Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПИЩЕВАРЕНИЕ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ"

  • Разработки уроков
  • rtf
  • 21.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: познакомить учащихся с процессом пищеварения в ротовой полости. Развивать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Оборудование: таблицы «Схема строения органов пищеварения», «Зубы»; накрахмаленный сухой бинт; чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода; спички (без головки) с намотанными на конец кусочками ваты.
Иконка файла материала Урок 44. Пищевые продукты, питательные вещества.rtf
ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ, ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА  У р о к  44 определить   понятия   «пищеварение»,   «пищевые Ц е л и:    «питательные вещества»,   функции пищеварительной   системы;   роль   питательных   веществ.   Формировать умения:   самостоятельно   работать   с   текстом,   рисунками   и   схемами учебника;   анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы).    логически   мыслить   (абстрагировать,   продукты»;   рассмотреть О б о р у д о в а н и е :   таблица   «Схема   строения   органов пищеварения».  Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка и закрепление знаний.  Т е с т Выберите один правильный ответ.  1. Где начинается большой круг кровообращения?  а) В правом желудочке;  б) левом желудочке;  в) артериях.  2. Лейкоциты участвуют:  а) в свертывании крови;  б) переносе кислорода от легких к тканям;  в) переносе углекислого газа от тканей к легким;  г) переваривании и обезвреживании бактерий и чужеродных веществ. 3. Кровь образована тканью:  а) нервной;  б) соединительной;  в) мышечной;  г) эпителиальной.  4. При переливании крови во всех случаях врач должен знать:а) группу крови донора и больного;  б) группу крови больного и его резус­фактор; в) группу крови и резус­фактор больного и донора;  г) группу крови и резус­фактор донора.  5. Малокровием называется состояние организма, при котором в нем:  а) уменьшается количество крови;  б) уменьшается количество лейкоцитов;  в) увеличивается количество лейкоцитов;  г)  уменьшается   количество   эритроцитов   или   содержание   в   них гемоглобина.  6. Благодаря иммунитету организм защищает себя:  а) от потери крови;  б) чужеродных живых тел и веществ;  в) свертывания крови;  г) отравления угарным газом.  7. Наибольшее влияние на кровяное давление оказывает:  а) количество витаминов в пище;  б) работа сердца;  в) количество кислорода в окружающей среде;  г) сокращение диафрагмы.  8. Углекислый газ образуется в организме:  а) в легких; б) клетках тела;  в) легочных капиллярах;  г) капиллярах большого круга.  9. Кровь в легких отдает:  а) кислород;  б) углекислый газ;  в) азот;  г) инертные газы.  10. Что измеряется спирометром?  а) Давление крови;  б) температура тела;в) пульс;  г) жизненная емкость легких.  11. Где начинается малый круг кровообращения?  а) В правом желудочке;  б) левом желудочке;  в) правом предсердии;  г) левом предсердии. 12. Эритроциты участвуют:  а) в свертывании крови;  б) переваривании и обезвреживании бактерий и чужеродных веществ; в) переносе кислорода и углекислого газа;  г) переносе питательных веществ.  13. Жидкая часть крови называется: а) лимфой;  б) цитоплазмой;  в) межклеточной жидкостью;  г) плазмой. 14. При введении лекарственных веществ в кровь:  а)   необязательно   добиваться   соответствия   концентрации   солевого состава вводимых растворов и плазмы;  б)  нужно,  чтобы  концентрация   вводимых   солевых   растворов   была выше, чем концентрация солевых растворов в плазме;  в)  нужно,   чтобы   по   концентрации   солевой   состав   вводимых растворов соответствовал составу плазмы;  г)   нужно,   чтобы   концентрация   вводимых   в   кровь   растворов   была ниже, чем концентрация солей в плазме.  15. Пульсом называют:  а) ритмические колебания стенок кровеносных сосудов;  б) давление крови на стенки сосудов;  в) сокращение предсердий;  г) сокращение желудочков.  16. При местном воспалении в местах поражения:  а)  кровеносные   сосуды   расширяются;   в   крови   увеличивается количество лейкоцитов, интенсивно происходит фагоцитоз, образуетсягной;  б)   кровеносные   сосуды   суживаются,   количество   лейкоцитов уменьшается, фагоцитоз практически не наблюдается;  в) уменьшается содержание гемоглобина, разрушаются тромбоциты, образуется кровяной сгусток;  г)   образуются   антитела,   которые   соединяются   с   бактериями   и делают их беззащитными против фагоцитоза.  17. В каких кровеносных сосудах самое низкое давление крови?  а) В аорте;  б) капиллярах;  в) артериях;  г) венах.  18. Окисление органических веществ происходит:  а) в легочных пузырьках;  б) лейкоцитах;  в) капиллярах;  г) клетках тела.  19. Из тканей в кровь поступает:  а) кислород;  б) азот;  в) углекислый газ;  г) угарный газ.  20. Кровяное давление измеряется:  а) тонометром;  б) спирометром;  в) термометром. П р и м е ч а н и е. Верные ответы подчеркнуты. III.   Актуализация   знаний,   необходимых   для   усвоения   нового материала.  1) Какие две группы веществ входят в состав любой живой клетки?  (Неорганические и органические вещества.)  2) Какие неорганические вещества, входящие в состав живой клетки, вам известны?(Вода и минеральные соли.)  3) Какие органические вещества входят в состав живой клетки?  (Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.) 4) Укажите роль воды в клетке.  (Вода   –   универсальный   растворитель:   в   виде   водных   растворов вещества поступают в клетку, выводятся из клетки, перемещаются внутри   клетки.   В   водной   среде   или   при   участии   воды   протекает большая часть реакций в клетке.)  5) Расскажите о значении минеральных солей в клетке. (Минеральные   соли   играют   важную   роль   в   распределении   воды между клетками и межклеточным веществом.) 6) Какая важная особенность объединяет все органические вещества и существенно отличает их от неорганических?  (Органические вещества являются источником энергии, так как их химические связи чрезвычайно богаты энергией. Но, чтобы извлечь эту   энергию,   необходимо   органические   вещества   подвергнуть процессам расщепления и окисления.)  IV. Изучение нового материала.  1. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я .   Ежедневно   человек   принимает   пищу.   Отсутствие   ее   в   течение нескольких недель приводит к смерти. В чем же заключается значение пищи? Почему человек не может без нее существовать? 2.  У ч а щ и е с я   с а м о с т о я т е л ь н о   р а б о т а ю т   с   текстом   и рисунками, данными в учебнике на с. 172–173.  3. О б с у ж д е н и е   и з у ч е н н о г о .  У ч и т е л ь . Возвращаемся к выше поставленным вопросам.  – В чем заключается значение пищи? Почему человек не может без нее существовать?  У ч е н и к и .   Для   того   чтобы   любой   живой   организм   нормально функционировал, ему необходима энергия.  Животные   организмы   не   могут   использовать   главную   солнечную энергию,   как   это   делают   зеленые   растения.   Животные   получают энергию   в   виде   пищи,   а   затем   уже   в   клетках   их   тела   в   результате химических превращений энергия солнечного света высвобождается ииспользуется на нужды организма.  Тело человека в среднем содержит 15–20 % белков, 60–65 % воды, 0,6   %   углеводов,   19   %   жиров,   5,8   %   солей.   Эти   вещества   должны постоянно пополняться. Их человек получает с пищей, и называются они питательными веществами.  В ы в о д . Таким образом, значение пищи заключается в том, что она, во­первых,   содержит   питательные   вещества,   а   во­вторых,   является источником энергии.  У ч и т е л ь . Какие функции выполняют питательные вещества? У ч е н и к и .   Питательные   вещества   выполняют   две   основные функции:   строительную;   энергетическую.  У ч и т е л ь . Покажите сущность указанных функций. У ч е н и к и .   Получив   с   пищей   питательные   вещества,   организм должен их усвоить. Но белки, жиры и углеводы представляют собой очень сложные органические соединения и в таком виде не могут быть использованы организмом. Сначала они должны превратиться в более простые   вещества   (белки   расщепиться   до   аминокислот,   жиры   –   до глицерина   и   жирных   кислот,   углеводы   –   до   глюкозы),   из   которых   в организме   могут   быть   образованы   свойственные   человеку   или животному   органические   соединения.   В   этом   и   состоит   сущность строительной функции питательных веществ.  Пища   и   содержащиеся   в   ней   питательные   вещества   являются источником химической энергии, которая превращается в организме в другие   виды   энергии,   например   в   тепловую,   механическую.   В   этом состоит сущность энергетической функции питательных веществ.  Д о п о л н е н и е   у ч и т е л я . Рассматривая химический состав пищи, можно   установить,   что   почти   любой   продукт   питания   содержит   все необходимые для организма вещества, но в разных количествах.  Продукты   растительного   происхождения   имеют   в   своем   составе очень много углеводов, и, как правило, мало белков.  Продукты животного происхождения или совсем не имеют в своем составе углеводов, или содержат их очень мало. Зато они сравнительнобогаты белком.  Жиры встречаются в большом количестве в некоторых продуктах растительного и животного происхождения.  Количество   воды   и   минеральных   солей   в   разных   продуктах колеблется в широких пределах.  Вода,   минеральные   соли,   витамины   усваиваются   организмом   в неизменном виде.  Что же касается белков, жиров и углеводов, находящихся в пище, то они сразу не могут быть усвоены организмом.  Это   крупные   молекулы,   которые   не   могут   пройти   через   стенки пищеварительного тракта. Главное же заключается в том, что организм не может усвоить неизмененные белки, жиры и углеводы. Они для него чужеродны,   и,   как   на   всякое   чужеродное   вещество,   в   организме вырабатываются защитные вещества (антитела) против них. Введение  в  кровь  собак, к  примеру, раствора  чужеродного  белка, может   вызвать   их   гибель.   А   ведь   белок   так   необходим   живому организму!   Вот   почему   основные   питательные   вещества,   прежде   чем попасть во внутреннюю среду организма, подвергаются перевариванию.  У ч и т е л ь . Что такое переваривание?  У ч е н и к и .   Перевариванием   называют   процесс   физической   и химической   обработки   пищи   и   превращения   ее   в   более   простые соединения, которые могут всосаться, переноситься кровью и без вреда усваиваться организмом.  У ч и т е л ь .   В   организме   человека   и   животных   процессы переваривания пищи идут быстро и относительно легко. Основная роль в   такой   химической   обработке   пищи   принадлежит   содержащимся   в пищеварительных соках ферментам. Что представляют собой ферменты? У ч е н и к и .   Ферменты   –   вещества   белкового   происхождения, функция   которых   состоит   в   ускорении   химических   реакций   в пищеварительном канале.  У ч и т е л ь . Какие пищеварительные соки вам известны?У ч е н и к и . К пищеварительным сокам нашего организма относятся:   слюна;   желудочный сок;   кишечный сок;   желчь;   секрет поджелудочной железы.  У ч и т е л ь .   Какие   функции   возлагаются   на   пищеварительную систему?  У ч е н и к и .   Основными   функциями   органов   пищеварительной системы являются три функции:  1)   секреторная   –   расщепление   питательных   веществ   секретами различных пищеварительных желез;  2) двигательная – движение по пищеварительному каналу;  3)  всасывательная –  переход  продуктов  расщепления  питательных веществ из пищеварительного канала в кровь. V. Закрепление изученного материала.  Р а б о т а   в   г р у п п а х  переменного состава («вертушка»).  Каждый учащийся получает карточку с определенным номером.  Например: карточка 12. 1     б     5 2     а     3 3     г     4 4     в     1 Первый столбик – номера по порядку. Второй   столбик   –   буква,   под   которыми   значатся столы.  Третий   столбик   –   номер,   под   которым   выступает учащийся за данным столом За каждым столом сидит член экспертной комиссии.На каждом столе – одна карточка с вопросом. Н а п р и м е р: С т о л   «а». Что следует понимать под питательными веществами?  С т о л   «б». Какие функции выполняют питательные вещества?  С т о л   «в».   Какие   функции   выполняют   органы   пищеварительной системы? С т о л   «г».   В   каком   виде   питательные   вещества   всасываются   в кровь?  Учитель (ведущий) объявляет п е р в ы й   э т а п  работы.  За стол «а» садятся все учащиеся, у которых напротив порядкового номера 1 в первом столбике стоит буква «а» во втором столбике. За стол «б» садятся все учащиеся, у которых напротив порядкового номера 1 в первом столбике стоит буква «б» во втором столбике. За стол «в» садятся все учащиеся, у которых напротив порядкового номера 1 в первом столбике стоит буква «в» во втором столбике. За стол «г» садятся все учащиеся, у которых напротив порядкового номера 1 в первом столбике стоит буква «г» во втором столбике. Таким   образом,   сформировались   4   группы   учащихся   и   сели   за соответствующие столы.  Эксперт   за   каждым   столиком   переписывает   номера   карточек учащихся,   сидящих   за   каждым   данным   столом,   и   предоставляет каждому учащемуся по 0,5–1 (как будет оговорено до игры) минуте для выступления   по   вопросу,   который   значится   в   карточке,   лежащей   на столе, и оценивает выступления каждого ученика.  Каждый учащийся выступает в последовательности, которая дана в 3­м столбике, т. е. если 1 а 1, то учащийся выступает № 1; если 1 а 2, то учащийся выступает № 2 и т. п. Каждый говорит по заданному вопросу не более 1­й минуты, а эксперт оценивает ответы. В качестве экспертов выступают заранее подготовленные учащиеся этого же или старшего класса. Затем   учитель­ведущий   объявляет  в т о р о й   э т а п .   Учащиеся,   у которых   в   карточке   выбрана   строчка  2   а   «у»  занимают   стол   «а»,   у которых  2 б «у», занимают стол «б» и т. д.  «у»  – порядковый номер выступления.  Объявляется  т р е т и й   э т а п , группы меняются 3­й раз по составу,отвечают на третий вопрос из четырех и оцениваются экспертом. Затем следует ч е т в е р т ы й   э т а п .  Члены   экспертной   комиссии   собираются   вместе,   анализируют результаты   работы   каждого   ученика   и   выставляют   итоговую   оценку; возможен вариант, когда каждый участник «вертушки» получает четыре оценки, т. е. за каждый из четырех вопросов.  В это время учащиеся записывают домашнее задание.  Задание   на   дом:  изучить   текст   и   рисунки   на   с.   171–173; перерисовать рисунок на с. 172 учебника в тетрадь и выполнить задания в рубриках «Проверьте свои знания» (1–8), «Подумайте» на с. 173–174 учебника.