Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР"

  • Разработки уроков
  • rtf
  • 21.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: определить, что такое анализатор; особенности строения анализатора на примере зрительного; строение и функции глаза, его частей; особенности восприятия глазами окружающего мира; гигиена зрения. Формировать умения: выделять главное, сравнивать; самостоятельно работать с учебником. Оборудование: таблица «Зрительный анализатор»; разборная модель глаза человека.
Иконка файла материала Урок 19. Зрительный анализатор.rtf
У р о к   19 ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР Ц е л и:  определить,   что   такое   анализатор;   особенности   строения анализатора   на   примере   зрительного;   строение   и   функции   глаза,   его частей;  особенности  восприятия  глазами  окружающего  мира;  гигиена зрения.   сравнивать; самостоятельно работать с учебником.   Формировать   умения:   выделять   главное, О б о р у д о в а н и е :   таблица   «Зрительный   анализатор»;   разборная модель глаза. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка знаний (фронтальный опрос). –   У   каких   животных   впервые   появляются   полушария   большого мозга?  (Полушария большого мозга впервые появляются у земноводных, но кора полушарий большого мозга у них отсутствует.) – Дайте характеристику полушарий большого мозга человека.  (Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом. Каждое из полушарий образовано серым и белым веществом. Серое вещество   образует   кору   и   подкорковые   ядра.   Белое   вещество образует проводящие пути, которые связывают все участки коры и кору с другими отделами нервной системы.) – Какие доли выделяют в каждом полушарии?  (Лобную, теменную, затылочную, височную.) – Какие функции выполняют указанные участки коры?  (Затылочная доля – зрительная зона; височная доля – слуховая и обонятельная зоны; теменная доля – зоны осязания и движения; лобная доля – речь, поведение и чувства.) –   Одинаковы   ли   функции,   выполняемые   правым   и   левым полушариями?  (Левое   отвечает   за   устную   и   письменную   речь,   абстрактноемышление;   правое   –   образное   мышление, художественное творчество.)   музыкальное   и З а с л у ш и в а н и е   с о о б щ е н и й   на тему: «Жизнь и деятельность И. М. Сеченова». III. Изучение нового материала. 1. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я . Богат мир красок, звуков, запахов. Сложны и переменчивы процессы в   самом   организме.   Мы   воспринимаем   все   эти   явления   и   не   только удовлетворяем свои потребности, но и наслаждаемся жизнью, творим и преобразуем ее. Первыми принимают на себя воздействия всего материального мира концы   чувствительных   нервов   –  рецепторы.   В  них   энергия   внешнего мира, как писал И. П. Павлов, перерабатывается в нервный процесс. Рецепторы заложены в специализированных приборах – органах чувств. Рецепторов в организме множество. Например, на 1 см2 .   У ч а щ и е с я самостоятельно  з н а к о м я т с я   с   т е к с т о м  учебника на с. 76–81. 3. Под руководством учителя о б с у ж д а ю т   п р о ч и т а н н о е . – Дайте определение анализатора.  (Анализатор   –   это   сложная   система,   обеспечивающая   анализ раздражений, то есть выделение, различение среди многих сигналов, поступающих  из внешней среды. Например,  это – звуковой сигнал, это   –   световой,   это   –   вкусовой,   это   –   запаховый,   а   это   – тактильный.)  – Из каких частей состоит анализатор?  (Анализатор   =   рецептор   +   чувствительный   нейрон   + соответствующая зона коры полушарий большого мозга.) – Рассмотрим как пример зрительный анализатор. Как он устроен?  (Зрительный  анализатор  =  рецепторы глаза  +  чувствительный нейрон зрительного нерва + зрительная зона коры.) – Как устроен глаз и где в нем располагаются рецепторы?  (Глаз   =   глазное   яблоко   +   вспомогательный   аппарат. Вспомогательный аппарат: брови, веки, ресницы, слезные железы, слезные   канальцы,   глазодвигательные   мышцы,   нервы,   кровеносные сосуды.   Обеспечивают   защиту   глаза,   его   питание,   дыхание,4. освобождение от продуктов распада, иннервацию.) х а р а к т е р и с т и к а   подкрепляется рассматриванием   рисунка   на   с.   78   учебника,   таблицы   «Зрительный анализатор» и разборной модели глаза.  С л о в е с н а я   – Как устроено глазное яблоко? Где оно располагается?  О т в е т :  Глазное яблоко располагается в глазнице черепа. Глазное яблоко = внутреннее ядро + три оболочки.   наружная  –   фиброзная; Оболочки: внутренняя – сетчатка.   средняя  –   сосудистая; Фиброзная оболочка = белочная оболочка + роговица.  Сосудистая оболочка = большое количество сосудов + радужка с пигментом + зрачок (отверстие).  За зрачком располагается двояковыпуклая линза – хрусталик.  Сетчатка = палочки + колбочки.  Палочки и колбочки – рецепторы глаза. Палочки способны различать предметы в сумерках; колбочки – реагировать на цвета.  Место   в   сетчатке,   где   располагается   большинство   колбочек,   – желтое пятно (место наилучшего видения); место, из которого выходит зрительный   нерв,   –   слепое   пятно,   так   как   этой   частью   сетчатки   не воспринимаются световые сигналы.  Внутри   глаз   заполнен   прозрачным   и   бесцветным   стекловидным телом. 5.   Результатом   обсуждения   строения   глаза   и   рассматривания рисунков, таблиц, разборных моделей может стать таблица «Строение глазного яблока» или выполнение задания 64 в рабочей тетради. органа зрения Элементы  №  п/п 1 1 Фиброзная  2 оболочка Строение 3  Задняя непрозрачная  часть;  белочная оболочка, или  склера;  передняя прозрачная   роговица. Роговица –  Функции  4  Защитная;  через роговицу свет  извне проникает внутрь  глазавыпукло­вогнутая линза1 2 Сосудистая  2 оболочка 3  Передняя часть радужки, содержащая пигмент;  в центре радужной  оболочки находится  небольшое отверстие –  зрачок;  сосудистая оболочка  пронизана густой сетью  кровеносных сосудов 3 Хрусталик  Двояковыпуклая линза 4 Сетчатка  Состоит из рецепторов  двух типов:  палочек;  колбочек 5 Стекловидное  тело Окончание табл. 4  Определяет цвет глаз;  регулирует  поступление света в  глаз;  обеспечивает глаз  кислородом и  питательными  веществами, выносит  продукты распада  Рефлекторно меняя  кривизну, обеспечивает  четкое изображение на  сетчатке  Рецепторы  сумеречного света;  рецепторы, способные  реагировать на цвет Заполняет внутреннюю  часть глаза – Как же работает зрительный анализатор?  (Свет   через   роговицу,   зрачок,   хрусталик   и   стекловидное   тело попадает на сетчатку глаза. В рецепторах сетчатки (колбочках и палочках)   световые   сигналы   преобразуются   в   нервные   импульсы, которые   по   зрительному   нерву   передаются   в   головной   мозг   –   в зрительную   зону   коры.   Здесь   собирается   вся   информация, расшифровывается, обобщается и создается зрительный образ.) 6. З а к л ю ч и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я . Человек видит одинаково хорошо предметы на близком и далеком расстоянии. Это связано со свойством хрусталика изменять кривизну истановиться более выпуклым. К   старости,   когда   эластичность   хрусталика   понижается, рассматривание   близких   предметов   затрудняется.   Это   заставляет человека   пользоваться   при   чтении   очками.   Недостаточное лучепреломление хрусталика возмещается двояковыпуклыми стеклами. Это так называемая старческая дальнозоркость.  Наиболее   частые   дефекты   глаза   выражаются   в   форме дальнозоркости и близорукости наследственного характера.  Дальнозоркость  характеризуется тем, что человек хорошо видит отдаленные предметы, но не различает близких, например букв в книге. Обычно   причиной   этого   бывает  малая   длина   глазного   яблока, вследствие чего лучи от близких предметов после преломления в глазе сходятся и дают изображение  позади сетчатки  (в норме изображение получается  на   сетчатке).   Рассматриваемые   предметы   кажутся расплывчатыми.   Дефект   исправляется   очками   с   двояковыпуклыми стеклами. Близорукость  выражается   в   отсутствии   ясных   зрительных ощущений   при   смотрении   вдаль,   что   зависит   от   слишком   большой длины глазного яблока. В этом случае лучи от далеких предметов после преломления   сходятся  впереди   сетчатки.   Положение   может   быть исправлено при помощи очков с двояковогнутыми стеклами. Близорукость может возникнуть в школьном возрасте. Причиной ее может   стать   плохое   освещение   рабочего   места,   рассматривание предметов на слишком близком расстоянии от глаз. Для того чтобы предупредить развитие близорукости, необходимо сохранять правильную позу за партой при чтении и письме. Эта поза обеспечивает нормальное расстояние (30–35 см) между глазом и книгой или тетрадью. Сидеть надо так, чтобы свет падал с левой стороны. Это обеспечивает наилучшую освещенность книги или тетради и отсутствие на них теней от руки и головы. Очень   вредно   чтение   лежа.   Нельзя   также   читать   в   трамваях, автобусах,   поездах.   Движение   вагона   вызывает   дрожание   руки, расстояние между книгой и глазами все время меняется. Вследствие этого   хрусталик   непрерывно   меняет   свою   кривизну,   что   вызываетсильное утомление глаза. Длительное чтение или письмо должны через каждые 25–30 минут прерываться для отдыха глаз. В эти перерывы рекомендуется смотреть вдаль (в окно, на небо).   скороваркой, Небрежность   и   неумение   пользоваться   приборами   домашнего   сифонами   для обихода   (электрокипятильником, газированной воды) могут привести к тяжелым бытовым травмам глаз. Неосторожное забивание гвоздей, резание проволоки, колка дров также могут стать причиной травмы глаз. Так как ранящие предметы обычно загрязнены, травма может осложниться инфекционным заболеванием с угрозой частичной или полной потери зрения. Опасные для глаз виды работ нужно выполнять в очках с простыми стеклами: они ослабляют любой удар и защищают глаза от попадания химических веществ. Если произошло несчастье, нужно уметь оказать первую помощь. Если в глаз попали соринки, промойте его и удалите с века соринку чистой влажной ваткой или чистым носовым платком. Предварительно вымойте руки. При   ушибе   приложите   к   глазу   вату   или   чистый   носовой   платок, смоченные холодной водой. При   тяжелых   ранениях   глаза   (при   разрывах   его   оболочек)   нельзя промывать глаз и пытаться удалять инородное тело. В этом случае на глаз   нужно   наложить   чистую   повязку   и   отправить   пострадавшего   в больницу.   Правильно   оказанная   помощь   предотвратит   тяжелые последствия травмы и потерю зрения. При   попадании   в   глаза   щелочи,   кислоты,   ядовитых   веществ немедленно промойте глаза чистой проточной водой в течение 15–20 минут, затем срочно обратитесь к врачу. IV. Закрепление знаний. Р а б о т а   в   г р у п п а х   н а д   р у б р и к а м и :   «Проверьте   свои знания» и «Подумайте» на с. 83 учебника. Групповая форма работы описана в конспекте уроков 7–8. Задание на дом:  изучить   текст   учебника   на  с. 76–81;   выполнить задания 65, 66, 67, 68 в рабочей тетради; зарисовать в тетради схему­рисунок зрительного анализатора со с. 79 учебника; желающие могут подготовить сообщения, используя в качестве основы текст учебника на с. 81–83.