Цели: определить значение аппарата опоры и движения; строение и функции скелета человека. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; распознавать части опорно-двигательного аппарата; показывать на своем теле, модели, скелете основные кости скелета.
Оборудование: модели скелета и черепа; таблицы: «Скелет млекопитающего животного», «Скелет и мышцы человека».
У р о к 23
КОСТИ СКЕЛЕТА
Ц е л и: определить значение аппарата опоры и движения; строение и
функции скелета человека. Формировать умения: самостоятельно
работать с текстом и рисунками учебника; распознавать части опорно
двигательного аппарата; показывать на своем теле, модели, скелете
основные кости скелета.
О б о р у д о в а н и е : модели скелета и черепа; таблицы: «Скелет
млекопитающего животного», «Скелет и мышцы человека».
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а .
– Каково значение анализаторов? Из каких частей они состоят?
(Благодаря анализаторам возникают ощущения, восприятия,
представления. Анализатор состоит из трех частей: рецептора,
пути передачи возбуждения и соответствующей зоны коры
полушарий большого мозга.)
– Назовите основные части наружного, среднего и внутреннего уха.
(Ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная
перепонка, слуховые косточки среднего уха (молоточек, наковальня,
стремечко), овальное окно, улитка, слуховая труба.)
– Опишите строение органа обоняния.
(Он представляет собой обонятельные рецепторные клетки,
расположенные в слизистой оболочке верхнего отдела носовой
полости, от которых нервные импульсы по обонятельному нерву
поступают в обонятельную зону коры полушарий большого мозга.
Человек ощущает запах.)
III. Изучение нового материала.
1. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я .
С момента рождения и до глубокой старости наше тело выполняетдвижения.
И. М. Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешних
проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному
лишь явлению – мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде
игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю
любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви,
создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде
окончательным фактом является мышечное движение».
Движение тела – функции мышц, но оно невозможно без опоры –
костей.
Кости могут перемещаться благодаря сокращению мышц, которые
прикреплены к ним. Вместе с тем мышцы вместе со связками
удерживают кости в определенном положении.
Таким образом, скелет и мышцы – опорные структуры и органы
движения человека. К изучению опорнодвигательной системы мы с
вами приступаем.
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а учащихся над текстом учебника
на с. 100–102 («Значение скелета»); 108–112.
3. О б с у ж д е н и е п р о ч и т а н н о г о .
– Каково значение опорнодвигательного аппарата?
(Значение опорнодвигательного аппарата: служит опорой телу;
осуществляет движение тела в пространстве; создает
структурную форму тела; обеспечивает защиту внутренних органов;
участвует в обмене веществ и т. д.)
– Из чего состоит опорнодвигательный аппарат?
(Из скелета и мышц.)
– Каково строение скелета?
(Скелет = череп + скелет туловища + скелет верхних
конечностей + скелет нижних конечностей.
Скелет головы (череп) = мозговой отдел + лицевой отдел.
Мозговой отдел черепа = 1 лобная кость + 1 затылочная + 1
клиновидная + 1 решетчатая + 2 теменные + 2 височные.
Лицевой отдел черепа = 2 скуловые кости + 2 верхнечелюстные
+ 2 носовые + 2 слезные + 1 нижнечелюстная + 1 подъязычная.
Скелет туловища = позвоночник + грудная клетка.Позвоночник = 7 шейных позвонков + 12 грудных + 5 поясничных
+ 5 крестцовых + 5 копчиковых.
Грудная клетка = 12 грудных позвонков + 12 пар ребер + грудина.
Скелет конечности = пояс конечностей + скелеты свободных
конечностей.
Скелет верхних конечностей = пояс верхних конечностей +
скелеты свободных верхних конечностей.
Пояс верхних конечностей = 2 лопатки + 2 ключицы.
Скелет свободной верхней конечности = 1 плечевая кость + 2
кости предплечья (локтевая и лучевая) + кости кисти (запястье,
пясть и фаланги пальцев).
Пояс нижних конечностей = 2 тазовые кости + крестец.
Скелет свободной нижней конечности = 1 бедренная кость + 2
кости голени (большая и малая берцовые) + кости стопы
(предплюсна, плюсна и фаланги пальцев.)
П р и м е ч а н и е . Все части скелета не только называются, но и
демонстрируются на рисунках, таблицах, макетах.
– Каковы особенности скелета человека,
связанные с
прямохождением и трудовой деятельностью? В чем отличие скелета
человека от скелета млекопитающих животных?
№
п/п
1
1 Человека характеризует вертикальное
Человек
2
положение тела, опирающегося
только на нижние конечности
2 Позвоночник имеет изгибы, которые
во время быстрых и резких движений
пружинят и смягчают толчки
Млекопитающее животное
3
Млекопитающие животные
опираются на четыре
конечности
Позвоночник изгибов не имеет
3 Грудная клетка расширена в стороны Грудная клетка сжата с боков
4 Кости пальцев подвижны, так как
рука – орган труда
5 Большой палец кисти руки
противопоставлен всем остальным,
–––––––
–––––––что очень важно для различных видов
работ (колка дров, сборка ручных
часов и т. д.)
6 У человека пояс нижних конечностей
широк и имеет вид чаши. Он служит
опорой для внутренних органов
брюшной полости
7 Человек имеет массивные кости
нижних конечностей, так как именно
ноги несут на себе всю тяжесть тела
У млекопитающих животных
таз значительно уже, так как
не испытывает подобных
нагрузок, связанных
с прямохождением
–––––––1
8 Стопа имеет сводчатое строение, что
2
позволяет пружинить при ходьбе,
беге, прыжках
Окончание табл.
3
–––––––
9 В черепе мозговой отдел преобладает
над лицевым, что связано с бóльшим
развитием головного мозга
IV. Закрепление знаний.
В ы п о л н е н и е з а д а н и й в р у б р и к е «Проверьте свои знания»
В черепе лицевой отдел
преобладает над мозговым
на с. 115 учебника.
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 100–102, 108–112;
выполнить задания в рубрике «Подумайте» на с. 115 учебника и задание
90 в рабочей тетради.