Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СПИННОЙ МОЗГ"
Оценка 4.6

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СПИННОЙ МОЗГ"

Оценка 4.6
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СПИННОЙ МОЗГ"
Цели: определить место спинного мозга в организме человека и его значение; форму, длину и массу его; внешнее и внутреннее строение; функции. Формировать умения: работать с текстом учебника; логически мыслить. Оборудование: таблицы: «Схема строения нервной системы», «Спинной мозг и схема коленного рефлекса».
Урок 15. Спинной мозг.rtf
У р о к   15 СПИННОЙ МОЗГ Ц е л и:  определить   место   спинного   мозга   в   организме   человека; форму, длину и массу его; внешнее и внутреннее строение; функции. Формировать умения: работать с текстом учебника; логически мыслить. О б о р у д о в а н и е :   таблицы:   «Схема   строения   нервной   системы», «Спинной мозг и схема коленного рефлекса». Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Р а б о т а   с о   с л о в а р и к о м . Нейрон  –   нервная   клетка,   которая   является   структурной   и функциональной единицей нервной системы. Нервный импульс  –  волна   возбуждения,  распространяющаяся   по нервному волокну со скоростью от 0,5 до 120 м/с. Синапс  –   особые   контакты   в   местах   соединения   нервных   клеток друг с другом. Рефлекс  –   ответная   реакция   организма   на   воздействие   внешней среды   или   на   изменение   его   внутреннего   состояния,   выполняемая   с участием нервной системы. Рефлекторная дуга – путь, по которому проходит возбуждение от места возникновения нервного импульса до рабочего органа. 2. З а д а н и е  42 в рабочей тетради.  На рисунке изображены следующие типы нервной системы:  1 – трубчатая нервная система; 2 и 3 – сетчатая, или диффузная нервная система; 4 – узловая, или ганглионарная нервная система. 3. З а с л у ш и в а н и е   с о о б щ е н и й   о роли И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о рефлексах. П р и м е р н о е   с о д е р ж а н и е   с о о б щ е н и й . С о о б щ е н и е  1 И. М. Сеченов – отец русской физиологии Весьма   успешное   развитие   физиологии   в   России   началось   в   60­х годах XIX столетия. В эти годы активизировалась деятельность ряда выдающихся   русских   ученых,   в   том   числе   Ивана   Михайловича Сеченова, явившегося, по выражению Ивана Петровича Павлова, «отцом русской физиологии». Такую характеристику И. М. Сеченов заслужил тем, что он первый из русских физиологов обогатил науку фактами и концепциями   фундаментального   значения,   получившими   признание   в мировой научной литературе, и создал первую в России научную школу в   области   физиологии.   45   лет   продолжалась   плодотворная   научная деятельность   И.   М.   Сеченова.   Им   опубликовано   более   100 экспериментальных   и   теоретических   трудов,   в   том   числе   несколько книг. Открытие торможения в центральной нервной системе произведено И. М. Сеченовым в 1862 году, и его статья «О механизмах в головном мозгу лягушки, угнетающих рефлексы спинного мозга» явилась началом новой главы физиологии. Развивая свои научные теории, Иван Михайлович Сеченов показал, что в основе всех функций мозга человека и животных лежат рефлексы. «Все   без   исключения   психические   акты…   развиваются   путем рефлекса», – писал он в своей книге «Рефлексы головного мозга». В о п р о с ы : 1) Когда в России началось успешное развитие физиологии? 2) Кого И. П. Павлов называл «отцом русской физиологии»? 3)   В   какой   книге   И.   М.   Сеченов   утверждал,   что   в   основе   всех функций мозга человека и животных лежат рефлексы? С о о б щ е н и е  2 И. П. Павлов – великий физиолог Продолжателем идей И. М. Сеченова стал Иван Петрович Павлов. Главная   цель   его   работ   –   выяснение   нервной   регуляции   органов, логическим   завершением   которой   было   изучение   функций   коры большого   мозга,   а   главным   открытием   ученого   стали   условные рефлексы. Методом условных рефлексов, точно ключом, открывались скрытые от человека высшие тайны мозга. И. П. Павлов показал, что мозг работает  по принципу временных связей. Он раскрыл постоянную смену возбуждения и торможения коры. В   коре   может   возникнуть   мощный   очаг   возбуждения,   привлекая   и поглощая  все  другие,  менее   сильные.  Этим   объясняется  способность человека  быть поглощенным  своей  идеей. Так,  знаменитый  Архимед, сосредоточившись на изобретении механизма для защиты Сиракуз от римлян, настолько увлекся вычислениями, что не заметил врага и был убит. И. П. Павлов развил нервную теорию утомления, объяснил сущность сна, сновидений, гипноза, заложил научные основы понимания и лечения некоторых болезней мозга. Павловское   учение   позволяет   правильно   понять   психологические явления: память, речь, мышление, воображение и т. д. Трудно переоценить колоссальное значение работ И. П. Павлова для современной   науки.   Они   были   признаны   и   высоко   оценены   еще   при жизни ученого. Иван Петрович получил 132 награды, столько, сколько не имел ни один ученый мира. В о п р о с ы : 1) Какие процессы являются главным открытием И. П. Павлова? 2)   Какие   два   противоположных   процесса   лежат   в   основе   работы коры большого мозга? 3) Сколько наград за свою работу получил И. П. Павлов? III. Изучение нового материала. 1. С а м о с т о я т е л ь н о е   ч т е н и е  учащимися текста учебника на с. 60–62. 2. О б с у ж д е н и е   п р о ч и т а н н о г о .  – Где располагается спиной мозг в организме человека?  (Располагается спинной мозг в позвоночном канале. Начинается на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается на уровне второго поясничного позвонка.) – Какую длину и массу имеет спинной мозг? (Длина – 45 см, масса – 34–38 г.) – Что представляет собой спинной мозг по внешнему виду?  (Длинный, почти цилиндрической формы тяж.)  – Каково внутреннее строение спинного мозга?  (Если рассмотреть поперечный срез спинного мозга, то можно увидеть:   в   центре   серое   вещество   в   форме   бабочки   с   узким центральным   каналом,   заполненным   спинномозговой   жидкостью; снаружи от серого вещества располагается белое вещество; серое вещество состоит из тел нейронов; белое вещество – это отростки нейронов,   связывающие   нейроны   спинного   мозга   между   собой   и   с нейронами головного мозга.)  – Что отходит от спинного мозга?  (31 пара спинномозговых нервов, каждый из которых начинается от спинного мозга в виде двух тяжей (корешков).) – К каким частям организма направлены эти нервы?  (Спинномозговые   нервы   направляются:   к   костям,   мышцам, суставам, коже, внутренним органам.)  – Какие функции выполняет спинной мозг в нашем организме?  (Рефлекторную функцию, то есть через спинной мозг проходят рефлекторные   дуги   многих   безусловных   рефлексов;   проводящую функцию,   то   есть   спинной   мозг   проводит   нервные   импульсы   к головному мозгу и обратно; к органам и от них к спинному мозгу.) IV. Закрепление изученного материала. 1. Р а б о т а   с   з а д а н и я м и   р у б р и к и  «Проверьте свои знания» на с. 62 учебника.  2.  Р а б о т а   с   з а д а н и я м и   р у б р и к и   «Подумайте»   на   с.   62 учебника. О т в е т .   Коленный   рефлекс   будет   сохранен,   а   чувствительность кожи   –   нарушена.   Данный   факт   объясняется   тем,  что   рефлекторная функция   в   данном   случае   сохраняется,   так   как   центр   коленного рефлекса   находится   в   спинном   мозге,   а   проводниковая   функция спинного   мозга,   обеспечивающая   проведение   нервных   импульсов   от рецепторов   кожи   (в   данном   случае)   в   головной   мозг   и   передачу импульсов   из   головного   мозга   к   исполнительным   нейронам   спинного нарушается: мозга, чувствительности.   это   сопровождается   потерей   кожной 3. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  № 52 на с. 36 в рабочей тетради. Задание на дом:  изучить   текст   учебника   на  с. 60–62;   выполнить задание 53 в рабочей тетради.

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СПИННОЙ МОЗГ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СПИННОЙ МОЗГ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СПИННОЙ МОЗГ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СПИННОЙ МОЗГ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СПИННОЙ МОЗГ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СПИННОЙ МОЗГ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СПИННОЙ МОЗГ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СПИННОЙ МОЗГ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СПИННОЙ МОЗГ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СПИННОЙ МОЗГ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018