Конспект урока по географии 6 класс "Атмосфера"
Оценка 4.8

Конспект урока по географии 6 класс "Атмосфера"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
география
5 кл—6 кл
07.01.2017
Конспект урока по географии 6 класс "Атмосфера"
Цель: Изучить понятие атмосфера, её строение и состав атмосферного воздуха. Задачи: Образовательные: Сформировать научное представление о строении атмосферы. Воспитательные: Продолжить формирование научного мировоззрения по охране атмосферного воздуха. Развивающие: Продолжить развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Оборудование: таблица, учебник. 1. Организационный момент 2. Изучение новой темы: Беседа: Скажите, какие оболочки Земли вы уже изучили? Откройте, пожалуйста, оглавление и посмотрите, какую оболочку Земли мы будем изучать?
конспект урока по географии Атмосфера.doc

Тема урока: Атмосфера.

Цель: Изучить понятие атмосфера, её строение и состав атмосферного воздуха.

Задачи:

Образовательные: Сформировать научное представление о строении атмосферы.

Воспитательные: Продолжить формирование научного мировоззрения по охране атмосферного воздуха.

Развивающие: Продолжить развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Оборудование: таблица, учебник.

Тип урока:

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент
  2. Изучение новой темы:

Беседа:

Скажите, какие оболочки Земли вы уже изучили?

Откройте, пожалуйста, оглавление и посмотрите, какую оболочку Земли мы будем изучать?

Итак, откройте тетради, запишите число и тему урока «Атмосфера».

С первых мгновений жизни нас с вами окружает воздух. Давайте попробуем назвать некоторые особенности воздуха.

Давайте, например, возьмем вот этот кабинет , воздух заполняет все пространство?

И, значит, мы можем с вами сделать вывод, что воздух образует сплошную оболочку, и она со всех сторон окружает нашу планету. Это и есть атмосфера - воздушная оболочка Земли. Давайте запишем это определение в тетрадь.

Каков же состав атмосферного воздуха?

Атмосферный воздух представляет собой смесь около двух десятков газов.

Среднее содержание газов: азот-78%

Кислород-21%, на оставшийся 1% приходится в основном инертные газы.

Давайте построим круговую диаграмму.

(учитель рисует на доске круг и поясняет что круг это 100%).

Содержание углекислого газа невелико, всего 0,03%, но он важен для жизни на Земле: его используют зеленые растения для фотосинтеза, создает парниковый эффект( пропускает тепловые лучи на Землю и препятствует их обратному излучению).

В воздухе так же содержится водяной пар, количество его везде разное и его роль так же важна во многих процессах.

С высотой 10-12 км от поверхности Земли состав воздуха сильно изменяется. Постепенно увеличивается количество озона-газа, образующегося в результате действия солнечных ультрафиолетовых лучей на кислород. Максимальное количество озона обнаружено на высоте 20-25 км- озоновый слой. Он защищает поверхность Земли от разрушительного эффекта солнечных ультрафиолетовых лучей.

Вообще, жизнь на Земле была бы невозможна без атмосферы, она оказывает существенное влияние на жизнь людей.

Из космоса атмосфера выглядит тонкой пленкой вокруг Земли.

Толщина воздушной оболочки приблизительно 1000 км. Приблизительно-это лишь потому , что у атмосферы нет четкой границы. Чем выше мы будем подниматься, тем меньше воздуха.

Большая часть воздуха сосредоточена в нижнем слое атмосферы. Вообще в атмосфере выделяют несколько слоев.

(по ходу рассказа про слои атмосферы, учитель рисует схему)

Самый нижний называется тропосфера. Ее толщина неодинакова. Например, над экватором – 18 км, а над полюсом – 8-10 км, умеренные широты – 11-12 км.

В тропосфере находится 80% воздуха атмосферы. В ней находится почти весь водяной пар. В ней же дует ветер, летают птицы, живем мы с вами, плывут облака и идут дожди. С тропосферой связаны все изменения, процессы и явления которые изучают географы. Воздух в тропосфере нагревается от поверхности Земли. И чем выше мы будем подниматься тем будет холоднее воздух. В этом же слое находится и озоновый слой о котором мы уже говорили.

Над тропосферой находится второй слой – стратосфера. Воздуха там на много меньше, чем в тропосфере и совсем нет водяного пара. Если в тропосфере температура понижалась с высотой, то в стратосфере наоборот.

Над стратосферой есть еще два слоя, их называют верхними: мезосфера и термосфера. Воздуха в них почти нет. И именно в них происходит северное сияние.

Итак, ребята, что мы сегодня изучили на уроке?

Какого газа в атмосферном воздухе больше?

В каком слое сосредоточен почти весь атмосферный воздух?

3. Домашнее задание:

Параграф 40 – атмосфера, читать, пересказ.

Параграф 41 – как нагревается атмосферный воздух, на самостоятельное изучение.

 

 

 

 

 

Гидросфера, литосфера.

 

Дети открывают оглавление учебника, и называют тему урока: Атмосфера.

 

Открывают тетради и записывают.

 

 

Прозрачный, невидимый.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают определение в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

Дети зарисовывают диаграмму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дети внимательно слушают и по ходу рассказа учителя зарисовываю в тетрадь схему «строение атмосферы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воздушную оболочку Земли - атмосферу.

 

Азота.

 

В тропосфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Атмосферное давление.

Цель: Изучение понятия атмосферное давление и закономерностей его изменения.

Задачи: 1) Образовательные: сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения.

2) Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения об атмосфере.

3) Развивающие: продолжить развивать умения работать с учебником, выделять главное, делать выводы. Научить высчитывать атмосферное давление с изменением высоты.

Оборудование: учебник, барометр.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент.
  2. Опрос.

Беседа:

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?

И что еще дополнительно вам было задано изучить самостоятельно?

Хорошо, сейчас 3 минуты повторяете, и буду спрашивать.

1 ученик отвечает на вопросы:

Что такое атмосфера? Из каких частей она состоит? Сравнить тропосферу и стратосферу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ученик отвечает на вопросы:

Какой газовый состав атмосферного воздуха? Какого значение атмосферы?

 

 

 

3 ученик отвечает на вопросы:

Как нагревается атмосферный воздух? Как изменяется температура воздуха в течении суток?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Изучение нового материала.

А сегодня мы с вами изучим атмосферное давление. Откройте тетради, запишите число и тему урока: атмосферное давление.

 

В 1643 году итальянский ученый Эванжелиста Торричелли изобрел прибор. Откройте учебник на стр. 151. рис. 181.

Прибор этот состоял из стеклянной трубки, запаянной сверху и сосуда с ртутью. В стеклянную трубку Торричелли налил ртуть, затем перевернул ее. Сначала какое то количество ртути из трубки вылилось, но потом высота столбика почти не менялась. Это было в пункте А.

Рисунок на доске. Рисуется по ходу рассказа.

 

Ученый поднялся в точку В, уровень ртути в трубке опустился. В точке С ртуть начала подниматься в трубке, в точке Д она сильно опустилась и вылилась в сосуд.

Как вы думаете почему уровень ртути в трубке меняется с высотой?

( обратить внимание учеников на толщину атмосферы в точках, и на то что воздух имеет вес).

В точке С столб воздуха больше, и он давит на ртуть и она поднимается по трубке, а в точке Д столб воздуха меньше давит на ртуть, и она выливается из трубки обратно в сосуд. Давайте запишем этот вывод после рисунка.

 То есть, мы с вами можем сделать вывод, что атмосферное давление – это сила с которой воздух давит на земную поверхность. Давайте запишем определение в тетрадь.

Атмосферное давление измеряется в мм ртутного столба (мм рт. ст.), так как стеклянную трубку 1 м длиной, Торричелли разделил на 1000 мм. Запишите единицу измерения.

На доске:

760 мм рт. ст.

780 мм рт. ст.

740 мм рт. ст.

710 мм рт. ст.

Распределите данные по точкам на рисунке.

760 мм рт. ст. считается нормальным давлением, 740-710 пониженным, 780 повышенным. Как мы видим давление с высотой понижается. При подъеме на 10,5 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт. ст. Запишите это в тетрадь, пригодится при решении задач.                  

 

Атмосферное давление измеряют для анализа погоды. Даже сейчас наиболее точным прибором является ртутный барометр, но он очень громоздок, а пары ртути крайне опасны для человека. Поэтому для измерения атмосферного давления используют удобный, но менее точный прибор – барометр-анероид. ( Продемонстрировать) Он показывает атмосферное давление, действующее на гофрированную тонкостенную металлическую коробку, в которой создано разрежение. При понижении атмосферного давления коробка слегка расширяется, а при повышении – сжимается и воздействует на прикрепленную к ней пружину.

А сейчас давайте порешаем задачи.

1. летчик поднялся на высоту 2 км. Какого атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм рт. ст.?

 

2. какова высота горы, если у подножья атмосферное давление 765 мм рт. ст., а на вершине 720 мм рт. ст.?

3. на вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720 мм рт. ст. Какого давление у подножья?

 

  1. Домашнее задание:

Параграф 42, читать, пересказ, знать основные понятия.

 

 

 

Атмосферу и ее строение.

 

Как нагревается атмосферный воздух.

 

 

 

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Она состоит из нескольких слоев.

Первый слой – тропосфера.

Второй слой – стратосфера.

Третий слой – мезосфера.

Четвертый слой – термосфера.

В тропосфере сосредоточен практически весь воздух (около 80%). В состав атмосферного воздуха помимо газов входит водяной пар. Температура воздуха с высотой понижается.

В стратосфере воздуха намного меньше, водяного пара нет, и температура воздуха с высотой повышается.

78%- азот

21%- кислород

1%- инертные газы

0,03%- углекислый газ

Атмосфера защищает от вредного влияния солнечных ультрафиолетовых лучей.

 

Атмосфера нагревается за счет энергии, поглощенной подстилающей поверхностью.

Температура воздуха в тропосфере понижается с высотой, в среднем на 6 градусов при увеличении высоты на 1 км.

Температура воздуха меняется в течении суток. Ночью температура воздуха понижается, так как земная поверхность не нагревается солнечными лучами. После восхода солнца, температура первое время не меняется или может понижаться, так как нагрев подстилающей поверхности в первые часы рассвета незначителен.

Далее температура воздуха повышается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики следят за рассказом учителя и зарисовывают в тетрадь рисунок с доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики записывают вывод в тетрадь и определение атмосферного давления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик называет ответ::

А-760

В-740

С-780

Д-710

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь: при подъеме на 10,5 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт. ст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики записывают условие задачи и решают в тетрадях самостоятельно.

  1. 2000 : 10,5=194

750-194=556 мм рт. ст.

Ответ проверяется, один из учеников выходит к доске и записывает решение.

2.

765-720=45 мм рт. ст.

45*10,5=472,5м

3.

3,5 км=3500м

3500:10,5=333

720+333=1053 мм рт. ст.

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема урока: Атмосфера. Цель:

Тема урока: Атмосфера. Цель:

С высотой 10- от поверхности Земли состав воздуха сильно изменяется

С высотой 10- от поверхности Земли состав воздуха сильно изменяется

Организационный момент

Организационный момент

Тема урока: Атмосферное давление

Тема урока: Атмосферное давление

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Организационный момент

Организационный момент

Конспект урока по географии 6 класс "Атмосфера"

Конспект урока по географии 6 класс "Атмосфера"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017