Конспект урока по географии "Зона смешанных лесов"
Оценка 4.6

Конспект урока по географии "Зона смешанных лесов"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
8 кл
04.02.2018
Конспект урока по географии "Зона смешанных лесов"
Данный урок для восьмого класса. Продолжает знакомить обучающихся с природными зонами России. Обучающиеся изучат Зону смешанных лесов, ее географическое расположение, природные особенности, особенности растительного и животного мира, а так же закрепят свои знания практической работой. Имеется дополнительный материал о значении леса.
Зона смешанных лесов (конспект урока).docx
Тема:  Зона смешанных и широколиственно­хвойных лесов. П.р. «Описание одной из природных зон» Цели и задачи: Продолжать формировать знания о природных зонах России. Выявить особенности размещения зоны смешанных и широколиственно­хвойных лесов на территории страны, дать краткую   характеристику   данной   природной   зоне.   Оценить   природные   условия   и   ресурсы, влияние   хозяйственной   деятельности   человека   на   состояние   природной   зоны   смешанных   и широколиственно­хвойных лесов. Совершенствовать   умение   работать   с   тематической   картой.   Развивать   исследовательский подход к изучению природных объектов. Воспитывать бережное отношение к природе. Продолжать   развивать   и   коррегировать   произвольное   внимание   и   логическое   мышление обучающихся, формировать навыки работы с картами атласа и контурными картами. Оборудование:  атласы,   контурные   карты,   тематические   раздаточные   материалы,   карточки   для выполнения практической работы и закрепления изученного материала. Тип урока: комбинированный, практический. Методы: объяснительно­иллюстративный, беседа, самостоятельная работа. Ведущие понятия: смешанные и широколиственные леса, хвойные леса, леса Дальнего Востока. Организационный момент. Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. Формирование целей и задач урока. Проверка домашнего задания: Дайте краткую характеристику природной зоны тайги (фронтальный опрос): Хвойные леса (Тайга) 1. Сплошная полоса. Занимает большую площадь. 2. На большинстве территории ­ равнинный рельеф, на юге и востоке – горный рельеф. 3. Суровые климатические условия. 4. Богата поверхностными и грунтовыми водами. Заболочение. Многолетняя мерзлота. 5. Подзолистые  почвы и мерзлотно­таежные почвы. 6. Хвойные породы деревьев. 7. 90 видов млекопитающих. Пушные звери (соболь, норка, куница, белка, выдра). Семеноядные 8. Лесопромысловое   хозяйство.   Разведение   молочного   и   мясомолочного   крупного   рогатого птицы. Очаговое расселение. скота. Юг – земледелие (рожь, ячмень, лен, картофель, овощи, кормовые травы). Изучение нового материала: К югу от тайги на Восточно­Европейской равнине и на юге Дальнего Востока находится зона смешанных (широколиственно­хвойных) лесов.  Что такое     смешанный лес? Природная зона, характеризующаяся смешением как хвойных, так и лиственных лесов. Характеристику природной зоны смешанных и широколиственных лесов мы с вами дадим в виде практической работы (в карточках имеется план описания природной зоны – по этому плану мы с вами будем давать характеристику) Зона не имеет сплошной полосы распространения, она очагами распространена лишь на Западе и Востоке материка. Смешанные леса произрастают на территории Русской равнины, Западно­Сибир­ ской равнины и частично на юге Дальнего Востока. Широколиственные леса произрастают южнее сме­ шанных лесов и занимают в основном территории Русской равнины и Урала. Почему   эта   зона   не   имеет   сплошного   распространения?   Растения   этой   зоны   более теплолюбивы, чем таежные, в тайге их нет из­за особенностей климатических условий. Температура воздуха   летом   в   смешанных   и   широколиственных   лесах   достигает   +21   +24   градусов.   А   какова температура зимы? (­8 ­16 в Европейской части, ­20­24 на Дальнем Востоке) Какой вывод можно сделать   о   особенностях   климата?   (Теплое   продолжительное   лето,   зима   с   умеренными   морозами) Почвы в этих лесах дерново­подзолистые и серые лесные.  В зоне смешанных лесов встречаются как хвойные растения, так и лиственные, а также кустар­ ники, травы и пр. А в зоне широколиственных произрастают дубы, липы, клены, осины, ясень, рябины. В смешанных и широколиственных лесах обитают кабаны, волки, лисы, белки, совы, дятлы, медведи, лоси, благородные олени, куницы, бурундуки и др. По сравнению с тайгой, в этих природных зонах появляется больше земноводных и пресмыкающихся. Особенно уникальны леса Дальнего Востока, здесь можно встретить ель и пихту, лианы, проб­ ковый дуб, лимонник, амурский бархат, женьшень. Не уступает и животный мир, здесь обитают амур­ ский тигр, гималайский медведь, амурский леопард, лисы, волки, различные птицы и т.д. Считается, что именно на территории смешанных и широколиственных лесах сформировался русский народ, его традиции, обычаи, культура. Природа этих лесов сильно изменена человеком благодаря активной хозяйственной деятельно­ сти, высокой плотности населения, древней историей освоения, относительно благоприятному клима­ ту. Поэтому естественных ландшафтов осталось мало. Около 40% площади лесов европейской части России распахано. В пределах зоны смешанных и широколиственных лесов получили развитие различ­ ные направления сельского хозяйства. Практическая работа: «Описание зоны смешанных и широколиственных лесов» (работа с атласом, опорным конспектом, контурными картами и раздаточным материалом) План описания: 1. Географическое положение и ареал распространения. 2. Особенности рельефа. 3. Климатические условия. 4. Внутренние воды. 5. Почвы. 6. Растительный мир. 7. Животный мир. 8. Хозяйственное значение и экологические проблемы. Смешанные и широколиственные леса: 1. Не имеет сплошного распространения (расположена    к  югу от тайги на Восточно­Европейской равнине и на юге Дальнего Востока). (атлас, стр. 28-29) 2. Рельеф: в основном – равнинный, небольшие возвышенности с пологими склонами. (атлас, стр. 6-7) 3. Благоприятные климатические условия (теплое лето, умеренно холодная зима, осадков выпадает ~ 600­800 мм/год). (атлас, стр. 14-15) 4. Богата поверхностями и грунтовыми водами. Мало болот. Нет многолетней мерзлоты. (атлас, стр. 18-19) 5. Дерново­подзолистые серые лесные почвы. (атлас, стр. 24-25) 6. Лиственные и хвойные породы (Ель, сосна,  дубы, липы, клены, осины, ясень, осина, береза, ряби­ ны). На Дальнем Востоке ­  ель и пихту, лианы, пробковый дуб, вяз, лимонник, амурский бархат, жень­ шень. (атлас, стр. 26-27, раздатка) 7. Пушные звери (лисица, белка, куница, енотовидная собака, горностай, лесной хорь). На Дальнем Востоке ­   амурский тигр, гималайский медведь, амурский леопард, лисы, волки, различные птицы. Много семеноядных птиц. Сильно истреблены человеком. (атлас, стр. 28-29, раздатка) 8. Густая сеть городских и сельских поселений. Выборочное земледельческое освоение (рожь, ячмень, пшеница,  сахарная  свекла,  картофель,  кормовые  травы,  ягоды).  Мясомолочное  животноводство  и свиноводство,   птицеводство,   пчеловодство.   Пригородный   тип   с/х.   Лесопромысловое   хозяйство развито слабее.  Природа этих лесов сильно изменена человеком благодаря активной хозяйственной деятельности. (атлас, стр. 44-45) Физкультминутка перед закреплением изученного материала и работой в контурных картах. Закрепление изученного материала: 1 – Дуб 2 – Клен 3 – Липа 4 – Ясень 5 – Вяз Кроссворд: широкими, крупными листьями. 1. Теплолюбивые деревья с мелкими листочками. Например: береза, осина. 2. Леса, образованные теплолюбивыми деревьями с 3. Мелколиственное дерево. 4. К югу от ... расположены смешанные леса. 5. Мелколиственное дерево, символ России. 6. Лес, в котором смешались и хвойные и лиственные деревья. 7. Теплолюбивое дерево с широкими, листьями. 8. Зона, пролегающая между тундрой и зоной 9. Широколиственное дерево. 10. Дерево широколиственного леса. 11. Дерево широколиственного леса. крупными  лесов. Работа с контурными картами: 1. Отметьте на контурной карте России природную зону смешанных и широколиственных лесов. 2. Закрасьте эту природную зону светло­зеленым цветом. 3. В условных знаках впишите обозначения зоны смешанных и широколиственных лесов. Выводы и рефлексия: Зона   смешанных   лесов   в   России   имеет   разорванный   ареал   и   занимает   западную   и   юго­ восточную окраину страны. Природа этой зоны издавна сильно изменена человеком. На значительных территориях массивы коренных лесов либо сведены, либо заменены вторичными мелколиственными. Несмотря   на   выборочное   земледельческое   освоение,   большинство   ландшафтов   уже   сейчас   имеет лесопольный   облик.   Значительные   площади   занимают   лесохозяйственные,   сельскохозяйственные, промышленные и селитебные ландшафты. В течение всего этого урока мы с вами знакомились со смешанным лесом. Какие особенности леса   вы   назовете? (Имеет   очаговое   распространение,   благоприятные   климатические   условия, разнообразный рельеф определяет внешний облик этой зоны, дерново­подзолистые почвы, хвойные и лиственные породы деревьев, природно­антропогенная зона). Домашнее задание и выставление оценок за урок. п. 30, отв. на вопр. стр. 181 (решить кроссворд) Дополнительный материал «Значение леса в природе и для человека» Какое значение имеет лес в природе?  естественный фильтр – защита от пыли  источник О2  => поглощает СО2   почвозащитная и противоэрозионная роль  улучшает климат приземного слоя воздуха  водоохранная роль  увеличивает урожайность с/х культур “Лес сыграл крупную роль в нашей истории. Он был многовековой обстановкой русской жизни: до второй половины  XVIII  в жизнь наибольшей части русского народа шла в лесной полосе нашей равнины. Лес оказывал русскому человеку разнообразные услуги – хозяйственные, политические и даже нравственные.” ”Лес служит самым надежным убежищем от внешних врагов, заменяя русскому человеку горы и замки.” В. О. Ключевский. Дерево сопровождает человека всю его жизнь. Изба, утварь, мебель всё из дерева, прялка, полка, посуда – деревянная. С каждым годом для  удовлетворения своих потребностей уничтожается все  больше и больше лесов.   Широколиственные   деревья   почти   уничтожены,   коренные   леса   защищены   вторичными   с мелколиственными породами.  В европейской части России лесистость этой зоны сократилась до 30%. Леса   уже   чередуются   с   участками   пашни   (их   около   40%),   луговых   пастбищных   угодий.   Такой ландшафт называют лесопольный. Активно занимаются земледелием и животноводством. Зона   смешанных   лесов   –   ядро   формирования   русского   государства.   Плотно   заселена, сложилась густая сеть городских и сельских населенных пунктов. Меньше, чем в тайге, но развивается лесное хозяйство. Изменения внешнего облика зоны и промышленности –  именно  на  эту  зону приходится  наиболее  промышленно развитые  территории, поэтому смешанные леса, в отличие от других зон это природно­антропогенная зона.

Конспект урока по географии "Зона смешанных лесов"

Конспект урока по географии "Зона смешанных лесов"

Конспект урока по географии "Зона смешанных лесов"

Конспект урока по географии "Зона смешанных лесов"

Конспект урока по географии "Зона смешанных лесов"

Конспект урока по географии "Зона смешанных лесов"

Конспект урока по географии "Зона смешанных лесов"

Конспект урока по географии "Зона смешанных лесов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2018