Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"
Оценка 5

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Оценка 5
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"
Цели: определить условия функционирования мышц; что такое система, управляющая сокращением мышц; условия, повышающие работоспособность мышц. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме. Оборудование: таблицы: «Скелетные мышцы», «Рефлекторная дуга», портрет И. С. Сеченова; динамометр ручной, гири, гантели.
Урок 28. Работа мышц.rtf
У р о к   28 РАБОТА МЫШЦ Ц е л и:  определить   условия   функционирования   мышц;   что   такое система,   управляющая   сокращением   мышц;   условия,   повышающие работоспособность   мышц.   Формировать   умения:   самостоятельно работать   с   текстом   учебника;   совершать   мыслительные   операции   и оформлять их результаты в устной и письменной форме. О б о р у д о в а н и е :   таблицы: «Скелетные мышцы», «Рефлекторная дуга», портрет И. С. Сеченова; динамометр ручной, гири, гантели.  Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. З а д а н и е   в   р у б р и к е  «Подумайте» на с. 122 учебника. – Почему на плече находятся крупные мышцы, а на предплечье много мягких мышц?  (Мышцы   плеча   обеспечивают   движение   руки   в   плечевом   и локтевом   суставах,   а   мышцы   предплечья   управляют   работой многочисленных суставов кисти.) 2. Р а б о т а   с о   с л о в а р и к о м . Мышечные волокна – видоизмененные мышечные клетки.  Миофибриллы  –  тонкие сократительные нити мышечных волокон. Сухожилия – соединительнотканные структуры, которыми мышцы крепятся к костям. 3. З а д а н и е  105 в рабочей тетради. Подписи на рисунке (сверху вниз): 1 – мышечные волокна, содержащие миофибриллы и ядра; 2 – мышечные пучки в соединительнотканных оболочках; 3 – тонкая соединительнотканная оболочка мышцы; 4 – кровеносные сосуды. 4. М ы ш ц ы   т е л а . –   Какие   мышцы   вы   рассмотрели   на   собственном   теле?   Какие функции они выполняют? Начнем с мышц верхних конечностей. Т а б л и ц а   п р и   в ы п о л н е н и и   л а б о р а т о р н о й   р а б о т ы «Определение   при   внешнем   осмотре   местоположения   отдельных костей, мышц и суставов». Часть тела 3 Мышцы рук и плечевого пояса  Название  мышцы №  п/п 1 1 Дельтовидная  2 мышца 2 Двуглавая  мышца плеча 3 Трехглавая  мышца плеча 4 Портняжная  мышца  Мышцы ног и тазового  пояса 5 Четырехглавая  мышца бедра Место прикрепления мышцы 4 Она прикрепляется с одной стороны к  ключице и лопатке, а с другой стороны к плечевой кости Эта мышца  прикрепляется  одним концом к  лопатке, а другим  –  к предплечью От верхнего конца  данной мышцы  отходят три  сухожилия: одно  прикрепляется к  лопатке; два  других – к головке  плечевой кости Начинается от  верхнего края таза  и прикрепляется к  большеберцовой  кости Начинается от таза четырьмя  головками и  прикрепляется  одним общим  сухожилием к  Функции 5 При сокращении  этой мышцы рука  поднимается до  горизонтального  уровня  Обеспечивает  сгибание руки в  локте Обеспечивает  разгибание руки  в локте При ее сокращении происходит  сгибание бедра  и голени, голень  поворачивается  внутрь Мышца является  разгибателем  голени и участвует  в сгибании бедра 6 Икроножная  мышца  большеберцовой  кости Одним концом  прикрепляется  Сгибает стопу  и поднимает 1 2 3 4 7 Ягодичные  мышцы  8 Грудино­ ключично­ сосцевидная  мышца Мышцы  спины  и шеи к пяточной кости,  а другим к  бедренной кости Они  прикрепляются к  тазу и бедренной  кости  Прикрепляется  двумя  сухожилиями к  грудине  и ключице, а  другим концом –  к сосцевидному  отростку височной  кости 9 Трапециевидная  мышца  спины Начинается от  остистых  отростков всех  грудных позвонков и затылочной кости Продолжение табл. 5 пятку над землей Закрепляют  тазобедренный  сустав и играют  большую роль в  сохранении  вертикального  положения тела При  одностороннем  сокращении мышца производит наклон  в свою сторону  шейного отдела  позвоночного  столба, при  одновременном  поднятии головы с  вращением лица в  противоположную  сторону. При  двустороннем  сокращении  наклоняет голову  назад Сводит лопатки  к позвоночнику,  способствует  откидыванию  головы назад 10 Широчайшая  мышца спины и прикрепляется  к лопатке и  ключице Начинается у  остистых отрост­ При сокращении  широчайшей 1 2 3 4 5 Окончание табл. ков четырех­пяти  нижних грудных,  всех поясничных и  крестцовых  позвонков, тазовой  кости, четырех  нижних ребер.  Мышечные пучки  идут вверх и узким сухожилием  прикрепляются к  плечевой кости мышцы спины рука  поднимается верх,  осуществляется  вращение плеча  внутрь. При  фиксированных  руках мышца  подтягивает  туловище к рукам Участвует в  движении рук и в  дыхательных  движениях Разделяет грудную  и брюшную  полости,  принимает участие  в дыхании  Приводят в  движение грудную  клетку: опускают и поднимают ребра Обеспечивают  движение нижней  челюсти Обеспечивают  мимику лица 11 Большая  грудная мышца Мышцы  груди 12 Диафрагма  13 Внутренние  и наружные  межреберные  мышцы 14 Жевательные  мышцы 15 Мимические  мышцы Мышцы  головы III. Изучение нового материала. 1. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я . При своем сокращении мышцы производят работу, которую можно измерить в килограммах. Для этого груз (в килограммах), поднимаемый мышцей, надо умножить на высоту (в метрах) его поднятия. Неправильно думать, что мышца сама по себе может сокращаться. Трудно себе представить хотя бы одно согласованное движение, если мышцы   были   неуправляемы.   «Пускают»   мышцу   в   ход   нервные импульсы. Их поступает в среднем 20 в секунду (от 8 до 50). В каждом шаге,   к   примеру,   принимает   участие   до   300   мышц,   и   множество импульсов согласует их работу. Количество нервных окончаний в различных мышцах не одинаково. Мышцы   бедра   имеют   их   сравнительно   мало,   а   глазодвигательные, совершающие   тонкие   и   точные   движения   целыми   днями,   богато насыщены окончаниями двигательных нервов.  Кора   полушарий   неравномерно   связана   с   отдельными   группами мышц.   Например,   огромные   участки   коры   занимают   двигательные области,   управляющие   мышцами   лица,   губ,   кисти,   стопы,   и относительно   незначительные   –   плеча,   бедра,   голени.   Величина отдельных   зон   двигательной   области   коры   пропорциональна   не количеству   мышечной   ткани,   а   тонкости   и   сложности   движений отдельных органов. Каждая мышца имеет двойное нервное подчинение. Одни нервы идут из мозга, и по ним подаются импульсы, которые вызывают сокращение мышц,   другие   идут   от   узлов,   лежащих   по   бокам   спинного   мозга,   и регулируют химические процессы, их питание. Нервные   сигналы,   управляющие   движением   и   питанием   мышцы, согласуются с нервной регуляцией кровоснабжения мышцы. Получается единый тройной нервный контроль.  2.  У ч а щ и е с я   с а м о с т о я т е л ь н о   ч и т а ю т   т е к с т   на с. 122– 124. 3. О б с у ж д е н и е   п р о ч и т а н н о г о . –   Какие   два   вида   работ   могут   совершать   мышцы?  При   каких условиях?  (Мышцы могут совершать динамическую и статическую работу. Динамическую   –   при   поднятии   тяжестей,   беге. Статическую   –   при   удержании   частей   тела   в   определенном положении, удержании груза, стоянии, сохранении позы.)   ходьбе, –   Какое   минимальное   количество   мышц   обеспечивает   движение   в суставе? Как они называются? Приведите пример. (Движение   в   суставе   обеспечивается   как   минимум   двумя мышцами:   мышцей­сгибателем;   мышцей­разгибателем.   Например, сгибание   руки   в   локтевом   суставе   обеспечивает   двуглавая   мышца плеча, а разгибание – трехглавая.) – Что происходит с мышцами в результате длительного бездействия? (Мышцы   атрофируются,   то   есть   происходит   их   истощение, уменьшение в объеме и массе, потеря жизнеспособности.) – Что происходит с мышцами в результате длительной, без отдыха, работы? (Мышцы   утомляются,   то   есть   временно   снижается работоспособность.) – С какими процессами связано утомление мышц? (С процессами, происходящими в центральной нервной системе, а также с накоплением в мышце продуктов обмена веществ.) Р е п л и к а   у ч и т е л я .   Любое   мышечное   сокращение   связано   с расходом   энергии.   Источниками   этой   энергии   служат   распад   и окисление   органических   веществ   (углеводов,   жиров,   нуклеиновых кислот). Органические  вещества  в мышечных  волокнах  подвергаются химическим превращениям, в которых принимает участие кислород. В результате   образуются   продукты   расщепления,   главным   образом углекислый газ и вода, освобождается энергия. – Как можно снять утомление?  (Обеспечить   отдых,   то   есть   сменить   род   деятельности.   Во время   отдыха   кровь   уносит   продукты   распада,   восстанавливает работоспособность нервных клеток центральной нервной системы.) – От чего зависит скорость развития утомления? (Скорость   развития   утомления   зависит   от   состояния   нервной системы;   ритма   работы;   величины   нагрузки;   тренированности мышц.) IV. Закрепление знаний. Р а б о т а   в   г р у п п а х . В ы п о л н е н и е   з а д а н и й   в рубриках «Проверьте свои знания» и «Подумайте» на с. 126 учебника. 1) Задания в рубрике «Проверьте свои знания». – Каким образом мышцы совершают работу? – Какая работа называется динамической? Статической?  – Какая работа совершается при удерживании груза? – Как работают мышцы­сгибатели и мышцы­разгибатели? Р а б о т у   в   с у с т а в е  можно представить в форме таблицы: Состояние мышцы­ сгибателя 3 Состояние двигательного нейрона мышцы­ сгибателя 4 Состояние мышцы­ разгибателя 5 Состояние двигательного нейрона мышцы­ разгибателя 6 Сокращена Возбужден Расслаблена Заторможен №  п/п Положение руки 1 1 Рука согнута  2 в суставе 1 2 Рука разогнута  2 3 4 5 6 Расслаблена Заторможен Сокращена Возбужден в суставе 3 Рука свободно  Расслаблена Заторможен Расслаблена Заторможен Окончание табл. висит вдоль  тела 4 Горизонтально  вытянутая рука  удерживает груз Сокращена Возбужден Сокращена Возбужден –   Верно   ли   утверждение,   что   вся   мышечная   деятельность   носит рефлекторный характер? – Почему мышцы устают?  – От чего зависит скорость развития утомления мышц?  2) Выполнение заданий в рубрике «Подумайте» на с. 126 учебника. – В чем различие между статической и динамической работой мышц? – Почему длительное стояние утомительнее ходьбы? (Стояние – статическая работа мышц. Ходьба – динамическая работа мышц. И в первом и во втором случае энергия, необходимая для осуществления работы, извлекается из органических веществ в результате их окисления или расщепления. При этом образуются продукты   распада,   которые   при   движении   (то   есть   в   случае динамической   работы)   быстрее   выносятся   кровью,   а   при статической   работе   (стоянии)   движение   крови   происходит медленнее,   продукты   распада   задерживаются   в   мышце,   быстрее наступает утомление, но медленнее восстановление.) П р и м е ч а н и е . Групповая форма работы описана в конспекте уроков 7–8. Задание на дом: изучить текст учебника на с. 122–124. Записать в словарик   определения   понятий  «динамическая   работа», «статическая работа»; выполнить в рабочей тетради задания 108, 109; подготовить сообщение на тему «Великие люди о пользе физических упражнений».

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА МЫШЦ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018