Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГРУППЫ КРОВИ"
Оценка 4.6
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Цели: расширить знания учащихся о группах крови и их отличительных признаках; совместимости крови по группам; значении переливания крови и роли доноров в сохранении жизни и здоровья людей. Формирование умения: самостоятельно работать с текстом учебника; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме.
Оборудование: таблицы: «Кровь человека», «Ткани».
Урок 34. Группы крови.rtf
У р о к 34
ГРУППЫ КРОВИ
Ц е л и: расширить знания учащихся о группах крови и их
отличительных признаках; совместимости крови по группам; значении
переливания крови и роли доноров в сохранении жизни и здоровья
людей. Формирование умения: самостоятельно работать с текстом
учебника; логически мыслить и оформлять результаты логических
операций в устной и письменной форме.
О б о р у д о в а н и е : таблицы: «Кровь человека», «Ткани».
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. З а д а н и е 116 в рабочей тетради.
Запишите и охарактеризуйте основные механизмы защиты организма
человека от инфекций.
П е р в ы й в а р и а н т о т в е т а . В организме человека есть особые
механизмы, препятствующие проникновению в него микробов и
развитию инфекции:
– слизистые оболочки выполняют роль барьера для многих
микробов;
– ослабленные микробы становятся добычей клеток фагоцитов;
– решающую роль в борьбе с инфекциями играют антитела, которые
антитела обезвреживают продукты
выделяют лимфоциты;
жизнедеятельности болезнетворных бактерий и вирусов.
В т о р о й в а р и а н т о т в е т а . Организм человека имеет несколько
преград для всего чужеродного, способного вызвать заболевание:
– первая преграда – это кожа и слизистые оболочки;
– вторая – иммунитет.
Иммунитет – это способность организма защитить себя от
болезнетворных микробов и вирусов, от инородных тел и веществ.
Иммунитет обеспечивают две группы лимфоцитов: В и Тклетки, находящиеся в крови.
Вклетки образуют особые вещества – антитела, которые, соединяясь
с бактериями, делают их беззащитными против фагоцитов.
Тклетки сами находят болезнетворные бактерии или клетки,
пораженные вирусом. Вступая с ними в контакт, они выделяют особые
вещества, вызывающие гибель бактерий или вирусов. Эти особые
вещества называются антителами и имеют белковую природу.
Фагоцитоз и выработка антител – единый защитный механизм,
названный иммунитетом.
П р и м е ч а н и е . Фагоцитоз – это процесс поглощения и переваривания
лейкоцитами микробов и чужеродных веществ.
2. З а д а н и е 118 в рабочей тетради.
Составьте схему «Виды иммунитета».
3. Д а й т е о п р е д е л е н и е п о н я т и я м фагоцитоз, лейкопения,
антитело, иммунитет, виды иммунитета.
Используя материал учебника, дайте определения понятий.
III. Изучение нового материала.
1. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я .
Если человек теряет большое количество крови, то нарушается
постоянство объема внутренней среды организма. И поэтому уже с
древних времен в случае кровопотери при заболеваниях люди пытались
переливать больным кровь животных или здорового человека.
2. С о о б щ е н и е у ч а щ е г о с я «Из истории переливания крови».
В письменных памятниках древних египтян, в трудах греческого
ученого и философа Пифагора, в произведениях греческого поэта
Гомера и римского поэта Овидия описываются попытки использовать
кровь для лечения. Но в те времена, так же как и в Средние века, врачи
не знали законов кровообращения и поэтому использовали кровь только
как целебный напиток: больным давали пить кровь животных или
здоровых людей. Естественно, что это не приносило успеха.
В 1667 году во Франции Ж. Дени было произведено первое в истории
человечества внутривенное переливание крови человеку.
Обескровленному умирающему юноше перелили кровь ягненка. Хотя чужеродная кровь и вызвала тяжелую реакцию, больной перенес ее и
выздоровел. Успех окрылил врачей. Однако последующие попытки
переливания крови были неудачными. Родственники потерпевших
возбудили против врачей судебный процесс, и переливание крови было
запрещено законом.
В конце XVIII века было доказано, что неудачи и тяжелые
смертельные осложнения, которые возникали при переливаниях крови
животных человеку, объясняются тем, что эритроциты животного
склеиваются и разрушаются в кровяном русле человека. При этом из
них выделяются вещества, действующие на человеческий организм как
яды. Стали пробовать переливать человеческую кровь.
Первое в мире переливание крови от человека человеку было
сделано в 1819 году в Англии. В России его произвел впервые в 1832
году петербургский врач Вольф. Успех этого переливания был
блестящим: жизнь женщины, находившейся при смерти изза большой
кровопотери, была спасена. А дальше все пошло постарому: то
блистательный успех, то тяжелое осложнение вплоть до смерти.
Осложнения очень напоминали тот эффект, который наблюдался после
переливания человеку крови животных. Значит, в некоторых случаях
кровь одного человека может оказаться чужеродной для другого.
В о п р о с ы учащимся класса по сделанному сообщению:
1) В каком году и в какой стране было произведено первое в истории
человечества внутривенное переливание крови человеку?
2) Как в XVIII веке объясняли неудачи и тяжелые смертельные
осложнения при переливании крови животных человеку?
3) Когда и в какой стране было сделано первое в мире переливание
крови от человека человеку?
П р и м е ч а н и е . Последовательность действий при заслушивании сообщений
изложена в конспекте уроков 7–8.
3. О б ъ я с н е н и е у ч и т е л я .
– Почему в некоторых случаях переливание крови от одного
человека другому может привести к тяжелым последствиям?
(Научный ответ на этот вопрос дали почти одновременно два
ученых: австриец Карл Ландштейнер и чех Ян Янский. Ими были обнаружены у людей четыре группы крови. Причиной неудачного
переливания крови является склеивание эритроцитов, которое
получило название агглютинации.)
– Почему же происходит склеивание, или агглютинация,
эритроцитов?
(В эритроцитах были обнаружены вещества белковой природы –
агглютиногены (склеиваемые вещества). У людей их существует
два вида, и условно их обозначают буквами латинского алфавита А и
В. В плазме крови обнаружены агглютинины
(склеивающие
вещества) двух видов. Их обозначают буквами греческого алфавита
и β. Агглютинин склеивает эритроциты с агглютиногеном А, а
агглютинин β склеивает эритроциты с агглютиногеном В. Человека,
чью кровь вливают (дающий кровь), называют донором, а человека,
которому кровь вливают, называют реципиентом. При переливании
важно, чтобы не склеивались эритроциты донора.)
Т а б л и ц а «Совместимость групп крови»:
Агглютинины
в плазме
или сыворотке
крови
I группа: ; β
II группа: β
III группа:
IV группа:
Доноры
Агглютиногены в эритроцитах
I группа
II группа
III группа
––
–
–
–
–
А
+
–
+
–
В
+
+
–
–
IV группа
А и В
+
+
+
–
П р и м е ч а н и е . Знак «–» означает: склеивание эритроцитов не происходит, то
есть переливание возможно. Знак «+» означает: склеивание эритроцитов
происходит, то есть переливание невозможно.
При переливании крови, если даже тщательно учитывать групповую
принадлежность донора и реципиента, иногда случаются тяжелые
осложнения.
– В чем же причина неудач в данном случае?
(Оказывается, в эритроцитах у 85 % людей имеется так
называемый резусфактор. Резусфактор – это белок. Люди, у
которых в эритроцитах имеется этот белок, называются резус положительными. У 15 % людей в эритроцитах нет этого белка –
это резусотрицательные люди.
В плазме крови нет готовых агглютининов, которые бы склеивали
эритроциты с резусфактором, но они могут образоваться.)
– Как и при каких условиях это происходит?
(Если в кровь резусотрицательным людям перелить кровь резус
положительного человека, то разрушения эритроцитов при первом
переливании не наступает. Но зато образуются антитела против
эритроцитов с белком резусфактор. И при повторном вливании
такому резусотрицательному человеку (уже с антителами) крови
резусположительного человека может произойти тяжелое
расстройство и даже смерть (если вовремя не оказать медицинскую
помощь).)
IV. Закрепление знаний.
Р а б о т а с з а д а н и я м и 7, 10, 11, 12, 13 в рубрике «Проверьте
свои знания» на с. 143 учебника. Выполните тренировочные задания в
рабочей тетради на с. 79.
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 138–143; повторить
материал в учебнике на с. 136.
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГРУППЫ КРОВИ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГРУППЫ КРОВИ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГРУППЫ КРОВИ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГРУППЫ КРОВИ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГРУППЫ КРОВИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.