Конспект урока по географии по теме "Главные формы рельефа суши. Горы суши "
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
6 кл
14.02.2018
Урок с использование компьютерной презентации (Microsoft Office Power Point) для обучающихся 6 класса по теме " Главные формы рельефа суши. Горы суши " поможет более наглядно представить изучаемый материал. Основные цели урока - продолжить формирование представлений и знаний о литосфере, о причинах образования гор, показать значение гор и возможности их использования.
конспект урока Горы..docx
Класс: 6
Тема урока: «Главные формы рельефа суши. Горы суши», раздел: «Литосфера».
Учебник «География. 6 класс». Авторы: А.А.Летягин «ВентанаГраф», 2013.
Тема урока: «Главные формы рельефа суши. Горы суши»
Цели:
Продолжить знакомство с рельефом, сформировать представления об основных
формах рельефа (горы) и их классификации по высоте;
Научить выделять, описывать и объяснять существенные признаки гор. Научить
находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения гор, и
анализировать ее.
Развивать практические навыки работы с картой, умение использовать
полученные знания для чтения физических карт, умение работать в паре, умения
самоконтроля.
Воспитание чувства прекрасного через созерцание картин гор.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок – презентация
Методы обучения: рассказ учителя, беседа с обучающимися, работа с картой,
учебником, презентацией.
Оборудование: мультимедийный проектор, контурная карта полушарий, физическая
карта полушарий, учебники, контурные карты и атласы география 6 класс.
Ход урока:
1. Организационный этап(приветствие учащихся, проверка готовности
необходимых для урока учебных принадлежностей, создание благоприятной
психологической ситуации, ориентирование на успешную плодотворную
деятельность).
2. Постановка цели занятия перед учащимися:
3. Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение нового материала
Подготовка мышления учащихся. Для изучения темы урока понадобятся знания
ранее изученного: понятие «рельеф», факторы формирования рельефа. Для
психологической подготовки учащихся к восприятию нового материала
применяется метод беседы и иллюстрации изученного материала. Учащиеся
воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают
старые знания с новыми условиями.
Для того, чтобы приступить к изучению новой темы, нам необходимо вспомнить
материал предыдущих уроков.
Что такое "рельеф"?
Перечислите известные вам формы рельефа.
1 Рельеф земной коры создан под действием процессов: каких? (внешних и
внутренних).
Вспомните, что относится к внутренним и внешним силам и к чему они приводят?
(Внутренние силы это вертикальные и горизонтальные движение земной коры и
вулканизм, приводящие к образованию разломов, складок, поднятий и опусканий.
Внешние это работа ветра, воды, выветривания, ледника, они выравнивают и
сглаживают рельеф, разрушая горные породы и перемещая их с одного места на
другое.
4. Изучение нового материала.
Ребята, вы слышите сигнал помощи. Да, это же инопланетяне. Они прилетели с
планеты Ровшар, (в переводе – «ровный шар») (слайд1). Их космический корабль
преодолел миллион световых лет. Наши гости просят аварийную посадку (слайд 2).
Ваша задача предложить им место приземления.
Дети предлагают ровный участок и произносят слово «равнины»
Но инопланетяне не знают это слово. Объясните им. Откройте свои переговорные
устройства – тетради. Попробуйте объяснить это слово. (Дети записывают.)
Давайте озвучим свои записи. Кто самый смелый? (Учащиеся зачитывают, выбирают
самый верный вариант, сравнивают его с термином в учебнике.) (слайд
3).
Предупредите инопланетян, куда нельзя приземляться? (Дети говорят горы.)
А знают ли гости это слово «Горы»? Помогите им понять, что такое «Горы» (слайд 4).
Ребята, кто нарисует на доске гору? Добровольцы есть? (Ребята рисуют)
А теперь подпишите, где находится склон, подошва, вершина. Проверим (слайд 4)
Наши гости прислали нам новое сообщение (слайд 5)
Посмотрите на карту полушарий, сможет ли на этой высоте сделать полный оборот
вокруг Земли космический корабль? (Ученики затрудняются ответить.)
Так сможет ли инопланетный корабль сделать полный оборот вокруг Земли по 500
с.ш.? (Нет. Мешают горы Кордильеры.)
Ребята! Только что мы получили радостное известие: инопланетяне приземлились!
Ребята, может нам пора записать тему урока? Какие будут версии? (Главные формы
рельефа суши. Горы суши) (слайд 67)
4.1. Познавательная задача: классифицировать горы по различным признакам
(высоте, времени образования, строению)
Вы уже знаете, что крупнейшие формы рельефа на Земле это – (выступы материков и
впадины океанов). И на дне океанов и на материках выделяют две основные формы
рельефа: горы и равнины. Но мы сегодня поговорим о горах.
2 Давайте выясним, что вам уже известно о горах. На ваших карточках начерчен круг
с секторами, впишите в каждый сектор какоето слово, которое у вас ассоциируется
с горами. Холм, вершина, склон, ледник, подошва, высота. Вы имеете представление
о горах, но возникли некоторые затруднения, многое вам ещё неизвестно, поэтому
перед нами стоят следующие задачи:
Объяснить понятие гора
Объяснить рельеф гор
Объяснить как различаются горы по высоте
Объяснить как изменяются горы во времени
Научиться определять по карте горные системы земного шара
И всю информацию о горах мы оформим в виде схемы. Кластера.
4.2.Что такое «горы», строение гор
На каком изображении слайда горы? Почему?
Гора и холм это одно и то же? В чем разница? (Особенность – высокие, обширные)
Что такое гора? Выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над окружающей
местностью более 200 м.
На каком изображении слайда холмы?
В природе редко встречается отдельно стоящая гора. Исключением являются вулканы.
Обычно горы представляют большие по площади и сложные по строению участки
земной коры.
– Так что же такое горы?
– Посмотрите внимательно на фотографию, на которой изображены горы. Предложите
свое определение этому термину, исходя из того, что мы с вами уже установили выше и
знания о формулировке термина: понятие = ключевое слово + существенные признаки
(учащиеся совместно с учителем составляют определение)
– Давайте сравним наше определение с определением в учебнике, правы ли мы.
(Чтение определения в учебнике на стр. 54, также определение появляется на
слайде) Запишите его в карточки, в центре вашего кластера. (слайд 8)
Горы – обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые над
прилегающими равнинами (более 200 м) и имеющие сильно пересеченный рельеф.
– Вспомните курс природоведения 5 класс, где вы изучали строение холма и горы. Из
каких частей состоит гора? (слайд 9).(На слайде проявляются стрелки, дети
называют составляющие горы, и они тоже постепенно проявляются)
– Что же такое вершина?.. Склон?.. Подошва?.. (выводятся определения)
Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы.
Склон – расстояние между вершиной и подошвой.
Подошва – переход склона (горы) в равнину.
Подпишите составные части горы на рисунке в своих раздаточных листках.
Ребята, так как одиночные горы встречаются редко, то горы суши это целые горные
страны, протягивающиеся на сотни и тысячи километров. (слайды 1013)
если горы вытянуты в ряд, то это горный хребет
3 если образуется система горных хребтов и горных долин, то образуется горная
система. Полученные сведения учащиеся вносят в свои тетради в схему, учитель
изображает на доске схематически горный хребет, показывает на схеме понижение
между 2мя горными хребтами (горную долину). Самая высокая часть хребта это
гребень. Указываем на схеме.
Понижение в гребне это перевал..
Горная страна горы расходятся в разные стороны Памир.
Просмотр видео «Образование гор »
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайды 1424)
4.2.Различие гор по высоте
Учитель: мы с Вами выяснили, что представляют собой крупные формы рельефа,
рассмотрели рельеф гор, а теперь я предлагаю ответить на вопрос: чем же отличаются
горы друг от друга. Демонстрация (слайд 25) с изображением низких и высоких гор.
Одним из существенных признаков горных стран является различие их по абсолютной
высоте (низкие, средние, высокие). Текст учебника на стр. 55. Полученные сведения
учащиеся вновь дополняют в схему.
Тип гор Высота гор
Низкие
До 1000 м.
Средние От 1000 до 2000
Примеры (названия)
Средний Урал
Урал
м.
Высокие Выше 2000 м.
Кавказ, Альпы
Как горы обозначены на карте и существует ли их классификация там?
Откройте, пожалуйста, в атласе физическую карту полушарий. Найдите на карте горы.
– По каким показателям вы их нашли?
– Ребята, а как можно узнать о высоте гор на географической карте? (С помощью
шкалы высот)
4.3.Практическая работа.
Чтобы лучше запомнить название и расположение основных горных систем суши
выполним практическую работу: перенесем их на свои контурные карты.
– Что это означает – перенести горы? Мы обозначим линиями местоположение
основных хребтов и правильно подпишем их название.
Инструкция в ваших
раздаточных листах поможет нам в этом. Ознакомьтесь с ней, пожалуйста.
– Предлагаю начать с западного полушария. Давайте начнем с самых протяженных гор
суши (почти 9 тыс.км). Они расположены на материке Южная Америка. Какие это
горы?
(Ученики называют Анды, учитель работает на доске, а дети в к/к, рисование
сопровождается пояснениями) Где эту линию рисовать;
В какой части материка они расположены;
Как протянулись относительно сторон горизонта;
Береговой линии;
Ближайших рек, морей;
4 Параллелей и меридианов или вдоль параллелей и меридианов;
– А как правильно подписать горы на к/к? (Образец подписи – это географическая
карта – горы подписываются по линии протяжения)
– Назовите горы Северной Америки, где они располагаются? Давайте обозначим их на
к/к – Кордильеры, Аппалачи.
– Восточное полушарие: материк Евразия – Кавказ, Гималаи, Альпы, Уральские,
Скандинавские, СихотеАлинь, Хибины
– В Африке – Атлаские, Драконовы.
– В Австралии – Большой Водораздельный хребет.
Данная работа поможет вам быстрее запомнить горы и находить их на карте.
– Посмотрите внимательно на фотографии с изображением гор. Чем они отличаются
друг от друга? (Обратите внимание на высоту, характер вершин, крутизну склонов,
4.4. Изменение гор во времени.
– В чем причина названных вами различий? Как вы думаете, почему они различаются?
растительный покров и т.д.)
– На ваш взгляд, на какие две группы по возрасту можно разделить горы суши?
(Должны придти к возрасту – старые и молодые)Подписывают их на своей схеме. А
потом они легко выделяют признаки старых разрушенных гор: низкие, расколы и
трещины.
Определите высоты на карте. Ученики делают вывод, что старые горы обозначены
бледными оттенками коричневого цвета, а высокие яркими насыщенными цветами, и
чем цвет темнее, тем и горы выше.
– К старым горам, давно появившимся на суше, относятся уже разрушенные горы:
Уральские, Аппалачи, Хибины.
Назовите причины разрушений гор.
– Но и среди высоких гор, с остроконечными вершинами есть старые горы – например,
ТяньШань, Алтай, Скалистые горы, которые получили свое второе рождение
относительно недавно.
– Их еще называют омоложенными горами. А установили это просто. Изучили
внутреннее строение гор – характер залегания горных пород.
Какое значение горы имеют для человека? Чтение текста на стр. 56 вслух. (слайды 26
28)
4.5. Значение гор.
5. Этап закрепления изученного
Для закрепления учебного материала проводится короткая игра. В форме
фронтальной работы проверяется активность класса и умение быстро
ориентироваться в физической карте мира
Географический тренинг. Игра "Самые самые"
Задание: Я задаю вопрос, вы, ребята, работая с физической картой полушарий (атлас
стр.14) находите ответ, поднимаете руку. Если учитель назвал вас, бегом бежите к
доске и показываете нужный объект.
5 Самые длинные горы на Земле. (Анды)
1. Самые высокие горы на суше. (Гималаи)
2. Самая высокая гора мира. (Джомолунгма или Эверест)
3. Самая большая горная страна в Азии. (Тибет)
4. Самая высокая вершина Кавказских гор. (Эльбрус)
6. Этап контроля и самоконтроля
Для проверки усвоения знаний по теме проводится короткая проверка.
Самостоятельная работа по рядам в течение 34 минут, по окончании
самопроверка.
Учащимся предлагается выполнить самостоятельно задания по рядам. Работают
в паре.
1 РЯД.) Найти соответствие между горами и материком, показать его
стрелками.
Гималаи
Кордильеры
Анды Северная Америка
Уральские Австралия
Драконовы Евразия
Большой Водораздельный хребет Африка
Кавказ Южная Америка
Атлас
2 РЯД.) Найти соответствие между горами и вершиной, показать его стрелками.
Гималаи Народная
Кордильеры Косцюшко
Анды МакКинли
Уральские Эльбрус
Большой Водораздельный хребет Аконкагуа
Кавказ Эверест
3 РЯД.) Напишите название гор, одна из точек которых имеет координаты:
А) 30ос.ш 80ов.д. Гималаи
Б) 40ос.ш. 110оз.д. Кордильеры
В) 60ос.ш. 60ов.д. Уральские
проверяют выполненные работы. Выставляют себе оценку.
7. Подведение итогов урока
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Сможете ли вы дополнить записи в кругу,
который заполняли в начале урока? Записывают и называют. Следовательно, ваши
знания о горах увеличились, наш урок прошел не напрасно. Выставление оценок за
урок.
8. Объяснение домашнего задания. (слайд 29) Дидактическая задача этапа:
сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его
6 выполнения, дать возможность проявления творческих способностей для
повышения мотивации учения и интереса к предмету
9. Этап рефлексии
Для самооценки своей учебной деятельности на уроке, анализа самого себя, своего
психологического состояния и своих достижений применяется игровой момент.
Изобразите в тетради в виде смайлика ваше настроение на уроке. Оцените свою работу
на уроке и поставьте в тетради себе оценку за весь урок.
7 8
Конспект урока по географии по теме "Главные формы рельефа суши. Горы суши "
Конспект урока по географии по теме "Главные формы рельефа суши. Горы суши "
Конспект урока по географии по теме "Главные формы рельефа суши. Горы суши "
Конспект урока по географии по теме "Главные формы рельефа суши. Горы суши "
Конспект урока по географии по теме "Главные формы рельефа суши. Горы суши "
Конспект урока по географии по теме "Главные формы рельефа суши. Горы суши "
Конспект урока по географии по теме "Главные формы рельефа суши. Горы суши "
Конспект урока по географии по теме "Главные формы рельефа суши. Горы суши "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.