Цели: познакомить учащихся с составом, строением, продолжительностью жизни, местом образования и значением плазмы и форменных элементов крови. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Оборудование: таблицы «Кровь», «Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани», микропрепараты крови лягушки и человека, микроскопы.
У р о к 32
КРОВЬ
Ц е л и:
познакомить учащихся с составом,
строением,
продолжительностью жизни, местом образования и значением плазмы и
форменных элементов крови. Формировать умения: самостоятельно
работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию;
логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в
устной и письменной форме.
О б о р у д о в а н и е :
«Эпителиальные,
соединительные, мышечные ткани», микропрепараты крови лягушки и
человека, микроскопы.
таблицы «Кровь»,
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Р а б о т а с о с л о в а р и к о м .
Тканевая (межклеточная) жидкость – компонент внутренней
среды организма, который непосредственно контактирует с клетками,
обеспечивая их кислородом и питательными веществами и
бесперебойно удаляя из них продукты обмена.
Лимфа – компонент внутренней среды организма, который
представляет собой прозрачную жидкость, не содержащую эритроцитов
и тромбоцитов, но включающую в свой состав очень много лимфоцитов.
Эритроцит – форменный элемент крови, небольшого размера,
безъядерный, двояковогнутой формы и красноватого цвета, или красные
клетки крови.
Лейкоцит – форменный элемент крови, бесцветный, содержащий
ядро, или белые клетки крови.
Тромбоцит – кровяные пластинки небольших размеров и без ядра.
2. З а д а н и я в р а б о ч е й т е т р а д и .
З а д а н и е 111. Объясните, почему клетки вашего организма могут
существовать только в жидкой среде. Из чего состоит внутренняя средаорганизма? (Заполните схему.)
З а д а н и е 112. Запишите основные функции крови.
III. Изучение нового материала.
1. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я .
Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с «нечистой
силой», говорил: «Кровь, надо знать, совсем особый сок». В этих словах
отражается мистическое верование в кровь как нечто таинственное.
За кровью признавалась могучая и исключительная сила: кровью
скреплялись священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных
идолов «плакать кровью»; древние греки приносили кровь в жертву
своим богам.
Некоторые философы Древней Греции считали кровь и душу одним
и тем же. Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным
кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей –
здоровая душа.
Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма.
Подвижность крови – важнейшее условие жизни организма. Как нельзя
себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя
понять существование человека или животного без движения крови по
сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки
и другие вещества.
С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во
многие тайные крови.
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а учащихся с текстом учебника на
с. 132–134.
3. Б е с е д а по прочитанному тексту.
1) Из каких компонентов состоит кровь?
2) Что представляет собой плазма крови?
3) Каков состав плазмы?
4) Какие форменные элементы крови вам известны?
4. З а п о л н е н и е у ч а щ и м и с я т а б л и ц ы «Форменные элементы
крови» под руководством учителя или самостоятельно.№
п/п
Название
форменных
элементов
крови
Содержание
в крови
Особенности
состава,
строения и т. д.
2
1
1 Эритроциты,
или красные
клетки крови
3
4
В 1 мм3 –
4,5,–5,5 млн
эритроцитов
Мелкие;
безъядерные
клетки;
Где
образуются в
организме и
Какую роль
в организме
сколько
живут
5
Образуются
в красном
костном
мозге;
играют
6
Выполняют
дыхательну
ю функцию1
2
3
2 Лейкоциты,
или белые
клетки крови
В 1 мм3
6000–8000
лейкоцитов и
лимфоцитов
4
форма
двояковогнуто
й линзы;
эластичные;
содержат
особый белок
гемоглобин,
который
придает
эритроцитам
красноватый
цвет
Бесцветные;
форма
различная;
содержат
ядро;
могут
активно
передвигаться
3 Кровяные
пластинки,
или
тромбоциты
В 1 мм3 до
400 000
тромбоцитов
Небольшие;
безъядерные
Окончание табл.
6
5
живут
100–120
суток
Защищают
организм от
болезнетвор
ных
микроорган
измов
Участвуют
в
свертывании
крови
Образуются
в красном
костном
мозге;
в
селезенке;
в
лимфатичес
ких узлах
Живут
5–7 дней;
образуются
в красном
костном
мозге
П р и м е ч а н и е . Если таблица заполняется учащимися самостоятельно, то по
окончании работы следует проверить. С этой целью озвучить и обсудить содержание
таблицы.5. С о о б щ е н и е у ч а щ е г о с я на тему «Дыхательная функция
крови».
С о д е р ж а н и е с о о б щ е н и я .
Потребность в кислороде в процессе эволюции животных возрастала,
так как увеличивалась интенсивность обмена веществ. У животных
менялись форма, размер и количество эритроцитов.
Большая поверхность эритроцитов обеспечивает их бóльшую
способность к транспортировке кислорода.
У холоднокровных животных при небольшой потребности кислорода
очень большие эритроциты, к примеру, у угревидной саламандры они
видны простым глазом. Эритроциты человека в 3 раза меньше
эритроцитов лягушки, но зато число их в 1 ммЗамечено, что чем меньше
млекопитающее, тем меньше и многочисленнее его эритроциты.
Очень малые эритроциты у высокогорных животных, где воздух
разрежен и беден кислородом. При переселении человека в горы число
эритроцитов постепенно увеличивается и сравнивается с числом
эритроцитов в крови людей, которые живут в горах. В разреженной
атмосфере скорость образования эритроцитов
значительно
увеличивается.
Немаловажное значение имеет форма эритроцитов для поглощения
кислорода. У разных животных она различна – круглые, овальные,
веретенообразные, а иногда дискообразные с отростками. У высших
животных и человека зрелые эритроциты не имеют ядра.
Все организмы, начиная с низших растений и кончая человеком,
способны связывать газы с помощью органических соединений, которые
имеют атомы металлов. Только у растений эти соединения мягкие, а
почти у всех животных – соединения железа. В состав молекулы
гемоглобина входит железо. В среднем в 100 смВ о п р о с ы :
1) Почему потребность в кислороде в процессе эволюции животных
возрастала?
(Потому что увеличивалась интенсивность обмена веществ.)
2) Во сколько раз количество эритроцитов у человека больше, чем у
лягушки?
(У человека в 1 мм3) Какой белок обладает способностью связыватьбольшое количество кислорода? (Гемоглобин.)
IV. Закрепление знаний.
Р а б о т а в г р у п п а х .
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и й 10, 11, 12 в рубрике «Проверьте свои
знания» на с. 135 учебника.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и й в р у б р и к е «Подумайте» на с. 135
учебника.
– Зачем больному делают анализ крови?
(Состояние крови, то есть количество форменных элементов,
содержание гемоглобина, химический состав плазмы и т. д., может
свидетельствовать о состоянии здоровья человека, о виде недуга.
Например, повышенное содержание лейкоцитов может указывать
на воспалительный процесс в организме; низкий гемоглобин или
уменьшенное количество эритроцитов – об анемии и т. д.)
– Почему клетки могут существовать только в жидкой среде?
(Для нормальной жизни клеткам необходимо постоянное
поступление кислорода,
а также
бесперебойное удаление продуктов обмена. Все эти вещества могут
проходить через клеточные мембраны только в виде растворов,
поэтому клетки существуют лишь в жидкой среде.)
питательных веществ,
П р и м е ч а н и е . Групповая форма работы описана в конспекте уроков 7–8.
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 132–135; выполнить в
рабочей тетради задания 112, 114; желающий готовит сообщение
«Защитные свойства крови».