Конспект урока по географии "Кавказ - самые высокие горы России" (8 класс)
Оценка 5

Конспект урока по географии "Кавказ - самые высокие горы России" (8 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
8 кл
03.03.2019
Конспект урока по географии "Кавказ - самые высокие горы России" (8 класс)
Конспект урока по географии - 8 класс "Кавказ - самые высокие горы России". Цель урока: создать у обучающихся образ Кавказских гор. Сформировать знания о рельефе, климате, внутренних водах Кавказа. Продолжить формирования умения работать с различными источниками географической информации, сопоставлять и анализировать тематические карты.
Кавказ.docx
Класс: 8класс  Образовательное учреждение: МКОУ «СОШ № 1» п. Воротынск. Тема: «Кавказ – самые высокие горы России»      Цели урока:  создать образ Кавказских гор. Сформировать знание о рельефе, климате,  внутренних водах Кавказа;  познакомить с новыми терминами и понятиями: куэсты, лакколиты, фен, бора,  плавни;  продолжить формирование умения работать с различными источниками  географической информации, формировать умение сопоставлять и анализировать  тематические карты,; развивать географическое мышление, умение сравнивать географические объекты и  делать их характеристику; воспитывать географическую грамотность, ответственность за природные богатства  своей страны. Рекомендуемый тип урока: изучение нового материала. Методы и формы обучения: путешествие с интерактивным сопровождением рассказ  учителя об особенностях природы Кавказа, их причинах; закрепление полученных знаний в  ходе беседы, работа с контурными картами и схемами. Оборудование: карты России ­ физическая, климатическая; физическая карта Кавказа;  проектор; презентация; тест. Авторский интерактивный продукт: презентация. Продолжительность использования презентации на уроке: на протяжении всего урока. Ход урока. Организационный момент. Вызов. I. II. Поднимите руки, кто любит путешествовать, открывать для себя, что­то новое. ­ Ребята! Мы продолжим сегодня наше путешествие по крупным природным районам  России. А вот о каком природном районе пойдет речь, вы ответите мне сами, прослушав  небольшой музыкальный фрагмент. (Фрагмент песни В.Высоцкого «Лучше гор могут  быть только горы»). ­ Прослушайте, пожалуйста, отрывок стихотворения А.С.Пушкина, просмотрите слайды и  назовите, какие именно горы будем сегодня изучать (отрывок читает учащийся). Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орёл, с отдалённой поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. Тема нашего сегодняшнего урока Кавказ – самые высокие горы России. А что вы знаете по теме нашего урока? Называйте все, приходящие на ум  ассоциации. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. III. Изучение нового материала. 1. Вступление, определение цели урока Сегодня на уроке мы рассмотрим самый маленький по площади природный район России –  Кавказ. Сформируем географический образ Кавказа, раскроем разнообразие природы  Кавказа. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной,  неукротимой, самобытной природы. Большое количество литературных произведений было написано об этом уникальном уголке нашей страны. Уникальность природы этого края  вдохновляла и поэтов, и композиторов, и художников. О Кавказе писал М.Ю. Лермонтов,  Кавказу посвятил свои стихи А.С. Пушкин. Эта горная страна навсегда покорила их сердца могучей красотой первозданной природы и её величием. 2. Физико­географическое положение Кавказа.  Итак, мы с вами начинаем восхождение к самой высокой вершине гор. Первая  остановка у подножия гор и называется она физико­географическое положение гор. а) Работа с тематическими картами (атлас стр. 4­5, 39) ­ В какой части России находится Кавказ? Кавказ, как природный район включает в себя две большие территории: северные склоны  Большого Кавказа и Предкавказье.  ­ Определите, с каким природным районом граничит Кавказ? ­ По каким географическим объектам проходит условная граница Кавказа? ­ С какими государствами проходит граница России по Кавказским горам? ­ Какими морями омываются Кавказские горы? Запишите в тетради и определите, к каким океанам относятся. ­ В Кавказских горах находится крайняя южная точка России. Назовите и определите ее  географические координаты. Запишите в тетрадь название и географические координаты. ­ В каком направлении протянулись Кавказские горы? б) Работа с контурной картой. Нанесите и подпишите на к/к границу РФ, пограничные страны, Кума­Манычскую впадину,  омывающие моря. 3. Рельеф и тектоническое строение. а) Рассказ учителя. Когда­то на месте Кавказских гор существовал океан Тетис, связывающий Черное  море с Каспийским. На дне, в центре проходила граница литосферных плит. Движение  литосферных плит привели к интенсивной магматической деятельности, часть магмы  внедрялась в земную кору, края сминались в складки. Шел интенсивный процесс  горообразования. Многочисленные вулканы находились в активной стадии, территория  испытывала вертикальное поднятие. В результате возникли современные горы. б) Работа с тематическими картами (атлас стр. 4­5, 10­11, 39). ­ Определите, к каким  горам по высоте относятся Кавказские горы? ­ Определите возраст Кавказских гор, какая тектоническая структура находится в  основании? ­ Определите максимальную высоту Кавказа? Как называется? (Эльбрус 5642 м). Эльбрус, потухший вулкан. Особенности горы – имеет две вершины, про него  говорят двуглавая гора. Вершины Кавказа пикообразные, гребни острые, склоны крутые.  Вершины покрыты вечными снегами, по склонам стекают горные ледники. И в их кругу колосс двуглавый, В венце блистая ледяном, Эльбрус, огромный, величавый, Белел на небе голубом. А.С.Пушкин ­ О чем говорят пикообразные вершины, снежные шапки и крутые склоны? (о возрасте гор  – пикообразные вершины и острые гребни – это молодые горы. А также о том, что горы  складчатые. А снежные вершины и горное оледенение говорят о большой высоте гор). ­ Найдите другие вершины Кавказа (Казбек ­ 5033 м, Дыхтау – 5203 м, г. Шхара – 5068 м,  г. Шхельда – 4322м). Эльбрус, Казбек, Дыхтау расположены в центре и образуют Главный, Боковой  хребты. Ассиметрично примыкают хребты, у которых один склон крутой, другой пологий.  Их называют куэсты. Словарь: Куэста (от исп. cuesta — откос, склон горы) ­ форма рельефа в форме вытянутых гряд с  несимметричными склонами: пологим и крутым (определение учащиеся записывают в  тетрадь). На стыке гор Центрального Кавказа с предгорьями образовались лакколиты. Словарь: Лакколит – куполообразная гора, образующаяся при внедрении магмы между слоями  осадочных пород. Про лакколиты говорят, что это несостоявшиеся вулканы. Нет кратера,  место выхода магмы на поверхность. ­ Почему Кавказ – высокие горы? (это область новой, кайнозойской складчатости). Вывод. Кавказ – молодые горы. в) Работа с тестом. Выполните задания 1­ 3 теста. Горные складчатые сооружения занимают лишь южную часть региона. С севера к  ним примыкают равнины Предкавказья. ­ Определите и покажите на карте равнины Предкавказья. ­ Запишите название равнин в порядке увеличения высоты (Прикаспийская, Прикубанская,  Ставропольская). ­ Определите, какая тектоническая структура лежит в основании? г) Работа с контурной картой. ­ На контурной карте подпишите название пятитысячников Кавказа, равнин Предкавказья. Вывод: Природный район «Кавказ» состоит из двух частей – горная высокие, молодые горы и равнинная – Предкавказье. Заполнить схему.                            Формы рельефа Кавказа    горная                                                     равнинная Северные склоны Кавказа                          Предкавказье Кайнозойская складчатость             Скифская плита Тектонические структуры 4. Климат Кавказа. а) Работа с тематическими картами (атлас стр. 4­5, 16­17, 39). ­ Определите, в каких климатических поясах находится природный район Кавказ? Кавказ одинаково удален от экватора и Северного полюса.  Поэтому климат Кавказа переходный от умеренного к субтропическому. На  большей территории он мягкий, тёплый. ­Используя климатические карты, определите, как изменяются климатические показатели  на территории района. Заполните таблицу Территория Средняя  температура  января Средняя  температура  июля Годовое  количество  осадков Прикубанская  низменность Ставропольская возвышенность Терско­Кумская низменность Температура воздуха летом + 20­25°С, а зимой – от – 10 до + 6°С. Основным  источником влаги является Атлантический океан, поэтому больше осадков выпадает в  западной части Кавказа, а на востоке осадков мало – до 250 мм. Континентальность  климата нарастает с запада на восток. б) Работа с учебником стр. 175. ­ Назовите 4 отличительные черты климата высокогорий. 1. В горах выпадает больше осадков до 2600 мм в год, т.к. горы задерживают  воздушные массы и заставляют их подниматься вверх, где воздух охлаждается и  лишняя влага, конденсируясь, выпадает в виде атмосферных осадков. 2. Тепла в горах меньше. Граница вечных льдов проходит на высоте 2700­3800 м. В  горах накапливается мощный слой снега( до 5 м толщиной), а в долинах до 10­12 м.  При незначительном колебании воздуха возникают снежные лавины. 3. Климат в горах разнообразен: в долине, на северном и южном склонах, на разной  высоте, на западе и востоке Кавказа. 4. В горах образуются местные ветры­фен и бора. в) Сообщение учащихся о местных ветрах фён и бора. Климат гор отличается от климата предгорных равнин. Чем выше в горы, тем  меньше тепла. На высоте 2700 – 3800 м проходит граница «вечных льдов». ­ Определите температуру в горах Кавказа на высоте 5000 м, если у подножия + 25С (­5С). г) Работа с тестом. Выполните задания 4 ­6 теста. Вывод: Климат в Предкавказье (среднии температуры января и июля, количество осадков)  изменяется с запада на восток, влияет атмосферная циркуляция воздушных масс с  Атлантического океана плюс горы, которые являются препятствием на пути движения  воздушных масс. 5. Реки Кавказа. а) Работа с тематическими картами (атлас стр. 4­5, 39). ­ Найдите на карте реки, протекающие по территории Кавказа. ­ Запишите название рек в тетрадь в два столбика. Первый столбик – реки бассейна  Атлантического океана, второй – Каспийского моря. б) Анализ особенностей рек Кавказа. Реки, протекающие на Кавказе делятся на горные и равнинные. ­ Назовите особенности рек протекающих по равнине. ­ Прослушайте отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова и определите особенности  горных рек (учащийся читает отрывок стихотворения). Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слёзы брызгами летят. (Лермонтов) ­ Определите характер течения, тип водного режима, основной источник питания. В низовьях Кубани и Терека находятся плавни ­ заболоченные, покрытые камышом участки земли. в) Работа с тестом. Выполните задания 7 ­8 теста. Вывод: Реки Кавказа делятся на горные и равнинные. Наиболее крупные из них – Кубань и  Терек. Зародившись высоко в горах Кавказа и питаясь водами растаявших снегов и  ледников, несут они свои воды вниз, на равнину. IV. Подведение итогов урока. Закрепление. ­Что мы изучали на сегодняшнем уроке? Что нового вы сегодня узнали? (Ответы учащихся) Итоги урока мы подведем в процессе проверки теста. Тестовая работа раздается на каждую парту: 1. Самая высокая вершина Кавказа; А) Эльбрус Б) Базардюзю В) Казбек 2. Кавказские горы образовались в эпоху  складчатости… А) мезозойской                                    Б)  кайнозойской В) байкальской                                   Г) герцинской  3. Для  территории  Черноморского побережья  характерен тип климата  А) субтропический                                  Б) умеренно­континентальный                   В) континентальный                              Г) высокогорный  4. Форма рельефа в форме вытянутых гряд с несимметричными склонами:  пологим и крутым. А) куэста                                           Б) вулкан                В) грабен                                           Г) горст 5. Заболоченные пространства в низовьях рек Терека и Кубани называются; А) плавни                                              Б) шибляк В) дубравы                                            Г) болото 6. На кавказе господствуют местные ветры( найдите соответствие) 1) горячий ветер                               А) фен 2) холодный ураганный ветер        Б) бора 7. Реки Кавказа имеют питание; А) смешанное                                       Б) ледниковое В) дождевое                                          Г) снеговое 8. Годовое количество осадков 220 – 250 мм выпадает  … А) на  Черноморском побережье          Б) в высокогорьях        В)  в Прикаспии                                      Г) на Кубани                           Игра «Географическое лото». Разрезать по горизонтальным линиям. – это не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но  внутри находится застывшая магма. ­ гряды, у которых один склон крутой, а другой – пологий. ­ сильный холодный ветер, достигающий ураганной скорости. Куэсты Бора Фен ­ теплый, а иногда горячий ветер.   ­ заболоченные, покрытые камышом участки земли. Плавни Лакколит ы V. Рефлексия. Составить синквейн по теме нашего урока. При составлении  синквейна воспользуйтесь памяткой. VI. Домашнее задание. П. 30, дополнительный материал Кавказские Минеральные  воды.

Конспект урока по географии "Кавказ - самые высокие горы России" (8 класс)

Конспект урока по географии "Кавказ - самые высокие горы России" (8 класс)

Конспект урока по географии "Кавказ - самые высокие горы России" (8 класс)

Конспект урока по географии "Кавказ - самые высокие горы России" (8 класс)

Конспект урока по географии "Кавказ - самые высокие горы России" (8 класс)

Конспект урока по географии "Кавказ - самые высокие горы России" (8 класс)

Конспект урока по географии "Кавказ - самые высокие горы России" (8 класс)

Конспект урока по географии "Кавказ - самые высокие горы России" (8 класс)

Конспект урока по географии "Кавказ - самые высокие горы России" (8 класс)

Конспект урока по географии "Кавказ - самые высокие горы России" (8 класс)

Конспект урока по географии "Кавказ - самые высокие горы России" (8 класс)

Конспект урока по географии "Кавказ - самые высокие горы России" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019