Конспект урока по биологии "Вещества и явления в окружающей среде" 5 класс ФГОС

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 01.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по биологии в 5 классе ФГОС «Вещества и явления в окружающей среде» Тема урока: «Вещества и явления в окружающей среде» Цель: создание условий обучающимся на уроке для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности по изучении нового материала. Задачи: Образовательные – сформировать понятие о веществе, их свойствах, познакомить с физическими и химическими явлениями, показать многообразие явлений природы. Развивающие – развить интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, делать выводы, выполнять опыты, наблюдать, оформлять наблюдения в виде таблиц, схем. Воспитательные – содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента, умения организовывать взаимопомощь при работе в парах, в группах умение выстраивать ответы в логической последовательностиконспект
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект урока по биологии в 5 классе ФГОС «Вещества и явления в окружающей среде» Тема урока: «Вещества и явления в окружающей среде» Цель: создание условий обучающимся на уроке для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности по изучении нового материала. Задачи: Образовательные  –  сформировать   понятие   о   веществе,   их   свойствах, познакомить с физическими и химическими явлениями, показать многообразие явлений природы. Развивающие  –  развить интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять   существенные   признаки   и   свойства,   устанавливать   причинно­ следственные связи, классифицировать, анализировать, делать выводы, выполнять опыты, наблюдать, оформлять наблюдения в виде таблиц, схем. Воспитательные  –   содействовать   воспитанию   у   учащихся   организованности, аккуратности   при   проведении   эксперимента,   умения   организовывать взаимопомощь   при   работе   в   парах,   в   группах   умение   выстраивать   ответы   в логической последовательности  Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний Методы: объяснительно­иллюстративный, частично­поисковый. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная. Используемые   технологии:  Исследовательская   технология,   проблемного обучения Оснащённость урока: Бланки с заданиями для работы в группах, в  парах Демонстрационный   материал   (линейка,   гвоздь,   медная,   стеклянная   чашка, линейка). Результаты обучения:  Предметные: учащиеся имеют представление о веществах и телах, явлениях, их  использовании для человека.  Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения, фиксировать и  оформлять их результаты,  формирование исследовательских навыков.  © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииЛичностные: Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и    мотивов, направленных на изучение  живой природы. Структурирование и обобщение полученных знаний,  приобретение  навыков их использования. Формируется любовь и бережное  отношение к родной природе. Метапредметные УУД: Регулятивные УУД:  Должны уметь:  самостоятельно определять цель и задачи урока, определить и  назвать тему урока. ставить учебную задачу;  составлять план выполнения учебной задачи;  прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и  корректировать свои знания, доделывать до конца начатое задание,  исправлять  ошибки самостоятельно,  составлять в группе план решения проблемы; выдвигать  версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из  предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели. Познавательные УУД:  должны уметь:  проводить простейшие наблюдения, опыты;  выявлять причины и  следствия простых явлений; овладеть способностью понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить; систематизировать , анализировать, сравнивать  и обобщать разные виды информации; преобразовывать информацию  из одного  вида в другой (создание таблиц в тексте, схем, тестов, кроссвордов и пр.); уметь  производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.  Коммуникативные УУД:  должны уметь:  развивать способность слушать собеседника и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения;  сотрудничать с участниками учебного процесса; самостоятельно организовывать  учебное взаимодействие в группе определять общие цели, распределять роли;  проявлять интерес к исследовательской деятельности.  договариваться друг с другом и т.д. № Этапы урока. Используемы е приемы. Деятельность учителя Деятельност ь ученика © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииПроверить готовность учащихся к уроку.  Настроить учащихся на насыщенный урок.        Добрый день! Все готовы к уроку?  Проверьте сое рабочее место.  Я рада видеть  вас сегодня на уроке. Думаю, что наша  совместная работа будет полезной и  интересной.      Я уверена, человеческая доброта самое  удивительное в мире качество. Попробуйте с  помощью улыбки передать свое настроение. Я вижу настроение у всех хорошее, деловое. Сегодня нас ждет увлекательное общение и  плодотворная работа.   Будьте внимательны,  активны и  вы добьетесь успеха!                                         Итак, за работу!  А что вы видите на столе? (линейка, гвоздь,  стеклянная палочка).  Это  тела. Из чего они состоят? Найдите  соответствие между телами и веществами, из  которых они состоят.  1 Организацион ный момент.  2 .  Актуализаци я темы. Проведение  аналогии. Тело  Вещество  Линейка  Дерево, пластмасс Гвоздь  Железо Стеклянная палочка Стекло    А полёт бабочки,  распускание  цветов, гроза,  дождь.  (явления)  Постановка  цели и задач  урока. Формулировк а проблемных вопросов. Давайте сформулируем тему нашего  урока.  Тема урока: «Вещества и явления в  окружающей среде»  На сегодняшнем уроке разговор пойдет о  веществах и явлениях. Что вы знаете о веществах? А  о разнообразии явлений в природе? Помогите мне сформулировать задачи  урока. Как вы думаете, на какие вопросы мы  сегодня будем искать ответы? Мы сегодня узнаем:  Из чего состоят тела и вещества?  Приветствую т учителя,  проверяют  свои рабочие места. Это тела. Из веществ. Это явления природы. Обучающиес я  формулирую т тему урока и  записывают  её себе в  тетради .  Обучающиес я  высказывают свои  мысли. Обучающиес я пытаются с помощью  учителя  определить  цель урока и  © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации3 . Первичное усвоение новых знаний. задачи. Самостоятел ьная работа  в группах. На какие группы делятся? Что такое явления?  Какие явления бывают?  Как человек использует химические явления  и вещества в своей жизни? Тела различаются по форме, размеру, цвету. Тела состоят из веществ. В настоящее время  насчитывается более 24 млн. разных веществ.  Многие тела состоят из нескольких веществ.  В природе вещества находятся в трёх  состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Вещества отличаются по цвету, запаху и  другим свойствам.       Давайте убедимся в этом в ходе  выполнения практической работы Сегодня   вы   занимаетесь   в   группах   и каждая группа ­ это минилаборатория. У каждой группы свой капитан. Капитаны   групп   зачитывают   задание   всем членам группы. Капитаны оценивают каждого участника  своей группы. Капитанов оценивает учитель  (капитан каждой команды выставляет  отметки в оценочный лист) На уроке будет работать оценочный лист.                                              Оценочный лист                                              Группа № 1 Капитан команды:   ________________________ Члены коман ды Умение слушать выступаю щего «+»     «­» Личный вклад в обсужде ние темы:  «+» «­» ОТМЕТ КА За урок в журнал Ответ ы на вопро сы в течен ие всего урока Формулировк © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Обучающиеса проблемных вопросов. 1. 2. 3. 4. «+» «­» я  высказывают свои  мысли. Эксперимент. Смысловое, поисковое чтение. Наблюдать. Смысловое, поисковое чтение. Работа в группах (15 минут)  Перед   вами   стоит   лабораторное оборудование,   как   вы   думаете   ЗАЧЕМ? Для   чего   вы   сегодня   будете   выполнять практическую работу? Подписаны ли вещества на стаканах с которыми вы будете работать?             Каждая группа будет работать с  разными веществами. Названия веществ нет  на стаканах. Вы их должны будете определить в конце опыта по определительным  карточкам. Приложение 1 Работа в группах №1 Опыт №1  Проделайте опыт: добавьте в раствор №1  (соды) + раствор №2(лимонная кислота). Что наблюдаете? Образуется ли новое  вещество? По определительной карточке  определите с какими веществами вы  работали? Сделайте вывод: 1. С какими веществами вы  работали с простыми или  сложными? 2. Какое это явление? Далее заполните путеводитель Опыт №2 Проделайте опыт « Растяжение пружины»:  закрепите груз на конец пружины.  Сделайте вывод: 1. Какое это явление? 2. К  Самостоятел ьная работа с учебником.   Обучающиес я  рассказываю т, что такое  молекулы,  атомы. Самостоятел ьная работа с рисунком.  Самостоятел ьная работа с учебником. Записываетс я схема в  путеводител е. © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииЭксперимент. Смысловое, поисковое чтение. Наблюдать. Смысловое, поисковое чтение. Эксперимент. Смысловое, поисковое чтение. Наблюдать. Смысловое, поисковое чтение. какому из этих видов явлений относится ваш  опыт:  1. Тепловому 2. Механическому 3. Световому 4. Звуковому 5. Электрическому 6. Магнитному №2 Опыт №1  Проделайте опыт: добавьте в раствор  №1(медный купорос) + раствор №2 (соды). Что наблюдаете? Образуется ли новое  вещество? По определительной карточке  определите с какими веществами вы  работали? Сделайте вывод: 1. С какими веществами вы  работали с простыми или  сложными? 2. Какое это явление? Опыт №2 Проделайте опыт « Электрическая цепь »:  замкните электрическую цепь.  Сделайте вывод: 1. Какое это явление? 2. К  какому из этих видов явлений относится ваш  опыт:  1. Тепловому 2. Механическому 3. Световому 4. Звуковому 5. Электрическому 6. Магнитному №3 Опыт №1  Проделайте опыт: добавьте в раствор №1  (крахмал) + йод Что наблюдаете? Образуется ли новое  вещество? По определительной карточке  Самостоятел ьная работа с учебником.   Обучающиес я  рассказываю т, что такое  молекулы,  атомы. Самостоятел ьная работа с рисунком.  Самостоятел ьная работа с учебником. Записываетс я схема в  путеводител е. Самостоятел ьная работа с учебником.   Обучающиес я  рассказываю т, что такое  © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииЭксперимент. Смысловое, поисковое чтение. определите с какими веществами вы  работали? Сделайте вывод: 1. С какими веществами вы  работали с простыми или  сложными? 2. Какое это явление? Наблюдать. Смысловое, поисковое чтение. Опыт №2 Проделайте опыт « Работа колес »: соберите  конструктор лего.  Сделайте вывод: 1. Какое это явление? 2. К  какому из этих видов явлений относится ваш  опыт:  1. Тепловому 2. Механическому 3. Световому 4. Звуковому 5. Электрическому 6. Магнитному №4 Опыт №1  Проделайте опыт: добавьте в раствор №1  (сода) + раствор №2 (фенолфталеин). Что наблюдаете? Образуется ли новое  вещество? По определительной карточке  определите с какими веществами вы  работали? Сделайте вывод: 1. С какими веществами вы  работали с простыми или  сложными? 2. Какое это явление? Опыт №2 Проделайте опыт « Отражение »: в зеркало  посветите фонариком.  Сделайте вывод: 1. Какое это явление? 2. К  какому из этих видов явлений относится ваш  опыт:  1. Тепловому 2. Механическому 3. Световому 4. Звуковому 5. Электрическому 6. Магнитному молекулы,  атомы. Самостоятел ьная работа с рисунком.  Самостоятел ьная работа с учебником. Записываетс я схема в  путеводител е. Самостоятел ьная работа с учебником.   Обучающиес я  рассказываю т, что такое  молекулы,  атомы. Самостоятел ьная работа с рисунком.  Самостоятел ьная работа с учебником. Записываетс я схема в  путеводител е. © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииПриложение №2 (путеводитель)  Путеводитель. Тема  урока:_______________________________________________ 1.    Задание №1 откройте учебник на стр. 40 последний  абзац. Заполните схему. 1. Вещества бывают:  2.    Задание №2 откройте учебник на стр. 41­42  прочитайте с последнего абзаца. Заполните схему. 2. Если вещества состоят из:                                                                                                                                                           то такие вещества называют простыми                                                                                                                       то такие вещества называют сложными        3. Задание №3 откройте учебник на стр. 43­45.          Заполните схему. 3. Явления бывают:       Тест.  Выполните задание «Лови ошибку».  Ваша задача, поставить напротив каждого утверждения,  если согласны +, если не согласны  – .  1. Вещества состоят из молекул. 2. Сложное вещество состоит из атомов одного вида. 3. Простое вещество состоит из атомов одного вида. 4. Молекулы состоят из атомов. 5. Образование нового вещества – химическое явление. 1 2 3 4 5 Какие вещества называются простыми, а  какие сложными?  Проведение  аналогии. Заполните схему:                    Вещества /\ Простые   Сложные  (примеры веществ) И так сделаем вывод: простые вещества  это…, сложные вещества это… Учащиеся  высказывают своё мнение  Какое из этих явлений мы можем назвать  © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерациихимическим, а какое физическим?  Сравните, что у них общее, а чем они  отличаются? Предположите, где мы можем использовать  физические и химические явления? А теперь обратимся к учебнику и расширим  наши знания.  Слайд № 6,7 Соотнести группы явлений с  физическими и химическими. Выполнить задание «Лови ошибку» 1. Вещества состоят из молекул. 2. Сложное вещество состоит из атомов  одного вида. 3. Простое вещество состоит из атомов  одного вида. 4. Молекулы состоят из атомов. 5. Образование нового вещества –  химическое явление. Проверь себя. 1 + 2 ­ 3 4 5 + + + Оцениваем себя:  все верно ­5                                1 ошибка – 4                                2 ошибки ­3 5 . 6 . Подведение  итогов  Закрепление Что вы узнали сегодня на уроке? Из чего состоят тела и вещества?  На какие группы делятся? Что такое явления?  Какие явления бывают? Капитан в каждой группе  озвучивает  результаты своей работы. Учитель выставляет и комментирует оценки. Капитан в  каждой  группе   озвучивает  результаты  своей  работы. © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации7 . Домашнее  задание  Стр. учебника 39­ ­46         На выбор В интернете найти сообщения  о  многообразии явлений в природе  Подготовить кроссворд (отработка терминов) Подобрать загадки  Рефлексия  8 .  Выбрать свое достижение на уроке, которая  соответствует вашей работе и настроению на  уроке. Обучающиес я  воспринима ют  информацию , фиксируют  задание в  дневниках Ученики  выбирают  достижение   соответству ющее их  работе  на  уроке. Список используемой литературы   Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс : учебник для  общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. ­ М. :  Дрофа, 2012. ­ (УМК «Живой организм»),  Сонин  Н. И.  Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. ­ М. : Дрофа, 2012. ­ (УМК «Живой организм»). © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации