Конспект урока по географии на тему "Реки России.Волга" ( 8 класс, география)
Оценка 4.8

Конспект урока по географии на тему "Реки России.Волга" ( 8 класс, география)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география
8 кл—11 кл +1
30.04.2018
Конспект урока по географии на тему "Реки России.Волга" ( 8 класс, география)
Данный урок является бинарным ( география+ литература), нестандартная форма обучения по реализации межпредметных и метапредметных связей. Уроки ( их два) проводят два учителя- географии и литературы. Урок предполагает не только очень серьезную подготовку учителей, но и самих учащихся ( пишут рефераты, материал которых используется в процессе проведения урока).Конспект бинарного урока по географии России, 8 класс. Тема урока : " Реки России. Волга"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕГРАФИИ РОССИИ.docx
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕГРАФИИ РОССИИ, 8 КЛАСС ТЕМА: РЕКИ РОССИИ. ВОЛГА. Цели урока: создание условий для личностного развития учащихся. Задачи: Образовательная: обобщение и систематизация знаний по теме” Внутренние воды. Реки” Развивающая: развитие навыков самостоятельной работы по написанию реферата по заданному плану Воспитательная(личностная): воспитание чувства уважения к национальной святыне русского народа через создание яркого, эмоционального образа реки Волги. Оборудование: 1. Физическая карта РФ 2. Физическая карта “ Bосточно – Европейская равнина” 3. Музыкальный видеофильм о Волге 4. Тексты песен” Течет река Волга”, “ Есть на Волге утес…” 5. Картины русских художников И. Репина, И. Левитана “ Бурлаки на Волге”, “ Половодье” 6. Рефераты учащихся Ход урока: 1. Вступительное слово учителя. Река – одно из самых удивительных, прекрасных, необходимых для жизни человека явлений природы. В самом деле, какой бы отрасли хозяйства мы не коснулись, будь то тяжелая промышленость или с/х, добыча и переработка полезных ископаемых, разработка леса, производство продуктов питания, наконец, просто отдых – без реки обойтись невозможно. Даже заглянув в очень далекое прошлое, мы увидим, что почти все человеческие поселения возникали на берегах рек. Река соединяла людей. Она служила самым лучшим транспортным путем, когда не было не только воздушного, но и ж/д транспорта. В то же время река была защитой, барьером, охранявшим жителей от внезапного нападения. С давних пор на реках устанавливали водяные мельницы и мололи зерно… Без рек нельзя представить себе переброску миллионов метров кубических древесины. Значительно позднее на реки легла еще одна грандиозная нагрузка - вода стала вырабатывать эл. энергию. Нельзя забывать и о рыбных богатствах рек. А неповторимая красота каждой реки, и очень большой, и самой маленькой! Нет такой меры, чтобы измерить радость, приносимую общением с рекой. Наш урок сегодня посвящен не просто реке страны. А реке, которая является символом великого народа. И называют ее не иначе, как “ великая река”. Запишем тему урока. Открываем физическую карты страны в атласе. Задание: показать реку Волгу по двум настенным картам – на физической карте страны и на физической карте Русской равнины. Учитель вызывает 2 учеников для показа реки. Обращается внимание на план урока, который написан на доске. Данный план соответствует плану реферата, который написал каждый ученик, готовясь у уроку. План: 1. Великая река. 2. Река – красавица. 3. Река – труженица. 4. Печаль реки. 5. Знаменитые “ волгари”. Вопрос учащимся: почему река занимает особое место в жизни русского народа? Слушаем сообщения товарищей, после чего отвечаем на вопрос. Материал для сообщений: “ Волга – великая русская река, занимает особое место в жизни страны. На протяжении многих столетий она была матерью – кормилицей, свидетельницей тяжелой борьбы народов за лучшую долю. Волга и ее берега издавна привлекали к себе население. Представить себе Россию без Волги немыслимо. Истоки этого феномена, конечно же не только в том, что Волга – самая большая река в Европе – пересекает Русскую равнину с севера до Каспийского моря на протяжении 3, 5 тыс. км. Земли, с которых собирает свои воды Волга, раскинулись от Урала на востоке до Минско – Смоленской и Валдайской возвышенностей на западе. Бассейн реки ( повторяем определение) занимает ¼ территории европейской части России. Это огромная, разноликая и многоголосая земля. В Европе нет государства, равного по территории хотя бы половине бассейна реки. Исторические судьбы этой реки необычайны. Волга и ее берега издавна привлекали к себе население. Об этом свидетельствуют многочисленные остатки древних поселений; одно из них находится у села Булгары в Татарстане, где сохранились развалины бывшей столицы волжских болгар – города Великий Булгар. А в нижнем Поволжье, недалеко от Волгограда и Астрахани можно увидеть остатки бывших столиц западной Орды – Итиль и Сарай. Освободившись от татаро – монгольского ига, Русское государство в своем хозяйственном развитии остро нуждалось в надежных внешних связях как с западными, так и с восточными странами. Ключом всей восточной торговли была волга. Она привлекала разнообразными природными богатствами – рыбой, солью, плодородными землями.” Учащиеся отвечают на вопрос. Запись в тетради: 1) самая большая река в Европе 2) длина реки = 3531 км 3) S бассейна = ¼ S европ. части РФ 4) впадает 2600 рек 5) заселение древнерусского государства шло благодаря реке 6) ведущая роль в установлении торговых связей с западными и восточными государствами. Учитель: Какие названия река имела в древности? (Ра, Итиль или Этиль) Красавица народная, Как море полноводная, Как Родина свободная, Широка, глубока, сильна… Как любовно называют реку в народе? ( матерь рек русских, Волга – матушка). О ней слагают песни, сказания, легенды. Учащиеся читают стихи. О, как ты сердцу дорога, Текущая сквозь годы! Возвышенные берега. Взволнованные воды. Величие твоих трудов – Судьбы твоей основа. Бессмертье старых городов И вдохновение новых. И сквозь столетья – светлый путь. И ярость грозных споров. И гибель тех, кто посягнуть Посмел на синь просторов. И тишина . И гул работ. И песня вдаль идущих. И синих плесков поворот К сиянью дней грядущих. Вольна, безбрежно широка, Несешь бессонно грузы, Как бы в грядущие века Распахивая шлюзы. Учитель: переходим ко второму пункту плана. Звучит отрывок песни “ Из далека – долго течет река Волга…” Вопросы учащимся: где находится исток реки? ( на Валдайской возвышенности, расположенной к с-з от Москвы.) Место зарождения великой реки имеет высоту? ( 224 м над уровнем моря) . На севере какой области? ( Тверской) . Вблизи озера…. ( Селигер) есть деревушка… ( Волговерховье) . Названа она не случайно. Недалеко отсюда стоит расписной бревенчатый домик. В нем есть колодец, в таинственной глубине которого бьется ключ. Просмотр слайдов… Ученик читает стихотворение. Вот отсюда, именно отсюда, Из глубин лесного родника Вытекает голубое чудо – Русская великая река. Легкий дом, как девичья светелка. Вяз, ольшаник, сумрачная ель. Стойте, люди! Здесь родилась Волга, Здесь ее и долг и колыбель. Учитель: ( работа с картой) Ручей течет по зеленой низине, а пройдя через несколько озер, становится все шире и глубже, набирая силу. Выше города Ржева много порогов, затем пороги исчезают. Ниже г. Твери Волга становится мощной судоходной рекой. От Казани поворачивает к югу. Почему? (здесь расположены предгорья Урала). Ниже Ульяновска река делает излучину. Объясните ( Огибает Жигулевские горы, абсолютная высота высшей точки 375 м). Река имеет ответвление, которое отходит от русла выше города Волгограда и течет параллельно основному руслу 500 км. Назовите ( река Ахтуба). Показ по карте. При впадении Волга образует обширнейшую… (дельту), состоящую из… ( 500 рукавов). Волга ежегодно приносит в Каспийское море… ( 254 км. кубических воды). Учитель обращает внимание на доску… ( запись в два столбика) Тверца Молога Шексна Кострома Унжа Ветлуга Кама Вопросы: 1. Что написано на доске? ( притоки Волги) Ока Сура Свияга 2. Почему в два столбика? (в левом столбике – левые Самара Большой Иргиз притоки, в правом – правые) Задание: Найти притоки на карте атласа, а затем показать по настенной карте. Вопрос учащимся: от чего зависит жизнь реки? ( от рельефа и климата) Что зависит от рельефа? ( направление течения, характер течения, падение, уклон) Практическая работа. Вычислить падение и уклон реки. Предполагаемый ответ учеников: падение - превышение истока над устьем. 224м – (-28м) =252 м. Уклон находим по формуле: падение, деленное на длину реки. 0,07 м на км. Равнинная река, т.к. падение и уклон небольшие. Вопросы учащимся: 1. как жизнь реки зависит от климата? ( питание, режим, ледовый покров) 3. Какое питание у реки? (смешанное ) Запись в тетради: 60% - таяние снегов, 30% - грунтовые воды, 10% - дождевое питание. Замерзает Волга в верхнем и среднем течении в конце ноября, в нижнем – в начале декабря. Ученики читают стихотворения. О, богатырская река! Мне по душе характер твой. На немощь смотришь свысока, Дробишь гранит береговой. Грома лелея, Нежа тишь, Бурлишь, Соперница морей, Под шум широких волн растишь Широкоплечих волгарей… Волга, необъятная, родная, Песенная русская река. Глянешь – ни конца ей и ни края, В синей дымке тонут берега… Волга – Волга, труженица Волга! Мимо баржи нефтеналивной Проплывет, белея, долго – долго, Теплоход, как яркий свет дневной… Учитель: Итак, третий пункт плана. “ Река – труженица”. Как человек использует реку? Что дает Волга? Ответы: 1) рыбные богатства, в первую очередь – осетровые ( стерлядь, осетр, белуга, севрюга) 2) построены гидросооружения. Цель: улучшение условий судоходства и получение эл. энергии. Задание. Пользуясь экономической картой, найти и назвать каскад ГЭС, построенных на Волге. 1.Иваньковская 5. Чебоксарская 9. Волгоградская 2. Угличская 6. Нижнекамская 3.Рыбинская 7. Волжская 4. Нижегородская 8. Саратовская 9 ГЭС на одной реке! 9 водохранилищ ( вспомнить термин “ водохранилище”) Творческая работа. Назвать плюсы и минусы строительства такого количества электростанций на Волге. Дать время на обдумывание. Вопросы: Какие результаты более значительны? Оправдано ли строительство водохранилищ на равнинных реках? Ответы учащихся. Вывод: более значительны отрицательные результаты. Строительство ГЭС на равнинных реках не оправдано. В бассейне Волги проживает примерно 60 тыс. человек. Назвать крупные города ( работа с картой) -Саратов, Астрахань, Н. Новгород, Волгоград, Самара, Ульяновск, Ярославль, Тверь. 3) отдых, туризм. 4) орошение полей. 5) судоходство. Транспортная артерия страны. Назовите каналы, соединяющие Волгу с другими реками ( канал им. Москвы, Волго- Балтийский, Волго – Донской ). Учитель: четвертый пункт плана. “ Печаль реки”. Задание: пользуясь текстом своего реферата, расскажите или зачитайте материал об экологических проблемах волжского бассейна и самой реки. 1. Строительство ГЭС: Затоплено 20 тыс. км квадратных земель, 96 городов и пгт ( среди них Молога, Мышкин, Ставрополь). Замедлилось течение реки, исчезло 50 тыс. притоков, пришли в движение грунты на тыс. км окрест ( оползни). Потеряно 5 млн. га земель; гибнет рыба под плотинами, повсеместно отмечена заболеваемость рыб. Создан Дарвинский заповедник ( найти и показать на карте) для изучения результатов вмешательства человека. Нынешнее состояние Волги очень метко охарактеризовал писатель Распутин: “ Чей стон раздается над великою русской рекой? То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперек, больная, с рассольной водой, перетянутая плотинами ГЭС, распухшая от водохранилищ, с убывающим год от года знаменитым рыбным богатством. Глядя на Волгу, особенно хорошо понимаешь цену нашей цивилизации, тех благ, которыми человека заманили, как неразумное дите, заменив ему радость бытия радостью экологических побед и поражений.” 2.Загрязнение реки. 3. В период с 1965 по 1984 гг. в бассейне Волги произведено 27 ядерных взрывов ( глубина 1000 м). Деформировались горные породы. При запуске одной ракеты в воздух выбрасывается 10 т серной кислоты. А таких запусков на полигоне Капустин Яр произведено не менее 1000. Вывод? Нужна срочная национальная программа. Экологическая катастрофа в Волжско – Каспийском бассейне неминуема, если не предпринять энергичных мер по спасению Волги. Если мы не сохраним Волгу, сокровище нации и государства, то потеряем не только ее, но и нравственную мощь русского народа. Мы не можем себе это позволить. 5. Викторина “ Знаменитые волгари”. 1. Праздничные волжские пейзажи И.И. Левитана – певца, поэта в живописи природы, гениального художника с острым зрением и тонким слухом. Его “художественная скрипка” пропела и музыкально воспроизвела особые тончайшие состояния природы, незабываемую красоту скромных волжских просторов, свежее дуновение ветра в раздутых парусах пароходов, глубину, безбрежность вселенной после грозы.( просмотр слайдов) Другая реалистическая манера у художника – передвижника И.Е. Репина. ( заранее дается задание ученикам подготовить рассказ по картине “ Бурлаки на Волге”). 2. Чтение стихотворения А. Н. Некрасова “ О, Волга, колыбель моя…” 3. Викторина” Кто из великих людей с гордостью мог назвать себя волгарем? Вопросы: 1. Надеясь найти счастливчика, семь мужиков у многих гостей ярмарки выпытывали… что? Ответьте заглавием поэмы А.Н. Некрасова (6) 2. Какому писателю, историку, журналисту в середине 19 в. поставлен памятник в Cимбирске? Его 12 – томный труд “ Истории Государства Российского” А.С. Пушкин назвал “подвигом честного человека”. О ком речь? (8) 3. Cцены пьес этого драматурга – на берегах Волги. После написания какой драмы 7 волжских городов спорили, не у них ли подсмотрены события, герои и обычаи Калинова? Кто создал пьесу после поездки от истоков реки до Нижнего Новгорода? (9) 4. “ Не может быть на земле столь ласковых красивых мест, каковы вот эти тихие берега реки…”. Кому принадлежат эти слова? (1) Кто из великих людей учился в Казанском университете? (2) 5. 6. Кто из великих волгарей, воспевших быт, нравы Поволжья в своей дилогии “ В лесах” и “ На горах”, взял псевдоним от названия улицы Печерской в родном Нижнем Новгороде? (4) 7. Какой выходец из саратовского поместья стал” бунтовщиком пострашнее Пугачева” после написания книги “ Путешествие из Петербурга в Москву? (10) 8. Он подарил нам сказку птичницы Пелагеи “ Аленький цветочек” и автобиографическую повесть “ Детские годы багрова – внука”? (3) 9. Кто из столичной духоты вырвался на Волгу, десять лет служил управляющим Нижегородской конторы и здесь собрал на ярмарках несметные сокровища – 180 тетрадей “ Пословиц русского народа”? (5) Ответы: ( написаны на доске) 1.А.М.Горький 6. А.Н. Некрасов , “ Кому на Руси жить хорошо” 2.Н.И.Лобачевский, В.И. Ленин (Ульянов) 7. А.Н. Толстой 3. С.Т. Аксаков 8. Н.М. Карамзин 4. П.М. Мельников – Печерский 9. Н.А. Островский, “ Гроза” 5.В.И.Даль 10. Радищев Обобщение. 1. Пояснить цифровой материал: 2600, ¼, 3531, 224, -28, 254. 2. Рефераты сдаются, проверяются учителем. Каждый ученик получает оценку. 3. Создание творческой группы из числа учащихся, кто лучше всех показал свои знания на уроке. Ребята из творческой группы выбирают лучшие рефераты. 4. Оценки учащимся за работу на уроке. 5. Пожелание : совершить плавание на теплоходе по реке – святыне. 6. Оценка урока учащимися. Домашнее задание. Не задается, т.к. учащимися проделана большая работа при подготовке к уроку.

Конспект урока по географии на тему "Реки России.Волга" ( 8 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Реки России.Волга" ( 8 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Реки России.Волга" ( 8 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Реки России.Волга" ( 8 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Реки России.Волга" ( 8 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Реки России.Волга" ( 8 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Реки России.Волга" ( 8 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Реки России.Волга" ( 8 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Реки России.Волга" ( 8 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Реки России.Волга" ( 8 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Реки России.Волга" ( 8 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Реки России.Волга" ( 8 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Реки России.Волга" ( 8 класс, география)

Конспект урока по географии на тему "Реки России.Волга" ( 8 класс, география)
Скачать файл