Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "КОСТИ СКЕЛЕТА"

  • Разработки уроков
  • rtf
  • 21.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: определить значение аппарата опоры и движения; строение и функции скелета человека. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; распознавать части опорно-двигательного аппарата; показывать на своем теле, модели, скелете основные кости скелета. Оборудование: модели скелета и черепа; таблицы: «Скелет млекопитающего животного», «Скелет и мышцы человека».
Иконка файла материала Урок 23. Кости скелета.rtf
У р о к   23 КОСТИ СКЕЛЕТА Ц е л и: определить значение аппарата опоры и движения; строение и функции   скелета   человека.   Формировать   умения:   самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; распознавать части опорно­ двигательного   аппарата;   показывать   на   своем   теле,   модели,   скелете основные кости скелета. О б о р у д о в а н и е :   модели   скелета   и   черепа;   таблицы:   «Скелет млекопитающего животного», «Скелет и мышцы человека». Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания.   Ф р о н т а л ь н а я   б е с е д а . – Каково значение анализаторов? Из каких частей они состоят? (Благодаря   анализаторам   возникают   ощущения,   восприятия, представления.   Анализатор   состоит   из   трех   частей:   рецептора, пути   передачи   возбуждения   и   соответствующей   зоны   коры полушарий большого мозга.)  – Назовите основные части наружного, среднего и внутреннего уха. (Ушная   раковина,   наружный   слуховой   проход,   барабанная перепонка, слуховые косточки среднего уха (молоточек, наковальня, стремечко), овальное окно, улитка, слуховая труба.) – Опишите строение органа обоняния. (Он   представляет   собой   обонятельные   рецепторные   клетки, расположенные   в   слизистой   оболочке   верхнего   отдела   носовой полости,   от   которых   нервные   импульсы   по   обонятельному   нерву поступают   в   обонятельную   зону   коры   полушарий   большого  мозга. Человек ощущает запах.) III. Изучение нового материала. 1. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я . С момента рождения и до глубокой старости наше тело выполняетдвижения. И.   М.   Сеченов   писал:   «Все   бесконечное   разнообразие   внешних проявлений   мозговой   деятельности   сводится   окончательно   к   одному лишь явлению – мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки,   улыбается   ли   Гарибальди,   когда   его   гонят   за   излишнюю любовь   к   родине,   дрожит   ли   девушка   при   первой   мысли   о   любви, создает   ли   Ньютон   мировые   законы   и   пишет   их   на   бумаге   –   везде окончательным фактом является мышечное движение». Движение тела – функции мышц, но оно невозможно без опоры – костей. Кости могут перемещаться благодаря сокращению мышц, которые прикреплены   к   ним.   Вместе   с   тем   мышцы   вместе   со   связками удерживают кости в определенном положении. Таким   образом,   скелет   и   мышцы   –   опорные   структуры   и   органы движения   человека.   К   изучению   опорно­двигательной   системы   мы   с вами приступаем. 2. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а  учащихся над текстом учебника на с. 100–102 («Значение скелета»); 108–112. 3. О б с у ж д е н и е   п р о ч и т а н н о г о . – Каково значение опорно­двигательного аппарата?  (Значение опорно­двигательного аппарата: служит опорой телу; осуществляет   движение   тела   в   пространстве;   создает структурную форму тела; обеспечивает защиту внутренних органов; участвует в обмене веществ и т. д.) – Из чего состоит опорно­двигательный аппарат?  (Из скелета и мышц.) – Каково строение скелета? (Скелет  =   череп   +   скелет   туловища   +   скелет   верхних конечностей + скелет нижних конечностей.  Скелет головы (череп) = мозговой отдел + лицевой отдел. Мозговой отдел черепа  = 1 лобная кость + 1 затылочная + 1 клиновидная + 1 решетчатая + 2 теменные + 2 височные. Лицевой отдел черепа = 2 скуловые кости + 2 верхнечелюстные + 2 носовые + 2 слезные + 1 нижнечелюстная + 1 подъязычная. Скелет туловища = позвоночник + грудная клетка.Позвоночник = 7 шейных позвонков + 12 грудных + 5 поясничных + 5 крестцовых + 5 копчиковых. Грудная клетка = 12 грудных позвонков + 12 пар ребер + грудина. Скелет конечности  = пояс конечностей + скелеты свободных конечностей. Скелет   верхних   конечностей  =   пояс   верхних   конечностей   + скелеты свободных верхних конечностей. Пояс верхних конечностей = 2 лопатки + 2 ключицы. Скелет свободной верхней конечности  = 1 плечевая кость + 2 кости предплечья (локтевая и лучевая) + кости кисти (запястье, пясть и фаланги пальцев). Пояс нижних конечностей = 2 тазовые кости + крестец. Скелет свободной нижней конечности = 1 бедренная кость + 2 кости   голени   (большая   и   малая   берцовые)   +   кости   стопы (предплюсна, плюсна и фаланги пальцев.)  П р и м е ч а н и е .   Все   части   скелета   не   только   называются,   но   и демонстрируются на рисунках, таблицах, макетах. –   Каковы   особенности   скелета   человека,   связанные   с прямохождением   и   трудовой   деятельностью?   В   чем   отличие   скелета человека от скелета млекопитающих животных? №  п/п 1 1 Человека характеризует вертикальное Человек 2 положение тела, опирающегося  только на нижние конечности  2 Позвоночник имеет изгибы, которые  во время быстрых и резких движений  пружинят и смягчают толчки Млекопитающее животное  3 Млекопитающие животные  опираются на четыре  конечности  Позвоночник изгибов не имеет 3 Грудная клетка расширена в стороны Грудная клетка сжата с боков 4 Кости пальцев подвижны, так как  рука – орган труда 5 Большой палец кисти руки  противопоставлен всем остальным,  ––––––– –––––––что очень важно для различных видов  работ (колка дров, сборка ручных  часов и т. д.) 6 У человека пояс нижних конечностей  широк и имеет вид чаши. Он служит  опорой для внутренних органов  брюшной полости  7 Человек имеет массивные кости  нижних конечностей, так как именно  ноги несут на себе всю тяжесть тела У млекопитающих животных  таз значительно уже, так как  не испытывает подобных  нагрузок, связанных  с прямохождением –––––––1 8 Стопа имеет сводчатое строение, что  2 позволяет пружинить при ходьбе,  беге, прыжках Окончание табл. 3 ––––––– 9 В черепе мозговой отдел преобладает  над лицевым, что связано с бóльшим  развитием головного мозга IV. Закрепление знаний. В ы п о л н е н и е   з а д а н и й   в   р у б р и к е   «Проверьте свои знания» В черепе лицевой отдел  преобладает над мозговым на с. 115 учебника. Задание на дом:  изучить текст учебника на с. 100–102, 108–112; выполнить задания в рубрике «Подумайте» на с. 115 учебника и задание 90 в рабочей тетради.