Конспект урока по географии 7 класс
Тема урока «Особенности природы материка Антарктиды»
Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся для изучения данной темы:
Данный урок является вторым уроком в теме изучения материка Антарктида. До этого урока учащиеся рассмотрели географическое положение и историю открытия материка, умеют описывать компоненты природы, пользуясь планом.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать:
– особенности рельефа и геологического строения материка;
– климат материка и климатообразующие факторы;
– растительный и животный мир материка;
– взаимосвязь компонентов природы в пределах Антарктиды;
Уметь:
– характеризовать особенности рельефа и климата материка;
– характеризовать взаимосвязи компонентов внутри природного комплекса.
Цель урока: Создать образ Антарктиды, как уникального природного комплекса, который сформирован при взаимодействии компонентов.
Задачи:
Образовательные: Знакомство учащихся с особенностями природы материка, рельефом.
1) Ознакомиться с основными чертами природы Антарктиды.
2)Выявить особенности рельефа.
3) Познакомиться с влиянием на природу материка тектонического строения.
Развивающая: Формирование у детей умения объяснять причинно - следственные связи на примерах влияния физико-географического положения материка на его природу.
1) Пользуясь географическими картами, давать характеристику природы Антарктиды.
2) По рисунку - конспекту составить устный рассказ об особенностях рельефа материка.
Воспитательная: Раскрытие значения Антарктиды в жизни людей. Воспитывать у школьников интерес к данному материку.
1) Обсудить уязвимость природы материка.
2) Показать значимость Антарктиды для всего человечества;
3) Воспитание чувства уважения к людям, погибшим во имя науки.
Ожидаемые результаты:
1. Обучающиеся получают представление о растительном и животном мире Антарктиды;
2. Учащиеся закрепляют умения работы с различными источниками информации;
Оборудование:
1) Программа для общеобразовательных учреждений по географии 6-10 классы под редакцией Душиной И.М., допущена Министерством образования и науки РФ, Москва, издательский центр «Вента – Граф», 2011 год.
2) Для подготовки использовались УМК: География: Материки, океаны, народы и страны. Страноведение. 7 класс: для учащихся ОУ (И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович; под общ. ред. В.П. Дронова), Никитина Н.А. «Поурочные разработки по географии. 7 класс», М.: «Вако», 2006 год.
3) Атлас 7-го класса изд. «Картография». Контурная карта Антарктиды.
4) Физическая карта Антарктиды, таблица «Профиль Антарктиды», карта полушарий.
5) Фрагмент видеофильма «Природа Антарктиды. Исследования экспедицией Т. Хеердала».
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Организационный момент (1-2 мин.) |
Взаимное приветствие учителя и учеников. Здоровается, просит внимания учащихся. Разрешает сесть на места, приготовиться к уроку. |
Встают, здороваются, садятся на места, готовятся к уроку. |
2. Проверка домашнего задания. Опрос по предыдущей теме "Географическое положение материка. "История открытия. " (10 минут). |
Учитель проводит фронтальный опрос: 1. А что вам известно об открытии Антарктиды? 2. Раскройте особенности г.п. материка (учитель просит к доске одного из учеников, даёт указку).
3. Учитель спрашивает с мест: •
В каком году была от • Кто вёл борьбу за достижения первым Южного полюса? |
Находят ошибки в тексте, обсуждают вместе с учителем в форме беседы. Учащиеся с места отвечают на поставленные вопросы: Ученик выходит к доске, пользуясь настенной картой описывает г.п. материка: Антарктида находится в южном полушарии; самый южный материк, близко расположен к материкам Австралия, Африка, Ю. Америка; Материк омывается тремя океанами: Атлантическим, Тихим, Индийским. Антарктида была открыта в 1820 году русскими, Беллинсгаузеном и Лазаревым. Борьбу за достижения первым Южного полюса вели Амундсен и Скот. |
3. Изучение нового материала Тема: " Особенности природы. Строение. Рельеф. Ледяной покров". (30 минут). |
Объявляет основной вопрос, над которым нужно подумать и постараться ответить в конце урока: Будет ли в скором времени освоена Антарктида? Однозначного ответа может не быть и мнения могут разделиться. Лучше этот вопрос написать на доске, чтобы он был перед глазами учащихся. Учитель, объясняя новый материал, вовлекает в работу весь класс (беседует с учащимися): «В западной части активно идут процессы горообразования. Затем учитель предлагает самостоятельно прочитать: Ледниковый покров, Подледный рельеф и в своих тетрадях сделать записи. Дальнейшее изучение материала строится на основе анализа профиля Антарктиды. Учитель воспроизводит профиль на доске. Учитель рассказывает учащимся: В Антарктиде есть следующие виды льдов: малоподвижный материковый и шельфовый, Шельфовые ледники являются как бы продолжением ледяного покрова Антарктиды. Самый крупный из них -ледник Росса, который по площади не уступает территории Франции. В оставшееся время учитель предлагает посмотреть видеофильм «Природа Антарктиды» (5-7 минут) и ставит перед учениками вопрос: Почему берега Антарктиды называют плавающими?". |
Ученики работают вместе с учителем. Пользуются атласом. • Антарктическая платформа в восточной части. В западной части Антарктиды в основании область складчатости Учащиеся делают записи: Ср. толщина ледникового щита = 2000м., В восточной части щит = 4500м., высота материка в три раза выше других материков. Ср. высота материка, включая щит =2040м. и т. д. Учащиеся, пользуясь записями в своей тетради, лучше усваивают рисунок-конспект.
Учащиеся слушают учителя, делают записи.
Просматривают фрагмент фильма После просмотра отвечают на поставленный вопрос учителя, выдвигая свои версии. |
4.Подведение итогов урока (рефлексия) |
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? Подводит итог, выставляет оценки наиболее активным и наиболее творческим. |
Отвечают Выставляют оценки в дневники |
4. Домашнее задание |
В заключении учитель даёт домашнее задание.
|
Учащиеся записывают в дневниках: пар.29, номенклатура (моря омывающие материк). Берут сообщения на следующий урок: " Ледники", " Вулкан Эребус". |
Оценка за урок: 5 (отлично)
Учитель: Е.В. Товмасян
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.