Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)
Оценка 4.9

Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
7 кл
29.07.2018
Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)
Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана". Предназначен для 7 класса. Тип урока - обобщающее повторение. Форма проведения - урок - путешествие (ролевая игра) по океану. Сочетается урочная и внеурочная деятельность учеников, в ходе проведения учтены познавательные интересы обучающихся.Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана", для обучающихся 7 класса. В форме урока - путешествия (ролевой игры).
Зайкова - Изучение Мирового океана.docx
«Изучение Мирового океана» (урок географии) Зайкова М.С., учитель географии МБОУ СШ №52 им. Г.И. Катарина г.  Архангельск. Класс: 7 класс. Тип урока: обобщающее повторение. Форма проведения: урок – путешествие (ролевая игра) по океану.  Сочетается урочная и внеурочная деятельность, учтены познавательные  интересы обучающихся. Средства обучения: физическая карта полушарий, карта океанов с  аппликациями (стрелки, кораблики, якоря), школьные атласы, вопросы для:  географической игры «Самое – самое», конкурса занимательной географии,  игра «Гармошка» с понятиями и терминами  ­ «Что такое?», контуры  обитателей органического мира, плакат «Изучение океана», выставка книг о  мировом океана и его богатствах, эмблемы, «Охранная грамота», «немые»  контуры частей  Мирового океана, лоция Атлантического океана,  музыкальное сопровождение, рисунок для рефлексии «Поляна знаний». Оборудование:  компьютер, настенный экран, колонки, лепестки трёх цветом – красного, синего и зелёного (для рефлескии). Цель: закрепить, углубить и обобщить знания по теме Мировой океан. Задачи: Образовательные:  В игровой форме закрепить  полученные знания по теме «Мировой  океан и его части».  Углубить знания о способах изучения Мирового океана.  Обобщить представления об особенностях органического мира в  океане. Развивающие:  Развить познавательный интерес.  Продолжить формирование  умения  работы с разными источниками  географической информации.  Способствовать развитию умения анализировать и делать выводы. Воспитательные:  Способствовать формированию умения работы в группе.  Содействовать в ходе урока экологическому воспитанию обучающихся,  на примере источников загрязнения океанических вод и мероприятиями по их охране. 1.       Организационный момент. Мотивация темы урока. «Есть особая властная сила, У морских неоглядных широт, Если море тебя полюбило, Отовсюду к себе позовёт»       (Анатолий Лёвушкин) Скажите, пожалуйста, какую тему мы с вами изучали на предыдущих  уроках? (гидросфера, это водная оболочка земли). На доске оформлена схема «Части Мирового океана». Из каких частей состоит гидросфера? (Мировой океан, воды суши, вода  в атмосфере). Мировой океан – это основная часть гидросфера (96,5%). Сегодня к  проблеме Мирового океана обращено внимание человечества, любому  грамотному человеку необходимо хорошо знать этот вопрос, так как  многие тайны океана ещё остаются не раскрытыми. Итак, скажите, чему будет посвящён сегодня наш урок? (изучению  Мирового океана) Да, совершенно верно, тема нашего урока – «Изучение Мирового  океана». А какая у нас с вами будет цель урока? (обучающиеся высказывают  свои предположения) Цель урока – закрепить, углубить и обобщить знания по теме «Мировой  океан». Наш урок сегодня будет проходить в форме путешествия по Мировому  океану. Представим, что наш класс – это уютная кают­ компания северного  морского лайнера. На нашем судне есть специалисты. Давайте,  я вам их представлю. Курс нашего корабля будет прокладывать штурман –  Гурьев Павел, начальник поста эхолота – Хабаров Павел – он  регистрирует морские глубины, гидролог – Третьякова Маша – она  фиксирует свойства воды, биологи на нашем судне выявляют особенности органического мира в Мировом океане на разных глубинах  (Бескаравайная Алина, Хлызова Мария и Новосёлова Мария), а ваша  задача – выявить закономерности в Мировом океане, которые вы  отражаете в лоции Атлантического океана, а затем полученные вами  сведения вы будете отмечать на настенной лоции Атлантического  океана.  Специалисты – учёные – океанологи – (Бурмагина Даша,  Шарыпова Мария, Лёничкин Павел, Блинов Дмитрий и Васильев  Валерий) знакомят нас со способами изучения Мирового океана. Кроме  того, у нас, в кают – компании присутствуют корреспонденты –  Растатуров Павел, Птицын Лев, которые готовят репортаж о нашем  путешествии. 2.       Ход урока. Наше путешествие по Океану мы начинаем из нашего родного порта  Архангельск в один из тёплых июньских дней. (Звучит приятная музыка  с шумом волн). Наши родные и друзья провожают нас и желают  счастливого пути, «7 футов под килем». Штурман  ­ Гурьев Павел, начальник поста эхолота – Хабаров Павел,  гидролог – Третьякова Мария – регистрируют сведения о Белом море в судовом журнале.  Штурман – 12.30 – мы выходим из Двинской губы Белого моря. Наш  корабль держит курс на северо ­восток. Глубины в Двинской губе 8­10  метров, идём по фарватеру, в бассейне Белого моря, глубина свыше 200 метров, в горле Белого моря – 60 метров. Солёность вод в Белом море ­ 14‰ (промилле). Учитель: отправляясь в путешествие, вы должны хорошо знать  географические термины и понятия, которые связаны с Мировым  океаном. Я предлагаю вам, сыграть в игру – гармошку «Что такое?» по  теме «Мировой океан». (приложение 1). (Идёт проверка знания  основных понятий и терминов по теме «Мировой океан»). Штурман – мы выходим из горла Белого моря. Наш корабль держит  курс на запад. Мы проплываем по Баренцеву морю в Северную  Атлантику: слева по курсу – Скандинавский полуостров, а справа  самый большой остров Гренландия.  Гидролог – глубины увеличиваются, сначала до 600 метров, затем до  2000 метров, возрастает солёность вод до 20‰, температура  поверхностных вод +10°. Учитель – Мурманск, город, который зимой не замерзает. Ведь он  ближе к Северному полюсу. Почему? (проходит ответвление от тёплого океанического течения  Гольфстрим – Северо – Атлантическое течение). Учитель – мы входим в Северную Атлантику.  С какими опасными явлениями в природе мы здесь встречаемся и  почему?  (с айсбергами, которые откалываются от ледников о.  Гренландия или же шельфового льда, они подхватываются течениями и  выносятся в Северную часть Атлантики, создавая большую опасность  для проходящих морских судов). Сообщение о трагедии на  «Титанике» в 1912г.. Рассказывает  Комиссаров Андрей. Учитель – после этой страшной трагедии была организована  Международная ледовая патрульная служба. Её финансируют 17 стран.  Самолёты и суда береговой охраны участвуют в Международном  ледовом патруле. Сейчас, благодаря деятельности этой службы, от  столкновения судов с айсбергами не погиб ни один человек. Штурман – наше судно движется на юго – запад к Саргассовому морю  – это море без берегов, мы проплываем мимо восточных берегов  Северной Америки. Гидролог – глубины возрастают сначала от 2000 – 4000 метров, а затем  до 6000метров. Солёность увеличивается до 35‰, температура  возрастает до +25°.  По ходу объяснения обучающиеся заполняют лоцию Атлантического океана (рисунок 1,2). Рис.1.  Работа в группах.                   Рис.2. Заполнение лоции. Учитель – а сейчас, Миронова Галя, нам расскажет о саргассовых  водорослях и почему Саргассово море без берегов. Начальник поста эхолота – наше путешествие продолжается на юго –  запад, а затем на юго – восток мимо северо – восточных берегов Южной  Америки к экватору. Справа по борту проплываем тёплый  Мексиканский залив, острова Вест – Индия, Карибское море. Учитель – наш штурман Гурьев Павел хорошо знает географическую  номенклатуру, а как мы с вами владеем этими знаниями? Я предлагаю  вам, сыграть в игру «Самое – самое» (приложение 2) и игру «Узнай  контур» (обучающимся показываются «немые» контуры морей,  полуостровов, островов, они должны дать название этим контурам и  показать их на настенной карте). Начальник поста эхолота – мы приближаемся к экватору. Глубина  Атлантического океана разная, но преобладают глубины от 4000 – 6000  метров, солёность вод 35‰, температура воды +25°, + 26°. Учитель – у моряков есть такая традиция: все, кто пересекают экватор, исполняют обряд «Встреча с владыкою подводного царства». Мы с вами пересекаем экватор и  нас встречает Владыка Подводного Царства,  совершает обряд посвящения в путешественники – романтики. Звучит музыка. Зачитывается и вручается штурману охранная грамота  Нептуна океанического (приложение 3.).  Чайна – пауза. Класс угощается чаем и пирогами.  Начальник поста эхолота – наш маршрут продолжается к югу от  экватора по Атлантическому океану, вдоль восточных берегов Южной  Америки. Штурман – если с поверхностью Мирового океана люди знакомы  давно, то,  что таили в себе глубины, было неведано. Учитель – на нашем судне учёные – океанологи – исследователи  океана. Они познакомят нас, с различными способами изучения глубин  Мирового океана: «О подводном доме» (эксперимент в Средиземном  море) – нам расскажет Бурмагина Даша, о «Батискафе Триест»  (погружение в Марианский жёлоб) ­ нам поведует ­ Шарыпова Мария, с  «Подспутниковыми буями» (способ изучения Мирового океана) – нас  познакомит Лёничкин Павел, а о «Спутнике Серии «Океан» ­ нам  расскажет Блинов Дмитрий, а так же нас познакомят с научно –  исследовательским судном «Витязь» ­ Васильев Валерий. Учитель – таким образом, многие тайны Мирового океана сегодня  изучены учёными, хотя много остаётся неразгаданного. Гидролог – глубины в Атлантическом океане 4000 – 6000 метров,  солёность вод 35‰, а температура воды? (+25°) Штурман – мы входим в ревущие широты. Учитель – с какими явлениями в Океане мы встречаемся и почему?  (айсберги, откалываются от шельфовых ледников и ледников  Атлантиды, а так же с мощным течением Западных ветров). Ребята, попробуем с вами вместе вывести закономерности изменения  свойств воды и глубин в Мировом океане. Как и почему изменяется температура поверхностных вод в океане?  (чем дальше мы удаляемся от северной Атлантики к экватору, тем  температура поверхностных вод становится выше, это связано с  высотой солнца над горизонтом, а в южном полушарии – наоборот). Как и почему изменяется солёность вод в Мировом океане? ( учащиеся  выявляют закономерность и указывают причину (она возрастает при  удалении к экватору, т.к. поступает мало пресной воды и выше  испарение). Почему разные глубины в океане? ( это связано с особенностями  рельефа дна Мирового океана – анализируется профиль дна Мирового  океана). Учитель – а теперь,  давайте проверим, что вы знаете о интересных  фактах в Мировом океане. Проведём конкурс на знатока занимательной географии (приложение 4). Учитель – а сейчас, вы представите результаты ваших наблюдений в  Атлантическом океане, которые вы фиксировали в лоциях, на настенной лоции Атлантического океана (выходят по два представителя от  группы, рассказывают и  фиксируют: температуры, солёность, глубины,  течения и обитателей океана). (рис 3,4). Рис.3. Заполнение лоции.               Рис.4. Рассказ по итогам заполнения. Штурман – мы огибаем с юга Южную Америку (о. Огненная Земля) по  проливу Дрейка и выходим в Тихий океан (Великий). В 40 – е широты  наш курс на северо – запад к тропическим островам Туамоту (архипелаг коралловых островов). Начальник поста эхолота – глубины 2000 – 4000 метров, солёность  воды 35‰, температура поверхностных вод возрастает до + 32°. Учитель – исследователи – биологи Тихого океана, которые находятся  на нашем судне, познакомят нас  с особенностями органического мира на разных глубина, а ваша задача, ребята, установить закономерность  изменения органического мира с глубиной. Выявить причины. Учитель – о планктоне Океана – нам расскажет Бескаравайная Алина,  об органическом мире в толще Мирового океана ­ Хлызова Мария, а о  глубинном царстве морских животных и их приспособлении к жизни на  глубине – нам поведает Новосёлова Мария. Учитель – вы прослушали выступления исследователей – биологов,  скажите, пожалуйста, какие закономерности изменения органического  мира  с глубиной проявляются и почему? (обучающиеся говорят о  закономерностях изменения органического мира с глубиной и их  причинах). Штурман – мы проплываем у тропических островов Туамоту. Звучит музыка, на фоне её, Лыкова Настя, кратко знакомит с природой этих островов, в том числе с кокосовой пальмой и её исследованием в  жизни местного населения. Обучающимся вручается тропический фрукт ананас, чтобы они отведали его и почувствовали «вкус тропиков»  (угощение ананасом, музыкальная пауза). Начальник поста эхолота – мы вновь пересекаем экватор, но уже в  Тихом океане и держим курс к берегам нашей Родины – России (порт  Владивосток), который находится у берегов Японского моря. Учитель – вы с вами совершили большое и интересное путешествие по  просторам Мирового океана. Наше судно подходит к конечному пункту запланированного пути. Пока мы не высадились на берег, я предлагаю  вам, провести весёлый песенный аукцион, посвящённый морю, океану  (обучающиеся участвуют в аукционе, отдыхают от «напряжённого»  морского путешествия).  3.       Обобщение урока. Учитель – давайте ещё раз вспомним, что такое Мировой океан?  (основная часть гидросферы, 96,5% воды). Назовите части Мирового  океана и заполните схему на доске  (учащиеся называют части океана, а  одни из ребят заполняет её на доске). Учитель – Мировой океан огромен, он занимает 2/3 всей поверхности  нашей планеты Земля. Он один, нигде не прерывается. Из любой точки  может попасть в любую другую, не пересекая сушу. Сегодня океан  всесторонне изучается. Результаты полученных исследований имеют  большое практическое значение для судоходства, рыболовства, поиска  полезных ископаемых, продуктов питания. К сожалению, от  хозяйственной деятельности человека, Океан сегодня сильно загрязнён и нуждается в охране. Многие тайны Мирового океана ещё не изучены и не раскрыты, вам в будущем предстоит большая работа – продолжать  исследовать и покорять воды Мирового океана. Корреспонденты – проводят краткий анализ деятельности учащихся за время путешествия. 4.       Рефлексия.  Учитель – наше увлекательное путешествие подошло к завершению, но  прежде чем вы покинете нашу уютную кают – компанию, я предлагаю  вам оценить полученные знания и наше путешествие, для этого вам надо выбрать один цвет лепестка, перед вами лежат по три цвета красный –  отлично, синий – хорошо, зелёный – не очень понравилось путешествие  и приклеить их на настенную поляну знаний.(рис.5). Рис.5. Заполнение поляны «Знаний». Приложения  Приложение 1. Игра «Гармошка» ­ «Что такое?» по теме «Мировой  океан». Все обучающиеся сидят в кают – компании, и, отправляясь в  путешествие, проверяют знания терминов по теме «Мировой океан».  Каждый должен раскрыть сущность того или иного понятия, которое  указано в «гармошке», дошедшей до него. Например: Мировой океан,  остров, полуостров, архипелаг, море, залив, пролив, солёность,  внутреннее море, окраинное море, океаническое течение, цунами,  приливы и отливы, волны, промилле, планктон, бентос, нектон, айсберг. Приложение 2. Географическая игра «Самое – самое». Назовите: 1. Самое солёное море на Земле? (Красное). 2. Наиболее пресное? (Балтийское). 3. Самое глубокое море?  (Саргассово – 6000 метров). 4. Самое мелководное и маленькое море? (Азовское). 5. Самое синее море? (Средиземное). 6. Какое море самое тёплое? (Красное). 7. Какой полуостров самый большой? (Аравийский). 8. Самая глубочайшая впадина мира? (Марианская). 9. Самый большой остров на Земле? (Гренландия). 10.Самый большой океан? (Тихий). 11.Самый холодный океан? (Северный Ледовитый). 12.Самый тёплый океан? (Индийский). 13.Какой океан омывает все материки, кроме одного? (Тихий). 14.Какой материк омывают 4 океана? (Евразия). Приложение 3. «Охранная грамота Нептуна»  «Я, Владыка морских глубин нарекаю Вашу ладью белокрылую именем  Альциона. Отныне Вы путешественники – романтики, покорители тайн  океанских. Я открываю Вам свои владения, оберегаю Вас, повелеваю Всем  обитателям моего царства служить Вам верой и правдой и вручаю сию  Охранную Грамоту                                       Нептун Океанский» Приложение 4. Конкурс занимательной географии (блиц турнир на  лучшего знатока). 1. Каких камней в море не бывает? (сухих). 2. Что является смертью для морских животных? (пресная вода). 3. Какой морской великан питается «лилипутами – водорослями»?  (синий кит, планктоном). 4. У кого оба глаза на боку? (у камбалы). 5. Каких вы знаете безбилетных пассажиров на морских судах?  (морские прилипалы, моллюски, губки, черви). 6. У кого рот на брюхе? (у акулы под мордой). 7. Какой полуостров жалуется на свою величину? (Ямал). 8. Какой остров говорит о том, что он спортивная одежда? (Ямайка). 9. Чему равна морская миля? (1800м) 10.Сколько полосок у морской тельняшки? (две). 11.Назовите цветные моря (Белое, Чёрное, Красное, Жёлтое,  Мраморное). 12.Какой полуостров напоминает лежащего тигра? (Скандинавский). 13.Назовите футбольный  «мяч» у «носка» Итальянского сапога» (о.  Сицилия у Аппенинского полуострова).

Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Изучение Мирового океана" (7 класс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.07.2018