Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГРУППЫ КРОВИ"
Оценка 4.6

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГРУППЫ КРОВИ"

Оценка 4.6
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГРУППЫ КРОВИ"
Цели: расширить знания учащихся о группах крови и их отличительных признаках; совместимости крови по группам; значении переливания крови и роли доноров в сохранении жизни и здоровья людей. Формирование умения: самостоятельно работать с текстом учебника; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме. Оборудование: таблицы: «Кровь человека», «Ткани».
Урок 34. Группы крови.rtf
У р о к  34 ГРУППЫ КРОВИ Ц е л и:  расширить   знания   учащихся   о   группах   крови   и   их отличительных признаках; совместимости крови по группам; значении переливания   крови   и   роли   доноров   в   сохранении   жизни   и   здоровья людей.   Формирование   умения:   самостоятельно   работать   с   текстом учебника;   логически   мыслить   и   оформлять   результаты   логических операций в устной и письменной форме. О б о р у д о в а н и е :  таблицы: «Кровь человека», «Ткани». Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. З а д а н и е  116 в рабочей тетради.  Запишите и охарактеризуйте основные механизмы защиты организма человека от инфекций. П е р в ы й   в а р и а н т   о т в е т а . В организме человека есть особые механизмы,   препятствующие   проникновению   в   него   микробов   и развитию инфекции:  –   слизистые   оболочки   выполняют   роль   барьера   для   многих микробов; – ослабленные микробы становятся добычей клеток фагоцитов; – решающую роль в борьбе с инфекциями играют антитела, которые   антитела   обезвреживают   продукты выделяют   лимфоциты; жизнедеятельности болезнетворных бактерий и вирусов. В т о р о й   в а р и а н т   о т в е т а .   Организм человека имеет несколько преград для всего чужеродного, способного вызвать заболевание: – первая преграда – это кожа и слизистые оболочки; – вторая – иммунитет. Иммунитет   –   это   способность   организма   защитить   себя   от болезнетворных микробов и вирусов, от инородных тел и веществ. Иммунитет обеспечивают две группы лимфоцитов: В­ и Т­клетки, находящиеся в крови. В­клетки образуют особые вещества – антитела, которые, соединяясь с бактериями, делают их беззащитными против фагоцитов. Т­клетки   сами   находят   болезнетворные   бактерии   или   клетки, пораженные вирусом. Вступая с ними в контакт, они выделяют особые вещества,   вызывающие   гибель   бактерий   или   вирусов.   Эти   особые вещества называются антителами и имеют белковую природу. Фагоцитоз   и   выработка   антител   –   единый   защитный   механизм, названный иммунитетом. П р и м е ч а н и е .   Фагоцитоз   –   это   процесс   поглощения   и   переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ. 2. З а д а н и е  118 в рабочей тетради. Составьте схему «Виды иммунитета». 3.  Д а й т е   о п р е д е л е н и е   п о н я т и я м   фагоцитоз,   лейкопения, антитело, иммунитет, виды иммунитета. Используя материал учебника, дайте определения понятий. III. Изучение нового материала. 1. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я . Если   человек   теряет   большое   количество   крови,   то   нарушается постоянство   объема   внутренней   среды   организма.   И   поэтому   уже   с древних времен в случае кровопотери при заболеваниях люди пытались переливать больным кровь животных или здорового человека. 2. С о о б щ е н и е   у ч а щ е г о с я  «Из истории переливания крови». В   письменных   памятниках   древних   египтян,   в   трудах   греческого ученого   и   философа   Пифагора,   в   произведениях   греческого   поэта Гомера и римского поэта Овидия описываются попытки использовать кровь для лечения. Но в те времена, так же как и в Средние века, врачи не знали законов кровообращения и поэтому использовали кровь только как   целебный   напиток:   больным   давали   пить   кровь   животных   или здоровых людей. Естественно, что это не приносило успеха.  В 1667 году во Франции Ж. Дени было произведено первое в истории человечества   внутривенное   переливание   крови   человеку. Обескровленному умирающему юноше перелили кровь ягненка. Хотя чужеродная кровь и вызвала тяжелую реакцию, больной перенес ее и выздоровел.   Успех   окрылил   врачей.   Однако   последующие   попытки переливания   крови   были   неудачными.   Родственники   потерпевших возбудили против врачей судебный процесс, и переливание крови было запрещено законом. В   конце   XVIII   века   было   доказано,   что   неудачи   и   тяжелые смертельные осложнения, которые возникали при переливаниях крови животных   человеку,   объясняются   тем,   что   эритроциты   животного склеиваются и разрушаются в кровяном русле человека. При этом из них выделяются вещества, действующие на человеческий организм как яды. Стали пробовать переливать человеческую кровь. Первое   в   мире   переливание   крови   от   человека   человеку   было сделано в 1819 году в Англии. В России его произвел впервые в 1832 году   петербургский   врач   Вольф.   Успех   этого   переливания   был блестящим: жизнь женщины, находившейся при смерти из­за большой кровопотери,   была   спасена.   А   дальше   все   пошло   по­старому:   то блистательный   успех,   то   тяжелое   осложнение   вплоть   до   смерти. Осложнения очень напоминали тот эффект, который наблюдался после переливания человеку крови животных. Значит, в некоторых случаях кровь одного человека может оказаться чужеродной для другого. В о п р о с ы  учащимся класса по сделанному сообщению: 1) В каком году и в какой стране было произведено первое в истории человечества внутривенное переливание крови человеку? 2)   Как   в   XVIII   веке   объясняли   неудачи   и   тяжелые   смертельные осложнения при переливании крови животных человеку? 3) Когда и в какой стране было сделано первое в мире переливание крови от человека человеку?  П р и м е ч а н и е .   Последовательность   действий   при   заслушивании   сообщений изложена в конспекте уроков 7–8. 3. О б ъ я с н е н и е   у ч и т е л я . –   Почему   в   некоторых   случаях   переливание   крови   от   одного человека другому может привести к тяжелым последствиям? (Научный ответ на этот вопрос дали почти одновременно два ученых: австриец Карл Ландштейнер и чех Ян Янский. Ими были обнаружены   у   людей   четыре   группы   крови.   Причиной   неудачного переливания   крови   является   склеивание   эритроцитов,   которое получило название агглютинации.) –   Почему   же   происходит   склеивание,   или   агглютинация, эритроцитов?  (В эритроцитах были обнаружены вещества белковой природы – агглютиногены  (склеиваемые   вещества).   У   людей   их   существует два вида, и условно их обозначают буквами латинского алфавита А и В.   В   плазме   крови   обнаружены  агглютинины  (склеивающие вещества) двух видов. Их обозначают буквами греческого алфавита  и β. Агглютинин  склеивает эритроциты с агглютиногеном А, а агглютинин β склеивает эритроциты с агглютиногеном В. Человека, чью кровь вливают (дающий кровь), называют  донором, а человека, которому кровь вливают, называют реципиентом. При переливании важно, чтобы не склеивались эритроциты донора.)  Т а б л и ц а  «Совместимость групп крови»: Агглютинины  в плазме  или сыворотке  крови I группа: ; β II группа: β III группа:  IV группа:  Доноры  Агглютиногены в эритроцитах  I группа II группа III группа  –– – – – – А  + – + – В  + + – – IV группа А и В   + + + – П р и м е ч а н и е . Знак «–» означает: склеивание эритроцитов не происходит, то есть   переливание   возможно.   Знак   «+»   означает:   склеивание   эритроцитов происходит, то есть переливание невозможно. При переливании крови, если даже тщательно учитывать групповую принадлежность   донора   и   реципиента,   иногда   случаются   тяжелые осложнения. – В чем же причина неудач в данном случае? (Оказывается,   в   эритроцитах   у   85   %   людей   имеется   так называемый   резус­фактор.   Резус­фактор   –   это   белок.   Люди,   у которых   в   эритроцитах   имеется   этот   белок,   называются   резус­ положительными. У 15 % людей в эритроцитах нет этого белка – это резус­отрицательные люди. В плазме крови нет готовых агглютининов, которые бы склеивали эритроциты с резус­фактором, но они могут образоваться.) – Как и при каких условиях это происходит? (Если в кровь резус­отрицательным людям перелить кровь резус­ положительного человека, то разрушения эритроцитов при первом переливании не наступает. Но зато образуются антитела против эритроцитов   с   белком   резус­фактор.   И   при   повторном   вливании такому резус­отрицательному человеку (уже с антителами) крови резус­положительного   человека   может   произойти   тяжелое расстройство и даже смерть (если вовремя не оказать медицинскую помощь).) IV. Закрепление знаний. Р а б о т а   с   з а д а н и я м и   7, 10, 11, 12, 13 в рубрике «Проверьте свои знания» на с. 143 учебника. Выполните тренировочные задания в рабочей тетради на с. 79. Задание на дом:  изучить текст учебника на с. 138–143; повторить материал в учебнике на с. 136.

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГРУППЫ КРОВИ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГРУППЫ КРОВИ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГРУППЫ КРОВИ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГРУППЫ КРОВИ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГРУППЫ КРОВИ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГРУППЫ КРОВИ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГРУППЫ КРОВИ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГРУППЫ КРОВИ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГРУППЫ КРОВИ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГРУППЫ КРОВИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018