Конспект урока по химии в 8 классе по теме Основания
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
22.01.2019
Тема урока: «Основания»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока:
Предметные: обучающиеся должны объяснять принципы деления веществ на классы: оксиды, основания. Перечислять признаки оксидов, оснований, устанавливать аналогии между веществами, создавать обобщения по классам веществ.
Метапредметные:
-развивать интеллектуальные способности обучающихся:
-анализировать полученную информацию, выделять главное в каждом классе неорганических веществ, существенное,
-делать выводы при выборе конкретного вещества, предложенном учителем,
-сотрудничать с одноклассниками, работая в группе,
-совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
Личностные: учиться работать в группах, продолжить формировать коммуникационную компетентность, работать над заданием, связывая его с реальными жизненными ситуациями.
Основания. Модульный урок.docx
Тема урока: «Основания»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока:
Предметные: обучающиеся должны объяснять принципы деления веществ на классы: оксиды, основания. Перечислять признаки
оксидов, оснований, устанавливать аналогии между веществами, создавать обобщения по классам веществ.
Метапредметные:
развивать интеллектуальные способности обучающихся:
анализировать полученную информацию, выделять главное в каждом классе неорганических веществ, существенное,
делать выводы при выборе конкретного вещества, предложенном учителем,
сотрудничать с одноклассниками, работая в группе,
совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
Личностные: учиться работать в группах, продолжить формировать коммуникационную компетентность, работать над заданием,
связывая его с реальными жизненными ситуациями.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование. На столе учителя: образцы оснований (Ca(OH)2, Cu(OH)2), растворы щелочей NaOH, KOH, индикаторы: фенолфталеин,
лакмус, метиловый оранжевый, пробирки, раствор Ca(OH)2.
На столах учащихся: стеклянные палочки, вода в стакане, реактивы: гидроксид натрия (кристаллы), свежеполученный гидроксид
меди(II), фенолфталеин Этап урока
Учебный материал с указанием задания
1. УЭ0
(Цель: создать
Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка
оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
мотивацию к учебной
деятельности)
Из следующего списка выпишите: оксиды.
СuО, KOH, LiOH, Fe2О3, Nа2O, Fe(ОН)2, Fe(ОН)3, ZnО, SO2, Cu(OH)2.
Создание проблемной
ситуации
Как вы думаете, какие вещества оказались не выписанными?
Запишите их в третий столбик.
Проанализируем их. Какие это вещества: простые или сложные?
Эти вещества являются сложными по составу.
Что их объединяет? Что стоит на первом месте в формулах?
Атом металла.
Что стоит на втором месте?
Группа ОН
Эта группа атомов называется гидроксогруппой, а вещества – гидроксидами или
основаниями.
Какой класс веществ мы будем изучать сегодня?
Руководство по
усвоению учебного
материала
запишите в тетрадях
формулы,
фронтально
вслух проверьте, дайте
названия веществам.
Новый класс веществ.
2. УЭ1
Основания
Назовите тему сегодняшнего урока?
Запишите тему урока и (Цель: формирование
Основания.
план в тетради.
у учащихся
способности
самостоятельно
ставить учебные цели
на урок)
3. УЭ2
(Цель: формирование у
учащихся способности
самостоятельно
сформулировать
понятие оснований,
вывод формул
оснований)
Давайте наметим план, по которому будем изучать эту тему. Что мы хотим узнать
о данном классе соединений?
План
1. Определение.
2. Классификация оснований.
Сколько гидроксогрупп содержится в каждой из этих формул?
Разное количество
А атомов металла?
Всегда один
Следовательно, чему равен заряд гидроксогруппы?
Единица
Чем будет определяться количество гидроксогрупп?
Степенью окисления металла
Сформулируйте определение оснований.
Основания – сложные вещества, состоящие из атома металла и одной или
нескольких гидроксогрупп
выведите общую формулу оснований по составленному определению.
Ме(ОН)п
4. УЭ3
Работа в группах.
Запишите определение и
общую формулу в
тетради. (Цель: научить
учащихся давать
названия основаниям)
Давайте дадим названия новым веществам: LiOH, Fe(ОН)2, Fe(ОН)3
Для этого необходимо составить алгоритм. Используем текст § 31 стр. 138.
Составить алгоритм:
гидроксид + название
металла в родительном
падеже (степень
окисления в случае ее
переменности) Ученики
называют устно: LiOH –
гидроксид лития,
Fe(ОН)2 гидроксид
железа(II), Fe(ОН)3
гидроксид железа(III).
Составьте формулы по названиям: гидроксид калия, гидроксид магния, гидроксид
натрия, гидроксид меди(II), гидроксид алюминия, гидроксид хрома(III).
Некоторые основания имеют тривиальные названия, найдите их названия в тексте
выполните задание в
тетрадях.
параграфа с. 138 и запишите в тетрадь:
KOH – едкое кали; NaOH – едкий натр; Ba(OH)2 – едкий барит; Ca(OH)2 – гашеная
известь, в растворе – известковая вода. УЭ4
(Цельнаучить
классифицировать
основания по
количеству
гидроксогрупп)
Установите соответствие формул и названий веществ:
NaOH гидроксид алюминия
Mg(OH)2 гидроксид магния
Al(OH)3 гидроксид натрия
Выполните задание,
зачитайте
Разделите на три колонки гидроксиды
По какому признаку вы их разделили?
По количеству гидроксогрупп
Таким образом, мы провели первую классификацию – по составу.
Классификация по составу:
х = 1 однокислотные основания;
х = 2 двухкислотные основания;
х = 3 трехкислотные основания.
УЭ5
Цель: освоение
универсальных
естественнонаучных
способов
Но существует еще одна классификация. Проведем эксперимент.
В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится
работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении
работ. Помните, работа со щелочами требует осторожности, избегайте попадания их
на кожу и одежду. Недаром их называют едкими.
Повторите правила
работы со щелочами деятельности:
наблюдение, учебное
исследование,
На столах в двух пробирках содержатся твердые вещества. В одной – вещество
белого цвета – гидроксид натрия, во второй – синего цвета – гидроксид меди (II).
выявление причинно
следственных связей
Добавьте в обе пробирки воды и перемешайте палочками. Что наблюдаете?
Белое вещество растворилось, а синее – нет.
Проведите опыты,
сделайте вывод
Следовательно, на какие еще группы делятся основания?
Растворимые и нерастворимые в воде
Растворимые в воде основания называют щелочами. Их образуют активные металлы
главных подгрупп I и II групп периодической системы. Определить растворимость
оснований в воде можно экспериментально, но не всегда. Будем пользоваться
таблицей растворимости.
Классификация по растворимости
Растворимые Нерастворимые
(щелочи)
Запишите в тетрадях примеры щелочей и нерастворимых оснований, пользуясь
таблицей растворимости.
Растворимые основания способны изменить цвет специальных веществ –
индикаторов.
выполните работу в
тетрадях, затем
фронтально проверьте.
УЭ6 Лабораторный
опыт
(Цель: дать понятие индикатор. Действие
Индикаторы – вещества, изменяющие цвет в зависимости от среды.
индикаторов)
Проверим, как изменяет цвет фенолфталеин в щелочной среде. Прилейте раствор
фенолфталеина к полученному раствору в ваших пробирках. Как изменилась
окраска раствора?
Раствор стал малиновым.
Проверим, как изменяет цвет лакмус и метиловый оранжевый в щелочной среде.
Учитель проводит эксперимент.
Делаем комментарии,
записываем в тетрадь
Проверим, изменяет ли цвет индикатора нерастворимые в воде основания.
Прилейте раствор фенолфталеина в пробирку с гидроксидом меди (II).
Сделайте вывод.
Нерастворимые основания окраску индикаторов не изменяют.
По таблице растворимости определите, к какому классу относится гидроксид
кальция.
Основаниям.
Гидроксид кальция относится к малорастворимым
Давайте проверим, будет ли этот гидроксид изменять окраску индикаторов?
Учитель приливает к Ca(OH)2 воду и фенолфталеин. Цвет индикатора изменяется на
малиновый.
Ca(OH)2 – щелочь.
Из курса природоведения вспомните, как можно обнаружить углекислый газ?
Определение записываем в Известковая вода мутнеет при пропускании углекислого газа.
Реакции, которые используют для обнаружения вещества, называются
качественными.
тетрадь
– Что нового вы узнали сегодня о гидроксидах?
– Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
– Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их
значимости в дальнейшей деятельности.
Я понял, что …
Я научился …
Мне необходимо …
УЭ7
(Цель: формирование
у учащихся
способности подводить
итоги урока, обобщать,
делать выводы,
характеризовать свои
действия)
Домашние задание. прочитать текст § 31 (Кузнецова Н.Е. Химия: 8 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е. Кузнецова. 4е изд.,
перераб. – М.: ВентанаГраф, 2015. – 256с.: ил.
ответить на вопрос № 1 4 Поиграйте в «крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы оксидов.
Приложение 1.
HCl
O2
Fe(OН)2
SO2
Al(OН)3
H2CO3
NaOH
Li2S
NaBr
Конспект урока по химии в 8 классе по теме Основания
Конспект урока по химии в 8 классе по теме Основания
Конспект урока по химии в 8 классе по теме Основания
Конспект урока по химии в 8 классе по теме Основания
Конспект урока по химии в 8 классе по теме Основания
Конспект урока по химии в 8 классе по теме Основания
Конспект урока по химии в 8 классе по теме Основания
Конспект урока по химии в 8 классе по теме Основания
Конспект урока по химии в 8 классе по теме Основания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.