Конспект урока по биологии "Осень"

  • Работа в классе
  • Таблицы эксель
  • doc
  • 06.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: -учить соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью. Планируемые результаты обучения в том числе формирование УУД. Личностные результаты: понимание значимости осени и осенних месяцев, желание приобретать новые знания, осознание трудностей, стремление к преодолению их. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: умения определять и формулировать цель на уроке, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: умения находить ответы в тексте учебника ( работать с текстовой информацией), наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, преобразовывать информацию из одной формы в другую, понимать значение предмета «окружающий мир». Коммуникативные УУД: умение формулировать связный ответ на поставленный вопрос участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других, аргументировано высказывать свои предположения.
Иконка файла материала Открытый урк Осень1.doc
Тема урока: «Осень». Цель: ­учить соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также  события в жизни людей осенью. Планируемые результаты обучения в том числе формирование УУД. Личностные результаты: понимание значимости осени и осенних месяцев,  желание приобретать новые знания, осознание трудностей, стремление к  преодолению их. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: умения определять и формулировать цель  на уроке,  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: умения находить ответы в тексте учебника ( работать с текстовой информацией), наблюдать, сравнивать, анализировать, делать  выводы, преобразовывать информацию из одной формы в другую, понимать  значение предмета «окружающий мир». Коммуникативные УУД: умение формулировать связный ответ на  поставленный вопрос участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других,  аргументировано высказывать свои предположения. Предметные результаты: к концу урока обучающиеся должны иметь  представление о названиях осенних месяцев, о жизни людей осенью;  описывать красоту осенней природы на основе  произведений искусства. Основные понятия: осень, осенние месяцы. Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство,  русский язык. Ресурсы: у каждого ученика ­ учебник О.А.Хлебосоловой «Природоведение»  5 класс Гуманитарный Издательский центр «Владос» ; у учителя­ учебник, аудиозапись пьесы «Осенняя песня» из цикла «Времена  года» П.И.Чайковского, репродукции картин И.И.Левитана «Золотая осень»,  презентация «Осень» Конспект урока 1.Орг момент.  ­ Всем здравствуйте.  ­ Ребята, настройтесь на работу, на отличный результат. Пожалуйста, будьте  внимательны, активны, воспитаны. Тогда наш урок, я уверена, будет светлым,  тёплым, добрым, красивым, как вы сегодня.  2. Введение в тему.  Ребята, посмотрите вокруг, прислушайтесь к звучанию мелодии. Слайд 2. ­ Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? ­ Сегодня мы поговорим, о том, как приходит осень, и какие изменения  происходят в природе с её приходом. Б)  Чтение стихотворения И.Бунина 2Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Заворожённый тишиной.  2 Выявление места и причины затруднения. Чтение сказки «Волшебница Осень» ­Пришла волшебница Осень и взмахнула кистью. Появился вот такой круг. ­Что это за круг? (ГОДОВОЙ КРУГ) ­ Стала она махать кистью и пускать птиц. Каждая птица со своим особым  именем. ­Что это за имена? (ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ). ­Взмахнула первый раз и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. ­ Что это за птицы? ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ ­Взмахнула второй раз и полетели вторая тройка. Снег стал таять, на полях  показались цветы. (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ) ­Взмахнула осень третий раз и полетела третья тройка. Стало жарко, душно,  знойно. Крестьяне стали жать рожь. ­Что это за птицы? (ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ) ­Взмахнула осень четвёртый раз и полетели  ещё три птицы. Подул холодный  ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. ­Какие полетели последние три  птицы? (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ).  Сегодня мы ребята отправимся в гости к осени. Я очень люблю это время  года.  3 Работа по теме урока.  Учитель — Ребята, какое сейчас время года? Назовите месяцы осени.  А как вы думаете, почему у осени 3 имени: сентябрь, октябрь, ноябрь? Слайд №3, 4, 5. Ответы детей. Учитель – Значит, осень постепенно переходит из одной стадии в другую.  Осень бывает: ранняя, золотая, поздняя.  По календарю осень начинается 1 сентября. Это день когда вы после летних  каникул пришли на линейку в школу. ­ Кто помнит, какой была погода в этот день. Опишите. Высказывания детей Учитель  – Как мы понимаем, что осень пришла? Ученик: Меняется погода. Учитель – Какие изменения происходят в природе? Предлагаю назвать  изменения в природе осенью с помощью упражнения «Скажи наоборот»  Слайд№6  Помогите закончить предложения. — Летом солнце яркое, а осенью … 3— Летом небо светлое, а … — Летом день длинный, а … — Летом тучки ходят высоко, а … — Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а … — Летом птицы заботятся о своих птенцах, а … — Летом люди одеваются легко, а … Учитель – Молодцы. Все ответы верные.  Работа с учебником. Учитель – Откройте учебник по закладке. Работать будем с текстом.  Читаем самостоятельно 1 абзац. Ваша задача назвать приметы осени, которые  отметили авторы учебника.  ( Урожай, работа в садах, жёлтые листья, грибы, ягоды) Учитель – Назовите самую главную примету осени. ­ Зачитайте это предложение («по изморози») ­ Что такое изморозь? (рассуждения детей) (Иллюстрация на экране – изморозь на траве) Слайд № 7 Изморозь – это тонкие­тонкие льдинки на траве. Учитель – Что такое изморозь? (Ответы детей) Учитель – Возвратимся к 1 предложению. (Зачитать) « По календарю осень начинается 1 сентября» Учитель ­ Но на самом деле 1­ым днём считается, когда появляется изморозь. Учитель — Продолжим работу с текстом учебника. Прочитайте 2 абзац,  ­ Чем отличаются осенние дни от летних? ­ Что сказано о ночах? (Прохладные) ­ Посмотрите на экран, прочитайте. Попробуйте объяснить то, о чём  прочитали Слайд№8 23 сентября день осеннего равноденствия. День= Ночи ­Как понимаете? Подтвердите свои рассуждения словами текста. ­ Объясните, почему день осеннего равноденствия называют «поворотом к  зиме» (высказывания детей) Учитель – А что сказано в тексте. Зачитайте. 3 абзац «После дня  осеннего…….» Чтение текста. Учитель – Освещённость убывает, ночи становятся длиннее, как это  отражается на жизни животных? (Готовятся к зиме). Учитель – Готовятся к зиме не только животные, но и растения. — Какое явление природы помогает деревьям приготовиться к зиме?  (Листопад) Физкультминутка под мелодию «Листья осенние» Слайд 9. 4Учитель ­ Ребята, а почему деревья осенью сбрасывают листву, нам  расскажет Афонин Вл. – Слушайте вдумчиво. Запоминайте.  Почему деревья осенью сбрасывают листву. Во — первых: становится холодно и прекращается доступ воды к листьям,  т.е. листьям не хватает воды. Во­вторых: дерево избавляется от ненужных веществ, скопившихся в листике В­третьих: если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не  выдержат его тяжести и обломятся. Поэтому деревья и сбрасывают листву,  чтобы защитить себя от гибели, зато следующей весной листья вновь  отрастут.  Слайд № 10 Голые деревья. Учитель – Найдите и прочитайте предложение, которое подходит к этому  изображению на экране. ( Голыми и унылыми становятся лес и поле..) Учитель – Ребята, какие птицы первыми улетают от нас на зиму в тёплые  края? Слайд 11. Почему? — Посмотрите на экран. Что это за птицы? Слайд №12 (ласточки, кукушки, стрижи, иволги) Самые первые птицы, улетающие  на юг. Учитель – Птицы улетают. А лягушки, змеи, лесные жители… Как их жизнь  меняется осенью. Зачитайте. Значит: «попрятались» — ….. (лягушки, змеи, жуки и мухи) «готовы ко сну» — …. (медведь и барсук) «запаслись на зиму» …..(хомяки, бурундуки, птички кедровки)  Как животные готовятся к зиме  Слайд 13.  Летом звери ходят в лёгких шубах, но они не спасут их от зимних холодов.  Вот почему осенью зверьки линяют. Линька у зверей – это постепенная смена  шерсти. Вместо летней шерсти осенью вырастает новая – густая, пушистая.  Заяц­беляк летом серый.  Некоторые звери запасают на зиму корм. Белки на зиму прячут в укромных  местах жёлуди, орехи, грибы. жёлуди, орехи, грибы. Бобры заготавливают  много веток, уносят их под воду и складывают в кучу около своего жилья.  Мыши запасают в норках жёлуди, орехи, зерно.   Есть такие звери, которые всю зиму которые всю зиму спят. Запас корма им  не нужен. Ёж делает в ямке на земле небольшое гнездо из сухой листвы,  травы, мха. В нём он и залегает в спячку до весны.   Заяц, волк, лиса, выдра, росомаха, лось, кабан не делают запасов на зиму. Они и так найдут себе корм 4.Включение в систему знаний и повторений. 5­Рассмотрите репродукции картин А.А.Левитана  «Золотая осень»  Слайд 14. ­Постарайтесь мысленно войти в картину, прогуляться золотой левитановской осенью вдоль берега реки. Осмотритесь вокруг, вслушайтесь, почувствуйте  запах осенней травы, ощутите прикосновение ветра. ­Какое оно: тёплое, влажное, сухое, прохладное (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) ­Попробуйте определить, в какие осенние месяцы природа могла так  выглядеть. Сегодня мы с вами станем художниками. Мы будем рисовать картинку осени.  Но рисовать её мы будем не кисточкой, а готовыми картинками на доске.  Давайте посмотрим все картинки и решим, какие из них понадобятся для   нашего рисунка.  Проводится беседа об осени и задаются вопросы, которые помогают  охарактеризовать признаки осени Посмотрите пожалуйста, у нас две картинки с солнышком. Одно солнышко  яркое, тёплое, с длинными лучиками, другое спряталось за тучку, у него  лучики  короткие и солнышко уже не такое яркое. Какое солнышко мы  возьмём для картинки? Почему? ( Осенью у солнышка короткие лучи, оно  уже не такое яркое и тёплое как летом, греет слабо) Осенью дует ласковый и тёплый ветерок? Нет? А какой ветер  осенью?  (Холодный, сильный) А ещё у нас есть облачка и тучки. Они нам нужны в картине?  А почему мы  взяли облако с дождём?   (Осенью много туч на небе и часто идёт дождь.) А какой  дождь? (Мелкий, холодный, моросящий, частый.) А что происходит с листьями осенью?  (Желтеют, краснеют, сохнут,  опадают) ­ Давайте подумаем, как можно назвать природное явление, когда опадают  листья? (Листопад.) Посмотрите, какие деревья мы выберем для своей  картины? ­Что делают птицы с приходом осени? (Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края) Правильно, осенью перелётные птицы улетают на юг, давайте выберем   нужную картинку. Посмотрите, какая красивая осенняя картинка у нас получилась. Вы  замечательные художники и знаете все приметы осени. Дети по цепочке составляют рассказ, используя опорные картинки. 5.Рефлексия учебной деятельности А сейчас посмотрите на нашу картинку осени и дружно, хором дайте  правильный ответ на мои вопросы. Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? 6Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Туманы осенью плывут?  Ну, а птицы гнёзда вьют? А букашки приплывают? Звери норки закрывают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Часто­часто льют дожди? Достаём мы сапоги? Солнце светит очень жарко,  Можно детям загорать? Ну а что же надо делать? (Куртки, шапки одевать.) ­Посмотрите, какой букет из осенних листьев на урок составила я.  ­Если вам было на уроке интересно, всё получалось и было понятно, а потому урок понравился – поднимите  красный листик. ­Если что­то было непонятным, остались вопросы, то поднимите жёлтый  листик. ­Если на уроке вам было скучно, неинтересно, то поднимите зелёный листик. ­Ребята, судя по вашему настроению, которое вы сейчас отразили в листиках,  можно считать, что урок удался. 6. Подведение итогов. ­ Какие изменения в неживой природе произошли с наступлением осени? 7. Оценки. 8. Домашнее задание.    1) прочитать параграф. 2)Раскрасить картинку про осень. СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА УРОК, МНЕ БЫЛО ПРИЯТНО С ВАМИ  РАБОТАТЬ. 7