Конспект урока по химии на тему: "Лекарства: известные и неизвестные" ( 10 класс, химия)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
10 кл
26.12.2018
Урок разработан в соответствии с технологией деятельностного метода обучения. Тип урока - урок открытия новых знаний. Все этапы урока ориентированы на формирование различных УУД. Методические приемы, используемые на уроке: метод ситуационных задач, включение заданий исследовательского характера на предметном и метапредметном содержании. Прикладная направленность создает условия для применения полученных знаний при решении реальных задач повседневной жизни.
урок ОНЗ_Лекарства известные и неизвестные_10 кл.docx
ОО (регион, город, поселок и др.): Красноярский край, город Норильск
Наименование ОО: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 11 имени Бориса Ивановича Колесникова»
Ф.И.О. педагога: Сидорова Любовь Анатольевна
Номинация: « сценарий предметного урока в ТДМ с учащимися основной школы»
Предмет: химия
Тип урока: урок ОНЗ
Класс: 10 класс
Тема: Лекарства: известные и неизвестные
Основные цели:
Предметные:
1. Ознакомиться с понятием лекарства, их составом и значением; сформировать
понимание опасности неправильного применения лекарств.
2. Сформировать умение включать новое понятие в общую систему знаний.
Метапредметные:
регулятивные: постановка цели на основе анализа известного и неизвестного, составление
плана работы в группе, контроль качества выполнения работы по образцу и эталону,
коррекция способа действия в случае расхождения эталона и своего продукта, осознание
качества усвоения знания, мобилизация сил для достижения цели.
коммуникативные: сотрудничество в группе, распределять обязанности, высказывать своё
суждение и учитывать мнения других участников группы, принятие решения и его
реализация,
познавательные: устанавливать причинноследственные связи, осуществлять анализ,
синтез, сравнение, обобщение; выбор способов решения задач
Личностные: мотивация получения знаний, достижения успеха и признания, осознание
важности получения знаний, профориентация.
Дидактические материалы: задания и эталоны для самопроверки для каждого ученика,
карточкизадания для группы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация; аптечка, пробирки,
ступка с пестиком, реактивы: универсальная индикаторная бумага, вода, хлорид железа
(III), аспирин.
Краткая аннотация к работе: урок разработан в технологии деятельностного метода
обучения Л.Г. Петерсон. Тип урока – урок открытия нового знания. Все этапы урока
ориентированы на формирование различных УУД, использовались такие формы работы,
как фронтальная, индивидуальная, работа в группах. Практическая часть строилась на
предметном и метапредметном содержании. Прикладная направленность создает условия
для выработки у учащихся умений применять полученные знания при решении реальных
задач повседневной жизни и грамотно обращаться с лекарственными препаратами.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Начать наш урок, я хочу с одной притчи:
«Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвёл всех к
огромному дверному замку. «Кто откроет, тот и будет первым помощником». Никто не
притронулся даже к замку. Лишь один визирь подошёл и толкнул замок, который
открылся. Он не был закрыт на ключ. Тогда царь сказал: «Ты получишь эту должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и надеешься на
собственные силы, и не боишься сделать попытку».
Как Вы поняли эти слова? (нужно надеяться на собственные знания и не бояться
делать самому попытки открывать новые).
Какие личные качества нам помогают открывать новые знания? (самостоятельность,
любознательность, активность, целеустремленность, доброжелательность)
Я всем желаю удачи и надеюсь на плодотворное сотрудничество (учащиеся заполняют в
ходе урока маршрутный лист).
Но для начала выполните следующее задание. Определите ваше состояние на сегодняшний
день (начало урока) и в карте урока дорисуйте рот смайликам. (слайд 2)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном
действии.
1).Организм человека сложнейшая система с огромным множеством постоянно
протекающих процессов. Он напоминает высокоорганизованную химическую лабораторию,
в которой можно провести сложнейшие реакции. Но протекание биологических процессов
может быть нарушено болезнями, которые являются следствием химических изменений в
организме.
Перед вами имена знаменитых, талантливых людей и причина их смерти:
(слайд 3) Шуберт 17971828 (31год) тиф
Вагнер 17471779 (32года) – туберкулез
Гауф 18021827 (25лет) – тиф
Чайковский 18401893 (53года) холера
Рафаэль 14831520 (37лет) – сердечная недостаточность
На ваш взгляд, что могло стать причиной ранней смерти данных людей? (не были
известны лекарства, которые могли бы спасти их; отсутствие лекарств).
Человечество во все времена страдало от болезней и искало лекарства от всяких недуг.
Лекарственная терапия – это мощное средство, позволяющее вернуть удивительную
лабораторию человеческого организма к нормальному функционированию. Достижения
современной фармацевтики впечатляют. Пока в течение тысячелетий люди лечились
отварами трав и прочими народными средствами, средняя продолжительность жизни
человека была очень невелика. В средневековой Европе она не достигала и 40 лет, а
сегодня, благодаря развитию здравоохранения и, в том числе новым лекарствам, почти
удвоилась.
Как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами вести речь? (о лекарствах)
Сформулируйте тему урока. (Лекарства)
−Почему так важна эта тема? (потому что мы часто применяем это понятие в
повседневной жизни)
(слайд 4) Открывается на слайде тема урока и знак вопроса.
Ребята, как вы думаете, почему появился на слайде знак вопроса? (Наверное, чтото мы
еще не знаем).
А значит, перед нами стоит какая задача…(Узнать чтото новое и чемуто научиться)
Молодцы! Вы правильно определили содержание сегодняшнего урока. Сегодня будет
урок, где вы будете узнавать новое об уже известном.
А раз вы будете узнавать новое – это какой урок? (урок открытия нового знания).
Как вы открываете новые знания? (Мы выясняем, какие знания у нас отсутствуют, и
самостоятельно открываем эти знания.)
Тема урока открывается на доске. (слайд 5) («Лекарства: известные и неизвестные»)
(учащиеся заполняют маршрутный лист: записывают тему урока)
Учитель зачитывает (слайд 6) Эпиграф урока:
«Явления жизнедеятельности организма,
как больного, так и здорового можно понять, лишь рассматривая и оценивая происходящие в нем химические процессы,
а излечения можно достичь с помощью химических средств». Теофраст Парацельс
− С чего надо начать работу, чтобы успешно открыть новые знания? (Надо повторить то,
что будет необходимо для открытия)
2). Лекарства.
прием «Установи соответствие» (слайд 7)
Предлагаю выполнить задание «Установи соответствие»/индивидуально (на столах лежат
листочки с заданием, задача – подобрать определение к каждому термину)
Группы получают карточки.
Лекарства
Состав
Таблетки, порошки, капли, настойки, мази…
Обезболивающие, жаропонижающие, сердечно-
сосудистые, желудочно-кишечные, успокаивающие,
противомикробные……
Лекарственная форма
Вещества, применяемые для профилактики,
диагностики и лечения болезней
Фармакологические
свойства
Способ применения
Правила
использования
Химические соединения со сложной структурой
Применяют внутрь или наружно
Не принимать по истечению срока годности; строго
следовать инструкции
– Итак, работа выполнена, проверяем. Составляется и озвучивается эталон «Лекарства»
(учащиеся сверяют свой ответ с эталоном)
Что напоминает полученная схема (эталон)? (инструкция к лекарству)
3) (слайд 8) Правильное использование лекарственных препаратов.
Разные лекарства оказывают различное воздействие на организм человека. Для
достижения нужного эффекта необходимо строгое соответствие между применяемым
лекарственным препаратом и корректируемым нарушением. Механизм действия некоторых
лекарств отвечает принципу «ключа и замка». Другими словами, молекула лекарства
соответствует структуре процесса, нуждающегося в коррекции.
Важнейшим фактором эффективности лекарства является его точная доставка в ту часть
организма, где необходимо произвести лечебный эффект.
4)Проникновение лекарств в различные ткани организма.
Лекарство переходит в кровь, которая разносит его по организму и доставляет в
различные ткани органов и систем, где происходит всасывание или проникновение.
Капсулы и таблетки изготовляются таким образом, чтобы высвободить активный компонент в нужной части организма или распространить его с кровотоком на весь
организм. Молекулы лекарства, попадающие в клетки по капиллярным сосудам, помогают
победить болезнь.
(слайд 9) Кейсситуация
Татьяна Васильевна работает бухгалтером, работа «головой», надо много считать, требует
умственного напряжения. С некоторых пор она страдает головными болями. Справляется с
ними сама – покупая «новомодные» препараты – использует их по назначению каждый
день. Ведёт журнал, где записывает, что пила, как помогло, прошла ли боль в определённом
месте. Вдруг стала замечать – таблетки плохо помогают: где принимала 1, надо уже 2
таблетки… Правильно ли ведёт себя Татьяна Васильевна? (при применении лекарств
необходимо соблюдать правильные дозы, т.к. злоупотребление лекарствами может
привести к лекарственной зависимости)
(слайд 10) Вывод: Правила использования лекарственных препаратов.
1. Нельзя использовать лекарства, если у них истек срок годности.
2. Строго соблюдайте правила приема препарата: время приема (до или после
еды), дозировки и интервал между приемами. Злоупотребление лекарствами
может привести к лекарственной зависимости!
3. Применять по назначению врача, не заниматься самолечением!
5) Аспирин.
Какое самое «химическое» место в доме? (аптечка)
Действительно, самое «химическое» место в доме это аптечка. И когда мы себя плохо
чувствуем мы прибегаем к лекарствам. Чего там только нет…..(Демонстрация аптечки).
Одним из наиболее популярных жаропонижающих и болеутоляющих средств является
аспирин.
Учитель предлагает задание на пробное действие.
− С какой целью я вам предлагаю выполнить пробное действие? (Чтобы мы поняли, что
мы не знаем, могли определить цель деятельности.)
(слайд 11) Прием аспирина длительное время может привести к гастриту. Чем Вы
объясните возникновение гастрита. Какие изменения нужно внести в лечение?
(Учащиеся выполняют пробное действие).
Кто не смог выполнить задание? (учащиеся поднимают сигнальные карточки)
−В чем у вас затруднение? (не могу объяснить причину возникновения гастрита)
Учитель предлагает нескольким ученикам озвучить затруднения.
У кого получилось? (высказываются)
Обоснуйте, что выбранный вами способ правильный! (не могу обосновать причину
возникновения гастрита; не могу с уверенностью сказать, что правильно выполнили
задание)
3. Выявление места и причины затруднения
Почему вы не справились с заданием? (Не знаем строение и свойства аспирина)
Какова цель вашей деятельности? (Узнать строение и свойства аспирина)
Согласуется поставленная цель с темой урока? (да, ведь аспирин это лекарство)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель химии: Многие лекарственные препараты являются сложными химическими
соединениями, обладающие определенными химическими свойствами. Аспирин – это
сложное органическое вещество. Вспомните, в какой последовательности мы изучаем
химические вещества? (слайд 12) (состав строение – свойства)
Что напоминает схема? (план характеристики вещества)
Назовите шаги плана, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели
(изучить состав, строение , свойства аспирина).
Как вы будете достигать поставленной цели? Какие средства использовать? (обратимся
к учебнику, инструкции по применению лекарственных препаратов, проведем
эксперимент)
Итак, перейдем к реализации поставленной цели. Работать будем в группах (парах).
5. Реализация построенного проекта.
Учащиеся, работая в группах, выполняют работу по плану.
Какие правила надо помнить при работе в группах, чтобы работа была результативной?
(слайд 13)У Вас на столах лежат памятки, прочитайте их.
(Каждый может высказать свое мнение, остальные должны выслушать, каждый
должен сделать свой вклад в работу группы, обсуждать надо тихо, не мешая всем
остальным)
(слайд 14, лист исследователя)
Группы получают задания (карточки в конверте) и проводят исследования.
Провести инструктаж по ТБ
Группа
производства)
Учащиеся, работая в группе, выполняют работу по плану.
Идёт обсуждение (беседа), в ходе которого обращается внимание на применение аспирина
План:
I (анализ Аспирина /ацетилсалициловой кислоты/ российского
Составление эталонахарактеристики лекарственного препарата (исследование
инструкции лекарственного препарата)
Вывод: Исследования инструкции показало: дозировку активного вещества, состав
вспомогательных веществ, рекомендации по использованию препарата.
Эксперимент «Изучение химических свойств аспирина»
Опыт 1 «Определение растворимости аспирина в воде»
Проведите исследование и составьте отчет по предложенной форме.
Техника выполнения опыта
1. Поместите таблетку аспирина в фарфоровую чашку и измельчите её с помощью пестика.
2. К измельченному содержимому добавьте 1015 мл воды и отметьте растворимость аспирина в воде.
Что наблюдаете? (аспирин плохо растворяется в воде)
Вывод: аспирин российского производства практически не растворился в воде. Крахмал,
который присутствует в качестве вспомогательного вещества в аспирине (по инструкции),
является малорастворимым веществом, что также сказалось на растворении аспирина.
Результат данного опыта показывает, что аспирин
российского производства
малорастворимый в воде, поэтому попав в желудок, есть риск того что он прикрепится к
стенкам желудка, что может вызвать эрозивноязвенные поражения и желудочнокишечные
кровотечения. По инструкции лекарство следует запивать водой и дополнительно
молоком.
Опыт 2 «Определение кислотности среды раствора аспирина»
3.Полученный раствор перенесите в пробирку, добавьте универсальный индикатор, определите среду
раствора (индикатор изменяет окраску, среда раствора кислая).
Результаты и выводы: при добавлении универсального индикатора, появилась розовая
окраска, что указывает на кислотность среды.
Опасность аспирина заключается в том, что в желудке находится определённая
концентрация своей соляной кислоты, необходимой для обеззараживания и переваривания
пищи, и повышение концентрации кислоты способствует нарушению кислотного баланса желудка, что может привести к появлению эрозивноязвенных поражений и желудочно
кишечных кровотечений.
Опыт 3 «Определение фенолпроизводного в растворе аспирина»
4.Полученный раствор перенесите в пробирку, добавьте к нему раствор хлорида железа (III) (при его
добавлении появляется фиолетовое окрашивание, качественная реакция на бензольное кольцо).
Что наблюдаете? (фиолетовой окраски не появилось)
Вывод: при растворении Аспирина не образуется фенолпроизводных, т.к. фиолетовой
окраски не появилось.
Почему нельзя запивать таблетки аспирина кислым морсом, например, брусничным
или клюквенным?
Вывод: Аспирин (ацетилсалициловая кислота) встречается в брусничном и клюквенном
соках (экстракты этих растений с давних времен использовались как лекарства), а избыточное
употребление аспирина способствует нарушению кислотного баланса желудка.
II (анализ «Аспирина С» производства Германии)
Группа
Учащиеся, работая в группе, выполняют работу по плану.
Идёт обсуждение (беседа), в ходе которого обращается внимание на применение аспирина
План:
Составление эталонахарактеристики лекарственного препарата (изучение
инструкции лекарственного препарата)
Вывод: Исследования инструкции показало: дозировку активного вещества, состав
вспомогательных веществ, рекомендации по использованию препарата.
Эксперимент «Изучение химических свойств аспирина»
Проведите исследование и составьте отчет по предложенной форме.
Опыт 1 Опыт 1 «Определение растворимости аспирина в воде»
Техника выполнения опыта
1. Поместите таблетку аспирина в химический стаканчик.
2. Добавьте 1015 мл воды и отметьте растворимость аспирина в воде. Что наблюдаете? (аспирин
хорошо растворяется в воде)
Вывод: Аспирин С (прва Германии) хорошо растворяется в воде;
Опыт 2 «Определение кислотности среды раствора аспирина»
3.Полученный раствор перенесите в пробирку, добавьте универсальный индикатор, определите среду
раствора (индикатор не изменяет окраску, кислотность среды не выражена).
Опыт 3 «Определение фенолпроизводного в растворе аспирина»
4.Полученный раствор перенесите в пробирку, добавьте к нему раствор хлорида железа (III) (при его
добавлении появляется фиолетовое окрашивание, качественная реакция на бензольное кольцо).
Что наблюдаете? (фиолетовая окраска появилась)
Вывод: при растворении Аспирина С образуются фенолпроизводные, т.к. появилась
фиолетовая окраска раствора
Почему детям нельзя давать аспирин?
Вывод: Фенольное соединение это очень опасное для здоровья человека вещество, и
возможно влияет на появление побочных эффектов на организм человека при приеме
препарата.
Сообщение «Синдром Рейе»: Многочисленные клинические исследования доказали влияние приема
препаратов ацетилсалициловой кислоты при лечении вирусных инфекций ( нр, грипп, ветрянка.
скарлатина и др.) на частоту развития синдрома Рейе. Это связывают с токсическим действием
лекарства на клетки всего организма, в частности , клетки печени и мозга, что доказывает пагубное
воздействие медикамента.
Идет работа в группах по обсуждению полученного материала.
Группа
III Учащиеся, работая в группе, решают теоретическую задачу на определение состава и
строения аспирина,
Задача. Вещество имеет следующий качественный состав:
В состав известного жаропонижающего и противовоспалительного препарата входят
углерод 60%, водород 4,44% и кислород. Выведите молекулярную формулу этого
соединения. Составьте его структурную формулу (подсказка: в молекуле аспирина
содержится одна карбоксильная группа и бензольное кольцо).
Решение (образец): 1). Общая формула вещества: CxHyOz
w(O)= 100% 60% 4,44% = 35.56%
2).x: y : z= 5: 4,44 : 2,22 = 9: 8: 4
3) м.ф вещества C9H8O4
Структурная формула Аспирина
(слайд 15) образец для самопроверки
структурная формула аспирина,
действующим компонентом которого служит ацетилсалициловая кислота (Аспирин
кислота).
Учитель.Скажите, какой химический процесс протекает при растворении аспирина в воде?
(гидролиз)
Составьте уравнение гидролиза аспирина, назовите продукты гидролиза (учащиеся
составляют уравнение гидролиза аспирина)
С6Н4 – ОСОСН3 + Н2О = С6Н4 – ОН + СН3СООН
I I уксусная кислота
СООН СООН
аспирин
кислота (фенолпроизводное
салициловая
(Продуктами гидролиза являются фенолпроизводное (салициловая кислота) и уксусная
кислота, следовательно, необходимо использовать индикатор для выявления кислотных
свойств).
Один ученик работает у доски, комментируя свои действия, остальные работают в
тетрадях.
Спасибо, молодцы! Вы убедительно и доказательно представили результаты своего
исследования.
Идет работа в группах по обсуждению полученного материала.
Обобщите результаты, полученные вами в процессе работы (отчет групп).
Спасибо, молодцы! Вы убедительно и доказательно представили результаты своего
исследования.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель химии: Обобщите результаты, полученные вами в процессе работы (отчет
групп).
Результат работы группы озвучивается.
Выводы (итог)
1. Исследование инструкции показало: разную дозировку активного вещества, состав
вспомогательных веществ, отличия в рекомендациях по использованию препаратов.
2.АСПИРИН Российского производства плохо растворим в воде, имеет наиболее ярко
выраженную кислотность, поэтому, мы не рекомендуем его применять, а, лучше использовать АСПИРИН С (прва Германия), который обеспечил полную растворимость
ацетилсалициловой кислоты в воде. Следовательно, снижается опасность заболеваний
желудочнокишечного тракта. Если, вы, всетаки употребляете АСПИРИН Российского
производства, то необходимо помнить, что его лучше запивать молоком, что обеспечит
защиту желудка от повышения кислотности среды. АСПИРИН С (прва Германия) следует
запивать водой, которая обеспечивает полную растворимость данных лекарственных
препаратов, но не рекомендуется запивать соком или морсом, что может привести к
повышению кислотности среды желудка.
3.При гидролизе аспирина образуется фенолпроизводное соединение (при гидролизе
Аспирина С (Германия) нам удалось их обнаружить), которое является токсичным
веществом для организма человека, и, внимательно, изучив инструкцию, мы увидели,
наличие множества побочных эффектов, которые возможно вызваны действием данного
соединения (нр, синдром Рейе). Поэтому хорошо подумайте, прежде чем употребить
данное лекарство, если в этом нет крайней необходимости (лучше откажитесь от такой
таблетки)
Учитель химии: вернемся к пробному заданию (слайд 16).
Скажите, мы ответили на вопрос, чем опасно избыточное употребление аспирина?
(аспирин – кислота, а избыточное употребление аспирина способствует нарушению
кислотного баланса желудка, что может вызвать раздражение и воспаление
слизистой желудка; появлению гастрита).
Вы можете сказать, что справились с затруднением? (да)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
−Я предлагаю вам сейчас закрепить полученное знание и выполнить самостоятельную
работу.
(слайд 17) Задача по химии.
При тяжелой форме фолликулярной ангины врач назначил пациенту прием аспирина по 0,5
г три раза в день в течение недели. Определите массу уксусной кислоты, которая
образуется при гидролизе аспирина в желудке за это время.
Подробный образец решения:
Найдем массу аспирина, принятого больным за все время.
0,5 x 3 = 1,5 x 7 = 10,5 г
Составим уравнение реакции
10,5 г x г
С6Н4 – ОСОСН3 + Н2О = С6Н4 – ОН + СН3СООН
I I 60 г
СООН СООН
180 г
Составим пропорцию
180 г 60 г
10,5 г x г x г = 10,5 x 60 / 180 = 3,5 г
Ответ: Образуется 3,5 г уксусной кислоты.
– Поднимите сигнальные карточки, кто справился с заданием. Молодцы!
– Кто не справился с заданием?
– Где допустили ошибку?
Самопроверка проводится по образцу, анализируются и исправляются ошибки. 8. Включение в систему знаний.
Учитель. В 1899 г. был получен аспирин (ацетилсалициловая кислота) – анальгетик с
противовоспалительным и жаропонижающим действием. Известно, что это лекарство
замедляет процесс свертывания крови. Поэтому нередко врачи рекомендуют его для
предотвращения образования тромбов после операций, а также при нарушении
кровообращения. Однако эти свойства аспирина могут вызвать и неприятные последствия в
случае приема лекарства в больших дозах: способность разжижать кровь может привести к
кровотечениям. Поскольку аспирин – это кислота, то его избыток способствует
раздражению слизистой оболочки желудка и появлению язвы. Поэтому помните:
нельзя заниматься самолечением, т.к. неверное применение, высокая доза могут
превратить лекарство в яд!
(слайд 18) Задание.
Вставить в предложения пропущенные слова или словосочетания.
Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________. Лекарства могут
иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________,
необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству
___________. При __________ использовании лекарство становиться ________.
Слова для справок: предотвратить, инструкции, природное, лекарства, болезни,
синтетическом, неверном, химические соединения, ядом, врача.
После выполнения работы учащиеся проводят самопроверку по образцу
– Поднимите руки, кто справился с заданием. Молодцы!
Где вы сможете применить новые знания? (новое знание может нам пригодиться в
жизни)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Выполните командное творческое задание, где нужно обобщить все ваши представления и
открытия о лекарствах в виде Синквейна
Оцените свою деятельность на уроке (заполняют лист самооценки)
У вас на столе остались недорисованные смайлики. Определите ваше состояние на конец
урока и в карте урока дорисуйте рот смайликам.
(слайд 19) Рецепт «идеального лекарства»: возьмите синеву неба, тихий шелест ветра,
добавьте пение жаворонка, бабочку на цветке. Разбавьте водой чистого озера, подогрейте
на лучах солнца, дайте настоятся в течение всех времен года. Принимай вместе со свежим
воздухом и хорошим настроением 3 раза в день курсом 365 дней. Крепкое здоровье в этом
случае гарантируется. И вам не нужны ни какие лекарства!
Комментарии к сценарию:
Урок проводиться в 10 классе. Класс обучается по программе О.С.Габриеляна. Тема урока
«Лекарства: известные и неизвестные». Это последний урок в системе уроков по теме:
«Кислород и азотсодержащие органические соединения»
Конспект урока по химии на тему: "Лекарства: известные и неизвестные" ( 10 класс, химия)
Конспект урока по химии на тему: "Лекарства: известные и неизвестные" ( 10 класс, химия)
Конспект урока по химии на тему: "Лекарства: известные и неизвестные" ( 10 класс, химия)
Конспект урока по химии на тему: "Лекарства: известные и неизвестные" ( 10 класс, химия)
Конспект урока по химии на тему: "Лекарства: известные и неизвестные" ( 10 класс, химия)
Конспект урока по химии на тему: "Лекарства: известные и неизвестные" ( 10 класс, химия)
Конспект урока по химии на тему: "Лекарства: известные и неизвестные" ( 10 класс, химия)
Конспект урока по химии на тему: "Лекарства: известные и неизвестные" ( 10 класс, химия)
Конспект урока по химии на тему: "Лекарства: известные и неизвестные" ( 10 класс, химия)
Конспект урока по химии на тему: "Лекарства: известные и неизвестные" ( 10 класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.