Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)
Оценка 5

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)

Оценка 5
Работа в классе +1
docx
математика
8 кл
19.06.2017
Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)
Материал предназначен для проведения урока в 8 классе. «Геометрия 7-9» УМК Шарыгин И.Ф. Может быть использован и для других УМК. В разработке рассматривается теорема об измерении вписанного угла. Урок строится на совместном выводе теоремы с рассмотрением всех возможных случаев с последующей отработкой.
Конспект урока.Теорема об измерении вписанного угла. .docx
Конспект урока по теме : «Теорема об измерении вписанного угла» (8 класс) «Геометрия 7-9» Шарыгин И.Ф. Дополнительная литература: Геометрия 7-11 классы Программа УМК И.Ф. Шарыгин для общеобразовательных школ. 2011 г., В. А. Гусев, А. И. Медяник Дидактические материалы по геометрии для 7, 8 и 9 классов. Цели: - обучающая: сформулировать и доказать теорему об измерении вписанного угла, научить учащихся решать задачи с помощью изученной теоремы. - развивающая :продолжить  развивать логическое мышление, наблюдательность, речь , память и внимание. - воспитывающая: воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Метод обучения: частично-поисковый - учебно-познавательная работа учащихся по самостоятельному приобретению новых знаний; метод наблюдения. Оборудование: доска, мел, раздаточный материал. Ход урока. Подготовительный этап. (7 минут) Цель: повторить ранее пройденный материал необходимый для изучения темы. Метод обучения: репродуктивный Форма: коллективная, беседа. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами изучим, как измеряется вписанный угол, но для начала давайте вспомним некоторые определения и свойства. Дайте определение центрального и вписанного угла, укажите на каких рисунках изображены центральные, а на каких вписанные углы(задание1): 1 Ученики: а,б – вписанные, по определению вписанного угла – вершина расположена на окружности, а стороны угла пересекают окружность. а,г – центральные, по определению центрального угла – вершина лежит в центре окружности. Так же сегодня нам понадобится градусная мера дуги окружности. Чему она равна? Ученик: 360° Учитель: а кто сможет дать определение равнобедренного треугольника и перечислить его свойства? Ученик: треугольник с двумя равными сторонами называется равнобедренным, углы при основании равны и медиана, проведенная к основанию, является биссектрисой и высотой. Учитель: И, наконец, сформулируйте, пожалуйста, определение и свойство внешнего угла треугольника. Ученик: Определение: Углы, смежные с углами треугольника, называются внешними углами треугольника. Свойство: Внешний угол треугольника больше любого внутреннего, с ним не смежного. Учитель: Замечательно. Мотивационный этап. Цель: заинтересовать учащихся и убедить их в необходимости изучения материала. Метод обучения: частично-поисковый, объяснительно иллюстративный. Форма: беседа, объяснение, рассказ. 2 Мы только что повторили определения и свойства центрального угла и определение вписанного угла. Вспомнили, как они выглядят. Давайте теперь решим такую задачу. Внимательно следите за моими рассуждениями: «Вершина А угла ВАС лежит на окружности с центром О (АС – диаметр окружности). Найдите величину этого угла, если величина дуги ВС равна 50°» (задание2) Дано: ω (О,R) A є ω (O,R) ВС = 50° Найти: ВАС 1. ВОС – внешний угол АОВ (определение внешнего угла треугольника) Решение: 50° О А ? В С 2. ВОС = ОАВ + ОВА 3. АОВ – равнобедренный (определение равнобедренного треугольника) 4. ОАВ = ОВА => ВОС = 2 ОАВ 5. ОАВ = ½ ВОС = ½*50° = 25° Отлично, путем последовательных рассуждений мы пришли к ответу. Давайте внимательно посмотрим, связан ли внешний угол ОАВ как-то с градусной мерой угла? – Ученик: Да, он равен половине дуги, на которую опирается. Учитель: Верно! Таким образом, мы с вами сформулировали теорему о вписанном угле. Интересно, что теорема о вписанном угле треугольника вместе с доказательством практически в том же виде, как и в современных учебниках, приводится в «Началах» Евклида. Но она была известна еще Гиппократу Хиосскому в Vв. до н.э. А о том, что вписанный угол, опирающийся на диаметр, прямой, знали даже вавилоняне. Считают, что это утверждение доказал Фалес. Теперь давайте и мы с вами докажем эту теорему. Основная часть урока. 3 Цель: сформулировать утверждение, доказать этого утверждения, научить применять теорему к решению задач. Метод обучения: объяснительно иллюстративный Форма: беседа, объяснение. Теорема: Вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую опирается. Учитель: Выделите в теореме, что дано, и что требуется доказать. Ученик: Дано: вписанный угол АВС. Доказать: АВС = АС  1  2 Учитель: Относительно луча ВО вписанный угол может быть расположен 3мя способами. Он может лежать по одну сторону от ОВ, он содержит ОВ и ОВ совпадает с одной из сторон угла. Поэтому, чтобы доказать теорему, нам нужно будет рассмотреть 3 случая. Доказательство: 1) Одна из сторон угла совпадает с лучом ВО. Соединим точки А и О получим центральный угол Рассмотрим треугольник АВС. Что это у нас за треугольник получился? Ученик: равнобедренный Учитель: Как вы это определили? Ученик : т.к. АО=ОВ Учитель: а что следует из того, что треугольник равнобедренный? Ученик: 1 = 2   Учитель: А угол АОС для треугольника АОВ является каким? И чему равен ? Ученик: внешним и равен сумме углов треугольника, не смежных с ним, т.е 1+ 2   4 Учитель: Тогда имеем АОС = 1+   2 =  АС, а 1=   2 ,  следовательно АВО= 1=   АС 1  2 Теперь рассмотрим второй случай доказательства теоремы, когда стороны угла лежат по разные стороны от луча ВО. Из каких углов состоит угол АВС? Ученик: АВD и СВD   Учитель: А из первого пункта следует, что АВD =  1  2 АD  СВD = 1  2 DС. А чему тогда будет равен весь угол АВС? Ученик: сумме этих углов Учитель: А значит АВD = СВD = АD +  1  2  DС =  АВС= АС И, 1  2 1  2 наконец, рассмотрим случай, когда стороны угла лежат по одну сторону от луча ВО. Как можно представить угол АВС? Ученик: в виде разности углов АВD и СBD. Учитель: Верно, тогда аналогично первым двум случаям нашего доказательства получим: АD и АВD=  1  2 Соответственно   СВD= АВС= CD. АС. 1  2 1  2 Что и требовалось доказать. 5 Давайте еще раз сформулируем теорему. Ученик: Вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую опирается. Теперь давайте применим эту теорему в решении задач. Посмотрите на рисунок и найдите устно величину угла ABC. Ученик: Дуга АС =90° По теореме о вписанном  угле  АВС= 1  2 АС, значит АВС=  *90°= 45° 1 2 Учитель: Молодцы теперь немного усложним задачу. Посмотрите на распечатку. Найдем чему равна величина дуга или градусная мера дуги, не обозначая дуги и углы. Буквы а и б мы сделаем в классе, в и г пойдут вам на дом.(задание 3) По теореме о вписанном угле находим угол х: *128°= 64° х=  1 2 Ученик: а)Третья дуга равна 360°-152°- 80° = 128° б) Дуга на которую опирается угол в 30° по теореме о вписанном угле равна 30°*2=60°. Теперь мы можем вычислить третью дугу: 360°-125°- 60°=175° Итоги урока. Цель: подвести итоги, еще раз сформулировать изучаемое утверждение. Метод обучения: репродуктивный. Давайте подведем итоги нашего урока. Сегодня мы не только вспомнили что такое вписанный угол, но и изучили его главное свойство. Теперь вы знаете, что вписанный угол измеряется половиной дуги на которую он опирается. 6 Сегодня все очень хорошо работали. Особенно хочется отметить …, которые получают сегодня оценки… Домашнее задание. Цель: закрепление изученного материала, повторение доказательства теоремы. Форма: индивидуальная 1. Еще раз внимательно прочитать доказательство теоремы об измерении вписанных углов. 2. Распечатки - задачи на готовых чертежах в) и г) 3. Учебник Шарыгин И.Ф. 7-9 стр.126 §5,2 №1 Решение задач 2. Задачи на готовых чертежах в) 1. 360°-112°-180° = 68° (определение и свойство градусной меры дуги окружности, условие) 2. *68°= 34°(определение и свойство вписанного угла) х=  1 2 Ответ: 34 ° г) 1. 20°*2=40° (определение и свойство вписанного угла) 2. 360°-215°-40°= 105° Ответ: 105° 3.Учебник стр.126 №1. Дано: ω (О,R) АB =2x BС = 3x АС = 7x    l =360° ABC  ACB  CAB – вписанные  Найти: ABC-?  7 ACB-? CAB-?   Решение: 1. 2х+3х+7х = 360° 2. 3. 12х = 360° х = 30°(определение и свойство градусной меры дуги, условия 2-5,метод уравнений, тождественные преобразования) АВ = 2х = 60°  BС = 3x = 90° АС = 7x = 210°  (Тождествен.  преобраз.)  ABC = АВС= АС = 1  2 1 2 1 2 *210° = 105°  ACB= АСB= AB = 1  2 *60°=30°  CAB= 1  2 *90° = CB = 1 2 45° (определение и свойство вписанного угла, тождественные преобразования) Материалы учащимся: Задание1 8 Задание 2 «Вершина А угла ВАС лежит на окружности с центром О (АС – диаметр окружности). Найдите величину этого угла, если величина дуги ВС равна 50°» Дано: ω (О,R) A є ω (O,R) ВС = 50° Найти: ВАС 6. ВОС – внешний угол АОВ (определение внешнего угла треугольника) Решение: 50° О С А ? В 7. ВОС = ОАВ + ОВА 8. АОВ – равнобедренный (определение равнобедренного треугольника) 9. ОАВ = ОВА => ВОС = 2 ОАВ = ½ ВОС = ½*50° = 10. ОАВ 25° Задание3 9

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)

Конспект урока по геометрии на тему "Теорема об измерении вписанного угла" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017