Конспект урока по химии "Щелочные металлы". 9 класс.
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
30.01.2017
Обучающая: создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств щелочных металлов на основе строения его атома, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы, решать задачи, составлять уравнения химических реакций.
Развивающая: развитие логико - смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
Воспитывающая: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.Обучающая: создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств щелочных металлов на основе строения его атома, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы, решать задачи, составлять уравнения химических реакций.
Развивающая: развитие логико - смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
Воспитывающая: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.
9 класс Щелочные металлы. Общая характеристика..docx
9 класс Тема урока
«ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»
Разработка урока учителя химии Сергеевой Веры Николаевны,
МБОУ «Холмовская СШ» ХолмЖирковского района Смоленской
области.
Цели урока:
Обучающая: создать условия для исследования учащимися физических и
химических свойств щелочных металлов на основе строения его атома,
дальнейшего развития общеучебных и предметных умений (анализировать,
сравнивать, делать выводы, решать задачи, составлять уравнения химических
реакций.
Развивающая: развитие логико смыслового мышления учащихся, памяти,
химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную
деятельность на уроке.
Воспитывающая: воспитывать культуру умственного труда, развивать
коммуникативные качества личности.
Оборудование: компьютер, проектор, лабораторная посуда, раздаточный
дидактический материал; коллекции природных соединений, маршрутная
карта.
Реактивы: натрий.
Тип урока: изучение новой темы.
Метод обучения: частичнопоисковый, исследовательский, проблемный.
Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, лабораторная
работа.
Средства обучения: маршрутная карта, химическое оборудование, таблица
инструкция.
Активизация внимания: на доске написано слово «квартира», запомнить
порядок написания букв и повторить их.
Мотивация.
I
Актуализация знаний
Ход урока
У каждого из нас есть свой адрес: это улица, дом, квартира. У
химических элементов тоже есть свой «дом». Как он называется?
Периодическая система химических элементов.
Какие «адреса» имеют химические элементы?
Период, группа, подгруппа, порядковый номер.
Сегодня мы познакомимся с одними из «жильцов» этого «дома».
II
Объявление темы и цели урока.
Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомиться с удивительными химическими элементами и образованными ими простыми
веществами.
Подумайте и скажите, какие металлы являются самыми активными?
Почему?
Почему данная подгруппа металлов так названа?
Для путешествия по подгруппе щелочных металлов нам понадобится
маршрутная карта. Внимательно рассмотрите ее и скажите, где вы сегодня
побываете: какие станции посетите?
Маршрутная карта
Дата:_________ Тема Щелочные металлы
Цели: изучить положение щелочных металлов в Периодической системе,
строение атомов элементов, нахождение металлов в природе и их
получение, физические свойства простых веществ.
Станция 1. «Визитка химических элементов»
Рассказ учащихся о положении щелочных металлов в периодической
системе и строении их атомов.
Время стоянки 3 мин. Работая в паре, определите место положения
элементов в Периодической системе, строение его атома, составьте
электронную и графическую формулы атома. Сделайте записи в тетрадях.
1) Укажите сходство и различие в строении атомов щелочных
металлов, сравните их активность.
2) На примере натрия рассмотрите положение его в ПС и строение его
атома.
Порядковый номер:________
Период:___________________
Группа:___________________
Подгруппа:________________
Относительная атомная масса:
Строение атома (на примере натрия):
Электронная и графическая формулы атома:___
Станция 2 Важнейшие природные соединения щелочных металлов.
Используя коллекции природных минералов и дополнительную информацию
(лист Щелочные металлы), рассмотрите важнейшие природные соединения
щелочных металлов и запишите сведения в таблицу.
работа учащихся с коллекцией
Лабораторный опыт «Важнейшие природные соединения щелочных
металлов»
Название
Формула
Внешний вид
Применение соединения
Сделайте вывод: в виде каких химических соединений находятся в
природе щелочные металлы?
в виде солей: поваренная соль, сильвин, глауберова соль и др.
Станция 3. Получение металлов из природных соединений.
Как называется наука, рассматривающая способы получения металлов?
металлургия.
Назовите виды металлургии.
пиро, гидро, электрометаллургия.
Подумайте и сделайте вывод, как можно выделить металлы из
перечисленных вами веществ?
с помощью электролиза.
Составьте уравнение реакции электролиза сильвинита и каменной соли.
Учащийся на доске пишет уравнения
2NaCl 2Na + Cl2 2KCl 2K + Cl2
Дайте определение электролизу
Электролиз – это окислительновосстановительный процесс,
протекающий на электродах в расплавах или растворах электролитов.
Станция 4. «Физические свойства простого вещества».
( Работа с учебником и дополнительной информацией).
Время стоянки 5 минут. Сейчас вам предстоит работать в парах. На
основании наблюдений и вашего жизненного опыта охарактеризуйте
физические свойства натрия и запишите их. Запишите в тетради, используя
знания по физике, физические свойства вещества. В случае затруднения
поставьте карандашом знак вопроса напротив соответствующего
свойства.
Щелочные металлы мягкие, пластичные. Цвет серебристобелый с
характерным блеском. Эти металлы имеют сравнительно невысокую
температуру плавления и электрическую проводимость, их плотность
небольшая. Они легко режутся ножом.
Учитель демонстрирует небольшие кусочки натрия.
Проанализируйте наблюдения и запишите сведения в тетрадь.
Цвет:
Запах:
Металлический блеск:
Твердость: (твердый, мягкий) Плавкость: (легкоплавкий, тугоплавкий)
Пластичность:
Теплопроводность: (высокая, низкая)
Электропроводность:
Температура плавления:
Сегодня на уроке мы с вами в основном беседовали о натрии. Но и другие
щелочные металлы и их соединения немаловажны и интересны. Поэтому к
следующему уроку предлагаю приготовить сообщения: литий, калий, рубидий
и цезий.
III. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вернемся к теме сегодняшнего урока.
Какую проблему мы поставили в начале урока?
Удалось ли нам ее решить?
К какому выводу мы пришли?
Ваше домашнее задание:1) $ 11; № 3, 4.
2) Сообщения по желанию.
3) Создать презентацию «Физические свойства и применение щелочных
металлов» по желанию.
Используемая литература
1 Габриелян О.С. Химия: 9 класс: Учебник для общеобразовательных
учебных заведений. – Москва: «Дрофа», 2011.
2 Габриелян О.С. Химия: 8 класс: Учебник для общеобразовательных
учебных заведений. – Москва: «Дрофа», 2011.
3 Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Химия для поступающих в вузы.
Москва: «Издательство Новая Волна», 2009.
4 Потапов В.М. Органическая химия. Москва: «Просвещение», 2010.
5 Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Москва:
«Экзамен», 2011. Маршрутная карта
Дата:_________ Тема Щелочные металлы
Цели: изучить положение щелочных металлов в Периодической системе,
строение атомов элементов, нахождение металлов в природе и их
получение, физические свойства простых веществ.
Станция 1. «Визитка химических элементов»
Время стоянки 7 мин. Работая в паре, определите место положения
элементов в Периодической системе.
Сделайте записи в тетрадях.
3) Укажите сходство и различие в строении атомов щелочных
металлов, сравните их активность.
4) На примере натрия рассмотрите положение его в ПС и строение его
атома.
Порядковый номер:________
Период:___________________
Группа:___________________
Подгруппа:________________
Относительная атомная масса:
Строение атома (на примере натрия):
Электронная и графическая формулы атома:___
Станция 2 Важнейшие природные соединения щелочных металлов.
Используя коллекции природных минералов и дополнительную информацию
(лист Щелочные металлы), рассмотрите важнейшие природные соединения
щелочных металлов и запишите сведения в таблицу.
работа учащихся с коллекцией
Лабораторный опыт «Важнейшие природные соединения щелочных металлов»
Название
соединения
Формула
Внешний вид
Применение
Сделайте вывод: в виде каких химических соединений находятся в
природе щелочные металлы?
щелочные металлы в природе встречаются в виде ……….
Станция 3. Получение металлов из природных соединений.
Подумайте и сделайте вывод, как можно выделить металлы из
перечисленных вами веществ?
с помощью ……..
Составьте уравнение реакции электролиза сильвинита и каменной соли.
Вспомните определение электролиза.
Станция 4. «Физические свойства простого вещества».
( Работа с учебником и дополнительной информацией).
Время стоянки 5 минут. Сейчас вам предстоит работать в парах. На
основании наблюдений и вашего жизненного опыта охарактеризуйте
физические свойства натрия и запишите их. Запишите в тетради, используя
знания по физике, физические свойства вещества. В случае затруднения
поставьте карандашом знак вопроса напротив соответствующего
свойства.
Щелочные металлы мягкие, пластичные. Цвет серебристобелый с
характерным блеском. Эти металлы имеют сравнительно невысокую
температуру плавления и электрическую проводимость, их плотность
небольшая, например у лития 0,5г/мл. Они легко режутся ножом.
Учитель демонстрирует небольшие кусочки натрия.
Проанализируйте наблюдения и запишите сведения в тетрадь.
Цвет:
Запах:
Металлический блеск:
Твердость: (твердый, мягкий)
Плавкость: (легкоплавкий, тугоплавкий)
Пластичность: Теплопроводность: (высокая, низкая)
Электропроводность:
Температура плавления:
Конспект урока по химии "Щелочные металлы". 9 класс.
Конспект урока по химии "Щелочные металлы". 9 класс.
Конспект урока по химии "Щелочные металлы". 9 класс.
Конспект урока по химии "Щелочные металлы". 9 класс.
Конспект урока по химии "Щелочные металлы". 9 класс.
Конспект урока по химии "Щелочные металлы". 9 класс.
Конспект урока по химии "Щелочные металлы". 9 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.