Конспект урока по географии на тему "Озеро Байкал" (8 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Это урок изучения нового материала, очередной в разделе "Природные комплексы России". При подготовке своих уроков я опираюсь на один из ведущих принципов современного образования, заключающийся в том, что не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом, усваивать и находить в ней смысл, применять в жизни. Этот принцип стал основополагающим и при подготовке этого урока. Данный урок с использованием технологии развития критического мышления, что нашло отражение в его структуре и содержании. На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности. Урок содержит большой объем информации.Конспект урока "Озеро Байкал" (8 класс)
Иконка файла материала Озеро Байкал - 922554917.doc
План – конспект урока по географии в 8 классе            Учитель  МБОУ СОШ № 40 Онищук Л.А.          Тема урока « Байкал – жемчужина Сибири» Цель урока: Формирование представлений и знаний  об уникальной природе озера Байкал. Задачи:  Образовательные:   сформировать   представления   и   знания   о   природном комплексе   Байкала,   раскрыть   уникальность   природы   Байкала,   определить особенности   географического   положения,   происхождения,   климата,   вод, животного   мира,   раскрыть   уникальность   природы   Байкала   и   причины уникальности. Развивающие:  Развивать   навыки   работы   с   источниками   географической информации, умение выделять главное из текста учебника, обобщать, делать выводы,   способствовать   самостоятельности   мышления   и   развитию критического   мышления   учащихся,   развивать   познавательный   интерес, развивать умение всесторонне оценивать природные компоненты природного объекта. Воспитательные:   Способствовать   воспитанию   чувства   любви   к   природе, совершенствовать коммуникативные навыки, способствовать экологическому воспитанию учащихся, бережному отношению к природе, повысить интерес к изучению предмета. Оборудование: Физическая карта России, атлас, учебник, мультимедийный проектор. Рабочее   место   ученика:   раздаточный   материал   в   виде   таблицы   для заполнения   в   течение   урока,   учебник,   листы   для   написания   письма   с незавершенным текстом. Тип   урока:   Урок   изучения   и   первичного   закрепления   новых   знаний   с элементами технологии критического мышления. Форма проведения урока:  Игра­ Путешествие по Байкалу.   Предварительная работа: Дать задание ученику подготовить презентацию об эндемиках озера Байкал.Ход урока I.Организационный момент. Прежде чем начать урок, хочу сказать:  «Я рада вас видеть, в хорошем вашем настроении. Сегодня я хочу пригласить вас совершить виртуальное путешествие в один из красивейших уголков нашей огромной страны Сибири. Это место называют жемчужиной Сибири. Чтобы узнать тему нашего урока и определить, какой природный объект может быть жемчужиной Сибири, отгадайте загадку. Древен род его в природе Кличут озером в народе Волны моря плещут в нем Как его мы назовем  Вопрос: Что это за природный объект? ( Байкал) Как будет звучать тема  урока? II.Тема урока:  Откройте тетрадь и запишите тему нашего урока « Байкал­ жемчужина Сибири» (на слайде появляется тема урока и учащиеся пишут в тетрадь тему урока)        III.  Мотивация учебной деятельности: « Кто Байкала не видал, тот в Сибири   не   бывал»,   говорят   сибиряки.  Буряты   Байкал   называют  «  Байгал­ далай», что означает « Байкал­ море», с китайского « Бэй­Хай» ­ « Северное море». А крупный ученый, академик Российской академии Лев Семенович Берг назвал озеро Байкал « Чудом природы во всех отношениях» IY. Актуализация опорных знаний:  Ребята, а что вы знаете о Байкале? У вас на столах лежит карта познаний для заполнения. Возьмите ее.                                   КАРТА ПОЗНАНИЙ Знаю     Хочу знать Узнал изучения   после Подтверждение слов ученогоЗапишите   кратко    в  колонку «  Я  знаю»  то,  что  вы   знаете  о   Байкале. Работают  2­3   мин.,   затем   учащимся   предлагается   прочитать   свою информацию о Байкале вслух. Итак,  ребята много ли мы знаем о Байкале? А   ведь   Байкал   в   1996   году   включен   в   Список     всемирного   наследия ЮНЕСКО, в который внесены 962 объекта из разных стран мира. Байкал – наша гордость, национальное достояние России. В 2008 году Байкал вошел в список 7 чудес России.  Цель нашего  урока – изучить подробнее особенности природы Байкала. В процессе   путешествия   сформировать   представление   об   уникальности озера Байкал. Найти подтверждение словам ученого.   Ребята, какие сведения более подробно вы хотели бы узнать  сегодня на уроке?   Запишите в   колонку « Хочу  знать».  (2 мин)  (Затем учащиеся читают записи, о чем бы они хотели узнать). Ребята называют, а учитель записывает на доске. В результате чего получился план работы на уроке по изучению озера Байкал. А в колонку « Узнал после изучения» вы будете записывать   все   то,   что     вы   сегодня   узнали   на   уроке.   В   4   колонку   вы запишите, в чем же заключается уникальность озера, подтверждение слов Л.С.Берга. Y. Изучение новой темы: Учитель: Ребята, представьте себе, что вы уже на берегу озера и все что увидите, записывайте в тетрадь. Итак, в путь! (показ слайдов на экране об озере   Байкал.   Смотришь   на   озеро   и   замечаешь,   что   цвет   воды   в   нем меняется, то оно кажется голубым, то серо­ стальной, то кажется такой вода черной. Берега крутые. А как красив вечерний закат. А по берегам находятся заповедные леса. Затем   ученик читает стихотворение   Игоря Северянина Я с детства мечтал о Байкале, И вот – я увидел Байкал. Мы плыли, а гребни мелькали, И кедры смотрели со скал.      Я множество разных историй      И песен тогда вспоминал      Про это озерное море,      Про этот священный Байкал.     Самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Работа с текстом учебника и атласом в течение  15 мин. На   доске   записаны   сигнальные   слова:   уникальность,   Байкальская складчатость,    эндемики, прозрачность, Сарма, Ольхон, голомянка,Байкальская   нерпа,  омуль,  15­20  млн. лет,  кедр, лиственница,  1637 метров. 1. Первое, с чего вы должны начать – это характеристика особенностей географического положения Байкала. Для этого используя карту атласа стр.4­5 или  стр. 44­45 и текст учебника стр. 216 ответьте на вопросы:       ­  В какой части России  находиться озеро?  ­  Каково направление протяженности Байкала?  ­  Что означает цифра 620км.?   ­  Чем окружено озеро?  ­ Что означает цифра 1637 м. 2. Происхождение озера.  Откройте  стр. в учебнике 218 и карту атласа стр. 10. ­ Как образовалось озеро? Происхождение озерной котловины? ­ Объясните глубину озера? ­ Возраст Байкала? ­ Что происходит с озером? Какие процессы происходят в зоне разломов земной коры? ­ Сколько островов? Самый большой остров? 3. Особенности воды. В учебнике стр. 217 ­ Какая вода по составу? ­ Главная особенность воды? ­ Благодаря чему вода чистая? ­ За сколько лет обновляется вода? 4. Климат. В учебнике стр. 218 ­ Какая там погода? ­ Почему климат озера суровый? ­ Как называются ветра на Байкале? ­ Самый сильный ветер? С какой скоростью дует? 5. Особенность животного мира. (просмотр презентации) В   процессе   просмотра   презентации   учащиеся   записывают   эндемиков Байкала. Ребята,   а   сейчас   с   помощью   атласа,   учебника   и   вашей   карты   познания помогите   мне   дописать   письмо   домой.   У   вас   на   столе   лежат   листы   с незавершенным текстом. Возьмите их и закончите написания письма.                                      НЕЗАВЕШЕННОЕ ПИСЬМО (работа 8  мин)      Здравствуй друг! Пишу тебе письмо с далеких краев России. Мы сейчас плывем по озеру Байкал. Озеро лежит на юге ____________ и простираетсяГлубина   озера____________. с ________на _____ на 620 км в длину и от 24 до 79 км в ширину. Оно окружено ___________________________________________ _______________________________________________________________ поднимающимися на высоту более 2 тысяч метров над его водой. В центре озера находиться  самый  большой  остров__________________. А всего в нем   ___________   островов.   Это действительно   самое   глубокое   озера   мира.   Котловина   озера появилась_____________. Спокоен и ласков Байкал при тихой погоде, но суров,   неприступен   и   опасен   во   время   шторма.   Особенно   свирепен ветер_______________. Он дует со скоростью ______________ и сметает все   на   своем   пути.   Всего   здесь   насчитывается   13   видов   ветра.   Это _______________________________________________________________. Байкал   называют   колодцем   планеты.   Вода   в   нем   ____________   и _____________. На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет. Здесь обитают   редкие   виды   животных   и   растений.   Их   называют _______________Это   живые   организмы,   которые   нигде   больше   не встречаются. Например, это_____________________________________. Неповторимый животный и растительный мир озера делают его « музеем живых древностей».  Здесь   целебный   воздух,  хорошая,  хорошая   база   для   отдыха.   Здесь   есть заповедники, которые созданы на берегах и остовах Байкала, старейшим из них является ______________________ заповедник.  Но есть и проблемы, они связаны ___________________________________________ _______________________________________________________________. Сложно   будет   забыть   неповторимую   красоту   Байкала.   Недаром   Лев Семенович Берг назвал   Байкал – это уникальное чудо природы во всех отношениях.   (Один   ученик   читает   свое   письмо   вслух.   Учащиеся подписывают и сдают свою работу на проверку) YI.Обобщение: В чем уникальность озера Байкал? Что такое эндемики?  Каких эндемиков вы сегодня узнали? Сколько рек впадает в Байкал? Сколько рек вытекает из Байкала? Как называется самый большой остров озера Байкал?      YII. Рефлексия. На все ли ваши вопросы мы ответили?      С помощью, каких источников информации вы достигли своих целей?      Узнали ли вы что­то новое из нашего урока сегодня о Байкале?      YIII. Домашнее задание:  параграф 39. Подготовьте к следующему уроку  рекламу об озере Байкал.  Разработайте памятку туристического маршрута.  Небольшой проект «Создание туристической базы».      Итоги. Выставление оценок.