Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЛУШАРИЯ БОЛЬШОГО МОЗГА"

  • Разработки уроков
  • rtf
  • 21.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: познакомить учащихся с особенностями строения полушарий большого мозга; функциями долей и зон коры полушарий. Формировать умение сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека и животных. Оборудование: разборные модели головного мозга; таблица «Головной мозг человека»; портреты отечественных ученых И. П. Павлова и И. М. Сеченова.
Иконка файла материала Уроки 17–18. Полушария большого мозга.rtf
У р о к и  17–18 ПОЛУШАРИЯ БОЛЬШОГО МОЗГА Ц е л и: познакомить учащихся с особенностями строения полушарий большого мозга; функциями долей и зон коры полушарий. Формировать умение   сравнивать   строение   и   функции   больших   полушарий   мозга человека и животных. О б о р у д о в а н и е :   разборные   модели   головного   мозга;   таблица «Головной   мозг   человека»;   портреты   отечественных   ученых   И.   П. Павлова и И. М. Сеченова. Х о д   у р о к о в I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания.  З а д а н и е  56 в рабочей тетради. 1 – продолговатый мозг; 2 – мост; 3 – средний мозг; 4 – промежуточный мозг; 5 – мозжечок; 6 – полушария большого мозга. III. Фронтальная беседа. 1) Где расположен головной мозг?  (В полости черепа.) 2) Из каких отделов состоит головной мозг?  (Головной   мозг   =   ствол   +   мозжечок   +   полушария   большого мозга.) 3) Какие части входят в состав ствола головного мозга?  (Ствол   =   продолговатый   мозг   +   мост   +   средний   мозг   + промежуточный мозг.)  4) В чем сходство и различие в функциях ствола мозга и спинного мозга?  (Сходство:   выполняют   рефлекторную   и   проводящую   функции.Различие:   в   отличие   от   ствола   мозга,   большая   часть   рефлексов, осуществляемых   при   участии   спинного   мозга,   находится   под контролем головного мозга.) 5) Каковы функции продолговатого мозга?  (Его ядра регулируют дыхание, деятельность сердца и сосудов, пищеварительных желез. С этим отделом головного мозга связан акт глотания; через продолговатый мозг проходят рефлекторные дуги рефлексов кашля, чихания, слезоотделения и т. д.) 6) Как устроен мозжечок?  (Мозжечок   состоит   из   двух   полушарий,   соединенных   особой структурой – червем. Сверху мозжечок имеет кору.) 7) Какие функции выполняет мозжечок?  (Принимает   участие   в   координации   движений   и   удерживает равновесие тела.) 8) Каковы функции моста?  (Через мост проходят проводящие пути в кору головного мозга, в мозжечок, в продолговатый и спинной мозг.) 9) Назовите функции среднего мозга.  (В   среднем   мозге   располагаются   ядра,   которые   постоянно посылают   нервные   импульсы   к   скелетным   мышцам   и поддерживают   их   в   напряжении   –   тонусе.   Через   средний   мозг проходят   рефлекторные   дуги   ориентировочных   рефлексов   на зрительные и звуковые раздражители.) 10) Какие функции выполняет промежуточный мозг?  (Проводит   импульсы   к   коре   полушарий   большого   мозга   от рецепторов   кожи   и   органов   чувств.   В   промежуточном   мозге расположены центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней   среды,   обеспечивающие   работу   желез   внутренней секреции и вегетативной нервной системы.) IV. Изучение нового материала. 1. С а м о с т о я т е л ь н о е   з н а к о м с т в о   у ч а щ и х с я   с   т е к с т о м учебника на с. 70–72. 2. Б е с е д а   п о   п р о ч и т а н н о м у . – Как устроены полушария большого мозга у человека?(Полушария   большого   мозга   –   самый   крупный   и   молодой   в эволюционном   отношении   отдел   головного   мозга;   у   человека   он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных. Два   полушария   большого   мозга   соединены   мозолистым   телом   и состоят из серого и белого вещества. Серое вещество образует кору полушарий,   расположенную   сверху,   и   подкорковые   ядра   в   толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.) – Какое строение имеет кора?  (Толщина   –   3–4   мм;   площадь   –   220 000   мм3.  У ч а щ и е с я в ы п о л н я ю т   р и с у н к и :  – доли полушарий большого мозга (см. с. 71); – функции основных зон полушарий головного мозга (см. с. 71). 4. Учащиеся з а п о л н я ю т   т а б л и ц у  под руководством учителя. №  п/п 1 Левое полушарие Название полушарий 2 Правое полушарие Их функции  Устная и письменная речь;  анализ информации;  обобщение, принятие решений  Образное мышление;   музыкальное и художественное  творчество;  восприятие музыки П р и м е ч а н и е . Раздел урока, касающийся левого и правого полушария, можно провести, используя пособие: Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001. С. 27–41. V. Закрепление знаний. 1.  Р а б о т а   в   г р у п п а х   по   4–5   человек   над   заданиями   рубрик «Проверьте свои знания» на с. 74 учебника и «Подумайте» на с. 74. 2. В ы п о л н е н и е   л а б о р а т о р н ы х   р а б о т . Л а б о р а т о р н а я   р а б о т а:   «Безусловные   рефлексы   человека» (работа проводится в парах). Ц е л ь   р а б о т ы : показать особенности рефлексов спинного мозга, их врожденную, анатомически закрепленную связь между определеннымрецептором и исполнительным органом; на опыте увидеть безусловный рефлекс и научиться рисовать его дугу. Х о д   р а б о т ы 1)   Вспомните,   что   такое   безусловный   и   условный   рефлексы. Приведите примеры.  2) Учитель информирует учащихся о природе коленного рефлекса.  Под   коленной   чашечкой   располагается   сухожилие   четырехглавой мышцы бедра. (Испытуемый должен сесть на стул, сложить руки в замок и сжать их. Положить ногу на ногу.) Если экспериментатор легко ударит ребром ладони по сухожилию четырехглавой мышцы бедра, нога испытуемого подскачет. Это и есть коленный рефлекс. При ударе сухожилие прогибается и тянет за собой мышцу. Мышца растягивается,   что   вызывает   раздражения   воспринимающих   нервных окончаний.   Возникающий   при   этом   поток   импульсов   по центростремительным нейронам доходит до спинного мозга, а оттуда по центробежным   нейронам   возвращается   к   мышце,   вызывая   ее сокращение. 3)   Учащиеся,   работающие   в   паре,   друг   на   друге   демонстрируют природу коленного рефлекса. 4) Учащиеся зарисовывают рефлекторную дугу коленного рефлекса, обозначив цветом и цифрами ее части. С х е м а   р е ф л е к т о р н о й   д у г и : 1 – рецепторы (окончания чувствительного, или центростремительного нейрона); 2 – тело чувствительного, или центростремительного нейрона; 3 – вставочный, или промежуточный нейрон; 4 – тело двигательного, или центробежного нейрона; 5 – окончание двигательного, или центростремительного, нейрона в мышце.Л а б о р а т о р н а я   р а б о т а  «Объем внимания». Ц е л ь  р а б о т ы : определить объем внимания учащегося. О б о р у д о в а н и е :   часы   с   секундной   стрелкой,   таблица   чисел, карандаш. Х о д   р а б о т ы 1) Каждому учащемуся приготовить таблицу чисел. Для этого лист бумаги расчертить на 36 квадратов и в каждом из них записать числа от 101 до 136 в произвольной последовательности. 2)   Учащимся,   работающим   в   паре,   поменяться   подготовленными таблицами. 3) Каждому учащемуся на время найти числа в порядке возрастания – 101, 102, 103 и т. д. Каждое число зачеркнуть карандашом. Работу начинать по команде учащегося, выполняющего роль экспериментатора. , где В – объем внимания,   t   –   время,   за   которое   были   найдены   числа   в   порядке возрастания от 101 до 136.  4) Определить объем внимания по формуле:  В  648 t: 5) Сравнить полученные данные с таблицей «Показатель внимания»: Показатель объема внимания №  п/п 1  Более 6 2  4–6 3  Менее 4 Оценка показателя  Высокий показатель  Средний показатель  Низкий показатель 6) Сделать выводы. Л а б о р а т о р н а я   р а б о т а   «Объем   памяти   при   механическом   и логическом запоминании» (работа проводится в группах). Ц е л ь   р а б о т ы :   определить   возможность   памяти   при   разном способе запоминания. О б о р у д о в а н и е : подготовленные ряды слов, часы. Перечень   слов   для   логического   запоминания:  сон,   зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена. Перечень   слов   для   механического   запоминания:  квартира,   елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.Х о д   р а б о т ы 1) Экспериментатор зачитывает ряд слов из логического ряда. Через 1 минуту испытуемые получают задание их записать. 2)   Через   3–4   минуты   экспериментатор   зачитывает   ряд   слов механического ряда. Испытуемые записывают их через 1 минуту. 3)   Подсчитывают   количество   и   порядок   записанных   слов   и объясняют разницу в первом и во втором случае. Запоминание Виды запоминания  Количество слов в тексте Воспроизведено  Логическое  Механическое  VI.   Зачет   по   изученным   темам:   «Организм   человека   и   его строение»,   «Нервно­гуморальная   регуляция   физиологических функций».  (Тесты заданий прилагаются.) Задание на дом:  изучить текст учебника на с. 70–72. Желающим подготовить сообщения по материалу учебника на с. 73–75 «Жизнь и деятельность И. М. Сеченова». ТЕСТЫ Материалы к обязательной части I. Выберите правильный ответ.  1.   Строение   организма   человека,   его   органов,   тканей,   клеток изучает наука: а) анатомия; б) физиология; в) психология; г) гигиена. 2. Главная функция мембраны клетки: а) объединение всех органов; б) осуществление обмена веществ между клетками и межклеточным веществом;в) участие в процессе деления; г) образование вещества, богатого энергией. 3. Органоиды клетки расположены: а) в ядре; б) цитоплазме; в) мембране; г) межклеточном веществе. 4. Энергию для жизнедеятельности клетка получает: а) из окружающей среды; б) в результате химического распада сложных органических веществ клетки; в) в результате синтеза сложных органических веществ; г) при удалении из клетки углекислого газа и воды. 5. К неорганическим веществам клетки относятся: а) глюкоза и гликоген; б) жиры и белки; в) аминокислоты; г) вода и минеральные соли. 6. Биосинтез – это: а) образование сложных органических веществ из более простых; б) передвижение органических веществ; в) химический распад сложных органических веществ; г) процесс растворения веществ в жидкостях. 7. Клетки близко прилегают друг к другу в ткани: а) мышечной; б) соединительной; в) нервной; г) эпителиальной. 8. Спинной мозг – это часть: а) периферической нервной системы; б) вегетативной нервной системы; в) центральной нервной системы; г) нервных узлов.9. Нервный импульс в соседнем нейроне может вызвать: а) только возбуждение; б) только торможение; в) возбуждение и торможение одновременно; г) или возбуждение, или торможение. 10. Серое вещество в спинном мозге располагается: а) в центральной части; б) по краям (вокруг серого); в) у одних людей в центре, а у других по краям; г) и в центре, и по краям. 11. Функции целостного организма, отдельных клеток, органов и их систем изучает: а) анатомия; б) физиология; в) психология; г) гигиена.  12. Какую роль в жизнедеятельности клетки играет кислород? а) Участвует в синтезе сложных органических веществ клетки; б)   ускоряет   процессы   превращения   веществ   пищи   в   питательные вещества; в)   вызывает   химический   распад   сложных   органических   веществ   в клетке; г) вызывает перемещение составных частей клетки. 13. Аминокислоты входят в состав: а) жиров; б) минеральных солей; в) углеводов; г) белков. 14. Кислород в клетке участвует: а) в передвижении органических веществ; б) образовании сложных органических веществ из более простых; в) химическом распаде сложных органических веществ; г) образовании гормонов. 15.   Клетки   звездчатой   формы   с   отростками   –   основнаяструктурная единица ткани: а) соединительной; б) нервной; в) эпителиальной; г) мышечной. 16. Головной мозг входит в состав нервной системы: а) периферической; б) вегетативной; в) центральной; г) соматической. 17. Чувствительные нейроны: а)   передают   нервные   импульсы   от   рецепторов   в   центральную нервную систему; б) формируют ответные нервные импульсы и передают их мышцам и железам; в) образуют основную массу серого вещества мозга; г)   передают   нервные   импульсы   непосредственно   исполнительному органу. 18. Кора больших полушарий: а) образована серым веществом; б) образована белым веществом; в) покрывает все отделы головного мозга; г) образована длинными отростками нейронов. 19. Нервная регуляция осуществляется с помощью: а) нервных импульсов; б) лимфы и крови; в) межклеточного вещества; г) плазмы крови. II. 1. В одну графу таблицы выпишите буквы, обозначающие части центральной нервной системы, а в другую – периферической. А. Нервы. Б. Головной мозг. В. Спинной мозг. Г. Нервные узлы.Центральная нервная система  Периферическая нервная система 2. Среди перечисленных ниже признаков отберите характерные: 1)   для   безусловных;   2)   условных   рефлексов.   Буквы,   обозначающие соответствующие признаки, занесите в таблицу. А. Приобретаются в процессе жизни. Б. Являются врожденными. В. Передаются по наследству. Г. Не передаются по наследству. Д. Индивидуальны для каждой особи. Е. Характерны для всех особей вида.  Безусловные рефлексы  Условные рефлексы III. 1. Какая часть клетки обозначена на рисунке цифрой 3? а) Ядро; б) митохондрии; в) цитоплазма; г) мембрана. 2. Какая ткань представлена на рисунке? а) Мышечная; б) нервная; в) соединительная; г) эпителиальная.  3. Какая ткань представлена на рисунке?а) Эпителиальная; б) нервная; в) соединительная; г) мышечная. IV. Ответьте на вопросы: 1. Почему каждому человеку необходимо знать строение и функции своего организма? 2. Каково значение нервной системы? Материалы к дополнительной части I. Выберите правильный ответ.  1. Если у человека нога подвижна, но не чувствует боли, то у него повреждены: а) спинной мозг; б)   исполнительные   и   чувствительные   нейроны,   передний   и   задний корешки спинного мозга; в) исполнительные нейроны и передний корешок спинного мозга; г) чувствительные нейроны и задний корешок спинного мозга. 2.   Если   нижняя   часть   тела   человека   потеряла чувствительность, то у него повреждения: а) спинного мозга; б) исполнительных и чувствительных нейронов, передних и задних корешков спинного мозга; в) исполнительных нейронов и передних корешков спинного мозга; г) чувствительных нейронов и задних корешков спинного мозга. 3. Если ребенок отстает в росте, то у него могут быть нарушены функции: а) поджелудочной железы; б) щитовидной железы; в) гипофиза; г) надпочечников.  II. Выберите правильное утверждение:А. Гипоталамус и гипофиз – это железы внутренней секреции. Б. Гипоталамус – отдел промежуточного мозга, а гипофиз – железа внутренней секреции. В. Гипоталамус – железа внутренней секреции, а гипофиз – отдел промежуточного мозга. Г. Гипоталамус и гипофиз – это отделы нервной системы. III. Ответьте на вопросы:  1. Чем характеризуется процесс возбуждения нервной клетки? 2. Почему внутри нерва имеются кровеносные сосуды? 3. Почему гормоны называют регуляторами функции организма? 4. Чем характеризуется процесс торможения нервной клетки? 5.   Почему,   прикоснувшись   к   горячему   предмету,   человек отдергивает руку? 6. Какова роль вегетативной нервной системы в организме? Ответ­ключ к заданиям обязательной части. I. 1 – а; 2 – б; 3 – б; 4 – б; 5 – г; 6 – а; 7 – г; 8 – в; 9 – г; 10 – а; 11 – б; 12 – в; 13 – г; 14 – в; 15 – б; 16 – в; 17 – а; 18 – а; 19 – а. II. 1.  Центральная неравная система  Периферийная нервная система  2.  Безусловный рефлекс  Условный рефлекс   III. 1 – В; 2 – г; 3 – б. Ответ­ключ к заданиям дополнительной части.  I. 1 – г; 2 – а; 3 –в. II. Б; III.  Б; В А; Г Б; В; Е А; Г; Д