Тема урока Урок 5.2. ПОЛОВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ (§ 4) |
||||||||||||||||||||||
Тип урока / вид деятельности: Комбинированный урок / частично-поисковая, практическая |
||||||||||||||||||||||
Дата урока |
||||||||||||||||||||||
Образовательные ресурсы: учебник, атлас, пкм, презентация |
||||||||||||||||||||||
План урока: 1. Половой состав населения мира. 2. Возрастной состав населения планеты. 3. Трудовые ресурсы мира и экономически активное население. |
Опорные знания 1. Особенности занятости населения разных материков. 2. Половозрастной состав населения России. 3. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. |
|||||||||||||||||||||
Цель урока: Формирование знаний об основных критериях анализа структуры населения, особенностях возрастного состава населения, его трудоспособной части, структуре занятости. |
||||||||||||||||||||||
Задачи: 1. Познакомить школьников с критериями анализа состава населения планеты. 2. Сформировать знания об особенностях полового и возрастного состава населения планеты. 3. Усвоить знания об особенностях трудовых ресурсов населения мира. 4. Продолжить развитие умения работать с различными источниками географической информации. 5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока. |
||||||||||||||||||||||
Формы и методы обучения: индивидуальная, групповая, коллективная |
||||||||||||||||||||||
Понятия и термины: Половой состав населения, возрастной состав населения, половозрастная пирамида, трудовые ресурсы, экономически активное население. |
||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты обучения (в соответствии с ФГОС) |
личностные |
Осознание целостности мира, значимости и общности демографических проблем человечества; сформированность собственных мировоззренческих позиций; наличие опыта разрешения проблемных ситуаций; владение толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения |
||||||||||||||||||||
метапредметные |
Познавательные УУД: использовать различные источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, в том числе для принятия решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации о половозрастном составе населения и трудовых ресурсах. Регулятивные УУД: планировать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; использовать полученные компетенции по определению качества жизни в практической деятельности. Коммуникативные УУД: использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей |
|||||||||||||||||||||
предметные |
Владеть географическим мышлением для определения географических аспектов возрастного состава населения, его трудоспособной части, системой комплексных социально ориентированных географических знаний о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; объяснять особенности состава населения, специфику половозрастных пирамид для разных стран; определять специфику населения страны по имеющейся половозрастной пирамиде |
|||||||||||||||||||||
Организационная структура урока |
||||||||||||||||||||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
|||||||||||||||||||
Орг. момент |
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
|
|||||||||||||||||||
Проверка д/з |
1) Тест по вариантам + задание из ВПР по теме «Население» 2) Пересказ. |
Выполняют задания ответы ВПР 1) 1 — А.4 — Б.3 — В. 2)5 — А. 4 — Б. 1 — В. Ответы тест в.1) 1б, 2а,3.а,4г,5г,6г, 7 вге,8бвга,9а-2,4,б-1,3;10 Китай. 2в) 1г,2б,3а34б,5…6.1да,2да,3нет,4нет,5нет |
|
|||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
На экране представлены анаграммы из определений прошлых уроков. Слайд 2. Необходимо правильно расставить слова в определении и записать понятия, зашифрованные в анаграмме. Фронтальная работа, определяют понятия. Взаимопроверка. Анализируют результаты работы. Определяют, насколько сложной и почему была работа. Задание:
Вспомните с. 29 |
Отвечают на вопросы
|
|
|||||||||||||||||||
Изучение нового материала |
Подготовка к восприятию материала. Слушают преподавателя. Просматривают видеофрагмент. Слайд 4. В.Познер. Мир, сокращенный до 100 человек. Определяют тему урока. Записывают ее в тетрадь. Слайд 5. Определяют учебные вопросы урока. Знакомятся с планом урока. Слайд 6. Проблемный вопрос Какие факторы влияют на половозрастной состав населения страны? Вы узнаете с. 29 Прочитайте пункт 1 и 2 с 30 - 32 составьте схему структура населения мира.
При анализе возрастного состава населения принято выделять три основные возрастные группы: дети (0-14 лет); взрослые (15-64 года); пожилые (65 лет и старше). Слайд 8. Известно, что при рождении на 100 девочек приходится 105-106 мальчиков. Однако, уже к фертильному (детородному) возрасту численность мужчин и женщин выравнивается. Опасные профессии, участие в войнах, вредные привычки - эти факторы приводят к увеличению мужской смертности в старших возрастах. Поэтому в возрастной группе старше 40 лет преобладают женщины. Не забывайте и о том, что женщины отличаются и более выраженным самосохранительным поведением, что связано с заботой о семье и доме, ответственностью за ребенка. Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития. Факторы региональных различий. Слайд 10. Отвечают на вопросы:
Слайд 11. Слайд 12. Сопоставляют гистограммы распределения населения стран по возрасту.
Слайд 13. Слайд 14. В мире к экономически активному относится около 45% всего населения, причем в странах Зарубежной Европы, Северной Америки, России этот показатель составляет 48- 50%, а в странах Азии, Африки, Латинской Америки - 35-40%. Это связано с уровнем занятости женщин в общественном производстве и долей детей в возрастной структуре населения. Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими (детьми и пожилыми) называется демографической нагрузкой. Демографическая нагрузка в мире составляет в среднем 70% (то есть 70 неработающих на 100 трудоспособных), в развитых странах - 45- 50%, в развивающихся - до 100%. Слайд 15. Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту Сопоставляют карту рождаемости и смертности с результатами таблицы. Делают вывод о влиянии демографических и социальных процессов на гендерную структур населения мира. Вы воды обсуждают в тетрадь. 1. Возрастная структура в странах с различным типом воспроизводства населения имеет свои особенности. В странах с первым типом воспроизводства доля детей не превышает 22-25%, тогда как доля людей пожилого возраста составляет 15-20% и имеет тенденцию к увеличению в связи с общим "старением" населения в этих странах. В странах со вторым типом воспроизводства населения доля детей достаточно высока. В среднем она составляет 40-45%, а в отдельных странах уже превышает 50% (Кения, Ливия, Ботсвана). Доля пожилого населения в этих странах не превышает 5-6%. 2. Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую - трудовые ресурсы, которые в разных странах оцениваются по-разному. Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения, реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере. 3. Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на 20-30 млн. превышает численность женщин. В среднем на 100 девочек рождается 104-107 мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны. Преобладание женщин имеет место примерно в половине всех стран мира. Наиболее ярко оно проявляется в Европе, что связано с большей продолжительностью жизни женщин в этих странах, а также большими потерями мужского населения в периоды мировых войн. Различно соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах. Так, наибольший перевес мужского населения во всех регионах мира наблюдается в возрастной группе до 14 лет. Среди пожилых людей во всем мире преобладают женщины. Типы половозрастных пирамид. Слайд 16. Для графического анализа возрастной и половой структуры населения используются половозрастные пирамиды, имеющие вид столбиковой диаграммы. Для каждой страны пирамида имеет свои особенности. В целом для пирамиды стран с первым типом воспроизводства населения характерно неширокое основание (низкая доля детей) и достаточно широкая вершина (высокая доля пожилых). Для пирамиды развивающихся стран, напротив, характерно очень широкое основание и узкий верх. Соотношение мужчин и женщин (левая и правая стороны пирамиды) не имеет столь существенных различий, однако преобладание мужского населения в ранних возрастах, а женского в пожилых - заметно. |
Отвечают на вопросы. Составляют схему видов структур в тетради.
Сопоставляют карты на с. 22-23 в атласе. Выявляют группы стран, где преобладают женщины и население более старшего поколения; страны где преобладают трудоспособные с равенством между мужчинами и женщинами; страны, где резко преобладают мужчины, а структура населения отличается молодостью. Выявляют географическую закономерность и записывают ее в тетрадь. В экономически развитых странах преобладают женщины, а в развивающихся странах - мужчины. Женщин больше в странах Европы, СНГ, Северной Америке и Аргентине. Мужчины преобладают в исламских странах Азии и Африки, Китае. В Центральной и Южной Африке, Австралии и Латинской Америке численность мужчин и женщин примерно равная. Отвечают на вопросы Выявляют и записывают географическую закономерность: в странах 1 типа воспроизводства преобладает население старших возрастов, а в странах второго типа воспроизводства увеличена доля детей и подростков. Знакомятся с понятием демографической нагрузки и ЭАН (экономически активного населения).
Работают со статистической таблицей. Заполняют систематизирующую таблицу.
Знакомятся с понятием половозрастная пирамида. Устанавливают форму пирамид для различного типа стран по уровню социально-экономического развития. Заполняют пропуске в схеме.
|
|
|||||||||||||||||||
Первичное осмысление и закрепление |
Т. П. Сравнение половозрастных пирамид К. п. приложение
|
Выполняют практикумы |
|
|||||||||||||||||||
Итоги урока. Рефлексия
|
Вопросы на репродукцию знаний 1. Мужское или женское население преобладает в мире. 2. Какие возрастные группы населения выделяют? 3. Каково возрастное соотношение населения в мире? 4. Что можно узнать по половозрастной пирамиде? 5. Каковы особенности трудовых ресурсов мира? Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний 1. Почему соотношение мужского и женского населения в разных странах различно? 2. Какие факторы влияют на возрастную структуру населения? 3. В чём отличие половозрастной пирамиды развитых и развивающихся стран? 4. Какое понятие шире: «трудовые ресурсы» или «экономически активное население»? |
Отвечают на вопросы |
|
|||||||||||||||||||
Д /з |
§ 4 пересказ, учить определения. Краткие сообщения и презентации (по выбору) на темы: "Символы мировых религий", "Культура народа мира" (на примере одного народа по выбору - ирландцы, французы, поляки, инки, зулу, масаи, берберы, австралийцы).
|
Записывают д/з |
|
|||||||||||||||||||
Ключи к тесту: 1-А, 2-А, 3-Г, 4-В, 5-А, 6-Б, 7-Г, 8-Б.
§ 3, ЧИСЛЕННОСТЬ И ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ МИРА Тестовые задания в 1
1. Наука, изучающая динамику численности населения, называется: а) антропологией б) демографией в) социологией г) этнографией
2. Современный тип воспроизводства характерен для: а) Австралии Б) Аргентины в) Индии г) ЮАР
3.Наибольшие темпы роста численности населения характерны для: а) Камеруна б) Канады в) Новой Зеландии г) Японии
4. Показатель естественного прироста населения, какой из перечисленных стран наиболее близок к уровню «демографического взрыва»? а) Мексика б) Бразилия в) Россия г) Нигерия
5. Наибольший естественный прирост населения характерен для: а) Восточной Европы б)Западной Европы в) Латинской Америки г) Центральной Африки
6. Верны ли следующие утверждения?
1) Современный тип воспроизводства населения характерен для большинства стран современного мира.
2) В настоящее время численность населения Земли приближается к шести миллиардам.
а) верно только 1-е утверждение б) верно только 2-е утверждение в) верны оба утверждения
г) оба утверждения ошибочны
7. Для каких трёх из перечисленных стран характерен традиционный или переходный типы воспроизводства?
а) Германия б) Испания в) Китай г) Мексика д) США е) Турция
8. Расположите перечисленные регионы в порядке убывания в них естественного прироста населения, начиная с наибольшего. а) Австралия б) Африка в) Латинская Америка г) Северная Америка
9. Установите соответствие между страной и характерным для неё типом воспроизводства населения.
СТРАНА ТИП ВОСПРОИЗВОДСТВА
1) Австралия а) первый
2) Бразилия б) второй
3) Канада
4) ЮАР
10. Определите страну по её краткому описанию.
Это одно из древнейших государств Земли расположено на востоке Азии. Оно входит в пятёрку крупнейших стран по площади и занимает первое место в мире по численности населения. Страна является унитарным государством с республиканской формой правления. Она входит в группу стран с переходной экономикой.
§ 3, ЧИСЛЕННОСТЬ И ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ МИРА Тестовые задания в 1
1. Наука, изучающая динамику численности населения, называется: а) антропологией б) демографией в) социологией г) этнографией
2. Современный тип воспроизводства характерен для: а) Австралии Б) Аргентины в) Индии г) ЮАР
3.Наибольшие темпы роста численности населения характерны для: а) Камеруна б) Канады в) Новой Зеландии г) Японии
4. Показатель естественного прироста населения, какой из перечисленных стран наиболее близок к уровню «демографического взрыва»? а) Мексика б) Бразилия в) Россия г) Нигерия
5. Наибольший естественный прирост населения характерен для: а) Восточной Европы б)Западной Европы в) Латинской Америки г) Центральной Африки
6. Верны ли следующие утверждения?
1) Современный тип воспроизводства населения характерен для большинства стран современного мира.
2) В настоящее время численность населения Земли приближается к шести миллиардам.
а) верно только 1-е утверждение б) верно только 2-е утверждение в) верны оба утверждения
г) оба утверждения ошибочны
7. Для каких трёх из перечисленных стран характерен традиционный или переходный типы воспроизводства?
а) Германия б) Испания в) Китай г) Мексика д) США е) Турция
8. Расположите перечисленные регионы в порядке убывания в них естественного прироста населения, начиная с наибольшего. а) Австралия б) Африка в) Латинская Америка г) Северная Америка
9. Установите соответствие между страной и характерным для неё типом воспроизводства населения.
СТРАНА ТИП ВОСПРОИЗВОДСТВА
1) Австралия а) первый
2) Бразилия б) второй
3) Канада
4) ЮАР
10. Определите страну по её краткому описанию.
Это одно из древнейших государств Земли расположено на востоке Азии. Оно входит в пятёрку крупнейших стран по площади и занимает первое место в мире по численности населения. Страна является унитарным государством с республиканской формой правления. Она входит в группу стран с переходной экономикой.
Задания 8. Население и хозяйство России и мира (ВПР)
1. Задание Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетания) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выпишите букву и соответствующую ей цифру
В Восточной Европе стремительно сокращается численность населения
По состоянию на 2015 год в Восточной Европе было зафиксировано 292 миллиона жителей. Это на 18 миллионов меньше, чем в начале 90-х годов. Восточные европейцы уезжали в Западную Европу, вдохновлённые возможностью заработать больше и жить лучше. То есть одной из причин сокращения численности населения стала
_________(А) из Восточной Европы. К примеру, поляки, латвийцы и литовцы чаще всего уезжали в Великобританию и Ирландию. Эстонцы – в Финляндию; румыны – в Италию и Испанию. В последнее время популярной стала _________(Б) в Норвегию. Другая причина сокращения населения – это уменьшение _________(В).
Экономическая и политическая неопределённость в постсоветскую эпоху сильно повлияла на естественный прирост в совокупности с отсутствием адекватной системы социального обеспечения.
Список слов (словосочетаний): 1) эмиграция 2) урбанизация 3) рождаемость 4) иммиграция 5) смертность 6) экономическая интеграция
2. Задание Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выпишите букву и соответствующую ей цифру. Проблема сокращения населения
Существует проблема сокращения населения не только в общенациональном масштабе, но и в локальном. Для Японии она выглядит следующим образом: население Токио и других крупных городов стремительно растёт, а __________(А) также, как и в других восточноазиатских странах, уменьшается за счёт низкой __________(Б) и __________(B) в города. В Китае тоже всё больше деревень, в которых живут исключительно старики.
Список слов (словосочетаний): 1) миграция 2) урбанизация 3) смертность 4) рождаемость 5) сельское население
6) городское население
Задания 8. Население и хозяйство России и мира (ВПР)
1. Задание Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетания) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выпишите букву и соответствующую ей цифру
В Восточной Европе стремительно сокращается численность населения
По состоянию на 2015 год в Восточной Европе было зафиксировано 292 миллиона жителей. Это на 18 миллионов меньше, чем в начале 90-х годов. Восточные европейцы уезжали в Западную Европу, вдохновлённые возможностью заработать больше и жить лучше. То есть одной из причин сокращения численности населения стала
_________(А) из Восточной Европы. К примеру, поляки, латвийцы и литовцы чаще всего уезжали в Великобританию и Ирландию. Эстонцы – в Финляндию; румыны – в Италию и Испанию. В последнее время популярной стала _________(Б) в Норвегию. Другая причина сокращения населения – это уменьшение _________(В).
Экономическая и политическая неопределённость в постсоветскую эпоху сильно повлияла на естественный прирост в совокупности с отсутствием адекватной системы социального обеспечения.
Список слов (словосочетаний): 1) эмиграция 2) урбанизация 3) рождаемость 4) иммиграция 5) смертность 6) экономическая интеграция
2. Задание Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выпишите букву и соответствующую ей цифру. Проблема сокращения населения
Существует проблема сокращения населения не только в общенациональном масштабе, но и в локальном. Для Японии она выглядит следующим образом: население Токио и других крупных городов стремительно растёт, а __________(А) также, как и в других восточноазиатских странах, уменьшается за счёт низкой __________(Б) и __________(B) в города. В Китае тоже всё больше деревень, в которых живут исключительно старики.
Список слов (словосочетаний): 1) миграция 2) урбанизация 3) смертность 4) рождаемость 5) сельское население
6) городское население
ВПР Население 2
1. От уровня экономического развития стран зависят многие особенности их населения.
Установите соответствие между страной и характерной особенностью её населения: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СТРАНА |
ОСОБЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ |
А) Германия |
1) Высокая (более 30%) доля детей и подростков в общей численности населения |
Б) Кения |
2) Высокая (более 75 лет) средняя продолжительность жизни |
В) Ангола
|
2. От уровня экономического развития стран зависят многие особенности их населения.
Установите соответствие между страной и характерной особенностью её населения: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СТРАНА |
ОСОБЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ |
А) Афганистан |
1) Высокая (более 30%) доля детей и подростков в общей численности населения |
Б) Южная Корея |
2) Высокая (более 75 лет) средняя продолжительность жизни |
В) Норвегия |
3. От уровня экономического развития стран зависят многие особенности их населения.
Установите соответствие между страной и характерной особенностью её населения: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СТРАНА |
ОСОБЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ |
А) Франция |
1) Характерна миграция рабочей силы в другие страны (эмиграция) |
Б) Сомали |
2) Характерна нелегальная иммиграция из других стран |
В) Нигер |
ВПР Население 2
1. От уровня экономического развития стран зависят многие особенности их населения.
Установите соответствие между страной и характерной особенностью её населения: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СТРАНА |
ОСОБЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ |
А) Германия |
1) Высокая (более 30%) доля детей и подростков в общей численности населения |
Б) Кения |
2) Высокая (более 75 лет) средняя продолжительность жизни |
В) Ангола
|
2. От уровня экономического развития стран зависят многие особенности их населения.
Установите соответствие между страной и характерной особенностью её населения: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СТРАНА |
ОСОБЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ |
А) Афганистан |
1) Высокая (более 30%) доля детей и подростков в общей численности населения |
Б) Южная Корея |
2) Высокая (более 75 лет) средняя продолжительность жизни |
В) Норвегия |
3. От уровня экономического развития стран зависят многие особенности их населения.
Установите соответствие между страной и характерной особенностью её населения: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СТРАНА |
ОСОБЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ |
А) Франция |
1) Характерна миграция рабочей силы в другие страны (эмиграция) |
Б) Сомали |
2) Характерна нелегальная иммиграция из других стран |
В) Нигер |
§ 3, ЧИСЛЕННОСТЬ И ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ МИРА Тестовые задания в 2
1. Какая из приведённых демографических формул характерна для стран со вторым типом воспроизводства населения?
а) 16 - 9 = 7; б) 16 - 8 = 8 в) 31-12 = 19; г) 8 -7 = 1.
2. Для какого из перечисленных регионов характерен наибольший естественный прирост населения?
а) Латинская Америка; б) Центральная Африка; в) Западная Европа; г) Северная Америка.
3. Близкий к нулю естественный прирост населения характерен для стран:
а) Зарубежной Европы; б) Северной Америки; в) Зарубежной Азии; г) Северной Африки.
4. Какой из списков стран, расположенных в определённом порядке, правильный? (Принцип подбора стран определите сами.)
а) США, Ирландия, Папуа — Новая Гвинея; б) Индонезия, США, Индия, Китай; в) Китай, Индия, Россия, США; г) Китай, Индия, Бразилия, США.
5. Дайте определение понятий.
Естественный прирост населения, Воспроизводство населения, Демографическая политика
6. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет
1. Разница между рождаемостью и смертностью называется естественным приростом населения
2. Отрицательный естественный прирост называют естественной убылью населения
3. В настоящее время численность населения планеты приближается к шести миллиардам
4. Современный тип воспроизводства населения характерен для большинства стран современного мира
5. К числу крупнейших по численности населения стран мира относится Бангладеш
7. Рассчитайте показатели естественного прироста и определите, какой из трёх стран каждый из них может соответствовать. Р=120000 С=110000 ЧН = 10 млн. чел П ЕП=?/
Р= 190000 С=40000 ЧН =5 млн.чел. П ЕП =?
Р=19000 С=4000 ЧН= 1 млн. чел. П ЕП =?
Перу__________ Зимбабве _____________ Франция ___________
§ 3, ЧИСЛЕННОСТЬ И ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ МИРА Тестовые задания в 2
1. Какая из приведённых демографических формул характерна для стран со вторым типом воспроизводства населения?
а) 16 - 9 = 7; б) 16 - 8 = 8 в) 31-12 = 19; г) 8 -7 = 1.
2. Для какого из перечисленных регионов характерен наибольший естественный прирост населения?
а) Латинская Америка; б) Центральная Африка; в) Западная Европа; г) Северная Америка.
3. Близкий к нулю естественный прирост населения характерен для стран:
а) Зарубежной Европы; б) Северной Америки; в) Зарубежной Азии; г) Северной Африки.
4. Какой из списков стран, расположенных в определённом порядке, правильный? (Принцип подбора стран определите сами.)
а) США, Ирландия, Папуа — Новая Гвинея; б) Индонезия, США, Индия, Китай; в) Китай, Индия, Россия, США; г) Китай, Индия, Бразилия, США.
5. Дайте определение понятий.
Естественный прирост населения, Воспроизводство населения, Демографическая политика
6. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет
1. Разница между рождаемостью и смертностью называется естественным приростом населения
2. Отрицательный естественный прирост называют естественной убылью населения
3. В настоящее время численность населения планеты приближается к шести миллиардам
4. Современный тип воспроизводства населения характерен для большинства стран современного мира
5. К числу крупнейших по численности населения стран мира относится Бангладеш
7. Рассчитайте показатели естественного прироста и определите, какой из трёх стран каждый из них может соответствовать. Р=120000 С=110000 ЧН = 10 млн. чел П ЕП=?/
Р= 190000 С=40000 ЧН =5 млн.чел. П ЕП =?
Р=19000 С=4000 ЧН= 1 млн. чел. П ЕП =?
Перу__________ Зимбабве _____________ Франция ___________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.