Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА"
Оценка 4.9

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА"

Оценка 4.9
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА"
Цели: познакомить с понятием «заболевание», видами заболеваний, мерами профилактики инфекционных заболеваний. Оборудование: плакат «Гельминты». Инфекционные заболевания – это такие заболевания, которые вызываются болезнетворными бактериями, простейшими или вирусами. Источниками заражения служат больные люди и животные. Болезнь – это состояние организма, который подвергся инфекциям.
Урок 66. Заболевания человека.rtf
У р о к  66 ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Цели: познакомить с понятием «заболевание», видами заболеваний, мерами профилактики инфекционных заболеваний. Оборудование: плакат «Гельминты». Ход урока I. Организационный момент. II. Повторение пройденного материала.  Проверка   выполнения   заданий   1–6   в   рубрике   «Проверьте   свои знания». III. Изучение нового материала. 1. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я . В жизни человек болеет не один раз.  – Что называют болезнью?  (Болезнь – это состояние организма, который подвергся инфекциям.)  –   Различают   различные   виды   заболеваний,   чаще   всего   человек подвержен инфекционным заболеваниям. Инфекционные заболевания – это   такие   заболевания,   которые   вызываются   болезнетворными бактериями,   простейшими   или   вирусами.   Источниками   заражения служат больные люди и животные. Через животных могут передаваться такие   заболевания,   как   бешенство,   сибирская   язва,   чума.   Заразиться некоторыми болезнями (дизентерия, дифтерия, полиомиелит) можно практически от здоровых людей – бактерио­ и вирусоносителей. Эти люди   зараженные,   но   невосприимчивые   к   данной   болезни   или переболевшие,   но   сохраняющие   в   своем   организме   возбудителей заболевания. Возбудители могут передаваться здоровому человеку следующими путями:   воздушно­капельным,   через   личный   контакт,   бытовые предметы.   При   заражении   воздушно­капельным   путем   инфекция проникает в организм здорового человека через мельчайшие частицы, которые   разбрызгиваются   при   кашле,   чихании   и   даже   разговоре   с больным   человеком.   Оседая   на   полу   и   других   бытовых   предметах, возбудители   болезней   вместе   с   пылью   переносятся   по   помещению   и становятся источниками различных видов заболеваний. Первая   группа   заболеваний   –   венерические   болезни   –  передаются половым   путем   и   не   только.   Наиболее   опасными   считаются   СПИД, сифилис   и   гонорея.   ВИЧ   разрушает   иммунную   систему   человека, больной теряет способность бороться с любой инфекцией и раковыми перерождениями   собственных   клеток.   При   этом   если   человек принимает   лекарства,   то   может   прожить   не   один   десяток   лет. Возбудитель сифилиса – бледная трепонема – может попасть в кровь здорового   человека   через   небольшие   ранки   на   коже,   слизистой оболочке.   Это   может   произойти   при   пользовании   бритвенными принадлежностями,   сигаретами,   посудой   и   даже   одеждой,   которыми пользовался   больной.   возбудитель распространяется   по   всему   организму,   поражая   нервную   систему человека,   в   первую   очередь   спинной   мозг,   происходит   потеря чувствительности   ног,   поражения   кожи,   внутренних   органов.   В запущенных   случаях   у   больного   выпадают   зубы,   проваливается   нос. Данное   заболевание   излечимо,   но   необходимо   вовремя   обратиться   к врачу.  Гонорея,  как   и   сифилис,   передается   половым   путем,  а  также через вещи больного. Организм человека не вырабатывает иммунитета против   данных   заболеваний,   поэтому,   вылечившись,   человек   может вновь заразиться и заболеть.   Проникая   в   организм, Второе острое инфекционное заболевание – это  дизентерия.  Чаще всего им болеют летом и осенью, когда используют в пищу большое количество сырых, плохо промытых овощей и фруктов, некипяченую воду   из   открытых   водоемов.   Способствует   распространению возбудителей дизентерии и обилие мух в летний период. Дизентерийные бактерии проникают в желудок, затем в кишечник, быстро размножаются, человек заболевает. Третья группа заболеваний – это глистные. Заболевания, вызванные паразитическими   червями,   называются   гельминтозами.   Поселяясь   в организме человека, гельминты питаются кровью, тканевой жидкостью или   пищей,   которую   съедает   человек.   Продукты   жизнедеятельности глистов отравляют организм человека. Заразиться человек может через грязные руки, плохо промытые овощи и фрукты, сырую воду, а также съев непроверенное или плохо прожаренное мясо. Из яиц и личинок, попавших в организм человека, развиваются взрослые черви. Паразиты живут   в   кишечнике,   мышцах,   печени,   желчных   путях.   У   детей   чаще всего   встречаются   аскариды,   острицы,   власоглавы.   Наибольшую опасность   представляют   крупные   ленточные   черви:   бычий   цепень, свиной цепень, эхинококк. Для предупреждения глистных заболеваний нужно   соблюдать   санитарно­гигиенические   правила.  Для   правильного лечения   больного,   надо   точно   знать   конкретное   заболевание. Постановка   диагноза   требует   лабораторных   исследований.   Во избежание   осложнений   больной   должен   исполнять   все   предписания врача. Четвертая группа заболеваний – это заболевания органов дыхания. Основными заболеваниями являются грипп и бронхит.  Грипп  (от   фр.   grippe)   –   острое   инфекционное   заболевание дыхательных путей, вызываемое аналогичным вирусом. Входит в группу острых   респираторных   вирусных   инфекций   (ОРВИ).   Периодически распространяется   в   виде   эпидемий   и   пандемий.   В   настоящее   время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа. Нередко словом «грипп» в   обиходе   также   называют   любое   острое   респираторное   заболевание (ОРВИ),   что   ошибочно,   так   как   кроме   гриппа   в   настоящее   время описано   еще   более   200   видов   других   респираторных   вирусов, вызывающих   человека. Предположительно   название   болезни   происходит   от   русского   слова «хрип»   –   звук,   издаваемый   больными.   Во   время   Семилетней   войны (1756–1763)   это   название   распространилось   в   европейские   языки, заболевания   у   гриппоподобные обозначая уже саму болезнь, а не отдельный симптом.  К   гриппу   восприимчивы   все   возрастные   категории   людей. Источником инфекции является больной человек с явной или стёртой формой   болезни,   выделяющий   вирус   с   кашлем,   чиханьем.   Больной заразен   с   первых   часов   заболевания   и   до   3–5­х   суток   болезни. Характеризуется   аэрозольным   (вдыхание   мельчайших   капель   слюны, слизи,   которые   содержат   вирус   гриппа)   механизмом   передачи   и чрезвычайно быстрым распространением в виде эпидемий и пандемий. В виде   эпидемий   встречается   чаще   в   осенне­зимний   период. Периодичность   эпидемий   связана   с   частым   изменением   структуры вируса   при   пребывании   его   в   естественных   условиях.   Группами высокого   риска   считаются   дети,   люди   преклонного   возраста, беременные женщины, люди с хроническими болезнями сердца, лёгких, а   также   индивидуумы,   имеющие   хроническую   почечную недостаточность. Симптомы гриппа не являются специфическими, его невозможно   наверняка   отличить   от   других   острых   инфекций дыхательных путей. На практике диагноз «грипп» устанавливается на основании лишь эпидемических данных, когда наблюдается повышение заболеваемости   острыми   респираторными   инфекциями   верхних дыхательных путей среди населения данной местности. Инкубационный период может колебаться от нескольких часов до 3 дней, обычно 1–2 дня.   Тяжесть   заболевания   варьируется   от   лёгких   до   тяжёлых   форм. Типичная гриппозная инфекция начинается обычно с резкого подъёма температуры тела  (до 38–40 °C), которая сопровождается обычными симптомами интоксикации: ознобом, болями в мышцах, головной болью и чувством усталости. Обычно появляется сухой, напряжённый кашель, сопровождающийся   болью   за   грудиной.   При   гладком   течении   эти симптомы   сохраняются   3–5   дней,   и   больной   выздоравливает,   но несколько дней сохраняется чувство выраженной усталости, особенно у пожилых   больных.   При   тяжёлых   формах   гриппа   развивается сосудистый   коллапс,   присоединяются   вторичные бактериальные осложнения. Следует сказать, что грипп представляет большую опасность из­за развития серьёзных осложнений, особенно у детей,   пожилых   и   ослабленных   больных.   Частота   возникновения осложнений   заболевания   относительно   невелика,   но   в   случае   их   отёк   мозга, развития они могут представлять значительную опасность для здоровья больного. Среднетяжёлые, тяжёлые и гипертоксические формы гриппа могут   являться   причиной   серьёзных   осложнений.   Причинами возникновения   осложнений   при   гриппе   могут   быть   следующие особенности   инфекционного   процесса:   вирус   гриппа   оказывает выраженное   капилляротоксическое   действие,   способен   подавлять иммунитет, разрушает тканевые барьеры, облегчая тем самым агрессию тканей резидентной флорой. До последнего времени лечение было обычно симптоматическое, в виде   жаропонижающих,   противокашлевых   средств,   а   также   с использованием   витаминов,   особенно   витамина   С   в   больших   дозах. Врачи   рекомендуют   пациентам   покой,   достаточное   количество жидкости,   избегать   курения   и   спиртных   напитков.   Неосложнённый грипп не лечат антибиотиками, поскольку антибиотиками лечат только бактериальные инфекции (к которым грипп не относится).   Развитию   Второе заболевание – это  бронхит  острый, или трахеобронхит, – острое диффузное воспаление слизистой оболочки дыхательных путей. Отмечается   эпидемическая   (при   гриппе)   и   сезонная   зависимость заболеваемости   острым   бронхитом. заболевания способствуют   факторы,   снижающие   резистентность   организма   к действию   возбудителей   острых   респираторных   заболеваний (переохлаждение,   очаговая   хроническая   инфекция   верхних дыхательных путей) и эпидемическая ситуация (контакт с больными). Обычно острый бронхит имеет инфекционную этиологию, возникая при острых   респираторных   заболеваниях   вирусной   этиологии   (чаще   при респираторно­синцитиальной   и   аденовирусной   инфекции,   редко   при других   вирусных   респираторных   заболеваниях).   Возможно   развитие вторичного   бактериального   воспалительного   процесса   при   первичном вирусном бронхите. В этих случаях обычно выделяют пневмококк или гемофильную палочку. Острый бронхит может быть также результатом интенсивного воздействия на дыхательные пути различных физических и химических факторов. 2. Беседа по вопросам:  –  Какое состояние организма называют болезнью?  (Болезнь –это состояние организма, который подвергся инфекциям.) –  Какие   группы   и   виды   инфекционных   заболеваний   известны? (Венерические,   глистные,   болезни   органов   дыхания,   СПИД, дизентерия, гонорея, грипп, бронхит.) –  Какие   пути   заражения   инфекциями   существуют?  (Воздушно­ капельным, бытовыми предметами, половым путем, через кровь.) –  Какие   болезни   называются   венерическими?  (Болезни, передающиеся половым путем.) IV. Закрепление пройденного материала.  Выполнение задания 242 на с. 147 в рабочей тетради. Задание на дом: изучить текст учебника на с. 268–271, выполнить задания 239–241 на с. 146–147 в рабочей тетради.

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018