Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ИММУНИТЕТ"
Оценка 4.8

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ИММУНИТЕТ"

Оценка 4.8
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ИММУНИТЕТ"
Цели: углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки, аллергия. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой; извлекать из нее нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Оборудование: таблица «Кровь», портреты И. И. Мечникова, Л. Пастера.
Урок 33. Иммунитет.rtf
У р о к   33 ИММУНИТЕТ Ц е л и: углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные   прививки,   Формировать   умения: самостоятельно   работать   с   текстом   учебника,   дополнительной литературой; извлекать из нее нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.   аллергия. О б о р у д о в а н и е :  таблица «Кровь», портреты И. И. Мечникова, Л. Пастера. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. З а д а н и е  в тетради. Составьте схему «Состав крови». 2. З а д а н и е  в тетради. Докажите, что кровь – это соединительная ткань. Ткань – это группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих   определенную   функцию   и   соединенных   между   собой межклеточным веществом. Кровь  –   это   ткань,   так   как   представляет   собой   группу   клеток (эритроцитов   и   лейкоцитов)   и   кровяных   пластинок   (тромбоцитов), соединенных межклеточным веществом – плазмой. Кровь  –   соединительная   ткань,   так   как   у   нее,   как   у   всех   видов соединительной   ткани,   хорошо   развито   межклеточное   вещество   – плазма. 3. З а д а н и е  112 в рабочей тетради. Выпишите основные функции крови. Функции крови: – кровь осуществляет связь между органами нашего тела; – кровь принимает участие в регуляции работы организма благодаря тому,   что   железы   внутренней   секреции   выделяют   в   кровь   гормоны (гуморальная регуляция); – кровь защищает организм от ядовитых веществ, болезнетворных организмов:   в   крови   ядовитые   вещества   нейтрализуются,   а   микробы уничтожаются   клетками   крови  –  лимфоцитами   или   обезвреживаются особыми защитными веществами; – кровь участвует в регуляции температуры тела, перенося тепло от органов,   его   вырабатывающих,   к   быстро   охлаждающимся   органам, например к коже. Другими словами, кровь выполняет следующие функции:  – связующую; – регуляторную; – защитную; – теплорегуляторную. 4. З а д а н и е  114 в рабочей тетради. Составьте круговую диаграмму «Состав плазмы крови». Состав плазмы крови: – 90–92 % воды; – минеральные вещества (соли натрия, кальция и многие другие); – органические вещества (белки, глюкоза и др.) III. Изучение нового материала. 1. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я . Отрывок из произведения А. С. Пушкина «Пир во время чумы»:                 Ныне церковь опустела;                 Школа глухо заперта;                 Нива праздно перезрела;                 Роща темная пуста;                 И селенье, как жилище                 Погорелое, стоит, – Тихо все. (Одно кладбище)                  Не пустеет, не молчит. Поминутно мертвых носят,  И стенания живых Боязливо Бога просят        Успокоить души их!         Поминутно места надо,          И могилы меж собой,          Как испуганное стадо,          Жмутся тесной чередой. Чума  известна   с  глубокой   древности.   В   VI   веке   в   Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В   летописях   Средних   веков   описаны   страшные   картины свирепствования  чумы: «Города и селения опустошались. Всюду был запах   трупов,   жизнь   замирала,   на   площадях   и   улицах   можно   было увидеть только могильщиков». В VI веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения – 10 млн человек. Чуму называли черной смертью. Не менее опасна была оспа. В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось «Знаков оспы не имеет». В   начале   XIX   века   с   развитием   мировой   торговли   стала распространяться холера. Зарегистрировано   шесть   эпидемий   холеры.   Последняя   мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год. –   Почему   же   даже   самые   страшные   болезни   и   продолжительные эпидемии   были   опасны   для   одних   людей   и   проходили   без   особых последствий для других? (Оказывается,   организм   имеет   несколько   преград   для   всего чужеродного, способного вызвать заболевание: первая преграда – это кожа и слизистые оболочки; вторая – иммунитет.) 2. С о о б щ е н и е   у ч а щ е г о с я  на тему «Защитные свойства крови». На каждом шагу людей подстерегают микробы. Чем объяснить, что не   всегда   при   заражении   микробами   человек   заболевает,   а   если   и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково? Заражение   и   заболевание   –   разные   процессы.   Человек   может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8–10   случаев   носителей   инфекции   встречается   один   случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки.   Организм   активно   борется   с   инфекцией,   задерживает   ее развитие, и человек не заболевает. Заражение   переходит   в   заболевание   в   том   случае,   если   организм ослаблен (снижен иммунитет от недоедания, переутомления, нервного потрясения и т. д.) Развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует   охлаждение   тела.   Пагубное   влияние   на   течение заболеваний оказывает алкоголь – он угнетает иммунитет. В о п р о с ы : – Что же такое иммунитет?  (Иммунитет   –   способность   организма   защищать   себя   от болезнетворных микробов и вирусов, от инородных тел и веществ.) – Каков физиологический механизм иммунитета?  (В крови существует две группы лимфоцитов: В­ и Т­клетки. В­ клетки образуют особые вещества – антитела, которые, соединяясь с бактериями, делают их беззащитными против фагоцитов. Процесс   поглощения   и   переваривания   лейкоцитами   микробов   и чужеродных веществ называется фагоцитозом. На основании своих наблюдений   И.   И.   Мечников   предположил,   что   фагоциты   имеют место   и   у   высших   млекопитающих   животных,   в   том   числе,   и   у человека. В крови взрослого человека лейкоцитов содержится 6–8 тыс. в 1 ммФагоцитоз и выработка антител – единый защитный механизм, названный иммунитетом.) 3. С л о в о   у ч и т е л я . – Какие виды иммунитета существуют? 4.   Учитель   предлагает   ученикам  с а м о с т о я т е л ь н о   и з у ч и т ь м а т е р и а л  учебника на с. 136 «Иммунитет».  5.   Ученики   после   прочтения   текста   учебника   на   с.   136   вместе   с учителем с о с т а в л я ю т   с х е м у  «Виды иммунитета» и дают понятия новым терминам: Естественный   это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных. врожденный   иммунитет  –   Естественный   приобретенный   иммунитет  вырабатывается   в результате   перенесенных   болезней.   Например,   переболев   коклюшем, корью,   ветряной   оспой,   люди,   как   правило,   не   заболевают   этими болезнями повторно. Искусственный   активный   иммунитет  вырабатывается   в результате   введения   в   организм   убитых   или   сильно   ослабленных возбудителей   болезни   в   форме   вакцины.   При   этом   организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется   данная   операция)   человек   чаще   всего   не   заболевает   или болеет   более   легко.   Подобные   прививки   делают   от   дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д. Пассивный искусственный иммунитет  – это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку   получают   из   плазмы   крови   животных   или   человека, перенесших   инфекционное   заболевание.   Такую   лечебную   сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни – дифтерии. Развитие очень опасной болезни – столбняка – можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки. Так   как   при   использовании   лечебных   сывороток   антитела   не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням. В   организме   человека   иммунитет   вырабатывается   не   ко   всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной. 6. З а к л ю ч и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я . В   настоящее   время   достаточно   распространенным   неизлечимым (синдром   приобретенного заболеванием   является   СПИД   иммунодефицита).   Возбудитель   этого   заболевания   –   вирус иммунодефицита   человека   (ВИЧ)   делает   иммунную   систему неработоспособной,   и   люди   умирают   от   тех   микробов,   бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны. Профилактикой СПИДа является соблюдение следующих правил: – исключение случайных половых связей; – использование для инъекций одноразовых шприцов. Другим недугом века являются аллергические реакции на различные факторы   внешней   среды,   т.   е.   аллергия   –   повышенная   реакция организма   на   определенные   факторы   внешней   среды.   При   этом   у человека наблюдаются: – чихание; – слезотечение;  – отечность. В случае предрасположенности к аллергическим реакциям следует в целях профилактики соблюдать следующие правила: – режим питания; – своевременное обследование и лечение заболевания; – отказ от самолечения. IV. Закрепление знаний. 1.  В ы п о л н е н и е   з а д а н и я   1 в рубрике «Подумайте» на с. 143 учебника.  2 .  В ы п о л н е н и е   з а д а н и й   8,   9   в   рубрике   «Проверьте   свои знания» на с. 143 учебника. Задание на дом:  изучить   текст   учебника   на   с.  136;   выполнить   в рабочей   тетради   задания   116–117.   По   желанию   учащиеся   готовят сообщение «Из истории переливания крови».

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ИММУНИТЕТ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ИММУНИТЕТ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ИММУНИТЕТ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ИММУНИТЕТ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ИММУНИТЕТ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ИММУНИТЕТ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ИММУНИТЕТ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ИММУНИТЕТ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ИММУНИТЕТ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ИММУНИТЕТ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ИММУНИТЕТ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ИММУНИТЕТ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ИММУНИТЕТ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ИММУНИТЕТ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018