Цели: обобщить знания учащихся о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения. Формировать умения: внимательно слушать и слышать; совершать основные логические операции; работать с тестовыми заданиями.
Оборудование: таблицы: «Зрительный анализатор», «Анализатор слуха и равновесия», «Обонятельные и вкусовые анализаторы».
У р о к 22
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ АНАЛИЗАТОРОВ
Ц е л и:
обобщить знания учащихся о взаимодействии и
взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в
приспособлении организма человека к условиям среды и быстром
реагировании на их изменения. Формировать умения: внимательно
слушать и слышать; совершать основные логические операции; работать
с тестовыми заданиями.
О б о р у д о в а н и е :
анализатор»,
«Анализатор слуха и равновесия», «Обонятельные и вкусовые
анализаторы».
таблицы:
«Зрительный
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и я р у б р и к и «Подумайте» на с. 99 учебника.
III. Изучение нового материала.
1. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я.
На человека постоянно действует непрерывный поток внешних
раздражителей и разнообразная информация о процессах внутри и вне
организма. Принять эту информацию и правильно отреагировать на
большое число происходящих вокруг событий позволяют человеку
органы чувств: глаз, ухо, язык как орган вкуса, нос как орган обоняния
и т. д.
Каждый анализатор воспринимает только определенный вид энергии,
различает только специфические для него раздражения и в процессе
эволюции приобрел к ним высокую чувствительность.Собакаищейка различает до полумиллиона запахов. Обнаружить
пахучие вещества такая собака может, когда в 1 см2. С о о б щ е н и е
первого ученика.
Зрение, слух, обоняние и другие анализаторы можно тренировать,
как и мышцы. В труде они достигают у человека поразительного
совершенства.
Шлифовальщик, например, различает просвет в 0,002 мм. Сталевар
через синие очки подмечает тончайшие оттенки расплавленного
металла, ткачиха определяет на слух момент, когда заканчивается
нитка в челноке. Врач по «шумам» в сердце и «жесткому» дыханию
ставит диагноз. Мукомол на ощупь определяет сорт муки.
У ч и т е л ь . Что происходит в организме, если работа какихлибо
анализаторов нарушается?
3. С о о б щ е н и е второго ученика.
Поразительной чувствительности достигают отдельные органы
чувств, особенно если из работы исключаются другие анализаторы.
Слепые, например, узнают человека по запаху. При потере зрения и
слуха сильно развивается осязание. Исключительно убедительным и
ярким примером служит Ольга Скороходова. Будучи лишенной зрения
и слуха, она научилась говорить, писать, читать. Ею написана книга
«Как я воспринимаю окружающий мир».
Другой пример: американка Е. Келлер в детстве после скарлатины
потеряла зрение и слух. У нее сильно развилось осязание. Обучали ее,
выписывая названия предметов на ладони. Она научилась говорить и
понимать речь, держа свои пальцы на гортани и у губ собеседника.
Длительно и упорно она училась воспринимать музыку кожным
осязанием плеч и спины, благодаря чему стала понимать
симфонические концерты. Е. Келлер окончила математический
факультет университета, изучила в совершенстве четыре языка, стала
автором книг, выступала с лекциями.
4. Учащиеся под руководством учителя приходят к мнению о том,
что органы чувств в организме человека работают согласованно,
повреждение одних органов чувств может быть компенсировано за счет
других. Такое взаимодействие и взаимозаменяемость органов чувствсвидетельствует о неисчерпаемых и до конца не познанных
возможностях организма.
Задание на дом: выполнить в рабочей тетради задание 75,
тренировочные задания уровня А и В на с. 56–60.