Кислоты, их классификация и свойства
Цель: изучить классификацию и свойства кислот; узнать как действуют кислоты на индикаторы
Задачи:
образовательные:
• сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений. Рассмотреть состав, названия и классификацию кислот. Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека
воспитательные:
формировать умение работать в коллективе, где развиваются доброжелательность и требовательность к себе и своему товарищу; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами
Развивающие:
развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности, развитие логических операций мышления на установление причинноследственных взаимосвязей дидактического химического треугольника «состав–строение–свойства»;
Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: комбинированный урок
УМК: О.С. Габриелян
Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельный подход.
Материально-техническое обеспечение:
• дидактический материал для обучающихся – таблица кислот и кислотных остатков; таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;
• карточки с формулами и названиями кислот и кислотных остатков
• таблицы “Окраска индикаторов в кислой среде”;
• презентация PowerPoint дидактическая игра по теме “Кислоты”
· лимон, яблоко, аскорбиновая кислота, столовый уксус
Методы используемые на уроке: Методы проблемно – поискового обучения
Форма работы: групповая.
Оборудование:
1. Реактивы (10%-ный раствор соляной кислоты, гидроксида натрия, раствор карбоната натрия, нитрата серебра, хлорида цинка, лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый);
2. лабораторное оборудование (штатив с пробирками, пипетки);
3. дидактический материал (таблица растворимости, плакат “Химические свойства кислот”, рабочие карты, карточки-инструктажи);
4. ТСО: видеоаппаратура, презентация.
Техники и приемы, используемые на уроке:
• технология проблемно-диалогического изучения данного материала;
• технология разноуровневого обучения (выполнение заданий);
• технология проектного обучения (начало исследовательской деятельности).
словесные – рассказ учителя, беседа с учащимися;
• наглядные и практические (знакомство с химическими веществами и выполнение учащимися лабораторного опыта).
Межпредметные связи: с биологией, физикой, математикой и русским языком.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||
Организационный момент. 2 мин. |
Приветствие. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и глазами скажите, что всё будет хорошо. На доске записан эпиграф: «Химии ни коим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции.(М.В.Ломоносов)» Как вы понимаете это высказывание? |
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
||||||||||||||||
Актуализация знаний. 5 мин. |
(класс разделён на 2 группы) Изучению какой темы мы посвятили последние несколько уроков? I группа. Из перечисленных химических формул, подчеркните оксиды и основания и назовите оставшиеся вещества: SO3 , HCI , CO2 ,CuO ,HNO3 ,Fe O, H2SO4 , Ca (OH)2 , K2O ,KOH, Na2O ,Cu(OH)2, Al2O3 , Zn(OH)2, Fe(OH)3. Дайте определение каждому классу неорганических веществ и проведите классификацию данных классов. Что за формулы у вас остались? II группа Для того чтоб узнать тему нашего сегодняшнего урока мы с вами поиграем «Убери лишнее.»
В каждом столбце выберите лишнее на ваш взгляд и зачеркните. К какому классу неорганических соединений относятся все зачеркнутые вами вещества? Значит о чем мы будем говорить на уроке? А что вы знаете о кислотах? Где в жизни вы с ними встречаетесь? Все ли кислоты одинаковые? Следовательно, кислоты можно классифицировать. |
Оксиды и основания
Данные формулы нельзя отнести ни к оксидам, ни к основаниям, потому что они не соответствуют им по составу
Данные формулы веществ относятся к новому классу неорганических веществ
|
Познавательные УУД (извлечение из памяти сохранённой информации)
Личностные: мотивационная основа учебной деятельности
Познавательные УУд (формулировка проблемы)
Регулятивные УУД (умение формулировать тему и выявлять объект и предмет исследования) |
||||||||||||||||
Мотивирование к учебной деятельности (1 мин) |
Учитель читает стихотворение. Этих веществ очень много на свете, Их опасаются взрослые, дети, Если не так их смешаешь с водой, Может всё обернуться бедой. Их наливаем после воды, Чтобы не было беды. Вещества мы не простые, Растворяемся в воде, Нас неправильно применишь, То бесспорно быть беде! Мы состоим из двух частей: Во-первых, водород, о*кей! Во-вторых, остаток наш. Ну, вот и весь наш экипаж! Из каких ионов состоят кислоты? |
Из водорода и кислотного остатка |
Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли)
Познавательные УУД (структурирование знаний, поиск информации) |
||||||||||||||||
Изучение нового материала (10 мин) |
Раздаёт драже аскорбиновой кислоты, кусочек лимона, кефир и просит попробовать на вкус. Подберите однокоренные слова к слову кислота. Само название класса указывает на одно из физических свойств кислот. Действительно кислоты имеют кислый вкус, его вы ощущаете, когда положите на язык ломтик лимона, в соке которого содержится небольшое количество лимонной кислоты. Но, помните о том, что эта кислота пищевая! Пробовать на вкус кислоты ни в коем случае нельзя – можно отравиться или получить сильный химический ожог, так как кислоты обладают разъедающим действием Название веществ, которые мы будем изучать, связано со вкусом этих веществ. Тема урока: «Кислоты». Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Наша с вами задача познакомиться с важнейшими представителями кислот, научиться их классифицировать, получить новую информацию о важнейших из них. |
Самостоятельно определяют тему урока, записывают в тетрадь «Кислоты их классификация и свойства» Ответ: дать определение кислот; выяснить их состав; номенклатуру; классификацию; узнать как действуют кислоты на индикаторы. |
Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем. |
||||||||||||||||
|
Даны формулы кислот: HCl, HNO3, HBr, H2SO4, H3PO4
Анализируйте состав предложенных веществ, выделите общие признаки, разделите их на группы |
Записывают в тетрадь группы веществ по количеству атомов водорода, наличию или отсутствию атомов кислорода. |
Личностные: смыслообразование, учебно-познавательный интерес |
||||||||||||||||
|
Сравнивая свои записи, попробуйте дать определение кислот на основе своих наблюдений. Сделайте вывод. 1. Наличие каких атомов характерно для всех кислот? 2. Количество водорода в кислоте (основность): а) одноосновные; б) двухосновные; в) трёхосновные. 3. Наличие атомов кислорода: а) бескислородные; б) кислородосодержащие. |
Анализируют записи, отвечают на вопросы, формируют выводы с помощью учителя, дополняют свои записи в тетрадях. |
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия. |
||||||||||||||||
|
Посмотрите на таблицу «Растворимость оснований, кислот, солей в воде». Выясните, какие кислоты растворимы в воде? |
Работают с таблицей. Выясняют, что кремниевая кислота не растворяется в воде |
Познавательные: аналогия, структурирования знаний, извлечение необходимой информации. |
||||||||||||||||
|
Как определить общий заряд кислотного остатка?
Посмотрите на формулы кислот. |
Анализируя формулы кислот, учащиеся должны рассуждать так: заряд иона водорода положителен и равен 1. Следовательно заряд кислотного остатка должен быть отрицательным и равным числу атомов водорода в формуле кислот. |
Познавательные: построение логической цепи рассуждений. |
||||||||||||||||
Практическая часть урока (10мин) |
Мы с вами возвращаемся к нашему эпиграфу«Химии ни коим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции.(М.В.Ломоносов)», и наступило время практической части нашего урока, без которой не возможна сама химия. Но прежде чем приступить к работе, что должны вспомнить?
-Как можно распознать кислоты, не пробуя на вкус? Проведём эксперимент. Как действуют кислоты на индикаторы? Вам даны соляная и серная кислоты, а так же лимонная и уксусная кислоты, разделите содержимое каждой пробирки на 2 части и исследуйте их известными вам индикаторами. (работа в группах) Сделайте вывод и заполните таблицу. ( приложение 1)
Можно запомнить следующим образом Кислота – лакмус Красный, начинается с одной и той же буквы. |
ТБ •Наливать кислоту осторожно, держа пробирку над ящиком; •В случае попадания кислоты на кожу или слизистые оболочки, тщательно промыть под краном пораженное место; •Обработать 5% раствором питьевой соды и снова промыть водой. Ответ: с помощью индикаторов. Под наблюдением учителя выполняют опыты. Вносят результаты в таблицу. Делают вывод об изменении окраски индикаторов. Сравнивают свои выводы и подводят итог. |
Регулятивные: познавательная инициатива, анализ, сравнение, обобщение, контроль, коррекция. |
||||||||||||||||
|
-Где встречаются кислоты в природе?(Приложение 2) |
сообщения учеников |
|
||||||||||||||||
Первичное закрепление знаний. 12 мин |
1. Распределите кислоты по числу атомов водорода H2СО3; HNО3 ; HNО2; HСl; H3PО4; H2S; H2SО4; H2SО3; H2SiО3 2. Распределите кислоты на две группы по наличию кислорода H2SО4; H2S; HСl; H2SО3; HNО3; HNО2; H3PО4; H2СО3; H2SiО3: 3. Откройте таблицу растворимости и разделите кислоты на две группы H2SО4; H2SО3; HNО3; HNО2; H3PО4; H2SiО3; H2СО3; H2S; HСl: 4. Дан текст в котором «спрятаны» формулы кислот, подчеркните их и назовите: H2ONa2CO3HClCONO2KOHH2SO4SO2NaClAlPH3BaSO4FAl2O3HNO3Na2OCuCaBr2NH3H3PO4BaMgH2S 5. Игра «Узнай меня»: а) эта кислота очень важна для химической промышленности, она очень опасна: обугливает древесину, органические вещества. (H2SO4) б) эта кислота находится в желудке и выполняет 2 функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает в переваривании пищи. (HCl) 6. Отгадайте загадку: - лакмус будет в них краснеть, растворится цинк и медь. А мелок в них, посмотри, вмиг пускает пузырьки! И опасны для работы эти жгучие…..(ытолсик). - я растворчик изучал. Лакмус в них синее стал. Поглощал раствор тот час кислый углекислый газ! Про такой раствор я знаю, что среда в нём….(яначолещ) - кислота тепла боится, в воду превратится.(H2CO3, H2SO3) |
1. HNО3 ; HNО2; HСl — одноосновные; H2S; H2SО4; H2SО3; H2СО3; H2SiО3 — двухосновные; H3PО4 — трёхосновные 2. H2S; HСl — бескислородные кислоты; H2SО4; H2SО3; HNО3; HNО2; H3PО4; H2СО3; H2SiО3 — кислородсодержащие кислоты 3. H2SiО3— нерастворимая кислота; H2SО4; H2SО3; HNО3; HNО2; H3PО4; H2СО3; H2S; HСl — растворимые кислоты
Отгадывают загадки |
Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия. |
||||||||||||||||
Рефлексия (3мин) |
Вопросы: 1. Какую задачу ставили? 2. Удалось решить поставленную задачу? 3. Какие получили результаты? 4. Где можно применить новые знания? Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.У первого спросил: - Что ты делал целый день?И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил проклятые камни.У второго спросил: ” А ты что делал целый день? ”- И тот ответил: ” Ядобросовестно выполнял свою работу. “А третий улыбнулся его лицо засветилось радостью и удовольствием ион ответил “ А я принимал участие в троительстве Храма.“ А как вы себя чувствуете после урока. |
Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Личностные: внутренняя позиция ученика. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня освоения). |
||||||||||||||||
Домашнее задание (2 мин) |
П. 39, упр.2-4, выучить формулы кислот |
Записывают домашнее задание |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Выполнение лабораторного опыта по инструктивным карточкам и оформление отчета.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА
Лабораторная работа «Изменение окраски индикаторов в кислых средах».
Форма работы: парная.
Время работы – 8–10 минут.
Задание: Исследовать окраску индикаторов в кислых средах.
Оборудование и реактивы: I группа - 1 пробирка с соляной и 1 пробирка с лимонной кислотами, II группа -1 пробирка с серной и 1 пробирка с уксусной кислотами, лакмусовая бумажка, жидкие фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки, вода.
1. Проведение исследовательского опыта и оформление результатов. Перепишите в тетрадь таблицу, представленную в конце опыта.
2. Смочите лакмусовую бумажку в первой пробирке с соляной (серной)кислотой результаты исследований (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу. Затем в эту же пробирку добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты исследований запишите в таблицу. Во вторую пробирку добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений сравните, и запишите в таблицу.
3. Повторите опыты, описанные выше (в пункте 2), используя две другие пробирки с лимонной (уксусной) кислотой.
4.Не забывайте результаты наблюдений фиксировать в таблице!
ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ
Индикатор |
Окраска индикатора в воде |
Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl) |
Окраска индикатора в лимонной кислоте |
Окраска индикатора в уксусной кислоте |
Фенолфталеин |
Бесцветная |
|
|
|
Лакмусовая бумажка |
Желтая |
|
|
|
метилоранж
|
Оранжевая |
|
|
|
-Где встречаются кислоты в природе?
-В муравьях и крапиве встречается муравьиная кислота , которая используется в медицине для лечения ревматизма.
-Голожаберные моллюски в порядке самообороны выстреливают парами серной кислоты.
-тропический паук педипальпида стреляют во врагов струйкой жидкости, содержащий 84% уксусной кислоты.
-лишайники выделяют кислоты , которые разрушают горные породы;
-мухоморы в качестве ядовитых токсинов « используют» иботеновую кислоту . Это вещество так ядовито, что мухомору незачем прятаться.
- Очень популярен в народе щавель, который содержит щавелевую кислоту;
- томаты содержат яблочную , лимонную, щавелевую кислоты;
-Лимоны, апельсины содержат аскорбиновую кислоту и витамин
- из аминокислот в организме человека синтезируются белки
- Молочная кислота образуется в мышцах при физической работе;
- соляная кислота находящаяся в желудке помогает переваривать пищу
-лимонная кислота встречается в лимонах, яблочная – в яблоках, щавелевая – в листья щавеля и др.
- кефир , простокваша содержит молочную кислоту
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.