Конспект урока по чтению на тему И.А.БУНИН «ЛИСТОПАД» 4 клас
Оценка 4.7

Конспект урока по чтению на тему И.А.БУНИН «ЛИСТОПАД» 4 клас

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
10.01.2017
Конспект урока по чтению на тему  И.А.БУНИН «ЛИСТОПАД» 4 клас
Публикация является частью публикации:
БУНИН.docx

И.А.БУНИН «ЛИСТОПАД»

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад».  Закрепить знания о средствах художественной выразительности.

ЗАДАЧИ:

формирование навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;

развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Оборудование: учебники, наглядности (выставка книг, портрет писателя, фрагмент аудио сказки), мультимедийная техника.

Ресурсы: (http://www.7ya.ru/article/Stihi-dlya-detej-luchshie-pojety-klassicheskie-i-novye-Obzor/, http://planetadetstva.net/vospitatelam)

 

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний (СЛАЙД 1)

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнёмся,
 За работу мы возьмёмся.

   II. Проверка домашнего задания

– С каким автором вы встретились в домашнем задании? (Н.А. Некрасов "В зимние сумерки нянины сказки")

(Учащиеся выразительно читают стихотворение.)

-Составьте рифму: слова взяты из стихотворения "Салазки"

сказки-салазки,  стрелой-ледяной,       шубка-голубка,   седой-молодой    

-Прочитайте пары слов с ударением на первое слово.     

-Чтобы написать стихотворение нужно созвучие звуков, т.е. рифма.

 

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Над каким разделом учебника мы работаем в настоящее время?

– Сегодня мы заканчиваем раздел "Поэтическая тетрадь". (СЛАЙД 2)

Вот и осень наступила

Вслед за летом, точно в срок,

И в садах позолотила

Каждый маленький листок.

Листья стайками летят

В нашем парке … (ЛИСТОПАД) (СЛАЙД 3 -4)

 

Последним в разделе стоит произведение писателя и поэта, лауреата Нобелевской премии, фамилия которого зашифрована на доске. Прочтите только буквы: 69Б324У17Н765 И187Н (СЛАЙД 5)

-Бунин Иван Алексеевич (СЛАЙД 6)

-Сегодня на уроке мы знакомимся с последним произведением данного раздела "Листопад" И.А.Бунина.

 

IV. Знакомство с биографией И. А. Бунина (видео ролик о жизни писателя) (СЛАЙД 7)

-Что интересного вы узнали из его жизни?

 

V. Первичное знакомство с произведением

- Мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами русского поэта. Постараемся почувствовать настроение поэта. Мы будем учиться быть вдумчивыми и внимательными читателями.

-На улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением его писал автор. (чтение учителем)

– Какое настроение выражено автором? (В стихотворении И. Бунина два настроения. С одной стороны, автор показывает осень яркой, пышной. С другой – бледной, увядающей).

– Чем восхищается автор? О чем это стихотворение? (Стихотворение об осени. О красоте осенней природы. О чувствах от увиденной красоты).

– Как вы думаете, для чего Бунин написал его? (Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею).

-А теперь сложный вопрос: Кто является главной героиней стихотворения? (ОСЕНЬ)

 

VI. Чтение стихотворения с анализом

– А сейчас будем читать текст еще раз и проследим, какие картины изобразил Бунин в стихотворении.

-На сколько частей вы бы разделили всё стихотворение?

 Прочитайте 1-ю часть стихотворения.

– Почему лес "расписной"? Кто его расписывал? (В начале стихотворения автор рисует лес. И он сравнивает его с теремом. Его расписала осень разными цветами красок: желто-золотыми, лиловыми, багряными).

 – Как вы понимаете выражение: лес "стоит веселой, пестрою стеной"? (Когда   посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену,  расписанную разными цветами).

– Прочитайте 2-ю часть стихотворения.

 Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом. (Он услышал «мертвую» тишину: "такое мертвое молчанье". В лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине").

– А теперь прочитайте последнее четверостишие.

-Какие звуки услышал автор в осеннем лесу? А разве тишину можно услышать? А можете вы услышать эти звуки в стихотворении? Найдите в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика. (молчанье –
[ч’]; вышине – [ш]; можно – [ж]; тишине – [ш]; расслышать – [ш]; шуршанье – [ш]).

 

– Какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении
И. А. Бунина. Какие цвета осени использовал в картинах художник? Какие цвета здесь преобладающие? (лиловый, золотой, багряный»; желтый – желтою резьбой; голубой – в лазури голубой; синий – в синей вышине; серебристый – как есть из серебра; белый – белый лепесток).

 

VII. Подготовка к выразительному чтению текста: наблюдение над чувствами и настроением поэта

– Выразительно прочитать стихотворение нам помогут ключевые слова к каждой  строчке. (карточки на столах)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца…

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье…

 

 

 

 

VIII.  Итог урока.

Торжественное;

восторженное;

очарованное;

радостное;

радужное;

веселое;

светлое;

восхищенное;

восторженно-
радостное;

легкое;

светлое;

нежное;

игривое;

нежное;

светлое;

умиротворенное;

теплое;

светлое;

светлое;

спокойное;

умиротворенное;

нежное

Домашнее задание

Я думаю, что вам не доставим затруднений выучить понравившийся отрывок наизусть, и нарисовать рисунок к этому отрывку. Это и будет ваше домашнее задание.

А сейчас в нашем классе листопад. Возьмите все листочки, которые у вас остались на парте, выйдите к доске. Образуйте круг. И все вместе давайте подкинем листочки вверх. Здорово!!!

 

-О природе написано множество стихов. Поэты восхищаются её

 

О природе написано множество стихов. Поэты восхищаются её красотой, гордятся её богатствами, призывают любить и беречь всё живое. «Листопад» Ивана Алексеевича Бунина — одно из самых замечательных стихотворений о природе. Бунин написал его в 1900 году, когда ему было 30 лет.  Это не просто стихотворение, а целая осенняя поэма.

Место действия — лес, а главная героиня — Осень. Осень в стихотворении выступает как собирательное понятие: это и время года, и Осень – самостоятельное существо,  «тихая вдова», хозяйка леса.

 Сначала автор изображает светлую, тёплую, прекрасную пору, когда лес золотой, приветливый и чудесный.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…
Лес ещё полон обитателей и звуков. Мотыльки, паучки, скворцы, дрозды наполняют его. Шуршат листья, поют и хлопают крыльями птицы. Рисуя осеннюю сказку, поэт прибегает к сказочной лексике, сравнивая поляну с широким двором, лес с резным теремом, а просветы в листве – с оконцами.

Но вот наступают холода. Природа увядает и засыпает. Бодрое, светлое восприятие картины осеннего леса сменяется минорным настроением, связанным с появлением в поэме образа «тихой вдовы» Осени и мотива смерти. Поэт рисует картину безмолвного оцепенения леса в преддверии скорого умирания.

Осенний лес Бунина похож на сказку, таинственную, фантастическую и чудесную. В каждой строчке стихотворения «Листопад»  чувствуется любовь поэта к родной природе, понимание её красоты и восхищение её великолепием.

Бунин всегда отличался своими лиричными, яркими описаниями природы.


 

Скачано с www.znanio.ru

И.А.БУНИН «ЛИСТОПАД» ЦЕЛЬ УРОКА:

И.А.БУНИН «ЛИСТОПАД» ЦЕЛЬ УРОКА:

И в садах позолотила Каждый маленький листок

И в садах позолотила Каждый маленький листок

Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом

Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом

Лес, точно терем расписной,

Лес, точно терем расписной,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017