Конспект урока по географии на тему "Энергетика России" (9 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по географии на тему "Энергетика России" (9 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
9 кл
04.03.2018
Конспект урока по географии на тему "Энергетика России" (9 класс)
Конспект урока по географии на тему "Энергетика России" (9 класс). Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Конспект составлен к учебно методическому комплекту Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. В конспекте просматриваются все виды деятельности учащихся. Задания направлены на отработку универсальных учебных действий, и подготовку к ОГЭ.Составитель Байбулатова Маргарита Митьхатьевна
энергетика.docx
Тема урока: Энергетика.       9 кл. урок №  27 Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием ИКТ. Дата урока: Образовательные ресурсы: учебник, тетрадь, атлас, карта России. План урока: 1. Что такое электроэнергетика. 2. Какие существуют типы электростанций и чем они отличаются. 3. Зачем создана Единая энергетическая система в стране.  Цель урока: формирование представления о об особенностях развития электроэнергетики России. Задачи урока: 1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут: ­   давать определения понятиям по тематике урока; ­ называть особенности  электроэнергетики; приводить примеры регионов со специализацией на разных видах электроэнергетики; ­ называть причины, влияющие на специализацию регионов России на  электроэнергетике; ­ выявлять особенности электроэнергетики и различных типов электростанций; ­ называть специфические черты и перспективы развития электроэнергетики  России; ­ называть и показывать объекты номенклатуры по тематике урока. 2. Продолжить формирование УУД на основе тематического содержания урока. 3. Формировать условия  для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения. Формы и методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемный, частично­поисковый. Основные термины и понятия: с. 135  (учебник) Планируемые результаты обучения: Предметные: Учащиеся  устанавливают, связи размещения электростанций и других отраслей промышленности . Метапредметные:  Умеют  находить причины и следствия (на примере анализа статистических данных о размещении электростанций территории России). Развивают способность излагать свою точку зрения по  обсуждаемым вопросам, выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.  Личностные: Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований  собственных действий. Этап урока Орг. момент Проверка д/з Актуализация  знаний Изучение нового материала Деятельность учителя Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку Организационная структура урока 1. Индивидуальный тест. (для уч­ся не сдающих ОГЭ) 2. Индивидуальные задания. (для уч –ся, сдающих ОГЭ) 3. Работа с картой для всех уч – ся. Вспомните с. 129 Деятельность учащихся Приветствие учителя, подготовка к уроку. Выполняют задания. Отвечают на вопрос Изучение нового материала.  Электроэнергетика является авангардной отраслью промышленности, т.к. без энергии не  возможна работа ни одного предприятия.  Потребление электроэнергии. Электроэнергетика – отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и  передаёт её на расстояние по линиям электропередач. Производство электроэнергии. Анализ рисунка. Виды электростанций. 1. Виды электростанций. Тепловые (ТЭС) – работают на угле, газе, мазуте, торфе, поэтому их можно строить в разных районах страны. Крупные ТЭС называют ГРЭС (государственные районные электростанции). Самая крупная  ТЭС России – Сургутская. Разновидностью тепловых станций являются ТЭЦ – теплоэлектроцентрали, которые кроме  энергии вырабатывают тепло. Заполняют опорный конспект  Работа со статистическим материалом. Анализ  рисунка. Динамика производства электроэнергии  в России за последние 20 лет. Спад в производстве в конце 1990­х годов, рост  производства в настоящее время.         Заполняют таблицу в опорном конспекте,  работают с картой электроэнергетики в атласе.     40 4 1 Недостатки ТЭС: 1. 2. 3. 4. Работают на невозобновимых ресурсах. Дают много отходов (самые чистые ТЭС на газе). Режим работы меняется медленно (для разогрева котла необходимо 2­3 суток). Энергия дорогая, т.к. для эксплуатации станции, добычи и транспортировки топлива  требуется много людей (затраты на зарплату). Гидроэлектростанции (гидравлические) – ГЭС. Их строят на реках с быстрым течением с  высокими берегами, и большим расходом энергии. Преимущества ГЭС заключаются в  дешевизне электроэнергии и в экологической чистоте (нет дыма). Саяно­Шушенская, Красноярская, Волжская, Саратовская, Волгоградская. Недостатки ГЭС: 1. 2. Длительное и дорогое строительство (крупные ГЭС строят 15­20 лет). Строительство ГЭС сопровождается затоплением огромных площадей плодородных  земель. В зоне затопления оказываются сотни деревень и даже городов. 3. Вода в водохранилище быстро загрязняется, так как идет накопление отходов. А  прошедшая через турбину вода становится “мертвой”, поскольку в ней погибают все  микроорганизмы. Атомные электростанции (АЭС) – работают на ядерном топливе (уран, плутоний). Доля АЭС  в производстве электроэнергии составляет 16%. АЭС строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроэнергоресурсов, нет дорог, а энергия нужна. Для производства равного количества энергии на АЭС надо 1 кг ядерного топлива, а на ТЭС – 3000 т каменного угля. На 20­30 т ядерного топлива АЭС может работать несколько лет.  Курская, Ленинградская, Балаковская, Смоленская, Кольская, Тверская, Нововоронежская,  Белоярская, Ростовская, Билибинская, Димитровская. 2. Проблемы электростанций. Недостатки АЭС: 1. Риск экологических катастроф от аварий на АЭС очень велик. Примером может  служить авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Проблема переработки и хранения радиоактивных отходов. 2. Работа в группах с контурной картой.  На контурной карте отмечены все электростанции России, нет подписей. Задание на контурной карте; 1. Подписать крупнейшие ГЭС. (Саяно­Шушенская, Братская, Красноярская, Усть­ Илимская, Иркутская, Волгоградская, Саратовская, Волжская, Цимлянская, Кирошская,  Рыбинская)  Подписать все атомные электростанции. Пописать перечисленные ТЭС. (Новочеркасская, Кемеровские, Печерская,  Сургутская, Костромская, Рефтинская, Ямбургская, Сахалинская, Нерюнгринская)  Условным знаком указать вид, используемого топлива. Сделать вывод об особенностях размещения электростанций. 2. 3. 4.       Заполняют таблицу в опорном конспекте,  работают с картой электроэнергетики в атласе.           Заполняют таблицу в опорном конспекте,  работают с картой электроэнергетики в атласе.   Работа с картой.(7 минут) 1 группа выполняет задание №1, 4. 2 группа выполняет задание № 2, 4. 3 группа выполняет задание №3, 4. Анализ результатов работы. Вывод об  особенностях размещения ТЭС, ГЭС, АЭС.   Остальные задания все доделывают дома. 40 4 1 Динамическая пауза  Первичное осмысление и закрепление Закрепление. 1. Минимальные затраты на перевозку топлива. 2. Возможность размещения практически в любом месте. 3. Низкая себестоимость электроэнергии. 4. Увеличивает мощность в пиковые часы.. 5. Работают на невозобновимых ресурсах. 6. Относительно низкая стоимость строительства. 7. Возможность использования различных видов топлива. 8. Возможность комплексного использования водохранилищ (обеспечение хозяйства  водой, разведение рыбы, орошение земель, развитие судоходства). 9. Возникновение экологической катастрофы в случае аварии. 10. Проблема утилизации и захоронения отходов. 11. Затопление плодородных земель и населенных пунктов. 12. Высокая стоимость и продолжительность строительства. 13. Препятствуют естественным миграциям рыб. 14. Заболачивание территорий. 15. Сильное загрязнение атмосферы. 16. Высокие расходы на транспортировку топлива. 17. Высокая себестоимость электроэнергии. 18. Строительство возможно рядом с используемым ресурсом. 19.Изменяют режим рек, влияют на климат территории. Создание энергосистем повышает надёжность обеспечения потребителей  электроэнергией и позволяет передавать её из района в район.  Группы электростанций разных типов объединены линиями электропередачи (ЛЭП)  высокого напряжения (500–800 кВ) в энергосистему. Большая часть электростанций  объединена в Единую энергосистему России с целью передачи электроэнергии. Ее  цель: 1. 2. Использовать разницу во времени на территории России (на одной территории ночь и минимум энергопотребления, а на другой – вечер и пик потребления). Каковы перспективы энергетики? 1. Необходимо шире использовать неисчерпаемые источники энергии (приливы, Надежное обеспечение энергией. Покрытие “пиковых” нагрузок. геотермальную энергию, солнечную, ветровую). Строить мини ГЭС. Увеличить использование газа на ТЭС, как экологически чистое топливо. Применять энергосберегающие технологии в экономике. 2. 3. 4. Альтернативные источники энергии. Задание. Используя рис.46 на стр.105. определите территории для возможности  Уч­ся письменно отвечают на вопросы, занося номер  утверждения в нужную ячейку таблицы. Фронтальный опрос. (6 минут) Ответы: Тип электро­ станции ТЭС ГЭС АЭС Преиму­ щества       Недо статки       Тип электро­ Преи­ станции мущества ТЭС ГЭС АЭС 2, 6, 7 3, 4, 8,  1, 2,  Недо статки 5, 15, 16, 17 11, 12, 13, 14, 18, 19 5, 9, 10 Взаимопроверка. Выставление оценок. Учащиеся самостоятельно формулируют перспективы  развития электроэнергетики России в опорном конспекте.  Проверка с классом. Анализ рис.46 стр.105.  Заполнение таблицы в опорном конспекте. 40 4 1 использования ПЭС, ВЭС, СЭС, ГеоЭС? Особен­ ности          Тип электро­ станции ПЭС ВЭС СЭС ГеоЭС Возможные районы  использования в России         Итоги урока. Рефлексия Вопросы на репродукцию знаний. С. 136.  Проверим знания Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний. С.136  А теперь более сложные  вопросы.  Объявление оценок за урок. Давайте подведем итог нашего урока. Напомните мне пожалуйста какую цель мы ставили перед собой. (дети озвучивают цель урока). Реализовали мы данную цель? § 20 пересказ, ответить на вопросы. Учить административную карту д/з  Отвечают на вопросы Записывают д/з Особенности Доля в выработке  электроэнергии Топливо  Время работы Размещение  ГЭС 19% Характеристика электростанций. ТЭС 65% АЭС 16% Энергия воды “часы пик” быстро включается Крупные реки. Восточная Сибирь + Волга У топлива (уголь). Уголь, газ, мазут, торф Постоянный базовый режим  Урановые руды, ТВЭЛы Работает постоянно У потребителя, в дефицитных районах Время и сроки строительства. Влияние на окружающую среду Эксплуатация  Примеры электростанций  Долго и дорого Затопление территории. Мало выбросов.  Влияет на органический мир рек Проста. Низкие затраты труда Саяно­Шушенская, Братская,  Красноярская. У потребителя (газ, мазут) Быстрее и дешевле ТЭС Загрязнение атмосферы. Твердые отходы. Сброс теплой воды в водоемы Требуется много трудовых  ресурсов Красноярская, Рефтинская Сложные объекты Риск радиоактивного загрязнения Высокие требования, высокие затраты Обнинская, Билибинская, Балаковская,  Курская 40 4 1 40 4 1

Конспект урока по географии на тему "Энергетика России" (9 класс)

Конспект урока по географии на тему "Энергетика России" (9 класс)

Конспект урока по географии на тему "Энергетика России" (9 класс)

Конспект урока по географии на тему "Энергетика России" (9 класс)

Конспект урока по географии на тему "Энергетика России" (9 класс)

Конспект урока по географии на тему "Энергетика России" (9 класс)

Конспект урока по географии на тему "Энергетика России" (9 класс)

Конспект урока по географии на тему "Энергетика России" (9 класс)

Конспект урока по географии на тему "Энергетика России" (9 класс)

Конспект урока по географии на тему "Энергетика России" (9 класс)

Конспект урока по географии на тему "Энергетика России" (9 класс)

Конспект урока по географии на тему "Энергетика России" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018