Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области
Оценка 4.9

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
9 кл
24.01.2019
Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области
Дать характеристику химической промышленности. Сформировать представление об отраслевом составе химической промышленности и размещении по территории страны. Описать базы химической промышленности.Продолжить формирование умений работы с учебником, с картами атласа , картосхемами и таблицами, развивать умение делать выводы и обобщения.Формировать убеждение о необходимости бережного отношения к окружающей среде.
хим.пром моя разработка.docx
Урок ___ Тема: Химическая промышленность. Тип урока: Изучение нового материала. Цели урока: Образовательные: Дать характеристику химической промышленности России.  Сформировать представление об отраслевом составе химической промышленности и  размещении по территории страны. Описать базы химической промышленности. Развивающие: Продолжить формирование умений работы с учебником, с картами атласа ,  картосхемами и таблицами, развивать умение делать выводы и обобщения. Воспитательные: Формировать убеждение о необходимости бережного отношения к  окружающей среде. Предметные: •Знать – термины и понятия: химическая промышленность, химизация •Уметь ­ определять основные отрасли хим.промышленности, центры •Научиться – составлять характеристику хим.пром. Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента,  который пригодится в жизни. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи;  умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и  интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения  учебной задачи. Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой  теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания,  уважительного отношения к иному мнению. Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать  свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель  урока, давать определение понятиям;  структурировать знания; осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор  информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске  правильных вариантов из предложенных, умение выражать свои мысли. Ход урока 1. Оргмомент – 1 мин. Учитель здоровается с классом. Дежурные отмечают отсутствующих. Учитель напоминает  о теме “Цветная металлургия”, изученной на предыдущем уроке. 2. Проверка домашнего задания. – 8 мин. III.Мотивация учебной и познавательной деятельности – рассказ учителя  Началом  формирования химического комплекса в нашем регионе можно считать конец  XIX  столетия: в 1891 году стали работать Юзовский, а в 1898 году – Славянский  содовые  заводы, а также коксохимические предприятия на Донбассе. В начале  прошлого столетия в нашем регионе было сосредоточено производство азотной, серной, соляной кислот и  сульфата натрия. И все же химический комплекс, несмотря на значительный выпуск  отдельных видов его продукции, был развит слабо, а в годы Первой мировой воины и после  нее (1917–1922  гг.) его материальная база испытала полное разрушение. И только в 30е  годы началось  его возрождение. Так, в 1932 году были построены Горловский  химкомбинат и коксохимические заводы в Донбассе с попутным производством азотных  удобрений,  фенолов, другой продукции, которая использовалась прочими предприятиями  как сырье. 3. Изучение нового материала. ­ 24 минуты. Объявляется тема урока. В тетради записываем тему урока “Химическая  промышленность”. ­ Какова же ее роль и жизни человека? (примеры учащихся, ответы на вопрос) Она огромна. Уже с самого утра, проснувшись вы непрерывно сталкиваетесь с химией. Отправляетесь в  ванную комнату и здесь вас ждет настоящая выставка достижений химии: напольная и  настенная керамическая плитка; пластмассовые трубы сантехники, чугунная ванна с  эмалью, стиральный порошок, мыло, зубная паста, шампунь и др. предметы. Химия имеет отношение ко всему: к пище, лекарствам, удобрениям, фотоматериалам,  жизненным процессам  Химическая промышленность наряду с машиностроением и электроэнергетикой влияет на  развитие НТР путём химизации. (Химизация – широкое применение технологий и химических материалов во всех  хозяйственных отраслях.)  Химическая промышленность имеет три особенности, которые влияют на размещение  предприятий.Создаёт новые материалы, которых нет в природе. По своим качествам они  часто превосходят натуральные продукты. Их применение экономит труд людей и сырьё.  Поэтому предприятия химической промышленности часто создают уже в сложившихся районах, центрах производства и потребления традиционных конструкционных материалов ( машиностроительных центрах и металлургических базах). У химической промышленности почти неограниченная сырьевая база: нефть, газ,  древесина, вода, воздух и пр. При этом один и тот же продукт можно получить из разных  видов сырья. Например, азотные удобрения можно производить на основе коксования угля, электролиза воды, переработки нефти и природного газа. Поэтому теоретически  предприятия химической промышленности можно создавать повсеместно. Но на  сегодняшний день основным химическим сырьём являются продукты нефте­ и  газопереработки, т. е. специально подготовленное сырьё. В результате современная химия в значительной мере тяготеет к районам добычи и переработки этих видов сырья). Химические технологии очень разнообразны. Это открывает возможности для комплексной переработки сырья. В химической промышленности и, при её взаимодействии с другими отраслями широко развито комбинирование. Оно способствует формированию  разнообразных комбинатов: химических, нефтехимических, коксохимических,  лесохимических и др. Некоторые особенности химической промышленности ограничивают потенциальную  повсеместность её размещения. К ним относятся высокая энерго – и водоёмкость многих  её отраслей, особенно современных. В последние годы нарастает влияние экологического  фактора, так как большая часть химических производств является сильным загрязнителем  окружающей среды. Химическая промышленность – совокупность отраслей, участвующих в добыче  химического сырья, его механической и химической переработке и производстве  разнообразной продукции. В состав химической промышленности входит множество отраслей, использующих разное  сырье и выпускающих различную продукцию. Многочисленные отрасли химической промышленности объединяются в группы. Что можно получить из Предприятия горной химии занимаются добычей сырья и поэтому  размещаются в каменного угля?районах добычи полезных ископаемых, используемых в  качестве химического сырья. В нашем регионе находятся практически неисчерпаемые  запасы каменной соли (более 10 млрд. т). Большая часть этих запасов приходится на  Артемовско­Славянское месторождение. Коксохимическое производство. Коксохимическая промышленность представлена  большими и технически совершенными предприятиями, которые осуществляют  переработку коксующегося угля и размещенными вблизи металлургических заводов  полного цикла, тогда как старые центры коксохимии формировались в местах добычи  каменного угля. Коксохимическая промышленность обусловила возникновение отраслей химии, которые  осуществляют углубленную переработку каменного угля, в частности, газового, который  содержит много легких веществ и является ценным сырьем для химической  промышленности. Она является базой для возникновения ряда производств, которые  осуществляют полную переработку коксовых и доменных газов, фенолов, смол,  природного газа; а также производят ценную химическую продукцию: минеральные  удобрения, серу, серную кислоту, медицинские препараты, средства защиты растений,  красители, фенолы, пластмассы и многое другое. Основная химия производит разные виды реактивов, особенно кислоты, соду, минеральные  удобрения. Производства этой отрасли концентрируются, в основном, в районах добычи  горно­химического сырья, угля и металлургических баз, а также вблизи центров  производства электроэнергии. Развивается на базе переработки как местного (каменная соль, отходы коксохимического и металлургического производств), так и привозного (апатиты, природный газ) сырья. К ведущей области основной химии принадлежит производство минеральных удобрений:  азотных, калийных, фосфорных и комбинированных гранулированных. Главным центром  производства азотных удобрений (аммиачная вода, аммиачная селитра, сульфат аммония)  является Горловка. Азотнотуковая промышленность выпускает азотные удобрения (сульфат аммония,  аммиачная селитра, аммиачная вода и др.). Сырьем для производства азотных удобрений  являются каменный уголь и коксовые газы, горючие природные газы, метан, бурый уголь,  атмосферный воздух. До недавнего времени для этого использовали преимущественно  каменный уголь, кокс, коксовый газ, который предопределял размещение отрасли в  районах добычи угля (Донбасс). Поэтому предприятия, которые производят такие  удобрения, размещаются вдоль газопроводов или в центрах коксохимии (Горловка).  Производство калийных удобрений тяготеет к сырью. Основной центр –  Константиновка.Предприятия, выпускающие фосфатные удобрения, работают  преимущественно на импортном сырье (апатиты Кольского полуострова, фосфориты из  Северной Африки и другие) а также на доменных шлаках и, реже, на местных фосфоритах. Cамые большие предприятия этой сферы находятся в Константиновке и Мариуполе. Среди производства кислот ведущее место принадлежит сернокислотному, потому что его  продукция имеет широкое применение в различных отраслях хозяйства. Данное  производство развивается на основе переработки серы, отходов коксохимического,  нефтеперерабатывающего производств, цветной металлургии (сернистые газы). Оно  ориентируется в своем размещении на потребителя, потому что серная кислота  малотранспортабельна из­за высокой химической активности. Основная сфера  потребления серной кислоты – производство суперфосфата. Поскольку серная кислота  является одним из универсальных химикатов, крупными потребителями ее являются  заводы, которые вырабатывают фосфатные и азотные удобрения (Горловка). Главные  центры сернокислотного производства – те же, что и производства фосфорных удобрений. Производство серной кислоты тыс. т. Производство соды обычно размещается вблизи месторождений кухонной соли и рассола  солёных озёр, поскольку эта отрасль химической промышленности ориентирована на  большое количество сырья. Основным предприятием содовой промышленности является  производственное объединение «Химпром» в Славянске. Кальцинированная сода, в  частности, используется в пищевой промышленности и для производства стекла. Каустическая сода нашла своё применение в текстильной промышленности, мыловарении,  при производстве искусственных волокон, глинозёма из бокситов и т.п. Проблема! Вследствие экономического кризиса предприятия основной химии, как и другие отрасли, значительно снизили производство продукции. Они не удовлетворяют  потребностей страны, прежде всего в минеральных удобрениях (их объемы сократились).  Значительное количество приходится ввозить изза рубежа. Все это требует осуществления  ряда мероприятий по наращиванию производства продукции отраслей, технического  перевооружения предприятий. А вы как думаете? Химия органического синтеза представлена заводами, которые производят полуфабрикаты для получения полимеров (синтетических смол, пластмасс и химических волокон),  сырьевой базой которых является нефть, газ, каменный уголь, а также кухонная соль.  Использование отходов переработки древесины, сельского хозяйства и коксохимического  производства значительно сократилось. Обычно эти химические предприятия размещаются в районах добычи необходимого сырья или в местах потребления готовой продукции.  Основной ее отраслью является нефтехимическая промышленность с крупнейшим центром в Горловке, где размещен мощный нефтеперерабатывающий комбинат. Производство полимеров развивается там, где есть сырье, электроэнергия и вода.  Исходным сырьем для производства смол и пластмасс являются органические соединения,  которые получают путем переработки нефти, газа, каменного угля, а также кухонная соль  и прочие виды сырья. В связи с этим, заводы, которые производят смолы и пластмассы,  тяготеют к районам добычи нефти, каменного угля и коксохимического производства; в  некоторых случаях они размещены в районах потребления готовой продукции при условии  удобного экономико­географического положения городов относительно источников  водоснабжения, нефте­, газопроводов. Производство синтетических смол и пластмасс сосредоточено там, где в достаточном  количестве есть водные ресурсы. Наибольшими производителями являются Донецк  (полихлорвиниловые смолы и пластмассы), Славянск.Крупнейшим производством по  переработке полимеров является производство шин и резиново­асбестовых изделий (г.  Марьинка). Лакокрасочная промышленность – область химии органического синтеза, выпускающая  лаки, краски, олифу, эмали, растворители, шпаклевочные и шлифовальные смеси и др.  Сырьевая база лакокрасочной промышленности весьма широка (насчитывает около 350  наименований), благодаря чему это производство имеет широкие производственные связи с различными отраслями хозяйства, в частности, нефтеперерабатывающей и  нефтехимической, цветной и чёрной металлургией, лесохимической, масложировой и др.  Крупнейшие лакокрасочные заводы расположены в Краматорске и Донецке. Нефтехимическая и резиноасбестовая промышленность использует продукцию  нефтеперерабатывающей и газовой промышленности, синтетический и натуральный каучук. Поэтому нефтехимические заводы большей частью размещаются рядом с  нефтеперерабатывающими. Отдельные заводы нефтехимии ориентируются на потребителя, вырабатывая  синтетические моющие средства, заменители пищевых жиров и т.п. Резинотехнические изделия выпускают предприятия Донецка. Фармацевтическая (производство лекарств) и микробиологическая (производство  витаминов, кормовых добавок и др.) отрасли ориентируются на потребителя и размещены в крупных городах (Горловка, Донецк). В последние годы эти отрасли интенсивно развиваются, предприятия Охарактеризуйте  значение производят синтетические медицинские химической промышленности в средства,  медикаменты, витамины, развитии региона и в жизни антибиотики, готовые медицинские  каждого из нас. препараты. Сырьем для изготовления лекарств является продукция химических,  коксохимических, пищевых и других предприятий, а также лекарственные травы. За счет собственного производства нужды рынка лекарств удовлетворяются лишь  частично, поэтому прослеживается зависимость от импорта медицинских препаратов. Химическая промышленность имеет огромное преимущество: ­ способность превращать в ценные промышленные продукты практически любое сырье; ­ химические технологии позволяют комплексно использовать сырье; ­ для химического производства характерна всемирная утилизация отходов. 4. Релакс (зарядка для глаз) – 1 минута  Отраслевой состав и факторы размещения химической промышленности. Базы химической промышленности. Задание ученику – биологу: Какое влияние оказывают фосфорные удобрения на растения? Фосфорные удобрения способствуют скорейшему созреванию растений, влияют на  устойчивость к повреждениям и поражению болезнями. Фосфор — основной элемент, обеспечивающий энергетические процессы в живой клетке. Фосфор усиливает способность клеток удерживать воду и этим повышает устойчивость  растений против засухи и низких температур. Фосфор положительно влияет на качество плодов — способствует увеличению в них  сахара, жиров, белков. При недостатке фосфора возникает опасность нарушения белкового обмена — растения  плохо усваивают азотные удобрения. Фосфорные удобрения ­ готовят из фосфоритов и серной кислоты (материалоёмкое,  тяготеет к источникам сырья) К фосфорным удобрениям относятся: простой и двойной суперфосфат, фосфоритная мука и др.Если добавить в полученную муку серную кислоту получится ­ суперфосфат  Задание ученику – химику: Какое влияние оказывает азот на растения? И как получают азотные удобрения? Азотные удобрения получают из аммиака и азотной кислоты на химических заводах.  Наиболее типичные азотные удобрения: селитры (натриевая, калиевая, кальциевая),  мочевина. Азот необходим для создания хлорофилла и витаминов. При плохом азотном питании  содержание хлорофилла в листьях уменьшается, они теряют интенсивную зеленую окраску, становятся светло­зелеными, размер листовой пластинки уменьшается, рост побегов  ослабевает. Интенсивность потребления азота зависит от погодных условий и влажности почвы. При  засухе обилие азота не нужно, оно даже вредит растениям. Сильный недостаток азота  снижает зимостойкость растений, так как они не могут накопить достаточного количества  углеводов, необходимого для хорошей зимовки. Задание ученику – экологу: Охрана окружающей среды Мощное давление на окружающую среду возросло с ростом производства в особо  загрязненных отраслях. (нефтеперерабатывающей, топливной), в трубопроводном  транспорте и т.д. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия  химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и т.д. Поверхностные воды в той или иной степени загрязнены нефтепродуктами, органическими  и биологическими веществами, тяжелыми металлами и их солями, азотом, нитритами,  соединениями цинка, хрома, железа общего, фосфатами, пестицидами и т.д. 7. Поэтическая минутка. С полей страны своей родной, прогнать сорняк мечтая, Трудился химик молодой, покоя, сна не зная. И после многих лет труда открыл он пестицид. Узнав о нем, вздохнули все, устав полоть поля, Не проявила радости лишь наша мать Земля. Весною ранней тракторист внес ядохимикат, Да так небрежно, что потом и сам он был не рад. Замолкли птицы, на лугах кузнечик не трещит, И в речке рыба не плеснет, все больше тихо спит. Мораль всей притчи такова: все делай ты с умом, Сжигая мусор, оглянись, не сжег ли ты свой дом! Эпиграф нашего урока: “Широко простирает химия руки свои в дела человеческие”. Ребята! Как вы понимаете его? Ответы учащихся: В народном хозяйстве нет отрасли, где бы не использовались изделия  химической промышленности. Легкой промышленности, она дает волокна и красители:  строительству ­ краски, стекло; сельскому хозяйству ­ удобрения, ядохимикаты;  машиностроению ­ краски, резину, синтетический каучук и пластмассы; транспорту ­  горючее и масло; энергетике топливо, мазут. Однако производство таких нужных человеку продуктов химической промышленности, как металлы, пластмассы, серная кислота, аммиак, сода, этилен, нефтепродукты и многие  другие, сопровождается загрязнением окружающей среды различными вредными  веществами (отходами). Источниками такого загрязнения являются прежде всего тепловые электростанции,  предприятия черной и цветной металлургии, горнодобывающей промышленности,  химические заводы, предприятия для сжигания мусора, автомобильный транспорт. Они  выбрасывают в мировой воздушный океан ­ атмосферу, которая не знает государственных  границ — такие опасные для жизни и здоровья людей, животных и растений вещества, как  оксиды углерода, азота и серы, соединения металлов, хлора, различную пыль и др. Шлаки металлургических производств и отвалы горнодобывающей промышленности  занимают большие площади плодородной пахотной земли. А сколько природной воды  становится непригодной для питья и жизни населяющих ее живых организмов из­за  сливаемых в нее промышленных и бытовых сточных вод. Вывод: химия — это не только благо, это и химическое оружие, и загрязнение окружающей среды, и озоновые дыры, и повышенное содержание нитритов и нитратов в продуктах  питания, и ряд других проблем. Виновны в этих бедах люди, использующие достижения  химии во вред себе и нашему общему дому — планете Земля. Делают они это иногда не  сознательно, часто просто от химической неграмотности. Теперь нам понятно, почему так важно современному человеку знать и правильно  использовать достижения современной химии. 5. Закрепление изученного материала – 7 мин V. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ для закрепления: 1. Назовите основные отрасли химической промышленности и принципы их размещения. 2. Охарактеризуйте географию отраслей основной химии. 3. Можно ли считать нефть основным сырьем для химической промышленности? Почему? 4. Докажите, что химическая промышленность – это промышленность будущего. Ответ  обоснуйте. 5. Подготовьте учебный проект «Проблемы и перспективы развития отраслей химической  промышленности в нашем регионе». 6. Какие факторы определяют характер размещения предприятий химической  промышленности? Назовите крупнейшие предприятия нашего края. •  Проблемы перспективы развития: 1.Структуру отраслей химической промышленности привести в соответствие с  потребностями области. 2.На производствах преобладают малоэффективные очистительные системы, поэтому  необходимо провести всеобщую их реконструкцию. 3.Всесторонне использовать новые безотходные технологии производства. 4.Задействовать в производстве вторичные ресурсы. 6. Итоги урока ­ 2 мин Выставляются оценки за работу на уроке наиболее активным учащимся. 7. Домашнее задание – 2 мин. выучить материал по конспекту; используя дополнительные  источники, составить логический конспект. Задание ученику – биологу: Какое влияние оказывают фосфорные удобрения на растения? Фосфорные удобрения способствуют скорейшему созреванию растений, влияют на  устойчивость к повреждениям и поражению болезнями. Фосфор — основной элемент, обеспечивающий энергетические процессы в живой клетке. Фосфор усиливает способность клеток удерживать воду и этим повышает устойчивость  растений против засухи и низких температур. Фосфор положительно влияет на качество плодов — способствует увеличению в них  сахара, жиров, белков. При недостатке фосфора возникает опасность нарушения белкового обмена — растения  плохо усваивают азотные удобрения. Фосфорные удобрения ­ готовят из фосфоритов и серной кислоты (материалоёмкое,  тяготеет к источникам сырья) К фосфорным удобрениям относятся: простой и двойной суперфосфат, фосфоритная мука и др.Если добавить в полученную муку серную кислоту получится ­ суперфосфат  Задание ученику – химику: Какое влияние оказывает азот на растения? И как получают азотные удобрения? Азотные удобрения получают из аммиака и азотной кислоты на химических заводах.  Наиболее типичные азотные удобрения: селитры (натриевая, калиевая, кальциевая),  мочевина.Азот необходим для создания хлорофилла и витаминов. При плохом азотном  питании содержание хлорофилла в листьях уменьшается, они теряют интенсивную зеленую окраску, становятся светло­зелеными, размер листовой пластинки уменьшается, рост  побегов ослабевает. Интенсивность потребления азота зависит от погодных условий и  влажности почвы. При засухе обилие азота не нужно, оно даже вредит растениям. Сильный  недостаток азота снижает зимостойкость растений, так как они не могут накопить  достаточного количества углеводов, необходимого для хорошей зимовки. Задание ученику – экологу: Охрана окружающей среды Мощное давление на окружающую среду возросло с ростом производства в особо  загрязненных отраслях. (нефтеперерабатывающей, топливной), в трубопроводном  транспорте и т.д. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия  химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и т.д. Поверхностные воды в той или иной степени загрязнены нефтепродуктами, органическими  и биологическими веществами, тяжелыми металлами и их солями, азотом, нитритами,  соединениями цинка, хрома, железа общего, фосфатами, пестицидами и т.д.

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области

Конспект урока по географии 9 класс Химическая промышленность Донецкой области
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2019