Конспект урока по географии на тему "Экономико географическое положение России" (9 класс). Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС к учебно методическому комплекту Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И.. В конспекте отражены все виды деятельности учащихся, а также прописаны планируемые результаты деятельности.Составитель Байбулатова Маргарита Митьхатьевна
Тема урока: Экономико – и политико – географическое положение России. 9 кл. урок №2
Тип урока: лекция с элементами беседы
Дата урока:
Образовательные ресурсы: учебник, тетрадь, атлас, карта России.
План урока: 1. Что такое ЭГП. 2. В чём состоят особенности ЭГП России. 3. Что такое ПГП. 4. В чём состоят особенности ПГП.
Цель урока: формирование представлений об особенностях географического положения территории России и определение его значения для
развития страны.
Задачи урока: 1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут: давать определения понятиям по тематике урока;
раскрывать специфику экономико – и политико – географического положения России; выявлять особенности г.п. России называть и показывать
объекты номенклатуры по тематике урока. 2. продолжить формирование УУД на основе тематического содержания урока.
Формы и методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемный, частичнопоисковый.
Основные термины и понятия: ЭГП, ФГП, ПГП, транзит, страны – соседи, выход к морю, фактор ЭГП, путь из «варяг в греки».
Планируемые образовательные результаты. Метапредметные: ставить задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под
руководством уч.; выявлять причинно – следственные связи; анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов; выслушивать и
объективно оценивать другого.
Предметные: умение объяснять специфику предмета изучения экономической и социальной географии. Умение определять: отличия природного и
хозяйственного комплексов.
Организационная структура урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный
момент
Актуализация
знаний
Определение
темы урока
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
1. Тест по § 1
2. Индивидуальные карточки (приложение)
3. Работа по карте.
Выполняют задания по пройденному материалу
Вспомните, что такое географическое положение?
Каково физикогеографическое положение России,
т. е. ее положение по отношению к природным
объектам? (
назовите крайние точки России
В 9 классе мы будем оценивать не только физико
географическое положение России, но и экономико
географическое положение.
Это положение по отношению к экватору, нулевому
меридиану, к морям, к горам и другим природным объектам.
Россия распложена в Северном полушарии, на севере ее
пересекает северный полярный круг. Россия распложена в
восточном полушарии, кроме крайней восточной части (п
ва Чукотки), Россия омывается водами трех океанов
(Балтийское, Азовское, Черное моря Атлантического
океана; на севере Россию омывают моря Северного
Ф о
на у
к
к
кЛедовитого океана; на востоке ее омывают моря Тихого
океана.
Изучение нового
материала
Динамическая
пауза
Изучение нового
материала
(продолжение)
Первичное
осмысление и
закрепление
Итоги урока.
Рефлексия
д/з
Границы России – ок 59 тыс. км
Определяют задачи урока
Выполняют задание
Вы узнаете с. 12
Прочитайте п. 1 и выпишите в 2 колонки
положительные и отрицательные сторон Г.П. России.
Вопрос. Протяженность береговой линии России
составляет почти 40 тыс. км. Почему же при оценке
ЭГП говорят, что наша страна имеет ограниченный
выход к морю?
Сколько стран соседей имеет Россия?
Пользуясь административной картой атласа
заполните таблицу.
Работа с термином ТРАНЗИТ с. 14
"Соедини лопатки "
Руки опущены вдоль туловища. Отвести плечи назад, пытаясь соединить лопатки, зафиксировать в таком положении 5
7 с. Расслабить плечевой пояс 10 с. Вращение головой.
Обсуждение политико – географического положения России и организаций в состав которых входит РФ.
Восточная граница
Западная граница
Восточная граница
Северная граница
1/3 ……
2/3………
Т. П. Площадь земного шара составляет около 510 млн. км ².
Мировой океан занимает 71 % земной поверхности.
Рассчитайте, какую часть суши Земли занимает Россия.
(отработка задания ОГЭ география и реальная
математика)
Картографический практикум.
С помощью карт атласа совершите путешествие вдоль
государственной границы России и назовите субъекты РФ
граничащие с зарубежными странами.
Вопросы на репродукцию знаний. С. 16 Проверим знания
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний. С. 16 А
теперь более сложные вопросы.
Объявление оценок за урок.
§ 2 пересказ, ответить на вопросы
Выполняют задание
510 – 100 %
Х – 71 %
510х71 = 362
100
510362=148 суша
148100%
17,1 х%
17,1х100 = 11,5%
148
Выполняют задание
Отвечают на вопросы
Записывают д/з
Самостоя
тельная
и
и
п
ф
фДля учся сдающих ОГЭ выучить таблицу «Границы России».