Представлен конспект урока по химии в 8 классе "Физические и химические свойства солей. Применение" к учебнику Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.
Цель: Систематизировать знания о физических химических свойствах солей, типах химических реакций, в которые могут вступать соли, условиях протекания реакций ионного обмена.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с характеристикой химических свойств солей, с помощью уравнени... ий реакции;
2. Способствовать умению записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства солей.
3.познакомить учащихся с физическими свойствами солей.
Воспитательные:
1. Воспитание активности, аккуратности, умения работать в сотрудничестве с другими;
2. Активизация внимательности, настойчивости, упорства в достижении поставленной цели, заинтересованности в получении знаний.
Коррекционно–развивающие:Цель: Систематизировать знания о физических химических свойствах солей, типах химических реакций, в которые могут вступать соли, условиях протекания реакций ионного обмена.
Алимова Эльвие Назимовна
Учитель химии
МОУ «Вольновская школа»
П.Вольное, Джанкойский район
Республика Крым
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Конспект урока по химии в 8 классе
Тема: Физические и химические свойства солей. Применение.
Цель: Систематизировать знания о физических химических свойствах солей, типах
химических реакций, в которые могут вступать соли, условиях протекания реакций ионного
обмена.
Задачи:
Образовательные:
1.
2.
Познакомить учащихся с характеристикой химических свойств солей, с помощью
уравнений реакции;
Способствовать умению записывать уравнения реакций, отражающие химические
свойства солей.
3.познакомить учащихся с физическими свойствами солей.
Воспитательные:
1.
2.
Воспитание активности, аккуратности, умения работать в сотрудничестве с другими;
Активизация внимательности, настойчивости, упорства в достижении поставленной
цели, заинтересованности в получении знаний.
Коррекционно–развивающие:
1.
2.
3.
Формировать речь;
Развивать наблюдательность, умение делать выводы на основании химического
эксперимента;
Развивать практические навыки обращения с лабораторным оборудованием.
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. (Обращает внимание на дежурный звук)
Ход урока.
1Учитель. Встаньте, хорошо слушайте. Здравствуйте!
Дети. Здравствуйте.
II. Проверка домашнего задания.
Проверить химические термины.
Назвать реакции и условия их протекания.
III. Актуализация опорных знаний.
Вопросы:
1.
2.
3.
Что называется химической реакцией?
Химическая реакция – это превращение одних веществ в другие.
Какие типы химических реакций известны?
Реакции соединения, разложения, замещения и обмена.
Дайте определение класса солей. (Обращает внимание на дежурный звук и поправляет
детей)
4.Вспомните правила составления формул и названий солей.
Учитель: Соли – сложные неорганические соединения, состоящие из атомов металлов и
кислотных остатков. Соли самый распространенный, многочисленный и разнообразный по
свойствам класс неорганических соединений. С некоторыми из них вы уже познакомились. В
жизни вы постоянно встречаетесь с поваренной солью NaCl, питьевой содой – NaHCO3,
кальцинированной содой – Nа2CO3, мелом, известняком и мрамором – CaCO3 Сегодня мы
познакомимся с «химическими свойствами солей».
Учащиеся по вариантам выполняют задания:
а) установите соответствие;
б) логические ряды «Найди лишнее»;
в) найдите ошибку.
Вариант 1.
1 Установите соответствие
Формула
Название
1. CuSO4
2. Na2CO3
3. CaCl2
4. AgNO3
а) карбонат натрия
б) хлорид кальция
в) сульфат меди (II)
г) нитрат серебра
2.Логический ряд «Найди лишнее»:
а) H2SO4, CaCO3, BaCl2, CaO; б) Cu(OH)2, FeCl3, NaCl, AgNO3.
3. Проверь формулы солей по валентности, найди ошибку:
2KCl, BaSO4, NaРO4
Вариант 2.
1.Установите соответствие
Формула
1. FeSO4
2. CaCO3
3. Na2SO4
4. BaCl2
2.Логический ряд «Найди лишнее»:
а) Li2SO4, KOH, Pb(NO3)2, CO;
б) K2SO3, H3PO4, H2O, AgBr.
Название
а) карбонат кальция
б) сульфат натрия
в) хлорид бария
г) сульфат железа (II)
3. Проверь формулы солей по валентности, найди ошибку:
Ba(NO3)2, MgSO4, AlCl2 .
IV.Мотивация учебной деятельности
Учитель. Изучая химические свойства оксидов, кислот, оснований, мы можем сказать,
с какими веществами реагируют соли. Всегда ли возможны эти реакции? В каких случаях
реакция происходит необратимо? Следовательно, целью нашего урока является изучение
физических и химических свойств солей.
V. Изучение нового материала
1.Физические свойства солей
Учитель. Соли относятся к веществам немолекулярного строения. Вспомните, какие
свойства характерны для таких веществ. А теперь сравните свои ответы с данными опорного
конспекта. Далее учащимся предлагается рассмотреть образцы солей, сделать общий вывод
об их физических свойствах.
На демонстрационном столе образцы:
1.
2.
3.
4.
1.
2.
мел (карбонат кальция)
сода техническая (карбонат натрия)
медный купорос (сульфат меди)
поваренная соль (хлорид натрия
СаСО3 – твердое вещество, белого цвета, нерастворимо в воде.
Na2CO3 – твердое вещество, белого цвета, хорошо растворимо.
33.
4.
CuSO4 – твердое вещество, синего цвета, хорошо растворимо.
NaCl – твердое вещество, белого цвета, хорошо растворимо.
Вывод: соли твердые вещества, отличаются цветом, растворимостью в воде.
2.Химичекие свойства солей.
1. Взаимодействие с металлами. Каждый левее стоящий металл в ряду напряжений
вытесняет последующий из раствора его соли.
Fe+CuCI2=Cu+FeCI2
При каких условиях протекает эта реакция?
Определите тип реакции.
2. Взаимодействие со щелочами. В результате обязательно должно образоваться
нерастворимое основание. А сейчас сами напишите реакцию и определите тип реакции.
CuCI2+2NaOH=
3. Взаимодействие с кислотами. Два случая, когда реакция идет до конца. Первый
случай: получение нерастворимой кислоты – кремниевой.
NaSiO3+2HNO3=
(ребята записывают уравнение реакции и определяют тип реакции)
Второй случай – соли карбонаты или сульфаты реагируют с растворами кислот. Результат –
выделение газов CO2 или SO2
K2CO3+2HCI=
(ребята записывают уравнение реакции и определяют тип реакции)
4. Взаимодействие растворимых солей между собой с образованием осадка. Рассмотрим
алгоритм составления уравнения реакций
NaCI+AgNO3=
ребята записывают уравнение реакции и определяют тип реакции)
Общий вывод по теме: «Химические свойства солей»?
Ученик читает: Соли способны взаимодействовать со щелочами, кислотами и другими
солями.
Учитель: Правильно и в результате этих взаимодействий выпадает осадок или выделяется
газ.
Итак, сегодня мы познакомились со свойствами солей. А знаете ли вы, что применение солей
началось с незапамятных времен. Большинство солей широко используются в
промышленности и в быту. Например, всем известно применение поваренной соли, т.е.
хлорида натрия в быту. В промышленности он используется для получения гидроксида
натрия, соды, хлора, натрия и т.д. Соли азотной и ортофосфорной кислот в основном
являются минеральными удобрениями. Многие средства защиты растений от болезней,
вредителей, некоторые лекарственные вещества тоже относятся к классу солей.
VI. Закрепление изученного материала.
1
Беседа
4 назовите условия протекания реакции солей с металлами, почему для этой реакции не
используют щелочные металлы?;
к какому типу относится реакция между солью и металлом?;
что необходимо знать о реакции солей с основаниями?;
при каких условиях протекает реакции между двумя солями, к какому типу реакций
она относится, какие реакции называют реакциями обмена?;
каковы особенности протекания реакции солей с кислотами, к какому типу она
относится?
2. Работа в группах
Группа №1
Задание: допишите схемы реакций, составьте химические уравнения:
а) HgSO4 + Mg
б) SrSO3 + HBr
в) CrSO4 + KOH
Группа №2
Задание: вместо точек вставьте формулы солей и преобразуйте схемы реакций в
химические реакции:
а) … + Mn … + Cu
б) … + HI … + HNO3
в)… + H2SO4 …+ CO2 + H2O
Группа №3
Задание: напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно
осуществить превращение:
ZnCl2 ZnCO3ZnOZn(NO3)2
Проверка заданий у доски, анализ ошибок.
VII. Итог занятия.
Какую тему изучали?
Чем занимались на уроке?
VIII. Рефлексия «Сигнальные карточки»
Зеленая – «Мне было интересно»
Синяя – «Я усвоил новую информацию»
Желтая – «Мне было сложно»
5Красная – «Я ничего не понял»
IX. Домашнее задание.
47, выполнить задание №1 на стр.164
6