Конспект урока по географии на тему "Великие географические открытия"
Оценка 5

Конспект урока по географии на тему "Великие географические открытия"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
7 кл
19.02.2018
Конспект урока по географии на тему "Великие географические открытия"
урок с элементами театрализованного представления, методика проведения которого была впервые апробирована ленинградским учителем – филологом – Евгением Николаевичем Ильиным в конце 1980 г. Целью урока явилось изучение Великих географических открытий, как важнейшего этапа становления цивилизации нового времени. Задачами урока являются: 1. Представление обобщенной последовательно конкретной информации о географических открытиях, героях, этапах и их последствиях. 2. Развитие познавательной активности и стойкого интереса к географическим открытиям в системе знаний о мире. 3. Формирование устойчивой нравственной оценки к происходившим историческим событиям. 4. Понимание высокой степени интеграции знаний о Великих географических открытиях в системе изучаемых предметов – истории, литературы, физики, математики, биологии, экологии, обществознания, а также знаний в системе психологии, этики, и культуры межличностных отношений. Для реализации поставленных задач мной был использован интегрированный прием классического комбинированного урока и элементов театрализованного представления. Этот проект я целенаправленно осуществляла с помощью учеников старших классов, которые выступили моими помощниками на уроке. В этом я преследовала несколько дидактических и воспитательных целей: 1. Обобщить и систематизировать знания старшеклассников о Великих географических открытиях на ином уровне их возрастного восприятия. 2. Усилить интерес учащихся к теме изучения с помощью участия старших школьников, которые всегда являются неким авторитетом для младшего школьного возраста. 3. Показать школьникам единство целей воспитания и обучения в системе школьного образования независимо от возраста и объема знаний. 4. Показать старшеклассникам, как ответственен и сложен процесс публичного выступления и деятельность учителя на уроке. Пробудить интерес старшеклассников к профессии учителя. 5. Развить у учащихся интерес к приему театрализованного представления, к искусству, театру, культуре артистизма, а также способствовать развитию творческих способностей школьников. Я целенаправленно ограничила объем монологической речи учителя используя прием внутреннего руководства учебным процессом. Здесь я координировала работу различных творческих групп в которой особое внимание обратила на развитие воображения, памяти, представления. В этом мне помог прием реконструкции исторических событий, в которых ученики были непосредственными участниками. На уроке были также использованы в широком объеме наглядные формы обучения, которые благодаря современным информационным технологиям вводят нас в эмоциональные переживания изучаемых событий. Итоги урока и домашнее задание были представлены в виде небольших творческих проектов, которыми должны обменяться школьники старшего и среднего звена. В этом я постаралась реализовать идею преемственности поколений учащихся, объединённых общей целью: учиться, воспитываться и развиваться. Оценки на уроке данного типа были намеренно не поставлены, т.к. считаю, что самой главной оценкой будет их внутреннее переживание очень важного и интересного материала. Кроме того, суммарная оценка может быть поставлена, когда учитель оценит творческое домашнее задание учащихся, оценив при этом и активность ребят на уроке. Таким образом, данный урок помог мне в реализации моей методической проблемы, направленной на развитие творческих способностей учащихся, в процессе обучения и нравственного становления личности. Особое внимание в ней я уделяю моральной оценке действий и деятельности людей в системе освоения географического пространства и познания окружающего мира. Данное направление является для меня особенно ценным еще и потому, что в современных условиях развития школьного образования проблема нравственно - патриотического воспитания является наиболее актуальной и разрабатывается сегодня на всех уровнях просветительской и общественно - политической жизни страны. Считаю, что гуманитарные знания должны в первую очередь заботиться о продвижении данной идеи в умы и сердца наших детей.
Великие географические открытия.docx
Сценарий   урока   на   тему:   «Эпоха   великих   географических открытий» Учитель: Здравствуйте ребята! Скажите, вы любите путешествовать? Так   вот,   сегодня   мы   отправимся   с   вами   в   очень   далекое   воображаемое путешествие. (Слайд 2) Особенностью нашего урока будет являться то, что его тему и цели, которые мы должны достигнуть, вы сформулируете сами в конце урока. Но для этого вы должны активно работать и внимательно следить за тем, что мы будем сегодня изучать. Итак, начинаем Два века эпоха* открытий была. Известны и славны вершились дела. Немало открыли земель и морей, Исполнить смогли много дерзких идей. Купец из Твери "за три моря ходил"**, Путь русским на юго­восток он открыл. Мечту Афанасий Никитин искал. Нашёл "свою" Индию, путь описал.  Видео – фрагмент: «Афанасий Никитин с визирем». (Слайд 3) В класс заходит ученик в роли Афанасия Никитина (Слайд 4) и учитель обращается к нему со словами:  Учитель:  «Приветствуем   Вас,   русский   путешественник   Афанасий Никитин и рады лично узнать ваши впечатления о новой земле, с чудесным названием – Индия. Удивительно, но еще задолго до Васко да Гама, вы первый проложили путь к этой новой земле, пройдя через три моря.» (Слайд 5) Афанасий   Никитин:  Да,   это   было   непростое   путешествие.   Эта удивительная,   чудесная   земля   встретила   меня   радушно.  (Слайд   6)  Много новых товаров, удивительных изобретений увидел я там. Краски, различные специи,   приборы   для   измерения   времени,   вот   что   удалось   мне   не   только увидеть, но и привезти в нашу страну. Чудесного жеребца, каких никогда не было на Руси, мне удалось купить за 100 рублей! (Слайд 7) Конь был такой красивый,   что   татары   хотели   отобрать   его   у   меня   и   вернуть   только   при условии,   если   я   буду   обращен   в   мусульманскую   веру.   Но   я,   истинный христианин, господь помог мне и в Спасов день мои заступники вернули мне и коня, и надежду вернуться на родную землю. Учитель:  Афанасий Никитин действительно был первооткрывателем Индии.   Кроме   нее,   он   побывал   в   Персии   и   Турции  (Слайд   8),   составил описание   этого   путешествия   в   книге   «Хожение   за   три   моря»  (Слайд   9). Ребята, найдите среди своих атрибутов вещи, принадлежащие знаменитому путешественнику.  (Книга   «Хождение   за   три   моря»).   Это   было   первое   в русской   литературе   описание   не  паломничества,   а   коммерческой   поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран (Слайд 10). Ребята, обязательно найдите эту книгу и прочитайте в память о нашем великом соотечественнике, который первым совершил такое рискованное и важное для изучения географии путешествие. Входит   ученик   в   роли   Васко   да   Гама   и   обращается   ко   всему классу:  Позвольте,   но   первооткрывателем   Индии   является   не   какой­то русский Афанасий Никитин, а я, великий португалец, открывший для Европы кратчайший путь в Индию (Слайд 11) – Васко да Гамма (Слайд 12). В 1497 году   португальский   король   снарядил   для   меня   флотилию   из   4   кораблей (Слайд   13)  с   которыми   я   и   отправился   в   свое   опасное   путешествие (фрагмент видео № 2, слайд 14). Афанасий   Никитин   обращается   к   Васко   да   Гама:   «Но   мое путешествие   было   мирным  (Слайд   15)  и   не   принесло   никакого   горя коренному населению Индии. Ваше же граф, путешествие, было нацелено на экспансию новых земель с целью обогащения и захвата в рабство коренного народа (Слайд 16). Титул графа, вы получили не только за свои открытия, но и, наверное, за те зверства, которые чинили на чужой земле (Слайд 17). Ваше последнее   путешествие   нареклось   кровавым  (Слайд   18),   т.к.   убийства, грабежи, насилия цивилизованных европейцев не имели аналогов в истории путешествий.  (Слайд 19)  Но те богатства, которые вы привезли из Индии сделали Португалию богатейшей страной мира и заставили замолчать всех, кто пытался осудить вашу бесчеловечность.» (Садятся к детям) Учитель   обращается   к   классу:  «И   действительно   ребята,   все географические открытия того времени совершались с одной, единственной целью (Слайд 20) – поиск новых источников обогащения, бесплатной рабочей силы,   ценного   сырья,   золота,   природных   материалов.   Все   это   давало Европейским   странам   развивать   экономику,   расширять   колониальные территории и пользоваться плодами своих захватов. Именно в этот момент и стало   активно   развиваться   такое   явление,   как   пиратство.   Ребята,   что   вы знаете   о   пиратах?» (Слайд 21)  (На   столах   лежат   листочки   с   краткой  (Приложение   1)  как   явлении   и   самых известных пиратах человечества. Звучит музыка из кинофильма «Пираты информацией   о   пиратстве, Карибского моря» (под музыку дети рассказывают о том, что они знают о пиратах).  Учитель: Почему власти боролись с пиратами, но не искореняли это явление?  Ответ:  Потому   что   пираты   были   самыми   опытными  (Слайд  22), смелыми   и   отважными   мореплавателями,   которые   были   в   составе   всех экспедиций, отправляемых для путешествий к новым землям. Откройте ваши путевые дневники  и запишите, кто же такие пираты  (Слайд 23). Был еще один термин – корсары – это те же пираты, которые совершали нападения не ради   собственного   обогащения,   а   ради   процветания   и   богатства   страны. (Запишите)   А знаете, кто получил прозвище – «идеальный пират»? это корсар – путешественник и первооткрыватель Молуккских островов (на слайде № 24 карта   островов)  Френсис   Дрейк  (портрет   на   слайде   №   25).   Как   вы думаете почему? Потому что его команда всегда возвращалась в целости и невредимости,   а   сам   Дрейк   считался   самым   отважным,   рискованным   и благородным   пиратом.   Даже   за   дезертирство   он   никогда   не   казнил   своих моряков,   а   просто   выгонял   их   из   команды,   сохраняя   им   жизнь.   Как   вы думаете,   прототипом   какого   героя   известного   фильма   может   быть   этот путешественник? (фрагмент из кинофильма: «Пираты Карибского моря»). Найдите   из   атрибутов   вещи,   принадлежащие   Френсису   Дрейку   или   может быть даже Джеку Воробью  (Слайд 27). Я предлагаю ребята создать образ пирата используя те вещи, которые вы можете найти на своих столах. Чей образ   получился   на   ваш   взгляд   более   похожим   на   Джека   Воробья?   А   на Френсиса Дрейка? Давайте зададим этот вопрос нашим уважаемым гостям и сравним их мнения с нашим.   Учитель:  «Но   Великие   географические   открытия   неумолимо   вели мир   к   новой   цивилизации.   Современником   наших   героев   был   еще   один величайший представитель того времени – Христофор Колумб» (слайд 28). Входит ученик в роли Христофора Колумба:  «Приветствую   Вас, мои юные друзья. Спешу сообщить Вам о том, что утром 3 августа, 1492 года два 15­ти метровых испанских судна (Слайд 29) отправились в экспедицию, которая изменила ход истории человечества. Я руководил этой экспедицией с целью   найти   западный   путь   к   Индии   и   Японии. 12 октября 1492 года  они достигли острова нетронутой красоты (Слайд 30). Я объявил, что остров теперь принадлежит Фердинанду и Изабелле. Остров получил   название   Сан­Сальвадор.   Аборигенов,   обитающих   на   острове,   я назвал индусами (индейцами). Экспедиция три месяца добиралась в Испанию (Слайд 31). К сожалению, я вернулся без золота и пряностей, но был обласкан: мне пожаловали титулы адмирала и вице­короля Индии и сразу же стали готовить к следующей экспедиции. Я мечтал на этот раз пройти между островами и выполнить, наконец, свое обещание ­ дойти до богатой Индии. Но   вместо   индийских   сокровищ   я   нашел   Центральную   Америку, Гондурасский залив и Панамский перешеек.»  (Слайд 32 с географической картой).  Учитель   обращается   к   Христофору   Колумбу:  «Почему   же, уважаемый   Колумб   Новый   Свет   носит   сегодня   название   Америка,   а   не   к примеру   Колумбия?   Ведь   именно   вы   были   первым,  кто   добрался   до   этой земли.»  Христофор Колумб садится на стул:  «Путешествие не прошло для меня   даром:   тяжело   больной   и   разочарованный,   я   вернулся   назад,   будучи совершенно уверен в том, что достиг Азии, и не подозревая, что на самом деле открыл огромный неведомый мир ­ Новый Свет.» Входит   ученик   в   роли   Америго   Веспучи:   (Слайд   33)  «Довольно господа, рассуждать о праве на имя нового континента! Я уже много столетий опровергаю споры о том, кто был первопроходцем в Новый Свет. Важно не только доплыть, но и документально зафиксировать свое открытие, что я и сделал в своих письмах. Они опубликованы, читайте, друзья мои (дети по указу учитель предлагает детям раскрыть  свитки с письмами к  друзьям Америго Веспучи – Приложение 2. Слайд 34). Я был другом Христофора Колумба.» Христофор Колумб обращается к Америго Веспучи: «Да, это верно, перед смертью я рекомендовал своему сыну Вас, как честного и надежного человека, на которого можно положиться в жизни.» Америго Веспучи: «Я участвовал в трех экспедициях (Слайд 35) и в каждой   из   них   обследовал   будущий   Американский   континент.   Особое внимание привлекало коренное население индейцев ­ людей среднего роста, с желто­коричневой кожей, полностью обнаженных (Слайд 36). Их вооружение состояло из лука и стрел. У них существовал каннибализм, но они ели лишь своих   врагов   с   других   островов.   Индейцы   гостеприимно   встречали   нас,   и снабжали   продовольствием.   Я   посетил   еще   несколько   деревень   на   южном берегу Тринидада. С Охедой он соединился восточнее мыса Кодера. (слайд 37   с   картой)  «Эту   землю   следует   назвать   Новым   Светом...   Большинство древних авторов говорят, что к югу от экватора нет материка, некоторые из них   признавали   существование   там   материка,   но   они   не   считали   его обитаемым. Но мое последнее плавание доказало, что их мнение ошибочно... так как в южных областях я нашел материк, более плотно населенный людьми и животными, чем наша Европа, Азия и Африка.  Кроме того, климат более умеренный   и   приятный,   чем   в   какой­либо   из   известных   нам   стран...»   Учитель обращается к классу:  «Для географов начала XVI в. Христофор Колумб и Америго Веспучи открывали новые земли в различных частях света (Слайд 38).  Колумб   только  шире  исследовал   Старый  Свет  ­  тропическую Восточную   Азию.   Напротив,   Америго   Веспучи   «открыл   четвертую   часть света»   —  Новый   Свет,   неизвестный   древним   континент,   который простирается по обе стороны экватора, как и Африка (показываю на слайде 38 карту Мира). Географическое сообщество восприняло письма Америго Веспучи как известие об открытии нового материка. Но если он открыт, то нужно   дать   ему   имя   первооткрывателя.   Ребята,   запишите   в   свои   путевые дневники, что Американский континент был открыт в 1492 году испанским путешественником   Христофором   Колумбом,   а   назван   он   в   честь   Америго Веспучи.» Видео   о   доказательстве   земли   как   шара  (Слайд   39) Учитель:   «Но   окончательно   эту   теорию   доказал   великий   путешественник Фернан Магеллан  (Слайд 40). 10 августа 1519 года 5 кораблей  (Слайд 41) покинули порт в Севильи и отправились в плавание, цели которого опирались лишь на интуицию Магеллана  (Слайд 42). В те времена никто не верил, что Земля   круглая,   и   естественно,   это   вызывало   сильную   обеспокоенность матросов, ведь отходя от порта всё дальше и дальше, у них крепчал страх не возвратится домой никогда. Только капитан не сомневался в исходе своего путешествия   и   был   не   только   стойким   и   самоотверженным   в   достижении своей цели, но и достаточно жестоким по отношению к членам команды, не желавшим подчиняться его,  на первый взгляд,  безрассудным приказам.  Он несколько   раз   менял   курс   без   предупреждения   команды,   а   однажды расстрелял лоцмана только за то, что тот ослушался его приказа. Выйдя из Севильи, он обогнул Южную Америку пройдя через узкий пролив (Слайд 43), который в дальнейшем был назван его именем – Магелланов пролив.  Далее он поплыл   по   Тихому   океану  (Слайд   44),   который   получил   такое   странное название  благодаря  путешественнику  ни разу  не  попавшему  за  4 месяца  в шторм   или   бурю.  Выйдя   к   Филиппинским   островам,   они   познакомились   с местным   населением   –   туземцами,   которые   в   обмен   на   Европейские безделушки   пополнили   морякам   запасы   продовольствия   и   пресной   воды.» Ребята, найдите на своих столах те вещи, которые могли быть обменяны европейцами на продовольствие. Почему? (бусы, камешки, цепи, подзорная труба и т.д.) Фернан Магеллан: (сидя с учениками в одной из групп и перебирая безделушки)  «Да,   именно   на   эти   безделушки   я   и   поменял   ценнейшие   для команды продукты и воду. Но мы не остались в долгу перед дикарями. И я фактически   заплатил   за   их   услугу   собственной   жизнью.   Их   вождь   был славный парень, он поведал мне, что соседнее племя разоряет и унижает их. И в   знак   благодарности   я   решил   ему   помочь.     Вооружившись   мы   решили наказать   туземцев  (Слайд   45),   но   столкнулись   с   таким   яростным сопротивлением, которому не смогли противостоять. Отступая мы потеряли несколько матросов, а я был смертельно ранен. Это было 27 апреля 1521 года. Моей   последней   задачей   было   заставить   команду   как   можно   быстрее переправиться   на   шлюпках   на   корабли   и   отплыть   от   этих   злосчастных островов. Что я и сделал, умирая вдали от родной земли (Слайд 46). Но я не жалею о случившемся. Это путешествие было намного интереснее обычного сидения   дома.   Сегодня,   спустя   почти   500   лет   вы   помните   меня   ребята   и прослеживая мой путь, может быть, откроете когда­нибудь то неизведанное, что прославит в веках и ваше имя!» Учитель: «Итак, ребята, скажите пожалуйста, чему же был посвящен сегодня наш урок?  (дети должны назвать тему, на слайдах 47, 48 в это время высвечивается тема и цели урока). Откройте   свои   путевые   дневнички.   Я   порошу   героев   нашего   урока передать   Вам,  подготовленные   по   моей   просьбе   итоги   своих   путешествий. (раздают).  Ребята, дома соедините эти послания и запишите общие итоги Великих географических открытий. К ним, как и к нашим уважаемым героям мы   еще   вернемся,   когда   будем   подробно   изучать   историю   исследования, географическое   положение,   природу   и   органический   мир   материков   и океанов. До скорой встречи уважаемые герои!» (уходят)   Учитель:  «Итак,   ребята,   сегодня   мы   совершили   интересное путешествие   в   прошлое  (Слайд  49).   Нашими   проводниками   были   великие путешественники,   первооткрыватели   новых   земель   и   континентов.   Они поведали   нам   о   своих   целях,   задачах,   которые   вели   их   в   рискованное мореплавание. Они же показали нам и то, как по­разному может вести себя человек,   вступивший   на   чужую   землю.   Кто   он:   захватчик   или   друг, путешественник или убийца, исследователь или грабитель? Я думаю, вы не раз вспомните   образы   героев   Великих   географических   открытий,   совершая собственные   открытия   в   своей   жизни.   И   в   качестве   домашнего   задания   я предлагаю вам написать письмо наиболее понравившемуся путешественнику, в котором вы выдвинете свои неопровержимые аргументы для того, чтобы попасть   в   одну   из   его   экспедиций.   Отметьте   те   качества   мореплавателя, которые   уже   сегодня   развиты   в   Вас.   Покажите,   какую   пользу   вы   можете принести первооткрывателям новых земель. Спасибо за внимание!» (Слайд 50)

Конспект урока по географии на тему "Великие географические открытия"

Конспект урока по географии на тему "Великие географические открытия"

Конспект урока по географии на тему "Великие географические открытия"

Конспект урока по географии на тему "Великие географические открытия"

Конспект урока по географии на тему "Великие географические открытия"

Конспект урока по географии на тему "Великие географические открытия"

Конспект урока по географии на тему "Великие географические открытия"

Конспект урока по географии на тему "Великие географические открытия"

Конспект урока по географии на тему "Великие географические открытия"

Конспект урока по географии на тему "Великие географические открытия"

Конспект урока по географии на тему "Великие географические открытия"

Конспект урока по географии на тему "Великие географические открытия"

Конспект урока по географии на тему "Великие географические открытия"

Конспект урока по географии на тему "Великие географические открытия"

Конспект урока по географии на тему "Великие географические открытия"

Конспект урока по географии на тему "Великие географические открытия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018