Конспект урока химии для 8 класса, по программе О. С. Габриелян для общеобразовательных школ. В ходе урока учащиеся знакомятся с таким классом неорганических веществ, как основания. На уроке присутствуют различные формы работ (индивидуальная, групповая, лабораторная работа). В конце урока закрепление материала.
Конспект урока по химии
8 класс
Тема: «Основания»
Цель: знакомство учащихся с новым классом неорганических веществ –
основаниями.
Задачи:
познакомить учащихся с классом оснований, их классификацией, свойствами и
номенклатурой;
развивать у учащихся умение, анализировать, обобщать, сравнивать, работать с
таблицей растворимости веществ;
воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за выполненную
работу.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: Учебник химии для 8 класса, под ред. О. С. Габриелян, ПСХЭ,
реактивы, пробирки, штативы.
Ход урока
1. Организационный момент
Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с классами
неорганических соединений, но для начала проведем небольшую разминку.
2. АОЗ
На доске записаны формулы веществ: CO2, Na2O, Cu(OH)2, Na, Mg(OH)2, CuO,
Fe, H2, Zn(OH)2, Al2O3, Fe(OH)3.
1) Выберите из списка только простые вещества.
2) Выберите оксиды и назовите их.
3) Дайте определение понятию простое вещество.
4) Дайте определение понятию сложное вещество.
5) Дайте определение оксидам.
А почему вы никуда не отнесли оставшиеся формулы веществ?
А их можно выделить в отдельную группу?Вот о них сегодня и пойдет речь на нашем уроке.
Открываем тетради и записываем тему сегодняшнего урока: «Основания»
3. Изучение нового материала.
Посмотрите на формулы этих веществ, они простые или сложные?
Что в них общего? (OH группа, сложный ион с зарядом ).
Давайте выведем общую формулу оснований. Me(OH)n. Me –металл, OH –
гидроксогруппа.
Попробуйте самостоятельно сформулировать определение оснований. Запишите
данное определение к себе в тетрадь.
4. Лабораторная работа
Изучение свойств оснований
Учащимся выдаются пробирки с основаниями: Cu(OH)2,
NaOH,
Fe(OH)3,
Ca(OH)2. Учащиеся рассматривают выданные им образцы оснований,
Ba(OH)2.
проверяют их на растворимость в воде. Все результаты заносят в таблицу.
№
Формула
вещества
Физические
свойства
Растворимость в
воде
1
2
3
4
5
Ответьте на вопросы. Ребята, а все ли выданные вещества растворяются в воде?
Какие хорошо растворялись? Какие плохо? А какие вообще не растворялись?
Давайте дадим определение растворимым основаниям. Они называются –
щелочами.
Щелочи это растворимые в воде основания, образованные металлами первой
группы и кальцием.
5. Закрепление материала
Работа в группах.
Откройте учебники на странице 99. Первая группа читает о гидроксиде натрия,
вторая группа о гидроксиде калия и третья группа о гидроксиде кальция.Каждая группа, после прочтения, рассказывает о веществе.
Как можно распознать щелочи?
А Что называется качественными реакциями?
Ребята, а что называется индикаторами?
Индикаторы – это вещества, меняющие свою окраску в разных средах.
Демонстрация образцов индикаторов: фенолфталеин, метилоранжевый и лакмус.
Давайте посмотрим, как будут окрашиваться индикаторы в гидроксидах.
Учитель поочередно добавляет каждый индикатор в пробирки с гидроксидом натрия.
Делается вывод, о окрашивании индикаторов в растворе.
Ответьте на вопросы.
Что называется основанием?
Какие основания называются щелочами?
С помощью каких веществ можно распознать основания?
6. Домашнее задание.
Параграф 19, упр. 1,4. Подготовить сообщения о Cu(OH)2, Fe(OH)3, Ba(OH)2. Fe
(OH)2.
Рефлексия
Мне сегодня очень понравилось, как вы работали на уроке. Я вас благодарю за
урок. А сейчас попрошу вас закончить следующие фразы.
Я узнал….
Я научился…
Мне понравилось…
Меня удивило…
У меня получилось…
Большое спасибо за урок!