Это урок изучения нового материала, очередной в разделе "Природные комплексы России". При подготовке своих уроков я опираюсь на один из ведущих принципов современного образования, заключающийся в том, что не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом, усваивать и находить в ней смысл, применять в жизни. Этот принцип стал основополагающим и при подготовке этого урока.
Данный урок с использованием технологии развития критического мышления, что нашло отражение в его структуре и содержании. На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности. Урок содержит большой объем информации.Конспект урока "Озеро Байкал" (8 класс)
План – конспект урока по географии в 8 классе
Учитель МБОУ СОШ № 40 Онищук Л.А.
Тема урока « Байкал – жемчужина Сибири»
Цель урока: Формирование представлений и знаний об уникальной природе
озера Байкал.
Задачи:
Образовательные: сформировать представления и знания о природном
комплексе Байкала, раскрыть уникальность природы Байкала, определить
особенности географического положения, происхождения, климата, вод,
животного мира, раскрыть уникальность природы Байкала и причины
уникальности.
Развивающие: Развивать навыки работы с источниками географической
информации, умение выделять главное из текста учебника, обобщать, делать
выводы,
способствовать самостоятельности мышления и развитию
критического мышления учащихся, развивать познавательный интерес,
развивать умение всесторонне оценивать природные компоненты природного
объекта.
Воспитательные: Способствовать воспитанию чувства любви к природе,
совершенствовать коммуникативные навыки, способствовать экологическому
воспитанию учащихся, бережному отношению к природе, повысить интерес к
изучению предмета.
Оборудование: Физическая карта России, атлас, учебник, мультимедийный
проектор.
Рабочее место ученика: раздаточный материал в виде таблицы для
заполнения в течение урока, учебник, листы для написания письма с
незавершенным текстом.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с
элементами технологии критического мышления.
Форма проведения урока: Игра Путешествие по Байкалу.
Предварительная работа: Дать задание ученику подготовить презентацию
об эндемиках озера Байкал.Ход урока
I.Организационный момент. Прежде чем начать урок, хочу сказать: «Я
рада вас видеть, в хорошем вашем настроении. Сегодня я хочу пригласить
вас совершить виртуальное путешествие в один из красивейших уголков
нашей огромной страны Сибири. Это место называют жемчужиной Сибири.
Чтобы узнать тему нашего урока и определить, какой природный объект
может быть жемчужиной Сибири, отгадайте загадку.
Древен род его в природе
Кличут озером в народе
Волны моря плещут в нем
Как его мы назовем
Вопрос: Что это за природный объект? ( Байкал)
Как будет звучать тема урока?
II.Тема урока:
Откройте тетрадь и запишите тему нашего урока « Байкал жемчужина
Сибири» (на слайде появляется тема урока и учащиеся пишут в тетрадь
тему урока)
III. Мотивация учебной деятельности: « Кто Байкала не видал, тот в
Сибири не бывал», говорят сибиряки. Буряты Байкал называют « Байгал
далай», что означает « Байкал море», с китайского « БэйХай» « Северное
море». А крупный ученый, академик Российской академии Лев Семенович
Берг назвал озеро Байкал « Чудом природы во всех отношениях»
IY. Актуализация опорных знаний:
Ребята, а что вы знаете о Байкале?
У вас на столах лежит карта познаний для заполнения. Возьмите ее.
КАРТА ПОЗНАНИЙ
Знаю
Хочу знать
Узнал
изучения
после
Подтверждение
слов ученогоЗапишите кратко в колонку « Я знаю» то, что вы знаете о Байкале.
Работают 23 мин., затем учащимся предлагается прочитать свою
информацию о Байкале вслух. Итак, ребята много ли мы знаем о Байкале?
А ведь Байкал в 1996 году включен в Список всемирного наследия
ЮНЕСКО, в который внесены 962 объекта из разных стран мира. Байкал –
наша гордость, национальное достояние России. В 2008 году Байкал вошел
в список 7 чудес России.
Цель нашего урока – изучить подробнее особенности природы Байкала. В
процессе путешествия сформировать представление об уникальности
озера Байкал. Найти подтверждение словам ученого.
Ребята, какие сведения более подробно вы хотели бы узнать сегодня на
уроке? Запишите в колонку « Хочу знать». (2 мин) (Затем учащиеся
читают записи, о чем бы они хотели узнать). Ребята называют, а учитель
записывает на доске. В результате чего получился план работы на уроке по
изучению озера Байкал. А в колонку « Узнал после изучения» вы будете
записывать все то, что вы сегодня узнали на уроке. В 4 колонку вы
запишите, в чем же заключается уникальность озера, подтверждение слов
Л.С.Берга.
Y. Изучение новой темы:
Учитель: Ребята, представьте себе, что вы уже на берегу озера и все что
увидите, записывайте в тетрадь. Итак, в путь! (показ слайдов на экране об
озере Байкал. Смотришь на озеро и замечаешь, что цвет воды в нем
меняется, то оно кажется голубым, то серо стальной, то кажется такой
вода черной. Берега крутые. А как красив вечерний закат. А по берегам
находятся заповедные леса. Затем ученик читает стихотворение Игоря
Северянина
Я с детства мечтал о Байкале,
И вот – я увидел Байкал.
Мы плыли, а гребни мелькали,
И кедры смотрели со скал.
Я множество разных историй
И песен тогда вспоминал
Про это озерное море,
Про этот священный Байкал.
Самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Работа с
текстом учебника и атласом в течение 15 мин.
На доске записаны сигнальные слова: уникальность, Байкальская
складчатость, эндемики, прозрачность, Сарма, Ольхон, голомянка,Байкальская нерпа, омуль, 1520 млн. лет, кедр, лиственница, 1637
метров.
1. Первое, с чего вы должны начать – это характеристика особенностей
географического положения Байкала. Для этого используя карту атласа
стр.45 или стр. 4445 и текст учебника стр. 216 ответьте на вопросы:
В какой части России находиться озеро?
Каково направление протяженности Байкала?
Что означает цифра 620км.?
Чем окружено озеро?
Что означает цифра 1637 м.
2. Происхождение озера. Откройте стр. в учебнике 218 и карту атласа
стр. 10.
Как образовалось озеро? Происхождение озерной котловины?
Объясните глубину озера?
Возраст Байкала?
Что происходит с озером? Какие процессы происходят в зоне разломов
земной коры?
Сколько островов? Самый большой остров?
3. Особенности воды. В учебнике стр. 217
Какая вода по составу?
Главная особенность воды?
Благодаря чему вода чистая?
За сколько лет обновляется вода?
4. Климат. В учебнике стр. 218
Какая там погода?
Почему климат озера суровый?
Как называются ветра на Байкале?
Самый сильный ветер?
С какой скоростью дует?
5. Особенность животного мира. (просмотр презентации)
В процессе просмотра презентации учащиеся записывают эндемиков
Байкала.
Ребята, а сейчас с помощью атласа, учебника и вашей карты познания
помогите мне дописать письмо домой. У вас на столе лежат листы с
незавершенным текстом. Возьмите их и закончите написания письма.
НЕЗАВЕШЕННОЕ ПИСЬМО (работа 8 мин)
Здравствуй друг! Пишу тебе письмо с далеких краев России. Мы сейчас
плывем по озеру Байкал. Озеро лежит на юге ____________ и простираетсяГлубина озера____________.
с ________на _____ на 620 км в длину и от 24 до 79 км в ширину. Оно
окружено ___________________________________________
_______________________________________________________________
поднимающимися на высоту более 2 тысяч метров над его водой. В центре
озера находиться самый большой остров__________________. А всего в
нем ___________ островов.
Это
действительно самое глубокое озера мира.
Котловина озера
появилась_____________. Спокоен и ласков Байкал при тихой погоде, но
суров, неприступен и опасен во время шторма. Особенно свирепен
ветер_______________. Он дует со скоростью ______________ и сметает
все на своем пути. Всего здесь насчитывается 13 видов ветра. Это
_______________________________________________________________.
Байкал называют колодцем планеты. Вода в нем ____________ и
_____________. На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет. Здесь
обитают редкие виды животных и растений.
Их называют
_______________Это живые организмы, которые нигде больше не
встречаются. Например, это_____________________________________.
Неповторимый животный и растительный мир озера делают его « музеем
живых древностей».
Здесь целебный воздух, хорошая, хорошая база для отдыха. Здесь есть
заповедники, которые созданы на берегах и остовах Байкала, старейшим из
них является ______________________ заповедник. Но есть и проблемы,
они связаны ___________________________________________
_______________________________________________________________.
Сложно будет забыть неповторимую красоту Байкала. Недаром Лев
Семенович Берг назвал Байкал – это уникальное чудо природы во всех
отношениях. (Один ученик читает свое письмо вслух. Учащиеся
подписывают и сдают свою работу на проверку)
YI.Обобщение:
В чем уникальность озера Байкал?
Что такое эндемики?
Каких эндемиков вы сегодня узнали?
Сколько рек впадает в Байкал? Сколько рек вытекает из Байкала?
Как называется самый большой остров озера Байкал?
YII. Рефлексия. На все ли ваши вопросы мы ответили?
С помощью, каких источников информации вы достигли своих целей?
Узнали ли вы чтото новое из нашего урока сегодня о Байкале?
YIII. Домашнее задание: параграф 39. Подготовьте к следующему уроку
рекламу об озере Байкал. Разработайте памятку туристического маршрута.
Небольшой проект «Создание туристической базы».
Итоги. Выставление оценок.