Конспект урока по биологии "Витамины"

  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: сформировать представление о витаминах и их значении в жизни человека. Задачи урока: Коррекционно - образовательные: сформировать представление о витаминах как о биологически активных органических веществах; познакомить с историей открытия витаминов; сформировать знания о группах витаминов; познакомить с проявлениями гипо- и авитаминозов, последствиями гипервитаминозов; выяснить, в каких продуктах питания содержатся витамины; какова роль витаминов в жизни человека; познакомить с правилами сохранения витаминов при хранении и кулинарной обработке продуктов. Коррекционно - развивающие: развитие логического мышления, памяти через упражнения. Продолжить: развитие навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой; умений применять полученные знания на практике; определять личностную значимость темы для каждого ученика. Коррекционно—воспитательные: воспитание собранности, сосредоточенности, способствовать формированию сознательного отношения обучающихся к собственному здоровью; развивать культуру питания, прививать навыки здорового образа жизни, любовь к предмету. Тип урока: комбинированный. Методы обучения: беседа, самостоятельная работа Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Иконка файла материала урок витамины.docx
Конспект урока биологии в 8 классе по теме: «Витамины» Цель:  сформировать   представление   о   витаминах   и   их     значении   в   жизни человека. Задачи урока:  :  сформировать представление о витаминах Коррекционно ­ бразовательные   как о биологически активных органических веществах; познакомить с историей открытия витаминов; сформировать знания о группах витаминов; познакомить  с проявлениями   гипо­   и   авитаминозов,   последствиями   гипервитаминозов; выяснить,   в   каких   продуктах   питания   содержатся   витамины;   какова   роль витаминов в жизни человека; познакомить с правилами сохранения витаминов при хранении и кулинарной обработке продуктов. Коррекционно ­ развивающие: развитие логического мышления, памяти через упражнения.  Продолжить:   развитие   навыков   самостоятельной   работы   с учебником   и   дополнительной   литературой;   умений   применять   полученные знания   на   практике;  определять   личностную   значимость   темы   для   каждого ученика. Коррекционно—воспитательные    : собранности,  воспитание   способствовать   формированию     сознательного сосредоточенности,  отношения   обучающихся   к   собственному   здоровью;   развивать   культуру питания, прививать навыки здорового образа жизни, любовь к предмету. Тип урока: комбинированный. Методы обучения: беседа, самостоятельная работа Оборудование:  интерактивная доска, презентация.Ход урока 1. Орг. момент. Приветствие, настрой на работу. Закройте   глаза   и   мысленно   повторяйте   за   мной:   «Я   внимателен,   я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе». Откройте   глаза.   Я   желаю   вам   успеха   и   вы   пожелайте   мне   удачи. Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что с таким хорошим настроением вы будете работать в течении всего урока. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения и новые открытия. 2. Актуализация опорных знаний. Над   какой   темой   мы   работали   на   предыдущих   уроках?   (Система   органов пищеварения, обмен веществ). Перечислите органы пищеварительной системы. Определите последовательность отделов пищеварительной системы.     А. Рот­пищевод­глотка­желудок­кишечник     Б. Рот­глотка­пищевод­желудок­кишечник     В. Рот­глотка­ желудок­пищевод­кишечник     Г. Рот­желудок­пищевод­кишечник­глотка Сколько зубов у  взрослых людей:     А. 34 зуба     Б. 33 зубаВ. 32 зуба     Г.  30 зубов. Какие питательные вещества необходимы человеку?(слайд) Проблемный вопрос.  Совершим путешествие в прошлое. Моряки,   отправляясь   в   длительное   путешествие,   набивали   трюмы вяленым   мясом,   копченой   рыбой,   крупами.   То   есть   продуктами, которые могут долго храниться и давать силы для нелегкой битвы с волнами  и пиратами.  Но,  несмотря  на обилие  продовольствия,  люди гибли   от   загадочной   болезни   –   цинги.   Цинга   долгое   время   была настоящей   бедой   для   мореплавателей.   От   нее   погибало   моряков большее, чем, например в сражениях или от кораблекрушений. Так, из 160 участников  известной экспедиции Васко  да Гама,  прокладывавшей морской путь в Индию, 100 человек погибли от цинги.   И совершенно случайно было обнаружено, что если взять в путешествие лук, лимоны или сухой шиповник, то смертельная болезнь отступает. Что же за вещество,   которого   не   было   в   сухом   мясе,   присутствовало   в   сухом шиповнике? Ответ прост: всем известный витамин С.Определить   тему   сегодняшнего   урока   вы   сможете   выполнив   задание. Прочитайте зашифрованное слово. (слайд) и м 2 5 н в 7 1 т и 3 6 а ы 4 8 3. Изучение новой темы. Сегодня на уроке вы должны научиться:   ­ Давать определение понятию витамины; ­ Уметь классифицировать витамины, распределять их по группам; ­ Называть   последствия   нарушения   сбалансированного   поступлення витаминов в организм,  приводить примеры; Запись числа и темы урока. 1. История открытия витаминов. (видео). 2. Что такое витамины. (запись в тетради ) (слайд). 3. Классификация витаминов. (запись в тетради)(слайд). 4.Физ. Минутка.          Очень много повторяли, Наши головы устали Покачаем влево, вправо … А затем глаза закроем И расслабим их друзья Обо всём забудем, но не навсегда. А теперь глаза откроемПолной грудью все вздохнём Что ж, немного отдохнули!          И работать вновь начнём. 5. Продолжение работы по теме. Авитоминоз,  гиповитаминоз, гипервитаминоз.(слайд).(запись в тетради) Гиповитаминоз – длительный  недостаток в организме витаминов. Авитаминоз ­  отсутствие витаминов. Гипервитаминоз – избыток витаминов. Витаминов   известно   около   80,   сегодня   изучим   самые   важные   и необходимые. Самостоятельная работа с текстом. (карточки) (витамины В,С. А, Д, Е) на слайде план: 1. Витамин. 2. Дневная норма. 3. В чём содержится? 4. Какие заболевания вызывает недостаток данного витамина? В   это   время   присутствующие   гости   отвечают   на   тест   «Есть   ли   у   васавитаминоз?» Обучающиеся по очереди выходят, на столе берут карточки и вывешивают в виде схемы. 6. После витамина А физминутка для глаз. Вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения глазами. Смотрим в даль. ­ Ребята, мы с вами знаем, что витаминов много в овощах и фруктах. А как   же   еще   можно   восполнить   недостаток   витаминов   в     зимне­ весенний период, когда овощи и фрукты не растут в садах и огородах?  (Их можно купить в аптеках) ­ Да, ребята, учёные научились получать витамины синтетическим, т.е. искусственным путём. И теперь, мы можем приобрести витамины в аптеках.   Но   надо   помнить,   что   и   витамины   надо   принимать дозировано! (Слайд. Изображение витаминов из аптеки) 7. Закрепление знаний и умений обучающихся по изученной теме.Верные­наверные утверждения. 1. Витамины –   органические соединения, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме. 2. Рыбий жир богат витамином С. 3. В рацион больного рахитом необходимо включать витамин А. 4. При отсутствии в пище витамина В1 развивается болезнь бери­бери. 5. Недостаток витамина D приводит к заболеванию цингой. 6. Гиповитаминоз развивается при недостатке какого­либо витамина. 7. При недостатке витамина А развивается «куриная слепота». 8. Витамин С разрушается при неправильном приготовлении пищи. Как восполнить недостаток  витамина D? А теперь давайте выясним, какие витамины вы получите сегодня съев завтрак в школе. (меню завтрака на слайде) 8. Систематизация знаний по теме. Индивидуальное выполнение заданий по теме (письменно) Тест по теме «Витамины» 1.Какое заболевание возникает при недостатке в пище витамина Д? А) Куриная слепота; Б) Бери­бери; В) Рахит; Г) Цинга.2.Какое заболевание возникает при недостатке в пище витамина А? А) Куриная слепота; Б) Бери­бери; В) Рахит; Г) Цинга. 3.Какой   авитаминоз   чаще   всего   возникал   у   мореплавателей   и путешественников? А) Куриная слепота; Б) Бери­бери; В) Рахит; Г) Цинга. 4.В каких продуктах много витамина А? А) Лимон, шиповник, капуста; Б) Печень рыб, масло, молоко, яйца; В) Хлеб из муки с отрубями, дрожжи; Г) Рыбий жир, яичный желток, икра. 5.В каких продуктах много витамина С? А) Лимон, шиповник, капуста; Б) Печень рыб, масло, молоко, яйца; В) Хлеб из муки с отрубями, дрожжи; Г) Рыбий жир, яичный желток, икра. Мини ­ опросник  для закрепления. 1.Витамин это……­ минеральное вещество                        ­ вещества органического происхождения                            ­ белки      2. Не достаток витамина Д приводит болезни:  ­ рахит  ­ цинга  ­ анемия 3. Рыбий жир богат витамином:      ­  С;    ­ Д;    ­ А. 4. В чем больше витамина С :    ­ в мясе;      ­ в черной смородине 9.Рефлексия. ­ Какие цели мы ставили в начале урока? ­ Достигли мы их? ­ А что же делать, если что­нибудь не удалось на уроке? Закончите предложения: – Я считаю урок полезным, потому что… – После нашего урока мне захотелось … 10. Итоги урока, выставление оценок. Раздать буклеты. 11.Д/з. Советы кулинаров При неправильном хранении или неправильной обработке продуктов питания витамины, имеющиеся в них, разрушаются. Так, мясо после варки теряет от 15 до 60% витамина группы В, а продукты растительного происхождения – около1/5.  Сохранить, как можно больше витаминов в продуктах при приготовлении пищи вам помогут наши советы. Совет 1. Молоко кипятят в закрытой эмалированной посуде на сильном огне, а   затем,   не   открывая   крышки,   охлаждают   и   ставят   в   холодное   место.   При приготовлении блюд с молоком крупу или овощи предварительно разваривают в небольшом   количестве   воды   до   полной   готовности,   только   после   этого добавляют сырое молоко и кипятят всего 1­2 мин.        Совет 2.  Овощи богаты «витамином роста». Для того чтобы сохранить в овощах каротин, их следует хранить в темном прохладном месте. Необходимо помнить, что даже соприкосновение с воздухом снижает содержание витаминов в пищевых продуктах, поэтому чистить овощи лучше  непосредственно перед приготовлением пищи, резать перед варкой, опускать их сразу в кипящую воду и варить в закрытой кастрюле. Не рекомендуется добавлять соду, т.к. щелочная среда способствует разрушению витамина С. Совет 3. Сначала в кипящую воду кладут те овощи, которые дольше варятся (например, при варке борща рекомендуется опустить в бульон сначала свеклу, варить ее 30­40 мин., а затем добавить картофель и коренья). Как только овощи готовы, их надо снимать с огня. Воду, в которой варились овощи, желательно использовать для приготовления каш и других блюд. Совет 4.  В замороженных овощах (капуста, картофель, зеленый горошек и др.) и фруктах сохраняется много аскорбиновой кислоты, но после оттаивания она очень быстро разрушается. Поэтому размораживать овощи и фрукты надо только непосредственно перед употреблением их в пищу. Замороженные овощи и   фрукты   варятся   быстрее   свежих.   Повторное   разогревание   пищи   ведет   к резкому сокращению в ней содержания аскорбиновой кислоты. Тест «Есть ли у меня авитаминоз?» 1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?А – да   Б­ нет2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние? А – да   Б – нет 3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года? А – да   Б – нет 4. Свойственны ли вам весной раздражительность, утомляемость?  А – да  Б – нет 5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?  А – да  Б – нет 6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?  А – да  Б – нет 7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?  А – да  Б – нет 8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?  А – да  Б – нет 9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?  А – да  Б – нет 10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?  А – да  Б – нет Подсчет результатов: За каждый ответ «А» ­ 1 балл,  за каждый ответ «Б» ­ 0 баллов 0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас   следует равняться. 1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок. 3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод   налицо. 6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни. 9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ   жизни.Содержание витаминов в продуктах может существенно меняться: При кипячении молока количество содержащихся в нем витаминов значительно  снижается. После трех дней хранения продуктов в холодильнике теряется 30% витамина С  (при комнатной температуре этот показатель составляет 50%). При термической обработке пищи теряется от 25% до 90­100% витаминов. На свету витамины разрушаются (витамин В2 очень активно), витамин А  подвержен воздействию ультрафиолетовых лучей. Овощи без кожуры содержат значительно меньше витаминов. Высушивание, замораживание, механическая обработка, хранение в  металлической посуде, пастеризация снижают содержание витаминов в  исходных продуктах. Содержание витаминов в овощах и фруктах очень широко варьирует в разные  сезоны.