Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
химия
10 кл
23.04.2017
Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)
Данный урок является обобщающим уроком. В конспекте четко определена цель, указаны задачи. тип урока, форма работы групповая. В течение всего урока учащиеся работают в группах, выполняя самые разнообразные задания. Сами учащиеся следят за работой каждого в группе, помогают оценить работу каждого.
Тема урока.doc
Тема урока: Классификация  и типы химических реакций.  Цель: Систематизировать  знания  о классификации химических реакций, их типах,    закрепить знания по решению разных типов   задач, отработать навыки расстановки  коэффициентов в уравнениях реакций,  необходимые для решения задач, продолжать  учиться работать в группах.  Задачи:    образовательная: обобщить ранее изученный материал по пройденной теме,  определить степень усвоения категориального аппарата темы. Продолжить  формирование умений и навыков по решению  задач разных типов.  развивающая: развивать умение сравнивать  химические реакции по различным  признакам, умение анализировать (умения планировать экспериментальную  практическую деятельность, выдвигать гипотезу на основе мысленного  эксперимента) умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе  обобщающих схем; воспитательная: развивать внутреннюю мыслительную активность и  самостоятельность при решении  задач разного уровня сложности; развивать  коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в группах,  взаимопроверке, самоконтроле, воспитывать культуру умственного труда.  Поддержать интерес к предмету. Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Методы: репродуктивные, частично­ поисковые. Форма организации деятельности учащихся ­ групповая. Оборудование и материалы: презентация, карточки­ задания, кроссворд, разноуровневые  задачи разных типов, карточки с номером  группы.  Структура урока: все задачи  подразделяются на четыре блока в соответствии с  требованиями программы. 1. блок­ решение задач на избыток и недостаток. 2. блок – решение задач на нахождение теплового эффекта. 3.блок – решение задач на нахождение объема. 4.блок – решение задач на нахождение массы веществ, вступивших в реакцию или  получившихся в результате реакции. 1. Организационный момент. 1ый слайд – название темы: «Классификация  и типы химических реакций» 2ой слайд – цели и  задачи  урока. 3ий слайд – высказывание Б. Васильева. Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать  сообща Б.Васильев. Все, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью,  таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. Без  них невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив их,  постараться использовать во благо. О чем идет речь? ( о реакциях). Попробуйте сформулировать тему урока. Итак, тема сегодняшнего занятия“ Классификация  и типы химических реакций ” Откройте тетради, запишите дату,  тему урока.  II.Сообщение темы и цели урока, мотивация учения учащихся.  Сегодня на уроке,  мы должны систематизировать все полученные вами знания  о  химических реакциях, их типах,  классификации, для того, чтобы в дальнейшем вы могли  правильно описывать химические свойства веществ, а также предсказывать возможности  их получения, кроме того, хорошо овладев этой темой, для вас не составит труда  осуществлять цепочки химических превращений, решать всевозможные задачи. Работать  будем по группам. (3 группы) В каждой группе есть ответственный. Он будет наблюдать и  оценивать работу каждого учащегося вместе со мной. Прежде чем приступить к работе,  вспомните правила работы в группах. Работая в группах, будьте аккуратны, внимательны  при выполнении заданий, прислушивайтесь к своим товарищам, развивайте мыслительную  культуру.  4ый слайд – правила работы в группах: Умение слышать и слушать. Активность. Быть пунктуальным при выполнении заданий с временными рамками. Право быть ведущим. Соблюдение дисциплины и порядка в группах. Наше  занятие хочется начать словами Б.Васильева «Мне необходимо разобраться самому,  а чтобы разобраться самому, надо думать сообща». III. Проверка знаний учащимися фактического материала  Фронтальная беседа: Давайте вспомним основные понятия. 1. Что называется явлением? (Явление – это то, в чем проявляется развитие, изменение  чего­либо).  2. В чем разница между химическими и физическими явлениями? (В результате  химических явлений происходит образование новых веществ). 3. Какие уровни организации вещества затрагиваются при химических реакциях?  (Молекулы).  4. Что же такое химическое явление? (Химическим явлением (реакцией) называется  процесс превращения одних веществ в другие, отличающиеся от исходных составом и  свойствами).  5. По каким признакам можно судить о прохождении именно химической реакции?  (Признаками химического превращения могут быть: изменение  цвета веществ, появление  или исчезновение запаха, выделение газа, выпадение или растворение осадка, выделение  или поглощение теплоты, свечение).  6. Какие условия необходимы для протекания химической реакции? (Соприкосновение веществ, измельчение, перемешивание, растворение, нагревание или охлаждение). Попробуем доказать, что при взаимодействии различных веществ  происходит химическая  реакция. ОПЫТ. Возьмем раствор соляной кислоты и опустим цинк. Что происходит в  результате реакции?  ( Цинк  растворяется.  Выделяется  газ.) Запишите уравнение  реакции цинка и соляной кислоты на доске.  Возьмем кислоту, добавим немного фенолфталеина. Что произошло? ( изменилась  окраска).  Кислота + фенолфталеин. ( изменение окраски). Итак,  химические реакции – это явления, при которых из одних веществ получаются  другие. Химические реакции идут до конца, если выпадает осадок, выделяется газ,  образуется малодиссоциирующее вещество. Какие типы химических реакций вы знаете? (замещения, разложения, соединения,  обмена). Какие реакции называются реакциями соединения?  Какие реакции называются реакциями разложения? Какие реакции называются реакциями замещения? (между простым и сложным веществом) Какие реакции называются реакциями обмена? ( между двумя сложными веществами). IV. У вас на партах лежат карточки. Ваша задача: выполнить задание и на доске  записать уравнение той реакции, которая написана на карточке.  Задания для первой группы. 2. Выполнить задание на карточке №2 1.Стрелками покажите,  какая реакция, к какому типу относится. 2. Доставить недостающие  коэффициенты в уравнениях. 3. На доске записать уравнение реакции соединения.   РЕАКЦИЯ                                                                ТИП РЕАКЦИИ  1)  H2 + O2 = H2O                                                         А) РАЗЛОЖЕНИЯ    2)  BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + NaCl                           Б) СОЕДИНЕНИЯ  3) Mg + AlCl3= MgCl2 + Al                                         В) ОБМЕНА  4)  KClO3 = KCl+ O2                                                    Г) ЗАМЕЩЕНИЯ  5) SO3 + H2O = H2SO4   6) Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O  7) Fe2O3 + Al = Fe + Al2O3 Задания для второй группы. 2. Выполнить задание на карточке №2 1.Стрелками покажите,  какая реакция, к какому типу относится. 2. Доставить недостающие коэффициенты в уравнениях. 3. На доске записать уравнение реакции разложения.   РЕАКЦИЯ                                                                ТИП РЕАКЦИИ  1)  H2 + O2 = H2O                                                                                        А) РАЗЛОЖЕНИЯ  2)  BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + NaCl                                                                                           Б) СОЕДИНЕНИЯ  3) Mg + AlCl3= MgCl2 + Al                                                                                           В) ОБМЕНА  4)  KClO3 = KCl+ O2                                                                                             Г) ЗАМЕЩЕНИЯ  5) SO3 + H2O = H2SO4  6) Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O  7) Fe2O3 + Al = Fe + Al2O3 Задания для третьей  группы. 2. Выполнить задание на карточке №2 1.Стрелками покажите,  какая реакция, к какому типу относится. 2. Доставить недостающие коэффициенты в уравнениях. 3. На доске записать уравнение реакции замещения. РЕАКЦИЯ                                                                ТИП РЕАКЦИИ  1)  H2 + O2 = H2O                                                         А) РАЗЛОЖЕНИЯ    2)  BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + NaCl                           Б) СОЕДИНЕНИЯ  3) Mg + AlCl3= MgCl2 + Al                                         В) ОБМЕНА  4)  KClO3 = KCl+ O2                                                    Г) ЗАМЕЩЕНИЯ  5) SO3 + H2O = H2SO4   6) Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O  7) Fe2O3 + Al = Fe + Al2O3 Вы все правильно определили тип реакции и расставили коэффициенты.  V. У вас на партах лежит таблица «Угадай слово» Ваша задача: в течение 3 минут  определить типы химических реакций и составить слово из полученных букв.  Проверка. Какое слово вы получили? Докажите. ( 1 уравнение­ реакция обмена, буква  «П» , второе уравнении реакция разложения – буква «И», третье уравнение – реакция  замещения – буква «С», 4 уравнение – реакция обмена – буква «Ь». 5 уравнение – реакция  разложения – буква «М», 6 уравнение – реакция замещения – буква «О».  Итак, мы вспомнили типы химических реакций и применили свои знания на практике.  VI.В процессе изучения химии приходилось встречаться с классификацией  химических реакций по различным признакам.  По каким признакам классифицируются химические реакции? (по тепловому  эффекту, по числу и составу исходных и образовавшихся веществ, по агрегатному  состоянию реагирующих веществ, по наличию катализатора, по направлению, по изменению степени окисления атомов элемента). Какие типы реакций  можно отнести, используя   признак:    тепловой эффект?  (экзотермические и эндотермические ).  Что значит экзотермические?  ( идут с выделением энергии). Что значит эндотермические? ( идут с поглощением энергии). По числу и составу исходных и образовавшихся веществ  реакции бывают: ( замещения, разложения,  обмена, соединения). По агрегатному состоянию реагирующих веществ  реакции могут быть:  ( гетерогенные, гомогенные). Что значит гетерогенные?  ( исходные вещества и продукты реакции находятся в разных  агрегатных состояниях). Что значит гомогенные?  ( исходные вещества и продукты реакции находятся в  одинаковых агрегатных состояниях). Какие реакции вы можете отнести к признаку:  наличие  катализатора? (каталитические, некаталитические). Что значит каталитические? ( реакции, идущие  с катализатором). Что значит  некаталитические? ( реакции, идущие без катализатора). По направлению реакции могут быть: необратимые, обратимые). Что значит необратимые? ( протекают в данных условиях только в одном направлении.) Что означает обратимые?  (протекают в данных условиях одновременно в двух  противоположных направлениях). По изменению степени окисления атомов элементов реакции могут быть:  (окислительно – восстановительные,  неокислительно – восстановительные). Какие реакции называют окислительно – восстановительными? ( реакции, идущие с  изменением степени окисления). Какие реакции называют неокислительно – восстановительными? ( реакции, идущие  без изменения степени окисления). Итак, мы вспомнили классификацию  химических реакций по различным признакам. VII. На партах у вас имеются слова с  типами  химических реакций, классификация  химических реакций,  признаки классификаций. Используя  напечатанные слова,  составьте кластер.  В нашем случае Кластер – это  схема,  отражающая  типы химических  реакций, их  классификацию и  признаки  химических реакций.   При составлении кластера  вам поможет таблица, которая лежит у вас на партах. В центре кластера у вас  должны  быть  слова: химические реакции.  На работу вам 10 ­12 минут.  По   тепловому эффекту По   числу   и составу исходных и     СО→ Экзотермические – протекают с выделением энергии  4Р + 5О2 = 2Р2О5 + Q;         CH4 + 2О2   Эндотермические – протекают с поглощением энергии Cu(OH)2   Т  C8H16  + H2 – Q    Реакции разложения – из одного сложного вещества образуется несколько более простых: СаСО3   Т  СаО + СО2                                              C2H5OH → C2H4  + H2O   CuO + H2O – Q;  C8H18   Т 2 + 2H2O + Q образовавшихся веществ По   агрегатному состоянию реагирующих веществ   По катализатора наличию ↑                 CH4 + Cl2    + ↓ HNO3  → CH3Cl + HCl Реакции   соединения  –   из   нескольких   простых   или   сложных  2→ H2O веществ образуется одно сложное: 2H2 + О2                                                              C2H4 + H2 → C2H6 Реакции   замещения  –   атомы   простого   вещества   замещают атомы одного из элементов в сложном веществе:  Zn +  2HCl =  ZnCl2 + H2 Реакции   обмена  –   два   сложных   вещества   обмениваются составными частями: AgNO3 + HCl = AgCl                                      HCOOH + CH3OH  → HCOOCH3  + H2O Гетерогенные  –   исходные   вещества   и   продукты   реакции находятся в разных агрегатных состояниях: Fe(т)  + CuCl2(р­р)  2Na(т)   + 2C2H5OH(ж)   Гомогенные  –   исходные   вещества   и   продукты   реакции находятся в одном агрегатном состоянии:          H2(г)  + Cl2(г) =  2HCl(г)  → CH3COOC2H5(ж)   + H2O(ж)             C2H5OH(ж) + CH3COOH(ж)   Каталитические              2H2O2     2MnO                                              C2H4 + H2  Некаталитические           S +  О2    Т                                               C2H2 + 2Cl2   2H2O +  О2    никель  C2H4  SO2    → C2H2 Cl4     2→ C2H5ONa(р­р)  + H2(г) ↑  → Cu(т) + FeCl2(р­р)  ↑ По направлению Необратимые  – протекают в данных условиях только в одном  → BaSO4+ 2HCl   СО→ 2 + 2H2O  2NH↔ 3 ;     C2H4 + H2  направлении: H2SO4 + BaCl2                          CH4 + 2О2   Обратимые  –   протекают   в   данных   условиях   одновременно   в двух противоположных направлениях: 3H2 + N2  Окислительно­восстановительные  –   реакции,   идущие   с  → Fe2+Cl2 изменением степени окисления: Fe0 + 2H+1Cl­1                                                    H+1C0O­2 H+1 + H2 → C­2 H3 Неокислительно­восстановительные  –   реакции,   идущие   без изменения степени окисления: S+4O4                                                       CH3NH2 + HCl   (→ CH3NH3)Cl  + H2 ­1 0 +1 O­2 H+1  C↔ 2H6       ­2 + H2O  + S+4O4  → H2 ­2 и и ц к а е р   е и к с е ч и м и Х     По   изменению степени окисления атомов элементов Составление кластера. Каждая группа составляет кластер.  Итак, мы вспомнили, классификацию химических реакций, составили кластер. Давайте  посмотрим, что у нас получилось. Молодцы. Хорошо поработали. VIII. Домашнее задание. Предлагаю вам карточки для выполнения домашнего задания на  выбор. Если вы считаете, что усвоили данную тему на «5», берете карточку на «5».Если  считаете, что еще не полностью овладели изученным материалом, берете карточку на «4».  Если вы испытываете затруднения, то берете карточку на «3».  Задание 1  Первый уровень «3» 1. По  уравнениям  реакций, укажите их тип по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции»: а) . Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O      б) H2SO4 + Al   =   Al (SO4)3  +  H2                            в) Ba (NO3)2 + Fe(SO4)3  = Ba SO4 + Fe(NO3)3      г) SO3 + H2O = H2SO4     Вычислите массу осадка, который образуется при взаимодействии 160 г 15%­го раствора  сульфата меди (2) с избытком гидроксида натрия. Задание 1  Второй  уровень «4» 1. Запишите уравнения реакций по схемам, укажите их тип по признаку «число и состав  исходных веществ и продуктов реакции»: а) оксид фосфора  (V)+ вода = фосфорная кислота б) нитрат бария + сульфат железа (III) = сульфат бария + нитрат железа (III) в) гидроксид железа (III) = оксид железа (III) + вода г) серная кислота + алюминий = сульфат  алюминия + водород 2. Вычислите объем и количество вещества водорода (н.у) , который образуется при  взаимодействии 650 г цинка с избытком соляной кислоты. Задание 1  Третий   уровень «5» 1. Запишите уравнения реакций по схемам, укажите их тип по признаку «число и состав  исходных веществ и продуктов реакции»: а) нитрат калия = нитрит калия + кислород  б) оксид азота (V) + вода = азотная кислота. в) серная кислота + гидроксид железа  (III) = ? + ? г) оксид молибдена (VI) + кальций = ? + ? 2. Вычислите объем и количество вещества углекислого газа (н.у), который образуется при  взаимодействии с избытком раствора азотной кислоты 250 г известняка (карбоната  кальция), содержащего  20% примесей. IX. Оценки за урок. 1 вариант  2 вариант  3 вариант  4 вариант карточка — тренажер Уравнения химических реакций                  t                   2MgO+O2=2MgO 2K + 2H2O = 2KOH + H2↑ Fe+ CuCl2= Cu+ FeCl2                  t 4P + 5O2 = 2 P2O5                 t 2Cu+ O2 = 2CuO 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2↑ Fe2O3 + 6HCl = 2FeCl3 + + 3H2O Zn + Pb(NO3)2 =Pb + Zn(NO3)2 Fe + H2sO4 = FeSO4 +H2↑ Mg +2HCl= MgCl2 + H2↑ Ba + H2O = Ba(OH)2 +H2↑ Zn+ H2SO4 = ZnSO4 + H2↑ Zn+ Cu(NO3)2= Zn(NO3)2 + Cu Al2O3+ 6HCl =2AlCl3+ 3H2O H2O + SO2   H↔ 2SO3 2H2 + O2 = 2H2O CaO +H2O = Ca(OH)2 P2O5+ 3H2O = 2H3PO4 3CaO + 2H3PO4=                         Ca3(PO4)2 +3H2O Ba(OH)2 +2HNO3=                   Ba(NO3)2 +2H2O CuCl2 +2KOH =2Cu(OH)2  + ↓ 2KCl 2HNO3+ Ca(OH)2=                               Ca(NO3)2 +2H2O                  t Cu(OH)2 = CuO+ H2O CaCO3+ 2HCl=CaCl2 + H2СO3                                                                    ∕  \                                  H2O    CO2↑ 2NaOH + H2SO4=                            Na2SO4+ 2H2O  Ca +2H2O =Ca(OH)2 + H2↑ AgNO3 + NaBr = NaNO3 + AgBr↓ HBr + NaOH= NaBr + H2O BaCl2+Na2SO4=BaSO4 +2NaC l ↓ AgNO3+ KCl = KNO3+ AgCl↓ Cu +Hg(NO3)2= Cu(NO3)2 + Hg AgNO3+ KI = KNO3 + AgI↓ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 CO2 +H2O   H↔ 2CO3                  t 2Fe(OH)3= Fe2O3 +3H2O Mg + 2HCl = MgCl2 + H2↑ Na2O + H2O = 2NaOH

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)

Конспект урока по химии на тему "Классификация химических реакций" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017