Тема урока: М.Ю.Лермонтов "Ашик Кериб".
Урок сопровождается показом презентации.
Проверка домашнего задания проводится с помощью теста. После выполнения задания учащиеся самостоятельно проверяют работу по ответам на компьютере и выставляют себе оценку в зависимости от выполнения.
Учащиеся знакомятся не только со сказкой М.Ю.Лермонтова , но и вспоминают типы сказок.
На уроке применяются разные формы работы.Урок литературного чтения (4 класс) .
На уроке учащиеся повторяют знания о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Повторяют типы сказок и знакомятся с восточной сказкой Ашик Кериб.
Проводится разнообразная работа с текстом сказки, составляется план. Проводится подготовительная работа к пересказу сказки. На уроке применяются различные формы работы.
Урок литературного чтения в 4 классе по УМК
«Школа России»
Тема: Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»
Цель урока:
-продолжить знакомство учащихся с творчеством М. Ю.
Лермонтова со сказкой «Ашик- Кериб», учить детей видеть и
различать добро и зло, понимать глубину содержания
произведения, воспитывать чувства сопереживания,
сострадания, любви к людям.
Задачи урока:
-создать условия, для ознакомления детей с турецкой
культурой;
-совершенствование осознанного чтения;
-закрепить особенности волшебных сказок;
-обогащать словарный запас детей;
-воспитывать чувства сопереживания, сострадания,
уважение к людям другой национальности.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные-самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели, поиск и выделение
необходимой информации,осознанное и произвольное
построение речевого высказывания вустной и письменной
форме.
Коммуникативные-умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Регулятивные- постановка учебной задачи, определение
последовательности результата, оценивание качеста и
уровня усвоения материала.Личностные-установление связи между йелью учебной
деятельности и её мотивом.
Оборудование: портрет писателя, карточки словарики
восточных слов, схемы- таблицы, презентация.
Ход урока.
l.Организационнный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.
-Давайте подарим друг другу хорошее настроение и
окунёмся в мир классики.
ll.Определение темы урока.
Слайд1
-Сформулируйте тему нашего урока.
llI.Проверка домашнего задания.
Проверка д.з. (тест). Взаимопроверка тестов и сопоставление
ответов.
Слайд 2
-Обложку какой сказки вы видите?
-Какова наша цель? (Продолжить знакомство со сказкой М.
Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»)-Итак, речь пойдёт о сказке. Давайте вспомним, на какие две
группы делятся сказки?
(Авторские и народные)
-На доске схема.
сказки
авторские народные
бытовые
о животных
волшебные
-К какой группе отнесём сказку М. Ю. Лермонтова?
–Почему?
-На какие виды делится каждая из этих групп? ( Бытовые,
волшебные и сказки о животных)
-А к какому виду сказок мы отнесём данную сказку?
lV. Изучение нового материала.
1)Подготовка к восприятию
Слайд 3–Лермонтов был русским поэтом и писателем, а почему
сказка турецкая?
-Сказку, которую мы будем читать, Лермонтов написал
1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в
грузинском, армянском, узбекском, турецком и
азербайджанском вариантах. Скорее всего, Лермонтову эту
сказку пересказал азербайджанец. Потому что, среди
народов Закавказья азербайджанский язык называли
турецким.
–А вы знаете кто такой Ашик-Кериб? (Ашик- народный
певец, музыкант; Кериб- беднняк)
-О ком нам рассказывает сказка?
Имена
городов
Ашик-Кериб
Магуль-Мегери
Аян- ага
Куршуд-бек
Хадерилиаз
Названия
Тифлиз
Халаф
Арзинган
Арзерум
Арзиньян
Словарик восточных слов.
Аян- Ага- знатный господин.
Ана- мать.
Ашик- музыкант, балалаечник.
Аллах- бог.
Газель- родственное антилопе полорогое млекопитающее,
отличающееся стройностью и быстротой бега.Зарок- клятвенное обещание.
Караван- сарай- постоялый и торговый дом в городе, на
дороге.
Маулям- создатель.
Минарет- башня у мечети, откуда созывали мусульман на
молитву.
Намаз- ежедневное пятикратное моление у мусульман.
Оглан- юноша.
Пророк- 1)(религ.) истолкователь воли божества, богов; 2)
(перен.) тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.
Паша- в старой Турции титул генералов.
Сааз- турецкая баладайка.
Салям- алейкум- здравствуйте.
Чауши- слуги.
V.Закрепление нового материала.
1)Работа над произведением.
-Понравилась ли вам сказка?
-Какие чувства вы испытывали , когда читали её? Почему?
-Назовите действующих лиц сказки.
-Какие события происходят в сказке?
-Дайте характеристику героям (Работа в группах по плану)
Слайд с характеристикой после выступления детей)
-Для чего автор описал нам их?
-Может ли для тебя это быть ценным?
(Слайд с эпиграфом Толстого)-Можем мы сказать, что эта сказка о любви?
(Работа в парах. Сопровождение слайдов)
1.Любовь матери
2Любовь сестры
3.Любовь Магуль-Мегири
4.Любовь Ашик-Кериба
5.Любовь бога.
2) На прошлом уроке мы с вами не только читали
сказку,но и делили её на смысловые части. Давайте
послушаем какой вы составили план.
(Чтение планов, выбор лучшего, распределение частей
для пересказа)
3)Работа с иллюстрацией.
-Рассмотрите иллюстрацию, кто на ней изображён?
- Опишите как выглядят герои сказки.
–Какие чувства испытывают?
–Как эти чувства изобразил художник?
–Прочитайте отрывок из сказки, который соответствует
этому эпизоду.
Vl Итог урока.
-Сказку какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?
-На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в
друзья? Почему?
Рефлексия
-Посмотрите на своё солнышко в ладошках.
-Улыбается оно или грустит?-Почему?
Vll Домашнее задание.
Пересказ сказки по плану.