Конспект урока по химии 8 класс "Кислоты, их классификация и свойства" Габриелян
Оценка 4.6

Конспект урока по химии 8 класс "Кислоты, их классификация и свойства" Габриелян

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
8 кл—11 кл +1
28.01.2017
Конспект урока по химии 8 класс "Кислоты, их классификация и свойства" Габриелян
Разработка урока по химии (технологическая карта) по теме "Кислоты, их классификация и свойства". Расписаны этапы урока, их продолжительность, деятельность учителя и ученика и формируемые УУД. В конспекте дано подробное описание каждого этапа. Класс разделён на 2 группы, каждая группа выполняет своё задание (была создана проблема, которую нужно было решить - определить тему урока) и выполнение лабораторного опыта.конспект урока (технологическая карта) по химии
Кислоты, их классификация и свойства.docx

Кислоты, их классификация и свойства

 Цель: изучить классификацию  и свойства кислот; узнать как действуют кислоты на индикаторы

 Задачи:

образовательные:

•          сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений. Рассмотреть состав, названия и классификацию кислот. Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека

воспитательные:

 формировать умение работать в коллективе, где развиваются доброжелательность и требовательность к себе и своему товарищу; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами

Развивающие:

 развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности, развитие логических операций мышления на установление причинноследственных взаимосвязей дидактического химического треугольника «состав–строение–свойства»;

Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: комбинированный урок

УМК: О.С. Габриелян

Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельный подход.

Материально-техническое обеспечение:

•          дидактический материал для обучающихся –  таблица кислот и кислотных остатков;  таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;

•          карточки с формулами и названиями кислот и кислотных остатков

•          таблицы “Окраска индикаторов в кислой среде”;

•         презентация PowerPoint дидактическая игра по теме “Кислоты”

·         лимон, яблоко, аскорбиновая кислота, столовый уксус

Методы   используемые   на   уроке:   Методы проблемно – поискового обучения

Форма работы: групповая.

Оборудование:

1.         Реактивы (10%-ный раствор соляной кислоты, гидроксида натрия, раствор карбоната натрия, нитрата серебра, хлорида цинка, лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый);

2.         лабораторное оборудование (штатив с пробирками, пипетки);

3.         дидактический материал (таблица растворимости, плакат “Химические свойства кислот”, рабочие карты, карточки-инструктажи);

4.         ТСО: видеоаппаратура, презентация.

Техники и приемы, используемые на уроке:

•          технология проблемно-диалогического изучения данного материала;

•          технология разноуровневого обучения (выполнение заданий);

•          технология проектного обучения (начало исследовательской деятельности).

             словесные – рассказ учителя, беседа с учащимися;

•          наглядные и практические (знакомство с химическими веществами и выполнение учащимися лабораторного опыта).

Межпредметные  связи: с биологией, физикой, математикой и русским языком.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

2 мин.

Приветствие. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и глазами скажите, что всё будет хорошо. На доске записан эпиграф: «Химии ни коим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции.(М.В.Ломоносов)» Как вы понимаете это высказывание?

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Актуализация знаний. 5 мин.

(класс разделён на 2 группы)

Изучению какой темы мы посвятили последние несколько уроков?

I группа.

Из перечисленных химических формул, подчеркните оксиды и основания и назовите оставшиеся вещества: SO3 , HCI , CO2 ,CuO  ,HNO3  ,Fe O, H2SO4  ,    Ca (OH)2  , K2O ,KOH, Na2O  ,Cu(OH)2,

Al2O3 , Zn(OH)2, Fe(OH)3. Дайте определение каждому классу неорганических веществ и проведите классификацию данных классов.      

Что за формулы у вас остались?

II группа

Для того чтоб узнать тему нашего сегодняшнего урока мы с вами поиграем «Убери лишнее.»

СаО

Сu(ОН)2

К NО3

H3PO4

ВаО

NаОН

Н NО3

Na2O

К2О

НСI

CаСО3

Al2O3

Н2SiО3

Zn(ОН)2

ВаCI2

MgO

 

В каждом столбце выберите лишнее на ваш взгляд и зачеркните. К какому классу неорганических соединений относятся все зачеркнутые вами вещества? Значит о чем мы будем говорить на уроке? А что вы знаете о кислотах? Где в жизни вы с ними встречаетесь? Все ли кислоты одинаковые? Следовательно, кислоты можно классифицировать. 

 

Оксиды и основания

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные формулы нельзя отнести ни к оксидам, ни к основаниям, потому что они не соответствуют им по составу

 

Данные формулы веществ относятся к новому классу неорганических веществ

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД (извлечение из памяти сохранённой информации)

 

Личностные: мотивационная основа учебной деятельности

 

Познавательные УУд (формулировка проблемы)

 

 

Регулятивные УУД (умение формулировать тему и выявлять объект и предмет исследования)

Мотивирование к учебной деятельности (1 мин)

Учитель читает стихотворение.

Этих веществ очень много на свете,

Их опасаются взрослые, дети,

Если не так их смешаешь с водой,

Может всё обернуться бедой.

Их наливаем после воды,

Чтобы не было беды.

Вещества мы не простые,

Растворяемся в воде,

Нас неправильно применишь,

То бесспорно быть беде!

Мы состоим из двух частей:

Во-первых, водород, о*кей!

Во-вторых, остаток наш.

Ну, вот и весь наш экипаж!

Из каких ионов состоят кислоты?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из водорода и кислотного остатка

Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли)

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД (структурирование знаний, поиск информации)

Изучение нового материала

(10 мин)

Раздаёт драже аскорбиновой кислоты, кусочек лимона, кефир и просит попробовать на вкус. Подберите однокоренные слова к слову кислота. Само название класса указывает на одно из физических свойств кислот. Действительно кислоты имеют кислый вкус, его вы ощущаете, когда положите на язык ломтик лимона, в соке которого содержится небольшое количество лимонной кислоты. Но,  помните о том, что эта кислота пищевая! Пробовать на вкус кислоты ни в коем случае нельзя – можно отравиться или получить сильный химический ожог, так как кислоты обладают разъедающим действием

Название веществ, которые мы будем изучать, связано со вкусом этих веществ.

Тема урока: «Кислоты». Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Наша с вами задача познакомиться с важнейшими представителями кислот, научиться их классифицировать,  получить новую информацию о важнейших из них.

Самостоятельно определяют тему урока, записывают в тетрадь «Кислоты их классификация и свойства»

Ответ: дать определение кислот; выяснить их состав; номенклатуру; классификацию; узнать как действуют кислоты на индикаторы.

Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

 

Даны формулы кислот: HCl, HNO3, HBr, H2SO4, H3PO4

 

Анализируйте состав предложенных веществ, выделите общие признаки, разделите их на группы

Записывают в тетрадь группы веществ по количеству атомов водорода, наличию или отсутствию атомов кислорода.

Личностные: смыслообразование, учебно-познавательный интерес

 

Сравнивая свои записи, попробуйте дать определение кислот на основе своих наблюдений.

Сделайте вывод.

1. Наличие каких атомов характерно для всех кислот?

2. Количество водорода в кислоте (основность):

а) одноосновные;

б) двухосновные;

в) трёхосновные.

3. Наличие атомов кислорода:

а) бескислородные;

б) кислородосодержащие.

Анализируют записи, отвечают на вопросы, формируют выводы с помощью учителя, дополняют свои записи в тетрадях.

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.

 

Посмотрите на таблицу «Растворимость оснований, кислот, солей в воде».

Выясните, какие кислоты растворимы в воде?

Работают с таблицей.

Выясняют, что кремниевая кислота не растворяется в воде

Познавательные: аналогия, структурирования знаний, извлечение необходимой информации.

 

Как определить общий заряд кислотного остатка?

 

Посмотрите на формулы кислот.

Анализируя формулы кислот, учащиеся должны рассуждать так: заряд иона водорода положителен и равен 1. Следовательно заряд кислотного остатка должен быть отрицательным и равным числу атомов водорода в формуле кислот.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Практическая часть урока (10мин)

Мы с вами возвращаемся к нашему эпиграфу«Химии ни коим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции.(М.В.Ломоносов)», и наступило время практической части нашего урока, без которой не возможна сама химия. Но прежде чем приступить к работе, что должны вспомнить?

-Как можно распознать кислоты, не пробуя на вкус?

Проведём эксперимент. Как действуют кислоты на индикаторы?

Вам даны соляная и серная кислоты, а так же лимонная и уксусная кислоты, разделите содержимое каждой пробирки на 2 части и исследуйте их известными вам индикаторами. (работа в группах)

Сделайте вывод и заполните таблицу. ( приложение 1)

Лакмус

Метиловый оранжевый

Фенолфталеин

красный

розовый

бесцветный

Можно запомнить следующим образом Кислота – лакмус Красный, начинается с одной и той же буквы.

ТБ

•Наливать кислоту осторожно, держа пробирку над ящиком;

•В случае попадания кислоты на кожу или слизистые оболочки, тщательно промыть под краном пораженное место;

•Обработать 5% раствором  питьевой соды и снова промыть водой.

Ответ: с помощью индикаторов.

Под наблюдением учителя выполняют опыты. Вносят результаты в таблицу. Делают вывод об изменении окраски индикаторов.

Сравнивают свои выводы и подводят итог.

Регулятивные: познавательная инициатива, анализ, сравнение, обобщение, контроль, коррекция.

 

-Где встречаются кислоты в природе?(Приложение 2)

сообщения учеников

 

Первичное закрепление знаний.

12 мин

1.      Распределите кислоты по числу атомов водорода H2СО3; HNО3 ; HNО2; HСl; H3PО4; H2S; H2SО4; H2SО3; H2SiО3

2.      Распределите кислоты на две группы по наличию кислорода H24; H2S; HСl; H23; HNО3; HNО2; H34; H2СО3; H2SiО3:

3.      Откройте таблицу растворимости и разделите кислоты на две группы H24; H23; HNО3; HNО2; H34; H2SiО3; H2СО3; H2S; HСl:

4.      Дан текст в котором «спрятаны» формулы кислот, подчеркните их и назовите: H2ONa2CO3HClCONO2KOHH2SO4SO2NaClAlPH3BaSO4FAl2O3HNO3Na2OCuCaBr2NH3H3PO4BaMgH2S

5.      Игра «Узнай меня»:

а) эта кислота очень важна для химической промышленности, она очень опасна: обугливает древесину, органические вещества. (H2SO4)

б) эта кислота находится в желудке и выполняет 2 функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает в переваривании пищи. (HCl)

6.      Отгадайте загадку:

- лакмус будет в них краснеть, растворится цинк и медь. А мелок в них, посмотри, вмиг пускает пузырьки! И опасны для работы эти жгучие…..(ытолсик).

- я растворчик изучал. Лакмус в них синее стал. Поглощал раствор тот час кислый углекислый газ! Про такой раствор я знаю, что среда в нём….(яначолещ)

- кислота тепла боится, в воду превратится.(H2CO3, H2SO3)

1.      HNО3 ; HNО2; HСl — одноосновные;        H2S; H24; H23; H2СО3; H2SiО3 — двухосновные;               H34 — трёхосновные

2.      H2S; HСl — бескислородные кислоты;

H2SО4; H2SО3; HNО3; HNО2; H3PО4; H2СО3; H2SiО3 — кислородсодержащие кислоты

3.      H2SiО3— нерастворимая кислота;

H24; H23; HNО3; HNО2; H34; H2СО3; H2S; HСl — растворимые кислоты

 

 

 

 

Отгадывают загадки

Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.

Рефлексия (3мин)

Вопросы:

1. Какую задачу ставили?

2. Удалось решить поставленную задачу?

3. Какие получили результаты?

4. Где можно применить новые знания?

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.У первого спросил: - Что ты делал целый день?И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил проклятые камни.У второго спросил: ” А ты что делал целый день? ”- И тот ответил: ” Ядобросовестно выполнял свою работу. “А третий улыбнулся его лицо засветилось радостью и удовольствием ион ответил “ А я принимал участие в троительстве Храма.“  А как вы себя чувствуете после урока.

Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Личностные: внутренняя позиция ученика. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня освоения).

Домашнее задание (2 мин)

П. 39, упр.2-4, выучить формулы кислот

Записывают домашнее задание

 

 

                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Выполнение лабораторного опыта по инструктивным карточкам и оформление отчета.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

Лабораторная работа «Изменение окраски индикаторов в кислых средах».

Форма работы: парная.

Время работы – 8–10 минут.

        Задание: Исследовать окраску индикаторов в кислых средах.

Оборудование и реактивы: I группа - 1 пробирка с соляной и 1 пробирка с лимонной кислотами, II группа -1 пробирка с серной и 1 пробирка с уксусной кислотами,  лакмусовая бумажка, жидкие фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки, вода.

      1.  Проведение исследовательского опыта и оформление результатов.   Перепишите в тетрадь таблицу, представленную в конце опыта.

         2. Смочите лакмусовую бумажку в первой пробирке с соляной (серной)кислотой результаты исследований (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу. Затем в эту же пробирку добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты исследований запишите в таблицу. Во вторую пробирку добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений сравните, и запишите в таблицу.

           3.   Повторите опыты, описанные выше (в пункте 2), используя две другие пробирки с лимонной (уксусной) кислотой.

            4.Не забывайте результаты наблюдений фиксировать в таблице!

ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ

Индикатор

Окраска индикатора в воде

Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl)   

Окраска индикатора в    лимонной  кислоте  

Окраска индикатора в    уксусной  кислоте 

Фенолфталеин

Бесцветная   

 

 

 

Лакмусовая бумажка

Желтая

 

 

 

метилоранж              

 

Оранжевая

 

 

 

                                                                                        

-Где встречаются кислоты в природе?

-В муравьях и крапиве встречается муравьиная кислота , которая используется в медицине для лечения ревматизма.

-Голожаберные моллюски в порядке самообороны выстреливают парами серной кислоты.

-тропический паук педипальпида стреляют во врагов струйкой жидкости, содержащий 84% уксусной кислоты.

-лишайники выделяют кислоты , которые разрушают горные породы;

-мухоморы в качестве ядовитых токсинов « используют» иботеновую кислоту . Это вещество так ядовито, что мухомору незачем прятаться.

- Очень популярен в народе щавель, который содержит щавелевую кислоту;

- томаты содержат яблочную , лимонную, щавелевую кислоты; 

-Лимоны, апельсины содержат аскорбиновую кислоту  и витамин

 - из аминокислот в организме человека синтезируются белки

 - Молочная кислота образуется в мышцах при физической работе;

- соляная кислота находящаяся в желудке помогает переваривать пищу 

-лимонная кислота встречается в лимонах, яблочная – в яблоках, щавелевая – в листья щавеля и др.      

- кефир , простокваша содержит молочную кислоту     


 

Кислоты, их классификация и свойства

Кислоты, их классификация и свойства

Форма работы : групповая. Оборудование: 1

Форма работы : групповая. Оборудование: 1

HNO 3 , Fe O , H 2 SO 4 ,

HNO 3 , Fe O , H 2 SO 4 ,

Раздаёт драже аскорбиновой кислоты, кусочек лимона, кефир и просит попробовать на вкус

Раздаёт драже аскорбиновой кислоты, кусочек лимона, кефир и просит попробовать на вкус

Посмотрите на формулы кислот.Анализируя формулы кислот, учащиеся должны рассуждать так: заряд иона водорода положителен и равен 1

Посмотрите на формулы кислот.Анализируя формулы кислот, учащиеся должны рассуждать так: заряд иона водорода положителен и равен 1

Кислота – лакмус Красный, начинается с одной и той же буквы

Кислота – лакмус Красный, начинается с одной и той же буквы

Рефлексия (3мин) Вопросы: 1

Рефлексия (3мин) Вопросы: 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Выполнение лабораторного опыта по инструктивным карточкам и оформление отчета

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Выполнение лабораторного опыта по инструктивным карточкам и оформление отчета

Конспект урока по химии 8 класс "Кислоты, их классификация и свойства" Габриелян

Конспект урока по химии 8 класс "Кислоты, их классификация и свойства" Габриелян

Где встречаются кислоты в природе? -В муравьях и крапиве встречается муравьиная кислота , которая используется в медицине для лечения ревматизма

Где встречаются кислоты в природе? -В муравьях и крапиве встречается муравьиная кислота , которая используется в медицине для лечения ревматизма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017