях  Ж.Курмангалиевой. Е). Художники и писатели изображали папоротник (слайды 20 ­21). Такое удивительное растение как папоротник не остается незамеченным. И.И.Шишкин,  И.И.Левитан  изобразили растение на своих  картинах, Брюсов, Бальмонт, Карст и Хьюз  посвятили папоротнику свои стихотворения, а народная молва приписала магические  свойства.   А). Работа со слайдом 22,  подпишите под цифрами 1­ 7 этапы   размножения  папоротника.  Ответы на слайде 23. Р ИП Р Р ИП Работа  в парах Индиви д Индиви д Р НО Индиви д Р + + + + + V.  Закрепление Б). А теперь давайте с Вами ответим на проблемный вопрос, предложенный в начале урока: Как Вы считаете, правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти с помощью цветка папоротника клад?  IV. Подведение итогов.  Учащиеся сами делают выводы урока. Оценивание работы учащихся. (слайд 24).  § 38;  Творческое задание на выбор: Найти предания, пословицы, стихи, загадки, картины о папоротниках.  (слайды 25­  26).  Какие ощущения сопровождали  вас на протяжении урока? Выберите соответствующий смайлик ЧП Работа  в  группах Р Р Р Индиви д Индиви д Индиви д VI. Подведение  итогов: VII. Д/З: IX.  Рефлексия: Литература и Интернет­ ресурсы: 1. Р.Алимкулова. Биология.  6 класс. Алматы «Атамұра», 2015, 224с. 2. В.А.Корчагина. Биология. 6­7 классы, М. «Просвещение», 1988, 256с. 3. Т.И.Серебрякова. Биология. М., «Просвещение», 1999, 224с. 4. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815с. 5. В.Рохлов. Занимательная ботаника, М, «АСТ­ПРЕСС», 1998, 432с. 6. А.А.Калинин. Поурочные разработки по биологии. 6(7)класс.»ВАКО» М. 2005, 352с.  7. yandex.kz/images› рисунки  папоротники 8. 9. Венок.ru>articles|katalog­tsvetov/paporotnik.php 10. ru.wikipedia.org>wiki/Папоротниковидные  florets.ru>legendy­o…legenda­o­paporotnike.html Приложение 1: Спорофит папоротников представлен крупным многолетним травянистым растением до 1 м высоты. Нижняя часть побега долго сохраняется в почве,  образуя корневище. Корневище мощное, косое, 30 см длины и 2­3 см ширины. От корневища отходят листья и многочисленные придаточные корни. От верхушки корневища отходит пучок зеленых длинночерешковых дважды перисто­рассеченных листьев, черешки которых густо покрыты бурыми  пленками. Листья папоротников называются вайями. Растут листья папоротника медленно и своеобразно. Они развиваются в почках под землей 2 года.  Только на третий год весной они появляются, а к осени отмирают. Молодые листья улиткообразно закручены. Кроме того, листья папоротников в отличие  от всех прочих растений растут не основанием, а верхушкой. Вследствие длительного верхушечного роста вайи достигают крупных размеров. Придаточные корни, как и стебель, имеют сосудистые пучки, Наличие проводящей ткани дает папоротнику больше преимуществ в выживании, чем мхам,  поскольку всасываемая корнями вода по сосудам стебля передвигается в листья.

Конспект урока по биологии на тему "Отдел папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение и многообразие " (6 класс).

Конспект урока по биологии на тему "Отдел папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности,  происхождение и многообразие " (6 класс).

Конспект урока по биологии на тему "Отдел папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение и многообразие " (6 класс).

Конспект урока по биологии на тему "Отдел папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности,  происхождение и многообразие " (6 класс).

Конспект урока по биологии на тему "Отдел папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение и многообразие " (6 класс).

Конспект урока по биологии на тему "Отдел папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности,  происхождение и многообразие " (6 класс).

Конспект урока по биологии на тему "Отдел папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение и многообразие " (6 класс).

Конспект урока по биологии на тему "Отдел папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности,  происхождение и многообразие " (6 класс).

Конспект урока по биологии на тему "Отдел папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение и многообразие " (6 класс).

Конспект урока по биологии на тему "Отдел папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности,  происхождение и многообразие " (6 класс).

Конспект урока по биологии на тему "Отдел папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение и многообразие " (6 класс).

Конспект урока по биологии на тему "Отдел папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности,  происхождение и многообразие " (6 класс).

Конспект урока по биологии на тему "Отдел папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение и многообразие " (6 класс).

Конспект урока по биологии на тему "Отдел папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности,  происхождение и многообразие " (6 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018