Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "КРОВЬ"

  • Разработки уроков
  • rtf
  • 21.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: познакомить учащихся с составом, строением, продолжительностью жизни, местом образования и значением плазмы и форменных элементов крови. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Оборудование: таблицы «Кровь», «Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани», микропрепараты крови лягушки и человека, микроскопы.
Иконка файла материала Урок 32. Кровь.rtf
У р о к   32 КРОВЬ Ц е л и:  познакомить   учащихся   с   составом,   строением, продолжительностью жизни, местом образования и значением плазмы и форменных   элементов   крови.   Формировать   умения:   самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. О б о р у д о в а н и е :     «Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани», микропрепараты крови лягушки и человека, микроскопы.  таблицы   «Кровь», Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Р а б о т а   с о   с л о в а р и к о м . Тканевая  (межклеточная)   жидкость  –   компонент   внутренней среды организма, который непосредственно контактирует с клетками, обеспечивая   их   кислородом   и   питательными   веществами   и бесперебойно удаляя из них продукты обмена.  Лимфа  –   компонент   внутренней   среды   организма,   который представляет собой прозрачную жидкость, не содержащую эритроцитов и тромбоцитов, но включающую в свой состав очень много лимфоцитов. Эритроцит  –   форменный   элемент   крови,   небольшого   размера, безъядерный, двояковогнутой формы и красноватого цвета, или красные клетки крови. Лейкоцит  – форменный элемент крови, бесцветный, содержащий ядро, или белые клетки крови. Тромбоцит – кровяные пластинки небольших размеров и без ядра. 2. З а д а н и я   в   р а б о ч е й   т е т р а д и . З а д а н и е   111. Объясните, почему клетки вашего организма могут существовать только в жидкой среде. Из чего состоит внутренняя средаорганизма? (Заполните схему.) З а д а н и е  112. Запишите основные функции крови. III. Изучение нового материала. 1. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я . Мефистофель,   предлагая   Фаусту   подписать   союз   с   «нечистой силой», говорил: «Кровь, надо знать, совсем особый сок». В этих словах отражается мистическое верование в кровь как нечто таинственное. За   кровью   признавалась   могучая   и   исключительная   сила:   кровью скреплялись  священные  клятвы; жрецы заставляли своих  деревянных идолов   «плакать   кровью»;   древние   греки   приносили   кровь   в   жертву своим богам. Некоторые философы Древней Греции считали кровь и душу одним и тем же. Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь   здоровых   людей.   Он   думал,   что   в   крови   здоровых   людей   – здоровая душа. Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови – важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества. С   развитием   науки   человеческий   разум   все   глубже   проникает   во многие тайные крови. 2. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а  учащихся с текстом учебника на с. 132–134. 3. Б е с е д а  по прочитанному тексту. 1) Из каких компонентов состоит кровь?  2) Что представляет собой плазма крови?  3) Каков состав плазмы?  4) Какие форменные элементы крови вам известны? 4. З а п о л н е н и е   у ч а щ и м и с я   т а б л и ц ы  «Форменные элементы крови» под руководством учителя или самостоятельно.№  п/п Название  форменных  элементов  крови Содержание  в крови Особенности состава,  строения и т. д. 2 1 1 Эритроциты,  или красные  клетки крови 3 4 В 1 мм3 –  4,5,–5,5 млн  эритроцитов   Мелкие;  безъядерные  клетки; Где образуются в организме и Какую роль  в организме  сколько живут 5   Образуются  в красном  костном  мозге; играют 6   Выполняют  дыхательну ю функцию1 2 3 2 Лейкоциты,  или белые  клетки крови В 1 мм3  6000–8000  лейкоцитов и лимфоцитов  4  форма  двояковогнуто й линзы;  эластичные;  содержат  особый белок  гемоглобин,  который  придает  эритроцитам  красноватый  цвет  Бесцветные;  форма  различная;  содержат  ядро;  могут  активно  передвигаться  3 Кровяные  пластинки,  или  тромбоциты В 1 мм3 до  400 000  тромбоцитов   Небольшие;  безъядерные  Окончание табл. 6 5  живут  100–120  суток  Защищают  организм от  болезнетвор ных  микроорган измов   Участвуют в  свертывании крови   Образуются  в красном  костном  мозге;  в  селезенке;  в  лимфатичес ких узлах  Живут  5–7 дней;   образуются  в красном  костном  мозге П р и м е ч а н и е . Если таблица заполняется учащимися самостоятельно, то по окончании работы следует проверить. С этой целью озвучить и обсудить содержание таблицы.5.  С о о б щ е н и е   у ч а щ е г о с я   на   тему   «Дыхательная   функция крови». С о д е р ж а н и е   с о о б щ е н и я . Потребность в кислороде в процессе эволюции животных возрастала, так   как   увеличивалась   интенсивность   обмена   веществ.   У   животных менялись форма, размер и количество эритроцитов. Большая   поверхность   эритроцитов   обеспечивает   их   бóльшую способность к транспортировке кислорода. У холоднокровных животных при небольшой потребности кислорода очень большие эритроциты, к примеру, у угревидной саламандры они видны   простым   глазом.   Эритроциты   человека   в   3   раза   меньше эритроцитов лягушки, но зато число их в 1 ммЗамечено, что чем меньше млекопитающее, тем меньше и многочисленнее его эритроциты. Очень   малые   эритроциты   у   высокогорных   животных,   где   воздух разрежен и беден кислородом. При переселении человека в горы число эритроцитов   постепенно   увеличивается   и   сравнивается   с   числом эритроцитов   в   крови   людей,   которые   живут   в   горах.   В   разреженной атмосфере   скорость   образования   эритроцитов   значительно увеличивается. Немаловажное значение имеет форма эритроцитов для поглощения кислорода.   У   разных   животных   она   различна   –   круглые,   овальные, веретенообразные,   а   иногда   дискообразные   с   отростками.   У   высших животных и человека зрелые эритроциты не имеют ядра. Все   организмы,   начиная   с   низших   растений   и   кончая   человеком, способны связывать газы с помощью органических соединений, которые имеют атомы металлов. Только у растений эти соединения мягкие, а почти   у   всех   животных   –   соединения   железа.   В   состав   молекулы гемоглобина входит железо. В среднем в 100 смВ о п р о с ы : 1) Почему потребность в кислороде в процессе эволюции животных возрастала?  (Потому что увеличивалась интенсивность обмена веществ.) 2) Во сколько раз количество эритроцитов у человека больше, чем у лягушки? (У человека в 1 мм3) Какой белок обладает способностью связыватьбольшое количество кислорода? (Гемоглобин.) IV. Закрепление знаний. Р а б о т а   в   г р у п п а х . 1. В ы п о л н е н и е   з а д а н и й   10, 11, 12 в рубрике «Проверьте свои знания» на с. 135 учебника. 2.  В ы п о л н е н и е   з а д а н и й   в   р у б р и к е   «Подумайте» на с. 135 учебника. – Зачем больному делают анализ крови? (Состояние   крови,   то   есть   количество   форменных   элементов, содержание гемоглобина, химический состав плазмы и т. д., может свидетельствовать   о   состоянии   здоровья   человека,   о   виде   недуга. Например, повышенное содержание лейкоцитов может указывать на   воспалительный   процесс   в   организме;   низкий   гемоглобин   или уменьшенное количество эритроцитов – об анемии и т. д.) – Почему клетки могут существовать только в жидкой среде?  (Для   нормальной   жизни   клеткам   необходимо   постоянное поступление   кислорода,   а   также бесперебойное удаление продуктов обмена. Все эти вещества могут проходить   через   клеточные   мембраны   только   в   виде   растворов, поэтому клетки существуют лишь в жидкой среде.)   питательных   веществ, П р и м е ч а н и е . Групповая форма работы описана в конспекте уроков 7–8. Задание на дом: изучить текст учебника на с. 132–135; выполнить в рабочей   тетради   задания   112,   114;   желающий   готовит   сообщение «Защитные свойства крови».